Т. Гоббс о познании и государстве

Философия Т. Гоббса. Учение о познании и государстве. "Левиафан".

а) ТомасГоббс (1588 - 1679), ученик и продолжатель философской традиции Ф. Бэкона.

б) Основные постулаты:

· решительно отвергалтеологическую схоластическую философию;

· целью философии виделдостижение практических результатов в деятельности человека, способствовании научно-техническому прогрессу;

· в споремежду эмпиризмом (опытным познанием) и рационализмом (познанием с помощью разума) выступил на стороне эмпиризма;

· критиковалрационалистическую философию Декарта; был убежденным материалистом;

· считал важнейшей философской проблемой вопросы общества и государства(разработал теорию государства, первым выдвинул идею, согласно которой в основе возникновения государства лежал общественный (совместный) договор);

· основной предмет философских интересов Гоббса - гносеология(учение о познании) и проблема государства (считал, что человек осуществляет познание главным образом благодаря чувственному восприятию).

в) Чувственное восприятие- это получение органами чувств (глаза, уши и т. д.) сигналов из окружающего мира и их последующая переработка. Данные сигналы Т. Гоббс именует «знаками» и дает их следующую классификацию:

· сигналы- звуки, издаваемые животными для выражения своих действий или намерений («пение» птиц, рычание хищников, мяуканье и т. д.);

· метки- различные знаки, придуманные человеком для общения;

· естественныезнаки - «сигналы» природы (гром, молния, тучи и т, д.);

· произвольные коммуникативные знаки -слова различных языков;

· знаки к роли «меток»- специальная «закодированная» речь, понятная немногим (научный язык, язык религии, жаргон и т. д.);

· знаки знаков- имена имен - универсалии (общие понятия).

Nb: В качестве метода познания Т. Гоббс выступал за одновременное использование как индукции, так и дедукции.

г) Проблема общества и государства,по Гоббсу, - главная в философии, поскольку цель философии - помогать человеку добиваться практических результатов в своей деятельности, а человек живет и действует в обществе и конкретном государстве.

д) Философ стал автором всемирно известной книги «Левиафан»(«Чудовище» - вышла в 1651 г. в период диктатуры Кромвеля), в которой обосновал теорию общества и государства. Суть данной теории в следующем:

· человек обладаетизначально злой природой;

· движущей силойдействий человека являются личная выгода и эгоизм, страсти, потребности, аффекты; указанные качестваприводят к осознанию каждым человеком права на все;

· право каждого человекана все и пренебрежение к интересам других приводит к «войне всех против всех», в которой не может быть победителя и которая делает невозможной нормальную совместную жизнь людей и экономический прогресс;

· в целяхсовместного выживания люди заключили общественный (совместный) договор, в котором ограничили свои притязания и «право всех на все»;

· для предотвращения«войны всех против всех», подавления крайнего эгоизма возник общий институт (механизм) для регулирования жизни в обществе - государство;

· чтобы эффективно выполнятьсвои очень трудные функции, государство должно стать всесильным;

· государство- непоколебимое, многоликое, всесильное чудовище "Левиафан", которое «пожирает и сметает все на своем пути» - сила, которой невозможно противостоять, но которая необходима для поддержания жизнеспособности общества, порядка и справедливости в нем.


46. «Я»-концепция Иоганна Готлиба Фихте

субъект (Я) - это единственное, что реально и абсолютно. Весь остальной мир, в том числе и мир природы, есть продукт деятельности "Я" и его можно назвать "не-Я", инобытием "Я".

Первый принцип: "Я" первоначально полагает свое собственное бытие". Это означает, что "Я", человек, является исходным пунктом всех последующих актов.
Второй принцип: "Я" безусловно противополагается "не-Я". Это означает, что бытие "Я" потенциально содержит в себе нечто, что, будучи актуализированным, противостоит ему и называется "не-Я".
Третий принцип: "Я" по своей структуре противоречиво, внутри него противополагаются друг другу частичное "Я" и "не-Я".

Если "Я" определяется через "не-Я", то "Я" выступает в качестве практического. Теоретическое "Я" необходимо для того, чтобы существовало практическое "Я", ставящее цели и реализующее их. Деятельность "Я" абсолютна: оно само обеспечивает себя задачами, причем делает это бессознательно. В результате деятельности "Я" получается мир, лишенный самостоятельности и являющийся только объектом изменений. Изменяя и переделывая мир, практическое "Я" приближается к тождеству с самим собой. Идеал развития общества, по Фихте, есть совпадение индивидуального и абсолютного "Я" и осознание того, что вся предметная сфера, окружающая человека, есть результат его деятельности.



Наши рекомендации