Дикция и выразительное чтение
Чего не хватает нашей речи
Что такое дикция? Дикция означает произношение; при этом имеется в виду, естественно, степень отчетливого произношения слов и слогов в речи, а также при чтении вслух или пении. Дикцию по отношению к орфоэпии можно сравнить с почерком по его отношению к орфографии. Человек со скверным почерком рискует быть непонятым адресатом, которому направлена корреспонденция. Человек с плохой дикцией заставляет собеседника либо пропускать мимо ушей часть воспринимаемой на слух информации, либо переспрашивать много раз. Такой человек нередко является предметом насмешек, особенно если он «глотает» отдельные звуки, что-то бормочет про себя или гнусавит, даже выступая с большой трибуны, а сама его речь нервная, с оговорками или нерасчлененная, монотонная Конечно, это крайний случай, но все же значительная часть студентов нуждается в постановке своего голоса.
Имейте в виду, что все органы речевого аппарата принимают участие в создании звучности, темпа, высоты, тембра и артикуляции, которые в своей совокупности и определяют характер дикции.
Звучность голоса
Звучность голоса помогает молодым людям не только перекричать друг друга во время споров, но и сделать так, что их ответ у доски будет слышен всей аудитории, даже тем, кто сидит далеко от выступающего. Как часто выступающему кричат с места: «Говорите громче!» А бывает, и преподаватель попросит то же самое. Но звучность голоса (специалисты называют ее полетностью) - это не совсем то же самое, что громкость, сила. Звучность еще связана с выразительностью, с фразовым (логическим) ударением, что достигается путем напряжения в голосе. Сравним произношение одного и того же предложения, но с разным фразовым ударением:«Завтра не будет снега» (а не в какое-то другое время); «Завтране будет снега» (отрицание действия), «Завтра не будетснега» (но возможен дождь).
Так как же добиться звучности? Оказывается, звучность голоса зависит от двух причин. Первая причина чисто психологическая: отсутствие уверенности в себе и эмоционального подъема. Представьте себе, что на экзамене какой-то студент вытащил билет с незнакомыми или малознакомыми вопросами. Если он не уверен в своих знаниях, стоит или сидит перед преподавателем ни жив, ни мертв, какой у него может быть звучный голос?! Если же какому-то студенту попался билет с хорошо знакомыми вопросами, если он владеет материалом, да у него в запасе интересные примеры, голосу и приказывать не надо. От радости, от сознания, что ему повезло, он может отличиться перед учителем и товарищами, такой студент придаст такую силу своему голосу, что и сам удивится. Следовательно, если вы хотите, чтобы ваш голос при выступлении звучал, как колокольчик или даже как колокол, хотя бы небольшой величины, знайте хорошо вопрос, по которому вы выступаете.
Но звучность голоса зависит от причин не только психологического, но и физического свойства. К этим свойствам относится прежде всего правильное дыхание. Ваше дыхание должно быть глубоким, частым и контролируемым. Покажем это на примере. Допустим вам надо дать определение закона Архимеда, даже неполное: «На всякое тело, погруженное в жидкость, действует со стороны этой жидкости выталкивающая сила, равная весу выталкиваемой телом жидкости». Если вы даже не выдохнете весь запас воздуха из легких перед тем, как проговорить громко это определение, все равно к концу тирады у вас голос ослабнет и вы перейдете на высокие тона, но звонкости голосу не добавится. Для этого необходимо наладить во время речи достаточно глубокое дыхание, не боясь, что кратковременные паузы (может быть, в доли секунды) нарушат впечатление от вашего высказывания. Не заблуждайтесь и в другом: делать вдохи только при знаках препинания или по окончании фразы. Помните, что длинные предложения невозможно произнести на одном дыхании, да еще с необходимой силой и звучностью голоса. Если вы не будете делать вдохи по мере необходимости, а не только ориентируясь на знаки препинания, то в конце вашей длинной фразы может послышаться неразборчивое бормотание.
Когда вы выступаете (а выступлением является и ваш ответ на семинарском занятии, и доклад на конференции), не только дышите глубоко и часто, все время поддерживая запас воздуха в легких, но и контролируйте ваше дыхание. Каким образом? Воздух надлежит выталкивать из легких не весь сразу, a перерывами, с различной силой и быстротой в зависимости от важности произносимых слов и фраз. Конечно, этому надо учиться, если у вас не получается подсознательное, автоматическое контролирование сразу. Положите одну руку на живот, вторую – на грудь, произнесите «а» вначале резким, интенсивным выталкиванием воздуха, а потом более медленным, сдержанным. Таким же образом проделайте, произнося слова но, нос, май. И вы убедитесь, что контролировать дыхание можно. Только постарайтесь при этом не стесняться, не нервничать, побороть робость.
