Одиночество подростков в психо-социально деформированных семьях

СРЕДНЕРУССКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ)

Факультет психологический

Кафедра психологии

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

(выпускная квалификационная работа бакалавра)

ОДИНОЧЕСТВО ПОДРОСТКОВ В ПСИХО-СОЦИАЛЬНО ДЕФОРМИРОВАННЫХ СЕМЬЯХ

Выполнила:

студентка курса

Направления 030300 «Психология»

Очной формы обучения

Маркина Надежда Александровна

Руководитель:

Старший преподаватель

Кафедры психология СУГТИ

Н.В. Анашкина

Рецензент:

Педагог – психолог

МОУ «СОШ №1» г. Балабаново

Ю. В. Красилина

Допустить к защите

Зав. кафедрой

____________/__________________/

«___» __________________2011г.

Дипломная работа защищена с оценкой______________

«___» __________________2011г.

Секретарь ГАК____________/__________________/

Обнинск 2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ3

Глава 1. ПРОБЛЕМА ОДИНОЧЕСТВА ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

1.1. Сравнительный анализ различных теоретических подходов к проблеме «Одиночество» 6

1.2. Роль одиночества в жизни человека. 9

1.3. Подростковое одиночество. 13

1.4. Семья, как один из факторов возникновения одиночества у подростков. 17

Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

2.1. Методы и методики исследования 33

2.2. Результаты исследования 36

2.3. Обсуждение результатов 45

Вывод49

Заключение50

Список используемой литературы 51

Приложение.53

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Проблема одиночества является одной из острейших проблем современности, она волновала человечество во все эпохи. Не случайно этой проблеме уделяли внимание выдающиеся философы, социологи, психологи, писатели, политические и религиозные деятели.

Человек становится одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих отношений с людьми, лично значимыми для него, когда он испытывает острейший дефицит удовлетворения потребности в общении. В последнее время этой проблеме посвящаются все новые и новые работы, исследующие сущность одиночества, причины его возникновения, характерные проявления и влияние на разные категории людей в разные периоды жизни. Однако в настоящее время не существует единого мнения о том, что же такое одиночество: беда или счастье, норма или патология. Различные философские течения и психологические школы рассматривают одиночество, то, как единственно возможную основу человеческого бытия, то, как противоестественное для человека состояние, патологию и проявление слабой приспособляемости личности, то - как социальную проблему, следствие развития современных общественных сил. Однако общим в различных психологических и философских подходах является понимание одиночества как состояния человека, сознающего факт своей отстраненности и отчужденности от мира других людей.

Одиночество порождается утерей смысла бытия человека в современном обществе. Но зависит это не только от самого человека. Это зависит от множества факторов, которые оказывают прямое и косвенное влияние на одиночество человека. Самыми уязвимыми людьми, которые подвержены влиянию этого феномена пожилые и подростки. В современном обществе подростку жизненно необходимо внимание. Так как он самый отверженный и самый одинокий. В силу своего возраста он уже не может довольствоваться семейной и школьной жизнью, вырастая из их представлений и норм, а подчас и вступая с ними в конфликт - подростка неудержимо влечет к себе взрослое общество со своими законами, со своей, совершенно иной, чем детская структурой. И ему очень трудно: ему надо приспособиться к новым условиям, принять себя и добиться, чтобы другие приняли и оценили - как взрослого, как личность. А если этого не происходит подросток начинает замыкаться в себе, и чувство одиночества начинает чувствоваться острее.

Цель исследования:выявить особенности проявления и структуру одиночества у подростков в психо-социально деформированных семьях.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме одиночества.

2. Подобрать методики для выявления уровня одиночества и его компонентов у подростков.

3. Организовать и провести эмпирическое исследование, направленное на выявление чувства одиночества у подростков и его выраженность.

4. Обработать результаты и сделать выводы об особенностях проявления и структуре одиночества у подростков из психо-социально деформированных семей.

Объект исследования:одиночество как психологический феномен.

Предмет исследования:одиночество подростков в психо-социально деформированных семьях.

Гипотеза нашего исследования заключается в предположении о том, что у подростков из психо - социально деформированных семей, чувство одиночества, его структура и компоненты, более выражены, чем у подростков из недеформированных семей.

