Выразите круговыми схемами отношения объёмов понятий.

1) Слон; житель Африки; существо, с которым не желательно встречаться в узком месте; многопудовость. 2) Белый слон, умеющий играть на зулейке; белый слон, умеющий танцевать качучу; белый слон, умеющий играть в шашки; белый слон, умеющий играть в шашки, танцевать качучу и вязать на спицах.

Назовите ближайшие род и вид по отношению к следующим понятиям.

Неуклюжесть, грация, танцор, солист слоновьего ансамбля танцев.

3. К каким видам относятся эти определения и какие правила в них нарушены.

1) Слон – это тот, с кем нежелательно встречаться на узенькой тропинке. 2) Слон – это не тот, кто произошёл от мыши, вследствие раздувания её самодовольства. 3) Слон – это тот, кто воплощает в себе все качества слона. 4) Слон – это живая гора, которая начинает ворочаться, только если её пощекотать в носу или за ухом. 5) Слон – это тот, кто дружит с бегемотом и стал таким большим от избытка дружелюбия.

Нарушены ли правила деления, если да, то какие.

1) Слоны делятся на тех, кто не участвовал в полярных экспедициях, тех, кто участвовал в экспедициях на Северный полюс, и тех, кто участвовал в экспедициях на Южный полюс. 2) Слоны бывают стройными, достающими макушкой до потолка, топающими ногами от нетерпения. 3) Среди слонов попадаются коллекционеры марок, пластинок, открыток и значков. 4) Одни слоны носят красные балдахины, другие – синие, а третьи – жёлтые.

Придайте суждениям логическую форму.

1) Слон Бимбо сегодня был явно не в духе. 2) Действия некоторых других слонов на арене также не входили в план представления. 3) Среди зрителей этого никто не заметил. 4) Дрессировщик слона Бимбо сеньор Джулиано не огорчился. 5) Некоторые его представления раньше вообще заканчивались полным разгромом цирка.

Сформулируйте суждения, противоречащие и противоположные данным.

1) Ни один слон не выписывает «Times» на дом. 2) Все слоны читают прессу в библиотеке. 3) Ни одна юная слониха не станет читать журнал «Охота и рыболовство».

Сформулируйте суждения, противоречащие и совместимые с данными.

1) Некоторые слонята тайком курят. 2) Некоторые юные слонихи не читают журнал «Cosmopoliten». 3) Некоторые поступки некоторых юных слоних об этом свидетельствуют.

Представьте эти сложные суждения в символической записи.

1) Слонихе трудно играть на арфе, если рядом скопились недоброжелатели и она сидит на муравейнике. 2) Она тогда начинает ёрзать или незаметно подпрыгивает, и тогда публика в страхе разбегается и не высовывает носа неделю. 3) Если слониха и играет одна, то только по выходным или пасмурным дням, а в погожий день её к арфе не тянет.

Сделайте обращение.

1) В гости к слонихе вчера приехала её тётушка из Бужумбуры. 2) Этой тётушке некоторые местные обычаи не понравились. 3) Праздник мамбасы не произвёл на неё впечатления. 4) Некоторые заявления тётушки были довольно бесцеремонны.

Сделайте превращение.

1) Этот слон не любит жужжания мух. 2) Оно напоминает ему о воздушном перелёте в Европу. 3) Некоторые моменты были особенно неприятны. 4) Некоторых стойких слонов в самолёте не укачивает.

Сделайте противопоставление субъекту и противопоставление предикату.

1) Ни один слон не предпочтёт газете радио. 2) Все слоны большие любители газетных сплетен.

12. Выведите, если это возможно, заключение из каждой пары посылок. Укажите фигуру и модус. Если заключения нельзя вывести, укажите, какое правило силлогизма нарушено.

1) Слонам не выдают пособия по большеухости.

Некоторые слоны во время танца наступают себе на уши.

2) Передовицы некоторых газет слоны активно обсуждают.

Некоторые кипучие бездельники являются слонами.

3) Все намерения общества борьбы с курением поддерживаются слонами.

Слоны не поддерживают только борьбу с трубочным табаком.

4) Некоторые активисты общества любителей слоновьего пения глухи.

Ни один соловей не глух.

5) Все жители пампас дружат с Белым слоном.

Некоторые из тех, кто дружит с белым слоном, черны как уголь.

Восстановите энтимемы. Укажите фигуру и модус. Если восстановление невозможно, укажите, почему.

1)Слоны не способны перелететь Атлантику, значит их крылья слишком маленького размера. 2) Он не ездит на белом слоне, значит он не Великий Могол. 3) Если некоторые студенты не изучали слоноведения, то они не смогут восстановить эту энтимему. 4) Все, кто от радости может подпрыгнуть на четыре метра, гуляли на свадьбе слона, значит некоторые их гулявших на свадьбе слона не носят кеды.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Любая из этих книг (учебников и пособий) пригодится при решении наших задач.

Гетманова А.Д. Логика. М., 2000.

Ивин А.А. Логика. М. 1996.

Ивлев Ю.В. Логика. М. 2000.

Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика М., 1999.

Кобзарь В.И. Основы логических знаний. СПб. 1999.

Светлов В.А. Практическая логика. СПб. 1995.

Тоноян Л.Г. Сборник задач и упражнений по логике. 1999.

Дополнительная

Минто В. Индуктивная и дедуктивная логика. М. 1998.

Формальная логика / под ред. И.Я. Чупахина и И.Н. Бродского. Л. 1977.

Челпанов Г.И. Учебник логики. М. 1994.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Как решать задачи по теме «Понятие»

1. Изображение отношений объёмов понятий круговыми схемами.

2. Род и вид

3. Виды определений и ошибки при определении

4. Ошибки при делении объёма понятия

Как решать задачи по теме «Суждение»

1. Придание суждениям логической формы

2. Отношения между суждениями по логическому квадрату

3. Логический анализ структуры сложного суждения

Как решать задачи по теме «Умозаключение»

1. Обращение суждений

2. Превращение суждений

3. Противопоставление субъекту и противопоставление предикату

4. Выведение следствия из посылок по правилам простого

категорического силлогизма

5. Восстановление энтимемы

Контрольные работы

«Слоны»

«Страусы»

«Морские свинки»

«Черепахи»

Литература

[1] Из Л. Кэролла

[2] Этот и следующий примеры взяты у А.П.Чехова

[3] Из В.Высоцкого

Наши рекомендации