Нормальный темп
Четкость в произношении во многом зависит и от его темпа. Темп – это прежде всего скорость речи. Эта скорость может быть различной в зависимости от содержания выступления и характера самого выступающего. Чем важнее содержание, тем сдержаннее должна быть речь. Конечно, здесь не имеются в виду нестандартные ситуации, вроде автомобильной аварии. Несомненно, что в этой ситуации каждый постарается побыстрее дать команду: «Позвоните в ГАИ!» или «Вызовите скорую помощь!» Выступающие публично чаще всего грешат торопливостью речи. Это может быть от робости, от излишнего возбуждения, от невнимания к нуждам слушателей (лишь бы поскорее отговорить, «отделаться»). Другая крайность – вялость речи, которая свойственна обычно леноватым, замкнутым в себя людям. Они долго раскачиваются, чтобы продолжить мысль, найти для этого нужные слова. Слушающие при этом теряют не только нить рассуждений, внимание к содержанию речи, но и терпение. В результате возникает апатия к происходящему вокруг. Быстрота речи снижается, она становится неуверенной, вымученной, когда говорящий не имеет четкого представления, о чем повествовать дальше.
В темп речи входит и длительность звучания. Любое слово можно при произнесении растягивать и сжимать, как гармошку. Все зависит от того, какое значение (важное или второстепенное) придает ему говорящий, а также от чувств, которые вкладываются говорящим в это слово. Вот пример того, как могут различаться значения обычного слова но в зависимости от того, с какой длительностью оно произносится: «Я с вами поеду, но при одном условии» – «Я поеду с вами». – «Но-о?! И при каком условии?» В первом случае перед нами союз, произносимый с обычной долготой, во втором – междометие, произносимое растянуто.
Следует обратить внимание, что речь идет о растянутости произношения, а не о громкости, силе. Если же выступающий подменяет длительность громкостью, силой, то его речь невольно становится резковато-монотонной. Это неприятно действует на слушателей, притупляет внимание к его словам. Более того, при слишком громкой речи присутствующим удобнее разговаривать на посторонние темы, так что их голоса в конечном счете даже могут перекрывать голос выступающего. Попробуйте произнести, выделенные слова первоначально только усилением голоса, а затем и некоторым растягиванием: «За многие столетия самостоятельного развития в славянских языках произошли значительные изменения»,
Вы почувствовали, что растягивание какого-либо слова, даже в незначительной степени по сравнению с другими словами в предложении, придает этому слову большую значимость. Это растягивание может способствовать и выражению определенных чувств, связанных с содержанием высказывания. Прочитайте приведенное ниже предложение вначале как простую информацию, а затем вкладывая в него чувство скорби, возмущения, протеста. При выражении указанных чувств вам лучше растянуть выделенные слова: «Чудовищное преступление убило самых беззащитных - молодую мать и ее маленького ребенка».
Можно дать и такую рекомендацию. Если вы употребляете в речи слова, которые означают большой отрезок времени или размер чего-либо (многие столетия, чудовищное преступление, высочайшие горы), не произносите их так, слово речь идет о чем-то малозначительном.
Мастера слова, очень тонко чувствующие язык, наиболее важные в тексте слова читают в несколько замедленном темпе, менее важные в смысловом отношении – в несколько убыстренном. Приведем примеры фраз, как бы их прочитал опытный декламатор (замедления в этих фразах выделены разрядкой, ускорения – курсивом):
Для в а с, | закрывших Родину телами,
Смотревших в смерть, | не опуская глаз
Правдивыми, | горячими словами
Учусь писать. | Хочу писать для вас,
Г. Николаева
Наконец, к темпу речи относится пауза. Пауза для опытного оратора – прием, которым можно воспользоваться с разными целями. Она, несомненно, облегчает дыхание. Она дает время сообразить, о чем вести разговор дальше. Она позволяет слушателям «переварить» какую-либо мысль, высказанную до этого. Небольшая выдержка перед выводом, обобщением, кульминацией высказывания подчеркивает важность последующего сообщения. Паузы определяют ритм , речи. Попробуйте прочитать с нужными паузами следующее предложение:
В семье Трусовых заводили дневники на каждого ребенка, на страницах которых взрослые вели как бы монологи-беседы с подрастающими, вездесущими Антошей и Надюшей. рассказывая с милыми подробностями о всех интересных моментах в их жизни, домашней и школьной.