Методологической и теоретической основой исследованияявились труды Фландерса, который, рассматривал одиночество как системное явление. И труды А.А. Реан, который рассматривал структурные и психологические деформации семьи.

Методы исследования.Теоретический анализ литературы, метод тестирования, экспериментальный метод.

Методики исследования.Методика «Склонность к одиночеству». Данная методика представляет собой фрагмент теста А.Е.Личко «Определение акцентуаций характера у подростков (ПДО)», методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона, методика определения типа характера по К. Юнгу, методика измерение ситуативной и личностной тревожности Спилбергера - Ханина, опросник уровня агрессивности Басса - Дарки, опросник Плутчика - Келлермана - Конте, тест Кеттела (форма «с») PF 16 (105 вопросов), проективная методика « Рисунок семьи ».

Научная новизна и практическая значимость исследования:

Проведенное нами исследование позволит расширить теоретическую научную базу по проблеме одиночества у подростков из психо - социально деформированных семей и предоставит необходимую информацию практическим психологам в работе с подростками.

Подростковое одиночество

Основные психологические потребности подростка - стремление к общению со сверстниками («группированию»), стремление к самостоятельности и независимости, «эмансипации» от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей, возникновение чувства взрослости, которое является психологическим симптомом начала подросткового возраста. По определению Д. Б. Эльконина[21], «чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность».

Переходность подросткового возраста, конечно, включает биологический аспект. Это период полового созревания, интенсивность которого подчеркивается понятием «гормональная буря» [4]. Физические, физиологические, психологические изменения, появление сексуального влечения делают этот период исключительно сложным, в том числе и для самого стремительно вырастающего во всех смыслах подростка. Подростковый возраст как «переходный» в полной мере разворачивается только в индустриальном обществе, где возникает большая контрастность детства и взрослости, выраженный разрыв в нормах и требованиях, предъявляемых к поколениям взрослых и детей. Подростковый возраст как этап психического развития характеризуется выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, связанную с поиском собственного места в обществе. Завышенные притязания, не всегда адекватные представления о своих возможностях приводят к многочисленным конфликтам подростка с родителями и учителями, к протестному поведению. Даже в целом нормально протекающему подростковому периоду свойственны асинхронность, скачкообразность, дисгармоничность развития, возникновение чувства одиночества.

Выше мы уже выяснили, что проблема одиночества всегда волновала человечество, занимая умы ученых, писателей, философов. В последнее время этой проблеме посвящается все больше работ, исследующих сущность одиночества, причины его возникновения, характерные проявления и влияние на разных людей в разные периоды их жизни. Как показывют исследования ученых, занимающихся подростковым развитием, впервые состояние одиночества наиболее остро осознается именно в подростковом возрасте. Это связано с актуализацией расширяющихся социальных потребностей, присущих подростковому возрасту. Среди них:

— потребности в установлении значимых межличностных отношений;
— потребности в расширении дружеских связей, в знакомстве с людьми различных социальных ориентаций и социального опыта;
— потребности в причастности, признании и знакомстве с различным социальным опытом, желание быть принятым различными социальными группами[8].
И.С. Кон [18] писал, что в переходном возрасте меняются представления о содержании таких понятий, как одиночество и уединение. Дети обычно трактуют их как некое физическое состояние («нет никого вокруг»), подростки же наполняют эти слова психологическим содержанием, приписывая им не только отрицательный, но и положительный смысл.
Оказалось, что от подросткового возраста к юношескому число положительных суждений растет, а негативных - уменьшается. Если подросток боится остаться один, то юноша ценит уединение.
Однако кроме спокойного, умиротворенного уединения существует мучительное и напряженное одиночество - тоска, субъективное состояние духовной и душевной изоляции, непонятности, чувство неудовлетворенной потребности в общении, человеческой близости. Как показывают данные зарубежных массовых опросов [Т. Бренан, 1980; Э. Остров и Д. Оффер, 1980] и клинических исследований, подростки и юноши значительно чаще людей старшего возраста чувствуют себя одинокими и непонятыми.

Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков неутолимую жажду общения со сверстниками, в обществе которых они находят или надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность, эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значительности. Напряженная потребность в общении, превращается у многих ребят в непобедимое стадное чувство: они не могут не только дня, но и часа пробыть вне своей компании, а если своей нет - какой угодно другой. Особенно сильна такая потребность у мальчиков. Один ищет в обществе сверстников подкрепления самоуважения, признания своей человеческой ценности. Другому, важно чувство эмоциональной сопричастности, слитности с группой. Третий черпает в компании одногодков недостающую информацию и коммуникативные навыки. Четвертый удовлетворяет потребность властвовать, командовать. Большей частью эти мотивы переплетаются и не осознаются. Типичная черта подростков и юношеских групп - чрезвычайно высокая конформность. Яростно отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую абсолютно некритически относятся к мнениям участников собственной группы и ее лидеров. Неокрепшее диффузное «Я» нуждается в сильном «Мы», которое, в свою очередь, утверждается в противоположность каким-то «Они». Страстное желание быть «как все» (а «все» - это исключительно «свои») распространяется и на одежду, и на эстетические вкусы, и на стиль поведения. Такое противоречие - когда индивидуальность утверждается через единообразие, - может тревожить юношей. Мы отличаемся от других своей манерой одеваться, то есть не похожи на других. Но при этом как две капли воды похожи друг на друга. Одни и те же диски слушаем, одинаковыми словами выражаем свой восторг и неприязнь, одни и те же слова говорим девчонкам...» Тем не менее, это единообразие тщательно поддерживается, и тому, кто рискует бросить ему вызов, приходится выдерживать нелегкую борьбу. Чем примитивнее сообщество, тем нетерпимее оно к индивидуальным различиям, инакомыслию и вообще непохожести. Осознавая проблему, подросток не будет искать не правильные пути её решения[4].

На одиночество подростков влияют различные факторы, такие как культурные, технологические, а так же пол, возраст, Интернет, социальный статус, семья и.т.д. Остановимся по подробнее на последнем их факторов – семье.

Результаты исследования

Наше исследование проводилось на базе 2 школ МОУ «Средняя школа п. Ворсино» и МОУ «Балабановская средняя школа №1» . В исследовании принимало участие 42 человека. Из недеформированных семей 17девочек и 4 мальчика, а из деформированных семей 14 девочек и 7 мальчиков в возрасте 14-17 лет. Информация о деформировании семьи: четыре многодетные (но один из родителей неродной), шесть неполных семей из-за отсутствия одного из родителей с самого рождения ребенка (мать или отец одиночка), пять семей, где родители погружены в бизнес, а подросток воспитывается бабушкой или старшим братом и встречается с родителями достаточно редко, шесть подростков живут с отчимом или мачехой.

Сначала нами было проведена методика «Склонность к одиночеству», которая позволила выявить её у подростков из деформированных и недеформированных семей. Данные были занесены в таблицу 2.1.

Таблица 2.1.

Обсуждение результатов.

Говоря о структуре и компонентах чувства одиночества, мы можем выделить следующие: ситуативная и личностная тревожность, агрессия, характерологические и личностные особенности, а так же механизмы защиты.

одиночество подростков в психо-социально деформированных семьях - student2.ru

Рис. 2. структура и компоненты одиночества у подростков

Полученные результаты позволили нам рассмотреть чувство одиночества, его структуру и компоненты, у подростков из деформированных и недеформированных семей, они позволили нам увидеть существенные различия, которые связаны с возрастными и личностными изменениями. Нами было выявлено, что чувство одиночества, зависит не от одного фактора, а от целого комплекса. Свой анализ мы провели со следующих позиций:

1. Мы посмотрели, существуют ли какие либо общие особенности проявления чувства одиночества у всех наших испытуемых. Мы заметили, что как у подростков из деформированных и недеформированных семей можно выявить общие компоненты, такие как: конформность, скачкообразность, желание в уединении, ассинхрония, проекция, агрессия, что совпадает с теоретическими исследованиями. [4, 8, 18]

2. У подростков из недеформированных семей мы обнаружили потребность в эмоциональной сопричастности ко взрослым и сверстникам, а так же в принадлежности к группе, им более свойственны такие механизмы психологической защиты как рационализации, компенсации, отрицание; в качестве личностных черт им более свойственны аффектомия, протенсия и сдержанность, что говорит об их стремлении к осторожности в общественных связях. Так же они имеют более низкий уровень тревожности, чем у подростков из деформированных семей.

