Тема занятия: Теория познания

Цель занятия: раскрыть содержание гносеологии и основные философские подходы к решению проблемы познания, определить роль практики в процессе познания, выявить уровни и формы познания, рассмотреть проблему истины и ее видов, выявить роль интуиции в процессе познания.

Организационная форма занятия: семинар

Вопросы, выносимые на обсуждение

1. Проблема познаваемости мира и ее решение в истории философии.

2. Структура знания. Чувственное и рациональное познание.

3. Проблема истины в философии.

Методические рекомендации

Основные понятия, необходимые для усвоения темы: гносеология, субъект, объект, предмет, цель познания, отражение, практика, истина, интуиция, творчество, заблуждение ошибка.

В первом вопросе необходимо определить характер гносеологических подходов к проблеме познания в истории философии: гносеологический оптимизм) агностицизм скептицизм; рассмотреть основные направления современной теории познания; раскрыть сущность гносеологических категорий: субъект и объект познания, условия познания, цель, средства и результат познавательной деятельности. С этой целью можно обратиться к следующей учебной литературе: Спиркин А.Г. Философия: учебник.–М.: Гардарики,2008.–Гл.12, § 1-6; Введение в философию. Учебник для вузов / Под ред. И.Т. Фролова. – М., 2007.–Гл6, §1,2; Философия: Учебник для вузов/ Под общ. Ред. В.В.Миронова.–М.:Норма,2005.–С. 557-560; (Эл.ресурс: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Mironov/.)

Во втором вопросе необходимо дать развернутую характеристику структуры знания, рассмотреть формы чувственного (ощущение, восприятие, представление) и рационального (понятие, суждение, умозаключение)познания, отметить односторонность взглядов сенсуализма и рационализма на проблему познания.

При ответе на третий вопрос важно заметить, что в гносеологии ведущей проблемой является проблема истины. Далее необходимо дать определение истины, указать на характерные черты истины, рассмотреть основные виды истины (конкретная, относительная, абсолютная); обосновать роль практики как критерия истины. Учебная литература, рекомендованная к данной теме: Спиркин А.Г. Философия: учебник.–М.: Гардарики,2008.–Гл.12, § 8; Введение в философию. Учебник для вузов / Под ред. И.Т. Фролова. – М., 2007.–Гл6, §1,2; Философия: Учебник для вузов/ Под общ. Ред. В.В.Миронова.–М.:Норма,2005.–С. 557-560; (Эл.ресурс: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Mironov/.); Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник для вузов.–М.,2008.–ГлX.

Литература

Основная

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник для вузов.–М.,2008

2. Введение в философию. Учебник для вузов / Под ред. И.Т. Фролова. – М., 2007.

3. Марков Б.В. Философия. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2009.

4. Спиркин А.Г. Философия: учебник.–М.: Гардарики,2008

5. Философия для бакалавров / Под ред. В.И. Пржиленского. – Ростов н/Д., 2007. – 3.2.2.

6. Философия: Учебник. / Под ред. Т.Ю.Сидориной, В.Д. Губина. – 4-е изд. – М.: Гардарики, 2008.

7. Философия: учебник: Под. Ред. Кохановского В.П. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011.

Дополнительная

1. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. – М.: Прогресс – Традиция, 2003.

2. Корчажкина О.М. Диалектика познания и обучения мышлению: размышляя вместе с Ильенковым // Вопросы философии. – 2008. – № 11

3. Лешкевич Т.Г. Философия науки: учеб.пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. – М.: Инфра-М, 2006.

4. М. Эндрю. Реальная жизнь и искусственный интеллект // «Новости искусственного интеллекта», РАИИ, 2000

5. Новиков А.А. О парадоксе объективности и роли необъектных факторов в познании // Философские науки. – 2007. – № 11.

6. Режабек Е.Я. Как возможно познание внешнего мира? К критике философского конструктивизма: Часть 1,2 // Эпистемология и философия науки. – 2006. – № 3, № 4.

7. Философия для бакалавров / Под ред. В.И. Пржиленского. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

8. Философия: Учебник для вузов/ Под общ. Ред. В.В.Миронова.–М.:Норма,2005.

9. Философский словарь /под ред. И.Т. Фролова. – М., 2008.

Интернет-ресурсы

1. Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/

2. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

3. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/

4. Спиркин А.Г. Философия Электронный учебник. http://www.gumfak.ru/filos_html/spirkin/content.shtml

5. Электронная гуманитарная библиотека. http://www.gumfak.ru/filos_html/kanke/kanke09.shtml

6. philosophy.ru/library - электронная библиотека Института философии РАН

7. Фролов И.Т. Введение в философию: учебное пособие для ВУЗов. Познание. Познание как предмет философского анализа // http://society.polbu.ru/frolov_intphilosophy/ch87_i.html

8. Канке В. Философия. Философия познания и науки // http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/kanke/08.php

9. Познание как предмет философского анализа // http://www.reflist.ru/doc/11372.shtml

10. Теория познания и философия науки. Общие проблемы теории познания. Структура науки. Илларионов С.В. // http://artema.fopf.mipt.ru/lib/phil/ill.html

Задания для развития и контроля владения компетенциям

1. Раскройте этимологию понятий «гносеология» и «эпистемология». Покажите неразрывную связь онтологии и гносеологии.

2. Что является творческой, мыслительной деятельностью человека?

3. Какие направления и концепции в учении о познании вы знаете?

4. Каковы основные доктрины сенсуализма и рационализма и в чем состоит их ограниченность?

5. Какие формы чувственного и рационального познания вы знаете? Прокомментируйте коротко каждую из них.

6. Что такое истина? Как вы понимаете объективность и субъективность истины?

7. Докажите, что практика ставит познанию цели, формирует его социальные задачи.

8. Что такое заблуждение и чем оно отличается от лжи?

9. Какова роль интуиции в процессе познания? Каково ваше отношение к проблеме интуитивного знания?

Наши рекомендации