Если вы сделали паузы хотя бы после слов ребенка, монологи-беседы, Надюшей, жизни, то это может свидетельствовать о вашем умении пользоваться ими для членения предложения на определенные смысловые отрезки. Конечно, во многом следует учитывать знаки препинания. Они как бы сигнализируют об естественных остановках при выделении причастных, деепричастных и других обособленных оборотах, на границе простых предложений в составе сложного, между однородными членами предложения и т.д. Но в живой речи приходится делать паузы для ясности изложения или подчеркивания выразительности и в других случаях, не связанных с постановкой знаков препинания. Например: Пассажиры долго всматривались в очертания берега, много раз передавали друг другу бинокли, но ничего не у видели, Пауза сделанная после союза но, безусловно, передаст тревогу, растерянность, озабоченность говорящего.
Когда мы читаем вслух художественное произведение или какой-либо другой текст, надо быть внимательным при разрыве самим автором того или иного предложения. Значит, автор хотел подчеркнуть значительность слов, которые следуют за разрывом, следовательно, их надо выделять интонационно. А на месте предшествующей точки нужно выдержать небольшую паузу.
И вдруг дождь. | Окладной, осенний (С. Георгиевская).
Приведем пример, когда от неправильного использования паузы смысл фразы изменяется до неузнаваемости: Он же / ребенок и Он / же ребенок. В последнем случае частица забеливается в произношении с существительным ребенок, в результате звучит жеребенок,
К смысловому членению фразы никак не относятся и другие случаи, когда пауза в речи говорящего возникает непроизвольно, например, при невозможности выговорить сходу какое-либо незнакомое слово. На этот счет есть неплохой анекдот.
Встретились на экзаменах два спортсмена, которые время проводят в основном на тренировках и соревнованиях. Один из них числится в университете студентом, а другой – старшим преподавателем.
– Ну, – спросил экзаменатор, – какой вам достался билет?
– Семнадцатый, – сказал студент – Вто ..вто-ро-е на-ча-ло нер-во Как нечетко написано! Тер-во... тер-мо-ди-на-ми-ки
– А-га, – сосредоточенно произнес экзаменатор – Второе начало тверд-до... тер-бо... Как вы сказали?
– Тер-мо-ди-на-ми-ки, – прочел Студент.
И такое бывает на экзаменах, и не только
Высота голоса
Кроме звучности и темпа речи характер дикции, культуру произношения определяет высота голоса. Диапазон же звучания зависит от частоты колебания голосовых связок.
Когда мы говорим о высоте голоса при выступлении, следует иметь в виду типичные ошибки, допускаемые в этом случае говорящими. Во-первых, это речь на одной и той же высоте, то ли на нижней, то ли на средней и т.д. Это создает впечатление монотонности. Чтобы избежать монотонности, надо пользоваться при выступлении разной высотой голоса, разными тонами, по возможности пользоваться различными мелодическими рисунками. В то же время следует помнить, что слишком высокий тон возникает при возбуждении, нервозности, в запале спора, реже – застенчивости или нехватки дыхания. Чтобы избежать повышенного тона, неустойчивости голоса, следует не слишком волноваться при выступлении, избегать резких споров, не давать воли эмоциям.
Слишком низкий тон объясняется обычно отсутствием у говорящего воодушевления, увлеченности предметом речи, а то и робостью, застенчивостью. И бороться с этими недостатками надо, вырабатывая в себе смелость, приобретая знания по теме выступления, развивая в себе заинтересованность в этих знаниях, интерес к изучаемым в университете дисциплинам. В вашей будущей, «взрослой» жизни все может пригодиться, даже то, что вам кажется сейчас не важным и скучным. Попробуйте произнести, и конечно же, не равнодушно, а заинтересованно, фразу, содержание которой пока и не имеет к вам прямого отношения
На реконструкцию исторического центра нашего города федеральные власти выделили в текущем году почти два миллиона рублей! Наверное, вы догадались, что числительное в этом предложении ; нельзя произносить слишком низким, тоном, иначе на него никто не обратит внимания. Более того, последние слова любой фразы часто нуждаются в интонационном подчеркивании. Чрезмерное снижение тона на них – опасный недостаток выступающего, показывающий его равнодушие к высказанной мысли.