3. Для подростков из деформированных семей характерно, чувство вины и обиды, за счет этого подросток чувствует себя уязвимыми, испытывает эмоциональное напряжение, трудности в адаптации, агрессия (косвенная и вербальная), отчуждение, нежелание общаться, высокая тревожность; среди механизмов защиты именно им свойственны, компенсация, вытеснение и регрессия; среди личностных черт - гипертимия, прямолинейность, алаксия. Так как исследования в этой области практически отсутствуют, то нам не с чем сравнивать полученный результат.

Нами было выявлено, что чувство одиночества не зависит на прямую от типа характера, и лишь является следствием, а не причиной возникновения одиночества. Непосредственное влияние на чувство одиночества оказывает семья и семейные трудности.

Для сравнения компонентов и структуры чувства одиночества у подростков из деформированных и недеформированных семей, мы дополнили рисунок 2, особенностями которые выявили в ходе исследования.

одиночество подростков в психо-социально деформированных семьях - student2.ru

Рис. 3. сравнительная характеристика структуры и компонентов чувства одиночества у подростков из разных типов семей.

ВЫВОДЫ

На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. в психологической науке достаточно много исследований проведено по проблеме одиночества.

2. нет единого мнения о роли одиночества в жизни человека.

3. одиночество и его преодоление, очень важно для подростка, т.к. этот период является первой ступеней во взрослую жизнь.

4. семья оказывает непосредственное влияние на формирование личности подростка.

5. чувство одиночества у подростков из деформированных семей ярче выражено, чем у подростков из полных семей.

6. склонность к одиночеству у подростков из деформированных семей выражена в большей степени, чем у подростков из семей недеформированных.

7. одиночество не зависит от типа характера.

8. ситуативная и личностная тревожность, чувство вины и обиды, физическая агрессия – являются компонентами одиночества. Высокие уровни этих показателей говорят о прямой взаимосвязи между ними и о яркой выраженности данного феномена.

9. Одиночество подростков так же зависит от первичных личностных черт, таких как, гипертимия, прямолинейность, алаксия - у подростков из деформированных семей, и аффектомия, протенсия сдержанность, у недеформированных.

10. Механизмы психологической защиты, позволяют увидеть, каким образом справляются со своими проблемами и переживаниями подростки.

11. структура деформированных семей, более сложнее и включает больше компонентов, чем у недеформированных.

12. подросток из деформированной семьи более подвержен, уязвим.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В практической психологии, очень мало исследований, которые связывают одиночество с таким фактором как семья. И поэтому в психологии назрела необходимость проведения такого исследования. Для решения этой проблемы нами был выбран ряд адекватных методик: методика «Склонность к одиночеству», методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона, методика определения типа характера по К. Юнгу, методика измерение ситуативной и личностной тревожности Спилбергера - Ханина, опросник уровня агрессивности Басса - Дарки, опросник Плутчика - Келлермана - Конте, тест Кеттела (форма «с») PF 16 (105 вопросов), проективная методика « Рисунок семьи ». Эти методики позволили получить результаты, которые показывают многогранность, сложную структуру и множество компонентов такого психологического феномена как одиночество. И показать связь его возникновения с семьей. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о достижении цели и подтверждают выдвинутую гипотезу.

Дальнейшее развитие данный темы мы видим в том, что есть возможность поиска и выявления новых компонентов чувства одиночества, изучение этого феномена в связи с гендерными особенностями, а так же связь одиночества с темпераментом. И проведение более тщательного анализа связи характера и одиночества.

Список используемой литературы:

1. Вейс Р. Вопросы изучения одиночества // Лабиринты одиночества. - М.:Прогресс,1989.-624с.

2. Гримак Л. П. Грядущий век – век одиночества (к проблеме Интернета) // Мир психологии, 2000. - №2, с. 84 –90.

3. Джонг-Гирвельд Дж., Раадшелдерс Дж. Типы одиночества //Лабиринты одиночества. - М.:Прогресс, 1989.-624с.

