Научное познание, его формы и методы

1. Наука как важнейшая форма познания мира. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

2. Методы эмпирического познания: наблюдение, измерение, срав­нение, эксперимент. Научные факты и методы их обобщения.

3. Методы теоретического познания: абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, мо­делирование, идеализация, системный анализ, восхождение от аб­страктного к конкретному.

4. Формы научного познания и его этапы: проблема, гипотеза, концепция, теория, идея. Структура научной теории.

Основные понятия

Наука, эмпирический, теоретический уровень, наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, моделирование, системный анализ, идеализация, идея, гипотеза, теория, концепция.

Список литературы

1 Алексеев П.В. Теория познания и диалектика. – М.: Высшая школа,1991.- 382с.

2 Анисимов О.С. Методология: функции, сущность, становление. – М.: ЛМА, 1996.- 206с.

Бряник Н.В. Введение в современную теорию познания. - М.: Академкнига, 2003.- 504с.

Возможности и границы познания. – М.: Мысль, 1999. – 429с.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. – М.: Наука,1990. – 312с.

Делокаров К.Х. Системная парадигма современной науки и синергетика. // Общественные науки и современность. - 2000. - № 6.- С.23-45

Загадка человеческого понимания. – М.: Политиздат, 1991.- 352с.

Климов А.Я. Диалектика практики и познания. – М.: Высшая школа, 1991.- 144с.

Кузнецов В.Т. и др. Философия: учение о бытие, познании и ценностях человеческого существования. - М.: ИНФРА-М, 2003. – 519с.

Купцов В.И. и др. Основы методологии науки. – М.: Аспект Пресс, 1996.-551 с.

Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. - М.: Наука,1991.- 208с.

Филатов В. Научное познание и мир человека. – М.: Политиздат, 1989.- 269с.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Что понимается под активностью субъекта познания и чем она обусловливается?

Что такое знание и познание?

Какова роль гносеологии в философской науке?

Верно ли утверждение, что истина - это процесс?

Каковы критерии истины?

В чем различие между заблуждением и ложью?

1 В чем специфика технической деятельности как формы практи­ки?

2 Каково соотношение чувственного и рационального познания, эмпирического и теоретического уровней научного познания?

3 Что такое научный факт?

4 Каковы главные составляющие научной теории?

5 Как соотносятся между собой исторический и логический методы познания?

6 Какова взаимосвязь познания и практики?

7 Каково соотношение знания и веры?

8 В чем отличие научного познания от обыденного?

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Научное познание и его значение в деятельности инженера.

2. Познание и деятельность.

3. Диалектика истины и заблуждения.

4. Основные принципы построения научной теории.

5. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

6. Проблема критерия истины в истории философии.

ТЕМА 5

ОБЩЕСТВО КАК РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА (14 часов)

Занятие 1

Общество. Основы социально-философского анализа

1 Общество как специфическая подсистема объективной реаль­ности. Социальная форма движения материи и ее особенности.

2 Философские концепции сущности общества. Общественное бы­тие и общественное сознание, и их соотношение.

3 Общество как система. Свойства социальных систем. Системообразующие признаки общества.

4 Диалектика объективного и субъективного в историческом процессе. Развитие общества как естественно-исторический процесс. Роль субъективного фактора в истории.

Основные понятия

Система, социальная система, общественное бытие, общественное сознание, исторический процесс, законы-тенденции исторического процесса, объективные и субъективные факторы исторического процесса.

Список литературы

1 Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. – М.: Мысль, 1988.- 415с.

2 Барули톆††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††

3 ††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††

4 ††††††††††††††††††††††††††††ство: проблемы системной трансформации. - Минск: Харвест, 1998. – 365с.

5 История методологии социального познания. – М.: ИФРАН, 2001.- 352с.

6 Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. – М.: Академический проспект, 2000.- 576с.

7 Кемеров В.Е., Керимов Т.Х. Хрестоматия по социальной философии. Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проспект, 2001. – 576с.

8 Кутырев В.А. Современное социальное познание. – М.: Мысль,1988.- 202с.

9 Момджян К.Х. Введение в социальную философию. – М.: ИНФРА-М, 1997.- 519с.

10 Руткевич М.Н. Общество как система. Социологические очерки. - СПб.: Алетейя, 2001.- 444с.

11 Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. – М.: Изд-во полит. лит-ры, 1992.- 141с.

12 Социальная философия.// Под ред. Грызлова И.А. – М.: Академический Проект, 2003.- 502с.

13 Степин В.С. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность // Вопросы философии. - 2003. - №8.- С.5-17

14 Тойнби А. Дж. Постижение истории. – М.: Мысль, 1991. – 589с.

15 Философия истории: Антология. – М.: Аспект- Пресс, 1994.- 354с.

16 Шевченко В.Н. Социально-философский анализ развития общества. – М.: Мысль, 1988.-415с.

17 Ясперс К. Смысл и значение истории. – М.: Прогресс, 1991.- 468с

Занятие 2

Материальное производство - основа общественного развития

1. Труд как необходимое и естественное условие существования общества. Общественное производство и его составляющие: материаль­ное производство и производство духовное.

2. Понятие способа материального производства и его структура:

а) производительные силы: вещественный и личностный элементы производительных сил;

б) структура производственных отношений.

3. Диалектика производительных сил и производственных отноше­ний.

4. НТП, его влияние на материальное производство.

Основные понятия

Труд, общественное производство, материальное и духовное производство, способ производства, производительные силы, орудия труда, предметы труда, производственные отношения, отношения производства, отношения распределения, отношения обмена, отношения потребления, отношения собственности на средства производства.

Список литературы

1 Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. - СПб.: Экон.шк. и др., 1998.- 321с.

2 Васильчук Ю.А. Эпоха НТР: Масштабы перемен //Полис.-1991.-№ 1,3.- С.15-28

3 Васильчук Ю.А. Социальное развитие человека. Фактор социума //Общественные науки и современность. – 2003. - №6 – С.15-28

4 Иванов Н.Г. Развитие форм собственности на современном производстве //МЭ и МО.- 1992.- № 3.- С5-21

5 Маркс К. Критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Поли. собр. соч.: В 30 т. -2-е изд.-Т.13. - М.: Наука, 1976. – С. 5-9

6 Маркс К. Наемный труд и капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Поли. собр. соч.: В 30 т. -2-е изд.-Т.6. - М.: Наука, 1976. – С.441-442

7 Маркс К. Письмо П.В. Анненкову, 28 декабря 1846 г. //Маркс К., Энгельс Ф. Полн. собр. соч.: В 50 т. -5-е изд. - Т. 27. – М.: Наука, 1976. – С.401-412

8 Моисеева Т.П. Материализм и рыночные производственные отношения. – Уфа: УГАТУ,1999.- 101с.

9 Социальная философия. Под ред. Гобызова И.А. – М.: Академический проспект, 2003. – 568с.

10 Экономическая трансформация: цели, направления, динамика. – М.: Наука, 2000.- 428с.

Занятие 3

Наши рекомендации