Тембр
Качество произношения определяется также тембром окраской голоса. Тембр же зависит от особенностей голосовых связок, которые у каждого человека свои, неповторимые. Поэтому очень редко встречаются люди, которые обладают одинаковым тембром. Трудно, а то и невозможно, изменить окраску голоса, но постараться улучшить ее можно;
Прежде всего следует помнить, что она меняется от психологического состояния выступающего. Звучание голоса ухудшается, если человек устал, подавлен, сердится или стесняется. Если же наши мысли ясны, вы уверены в своих силах, звучание голоса становится чище и прозрачнее. Тембр изменяется также в худшую или лучшую сторону зависимости оттого, насколько напряжены мышцы горла, поворотлива челюсть, подвижны язык, губы и мягкое небо. Наиболее часто встречающимися недостатками тембра могут быть одышка, хрипота, резкость, гнусавость. Говоря об одышке, хотим дать совет: не делайте при выступлении частых вдохов и тем более частых выдохов, как при торопливой ходьбе или быстром беге. Это не только нарушает течение речи, но и изменяет звучание прананосимых вами гласных и согласных. Потому что сильный поток воздуха, неполностью затрачиваемый на образование согласных, которых в слове обычно больше, избыточно изливается на следующие за ними гласные.
Хрипота появляется обычно от того, что голосовые связки недостаточно вибрируют. Такое состояние знакомо всем, у кого болело горло. Первое, что делает врач, проверяя, насколько вы простужены, это просит пошире открыть рот и произнести «а». Но хрипота может возникнуть и от переутомления голосовых связок, например, от беспрестанных криков на трибуне футбольных полей. Чтобы исчезла хрипота, дайте отдохнуть голосовым связкам, не говорите подолгу, в том числе и по телефону. Длительные телефонные разговоры – бич многих молодых людей. А если у кого-либо из них от природы слабое, болезненное горло, хрипота после таких разговоров почти неизбежна. Хрипота может вызываться или по крайней мере усиливаться также искусственно. Многие звезды современной эстрады стараются петь с хрипотцой; почему такое пение нравится широкой публике, трудно сказать, но нравится.
Резкость в голосе вызывается также состоянием голосовых связок. Они могут быть слишком сомкнуты, впрочем и глотка может быть по каким-то причинам сдавлена. Чаще всего пронзительность голоса возникает от сверхнапряжения, нервозности. Она может быть непостоянной, кратковременной, прорываться самопроизвольно. Пронзительный голос нередко у сварливых людей. Конечно, это большой недостаток в произношении, неприятно действующий на окружающих, тем более вынужденных вас слушать.
Гнусавость – это чрезмерное пропускание воздушной струи через носовую полость. Чрезмерный носовой призвук появляется у тех людей, у которых по тем или иным причинам приток воздуха в носовую полость более свободен, чем выход через ноздри. Вспомните, как вы говорите при насморке, когда нос у вас забит. Или прислушайтесь к речи тех, у кого сильный насморк. Впечатление от произнесения «в нос» у вас будет самое наглядное. Поэтому старайтесь поменьше говорить, а тем более выступать, пока ваш нос не в порядке, пока вы не перестали пользоваться носовым платком.
Итак, тембр играет очень важную роль в общей окраске произносимых тем или иным способом звуков. Но не менее важно, что окраска голоса помогает варьировать выражаемые мысли и чувства. Чтобы убедиться в этом, попробуйте произнести слово с радостью, восхищением, а затем с выражением гнева или угрозы. Известный русский педагог А. Макаренко по поводу воздействия на слушателя при помощи интонации писал так: «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «Иди сюда» с пятнадцатью-двадцатью оттенками, когда научился давать двадцать нюансов в постановках... голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не подойдет или не почувствует того, что нужно». А английский писатель Б Шоу подчеркивал: «Есть пятьдесят способов сказать да и пятьсот способов сказать нет, и только один способ их написать».
Тембр голоса может меняться даже при произнесении антонимов – слов с противоположным значением. Так, во фразе типа «С час они шли, энергично налегая на весла, а затем стали плавно скользить по течению» произнесение первой из выделенных групп слов требует убыстренности, энергичности, а произнесение второй – замедленности, что как бы имитирует характер движения лодки.
Артикуляция
И, наконец, артикуляция, без соблюдения правил которой ни о какой дикции не может быть и речи. Может быть, даже легче научиться владеть голосовыми связками (звучностью, темпом, тембром), чем расстаться с навыками приобретенной в детстве дурной артикуляции. Артикуляция – это прежде всего правильное и отчетливое произношение звуков (см. параграф «Произношение звуков и их комбинаций»). А в этом главную роль играют уже не голосовые связи, а органы произношения, среди которых, как правило, различаются активные (язык и губы) и пассивные (зубы, десны, мягкое и твердое небо).
Механизм произношения слов представляет собой довольно сложную систему, составными частями которой являются аппарат дыхания, голосовые связки, полости рта и носа, язык, губы и т.д. Действия всех этих частей произносительной системы скоордйнированы между собой без усилий со стороны говорящего. Выступая, человек не должен даже думать о взаимодействии, например, голосовых связок и мягкого неба, языка и десен. Иначе, выступая, он запутается и даже может начать заикаться. При естественном, автоматическом говорении органы произношения оказывают нужное влияние на все особенности голоса, определяющие его качество: звучность, темп, высоту, тембр и артикуляцию.