4. Киселева В. Подростковое одиночество // Школьный психолог. - 2002. - № 8.

5. Кошелева Ю.П. Самопредъявление одиноких людей // Вопросы психологии, №2, 1998

6. Кузнецов О.Н., Лебедев В.И. Психология и психопатология одиночества. - М., 1972.

7. Лабиринты одиночества: Пер. с англ. /Сост., общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровского. – М.: Прогресс, 1989.

8. Малышева С.В., Рождественская Н.А. Особенности чувства одиночества у подростков // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 2001. - № 3. - С.63-68.

9. Миюскович Б. Одиночество: междисциплинарный подход // Лабиринты одиночества. - М.:Прогресс, 1989.-624с.

10. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших учебных заведений. - М.: "Владос", 1999.

11. Пепло Л.Э., Мицели М., Мораш Б. Одиночество и самооценка // Лабиринты одиночества. - М.:Прогресс, 1989. - 624с.

12. Перлман Д., Пепло Л.Э. Теоретические подходы к одиночеству // Лабиринты одиночества. - М.:Прогресс, 1989. – 624 с.

13. Психология. Словарь/Под ред. А.В. Петровского. - М.: Издательство политической литературы, 1990.

14. Рубинстайн К., Шейвер Ф. Опыт одиночества // Лабиринты одиночества. - М.:Прогресс, 1989. - 624с.

15. Рубинстайн К., Шейвер Ф. Одиночество в двух городах Северо-Востока // Лабиринты одиночества. - М.:Прогресс, 1989. - 624с.

16. Садлер У.А., Джонсон Т.Б. От одиночества к аномии // Лабиринты одиночества. - М.:Прогресс,1989.-624с.

17. Серма В. Некоторые ситуативные и личностные корреляты одиночества // Лабиринты одиночества. - М.:Прогресс, 1989. - 624с.

18. Фрейджер Р., Фейдман Д. Личность. Теории, эксперименты, упражнения. М.,2000

19. Хараш А. У. Психология одиночества // Педология/новый век. № 4, 2000 г.

20. Швалб Ю. М., Данчева О.В. Одиночество. - Киев: Издательство «Украина», 1991. - 279 с.

21. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989. - 433 с.

22. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия М., 2000

23. URL: http://www.narcom.ru/parents/parents/42.html (дата обращения 15.05.2011)

24. URL: http://psyjournals.ru/psyedu/2007/n3/Slobodchikov_full.shtml

(дата обращения 12.06.2011)

25. URL:http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F (дата обращения 12.05.2011)

Приложение.

Приложение №1

Описание методики

Текст опросника состоит из 10 утверждений. Испытуемый должен отметить на листке ответов, согласен он или нет с тем или иным положением.

Инструкция:

При согласии с утверждением рядом с его цифровым обозначением ставьте на бланке для ответа знак «+» («да»), при несогласии — знак «-» («нет»).

Текст опросника

1. Я считаю, что всякий человек не должен отрываться от коллектива.

2. В одиночестве я чувствую себя спокойнее.

3. Я не переношу одиночества и всегда стремлюсь быть среди людей.

4. Периодами мне лучше среди людей, периодами предпочитаю одиночество.

5. В одиночестве я скучаю по людям. А среди людей быстро устаю и ищу одиночества,

6. В большинстве случаев я хочу быть на людях, но иногда хочется побыть одному.

7. Я не боюсь одиночества.

8. Я боюсь одиночества, и тем не менее так получается, что нередко оказываюсь в одиночестве.

9. Я люблю одиночество.

10. Одиночество я переношу легко, если только оно не связано с неприятностями.

Обработка первичных данных:

За положительные ответы по пунктам 2, 7, 9 и за отрицательные ответы по пунктам 1,3,8 проставляется по плюс 3 балла. За положительные ответы по пунктам 4, 5, б, 10 — по плюс 1 баллу. За положительные ответы по пунктам 1, 3, 8 и за отрицательные ответы по пунктам 2, 7, 9 — по минус 3 балла. Подсчитывается сумма баллов с учетом знака.

