Психоанализ: своеобразие учения, представители. Философия З. Фрейда, К.Г Юнг об архетипах.

1. Психоанализ— направление в современной философии, объяс­няющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества.

Основателем психоанализа считается австрийский ученый -психиатр Зигмунд Фрейд(1856 - 1939). Началом психоанализа можно считать два главных открытия, сделанных Фрейдом:

• бессознательного— особой психической реальности, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует сознание;

• реакция вытеснения(из сознания в бессознание) отрицатель­ных эмоций, отрицательного опыта, всего того, что нарушает равновесие и здоровье психики как способа психологиче­ской зашиты.

2.Фрейдом выделяются две схемы психики:

•топографическая;

• динамическая.

При топографическом подходебессознательное представляет­ся в виде большой прихожей, где ожидают своего часа разнооб­разные мысли, желания, эмоции человека. Сознание — небольшой кабинет, куда периодически "вызываются" посетители: мысли и желания человека. Между прихожей и кабинетом стоит страж, который впускает в сознание только угодные сознанию мысли. Иногда страж уходит, засыпает, и часть "ненужных посетителей" прорывается в кабинет — в сознание. Но затем они снова изго­няются вернувшимся (проснувшимся) стражем в прихожую.

При динамической схемепсихика представляется как сово­купность трех слоев - Оно, Я, Сверх-Я.

•"Оно" — мир бессознательного, где содержатся мысли и же­лания человека.

• "Я" - сознание человека, посредник между всеми компонен­тами психики.

• "Сверх-Я" — давящая и влияющая на личность внешняя ре­альность, "внешняя цензура": законы, запреты, мораль, куль­турные традиции.

"Я" пытается подчинить себе "Оно". Это редко удается сделать. Обычно "Оно" в скрытых или открытых формах подчиняет "Я". Фрейд сравнивает "Я" со всадником и лошадью: всадник ("Я") с первого взгляда контролирует лошадь, дает ей команды, но лошадь ("Оно") — сильнее всадника и в действительности несет всадника на себе. В некоторых случаях всадник вообще теряет контроль над лошадью и вынужден скакать вместе с ней, куда она его повезет. Также "Сверх-Я" — нормы и запреты - часто подчиняет "Я".

Таким образом, "Я" человека (по Фрейду - "несчастное че­ловеческое Я")испытывает мощное давление с трех сторон:

•бессознательного - "Оно";• внешнего мира;• норм, запретов - "Сверх-Я";

и чаще всего подавляется чем-нибудь из них.

3. Согласно Фрейду главными факторами,которые руководят и направляют психикой человека, являются:

• удовольствия— психика подобно компасу так или иначе ищет пути к удовольствию;

• вытеснение— психика вытесняет в бессознательное неприемле­мые, запрещенные желания и идеи (асоциальные, сексуальные). Вытесненные в бессознательное, не прошедшие "цензуру"

желания, мысли подвергаются сублимации— преобразованию в другие "разрешенные" типы социальной деятельности и куль­турного творчества.

4. Что является "ядром"бессознательной сферы?

Согласно первой психологической системев основе бессозна­тельного лежит "либидо"— сексуальное влечение, сексуальный инстинкт. Либидо ищет свое выражение:

•в сексуальных действиях;

• в других сферах жизни через сублимацию (преобразование) сексуальной энергии в. несексуальную.

Частой причиной замещения сексуального объекта на несек­суальный являются социальные нормы, традиции, запреты. Сексуальный импульс, по Фрейду, может быть реализовантрояко:

• "выпущен на свободу" через непосредственные действия, как сексуальные, так и несексуальные;

• вытеснен в бессознательное;

• подавлен, лишен энергии через реактивные образования (стыд, мораль).

Таким образом, психическая деятельность человека есть про­цесс превращений его сексуального инстинкта. Данная теория вызвала протест в Европе.

5. В 20-е гг. ХХ в. Фрейд разрабатывает вторую психологиче­скую систему,где по-новому смотрит на проблему возникнове­ния энергии бессознательного.

Центральные понятия данной системы — Эрос и Танатос.

Эрос (инстинкт жизни)лежит в основе конструктивного по­ведения человека, созидания. Благодаря ему человек обеспечи­вает свои потребности и продолжает род.

Танатос (инстинкт смерти)подталкивает человека к деструк­тивной деятельности, разрушению всего того, что кажется ему "чужим" и опасным.

Жизнь человека — постоянное взаимодействие Эроса и Танатоса.

Карл Густав Юнг(1875 — 1961) выдвинул теорию архетипов.

По мнению К. Г. Юнга, существует личное и коллективное бессознательное. Личное бессознательное – все психологические приобретения личного существования: все, что человек думал, чувствовал, а потом забыл, вытеснил или подавил, т.е. личный багаж, который человек накапливает в течение всей жизни. Коллективное бессознательное надличностно, т.е. его содержание никогда не было чьим-то личным чувствованием, восприятием или мыслью, – это психологический багаж всего человечества, который проявляется в мифах, сказках, искусстве и литературе в виде повторяющихся образов и сюжетов. Коллективное бессознательное не зависит от конкретной эпохи и культуры – это то общее, что объединяет все народы.

Содержание бессознательного состоит из архетипов. Слово "архетип" происходит от греческого arche – "начало" и typos – "образ"; буквальный смысл термина "архетип" – изначальный, исконный образ. В работах К. Г. Юнга можно найти несколько различных определений архетипов:

• изначальные, исконные образы, присущие целым народам и эпохам;

• общие мифологические мотивы всех народов и времен;

• общая форма всегда возвращающегося душевного переживания;

• психический остаток бесчисленных переживаний одного и того же типа;

• формальные образцы переживаний и поведения, на основе которых формируются конкретные стереотипы поведения и переживания людей разных эпох и культур.

Согласно Юнгу жизненная (а не только сексуальная) энергия человека, наталкиваясь на непреодолимые препятствия окру­жающей жизни, переводится не в индивидуальное бессознатель­ное, а во всеобщее бессознательное в виде архетипов. Архетипы— универсальные образы, "код" общечеловеческой вытесненной жиз­ненной энергии. Ими могут быть содержание снов, мифы, бред душевнобольного, парапсихологические эффекты, грезы, галлю­цинации. Архетипы — "зашифрованная" история человечества, высшие истины.

Цель философии - помочь человеку "расшифровать" архетипы,понять их смысл, а через них — себя и окружающую действитель­ность.

Наши рекомендации