И еще повторим: причины недостатков в произношении кроются в самой личности выступающего. Он может быть усталым, робким, слишком самоуверенным, безразличным, вялым, больным, недостаточно или плохо подготовленным. Устраните эти причины, и ваше произношение обязательно изменится к лучшему. Вы сможете даже иметь успех у слушателей, если будете помнить все то, что говорилось в главе «Ораторская речь».
Выразительность чтения
Взрослому человеку читать вслух (да еще так, чтобы это чтение было выразительным) приходится не часто, но приходится. В обыденной жизни это может быть чтение перед детьми стихов или сказок, когда хотят их чем-то занять или научить выразительно передавать вслух читаемое. На службе же, если человек активен, он часто выступает перед окружающими: оценивает ли обстановку на производстве, вносит ли предложение, комментирует ли речь «предыдущего оратора». Чем выше человек продвигается по служебной лестнице, тем ответственнее, да и длиннее бывают его выступления, не говоря уже о докладах на научных или иных конференциях. У одних от природы язык хорошо «подвешен», и они могут говорить на интересующую их тему «без бумажки» или по наскоро набросанному плану. Другие по разным причинам сделать этого не могут, должны иметь под рукой опору в виде предварительно написанного текста. Примеры одного и другого типа ораторов мелькают на наших телеэкранах и встречаются в жизни повсеместно. Все же и подготовленный заранее текст, отпечатанный и проштудированный, надо уметь прочитать, донести до слушателей так, чтобы доклад их захватил, чтобы они вникли в его содержание и в то же время не отвлекались при его восприятии на что-либо постороннее. Поэтому доклад (лекция, приказ, объявление, запрос в президиум и т.п.) должен читаться выразительно. А что это значит? Что такое выразительное чтение? Это чтение с правильным литературным произношением, чтение с расстановкой фразового, логического ударения, чтение с нужной интонацией и дикцией, с определенным эмоциональным настроем. Именно выразительное чтение чего-либо способствует лучшему восприятию и пониманию содержания читаемого текста, будь то доклад на общественно-политическую или научную тему, стихотворение или отрывок из художественной прозы.
Можно ли «с ходу» прочитать выразительно какой-либо текст? «Выразительнее» можно, если перед тем докладчик мямлил что-то про себя, а потом встряхнулся и сосредоточился на чтении. Но выразительно во всех отношениях, доходчиво можно прочитать лишь текст, который не только вам знаком, но и соответствующим образом подготовлен к использованию в аудитории. А это бывает обычно в домашних условиях. Следовательно, готовясь к тому, чтобы донести заданный текст доходчиво и выразительно до широкой публики, следует прежде всего предварительно прочитать его несколько раз, а затем уяснить его тему, идею, понять, где главная информация, где добавочная, а где вообще второстепенная, а может быть, даже избыточная. Исходя из этого, нужно разделить текст на смысловые части, вначале более крупные, а внутри них – более мелкие. Все эти части можно даже условно озаглавить, чтобы представить, в каком тоне читать ту или иную из них (информационном, патетическом, торжественном, ироничном и т.д.). Игра тонов обеспечит живость вашего чтения, естественность перехода от одной смысловой части к другой.
Затем следует языковая проработка текста. Прежде всего проверьте: знаете ли вы значение всех употребляемых вами слов, уверены ли вы в том, что ударение, с которым вы их употребляете, правильно. Если у вас есть хоть малейшее сомнение в этом, обратитесь лучше к словарям. Обратите внимание также на сочетаемость тех слов, которые вы употребляете редко или впервые. Здесь тоже может таиться опасность. Проверьте и перепроверьте эту сочетаемость по справочникам. Не должны вы пройти и мимо структуры выстроенных вами фраз, особенно сложных конструкций, оставить без внимания смысловую и формальную соотнесенность их частей. He лишним будет прислушаться, наконец, к советам известного режиссера и актера К. Станиславского: «В первую очередь нужно выбрать среди всей фразы самое важное слово и выделить его ударением. После этого следует сделать то же самое с менее важными, но все таки выделяемыми словами. Что касается негативных, невыделяемых, второстепенных слов, которые нужны для общего смысла, то их надо отодвинуть на задний план и стушевать».
Итак, главное внимание должно быть обращено в тексте на более значимые, по вашему мнению, слова и словосочетания, на которые при вашем выступлении должно падать фразовое, логическое ударение.