Текст опросника

1.Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку

2.Мне не с кем поговорить

3.Для меня невыносимо быть таким одиноким

4.Мне не хватает общения

5.Я чувствую, будто никто действительно не понимает меня

6.Я застаю себя в ожидании, что люди позвонят или напишут мне

7.Нет никого, к кому я мог бы обратиться

8.Я сейчас больше ни с кем не близок

9.Те, кто меня окружают, не разделяют мои интересы и идеи

10.Я чувствую себя покинутым

11.Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает

12.Я чувствую себя совершенно одиноким

13.Мои социальные связи и отношения поверхностны

14.Я умираю по компании

15.В действительности никто как следует не знает меня

16.Я чувствую себя изолированным от других

17.Я несчастен, будучи таким отверженным

18.Мне трудно заводить друзей

19.Я чувствую себя исключенным и изолированным другими

20.Люди вокруг меня, но не со мной

Обработка результатов и интерпретация:

Подсчитывается количество каждого из вариантов ответов. Сумма ответов «часто» умножается на три, «иногда» - на два, «редко» - на один, «никогда» - на ноль. Полученные результаты складываются. Максимально возможный показатель одиночества – 60 баллов. Высокую степень одиночества показывают от 40 до 60 баллов, от 20 до 40 баллов – средний уровень одиночества, от 0 до 20 баллов – низкий уровень одиночества.

Приложение № 3

Методика определения типа характера по К. Юнгу.

Инструкция: Выберите наиболее подходящий Вам вариант ответа на каждый вопрос.

Что Вы предпочитаете?

- немного близких друзей
- большую товарищескую компанию

Какие книги Вы предпочитаете читать?

- с занимательным сюжетом
- с раскрытием переживания другого

Что Вы скорее можете допустить в работе?

- опоздание
- ошибки

Если Вы совершаете дурной поступок, то:

- остро переживаю
- острых переживаний нет

Как Вы сходитесь с людьми?

- быстро, легко
- медленно, осторожно

Считаете ли Вы себя обидчивым?

- да
- нет

Склонны ли Вы смеяться от души?

- да
- нет

Считаете ли Вы себя:

- молчаливым
- разговорчивым

Откровенны ли Вы или скрытны?

- откровенен
- скрытен

Любите ли Вы заниматься анализом своих переживаний?

- да
- нет

Находясь в обществе, Вы предпочитаете:

- говорить
- слушать

Часто ли Вы переживаете недовольство собой?

- да
- нет

Любите ли Вы что-нибудь организовывать?

- да
- нет

Хотелось бы Вам вести интимный дневник?

- да
- нет

Быстро ли Вы переходите от решения к выполнению?

- да
- нет

Легко ли меняется Ваше настроение?

- да
- нет

Любите ли Вы убеждать других, навязывать свои взгляды?

- да
- нет

Ваши движения:

- быстры
- медленны

Вы беспокоитесь о возможных неприятностях?

- часто
- редко

В затруднительных случаях Вы:

- спешите обратиться за помощью
- не обращаетесь

Ключ

СТ ЛТ
Номер суждения Ответы Номер суждения Ответы
4 3 2 1 4 3 2 1
4 3 2 1 1 2 3 4
1 2 3 4 4 3 2 1
1 2 3 4 1 2 3 4
4 3 2 1 1 2 3 4
1 2 3 4 4 3 2 1
1 2 3 4 4 3 2 1
4 3 2 1 1 2 3 4
1 2 3 4 1 2 3 4
4 3 2 1 4 3 2 1
4 3 2 1 1 2 3 4
1 2 3 4 1 2 3 4
1 2 3 4 1 2 3 4
1 2 3 4 1 2 3 4
4 3 2 1 1 2 3 4
4 3 2 1 4 3 2 1
1 2 3 4 1 2 3 4
1 2 3 4 1 2 3 4
4 3 2 1 4 3 2 1
4 3 2 1 1 2 3 4
Сумма СТ = Сумма ЛТ =

Обработка и интерпретация результатов. Подсчитать сумму баллов по всем ответам в соответствии с ключами табл. При интерпретации показателей можно применять следующие шкалы:

· До 30 баллов — низкая тревожность или отсутствие таковой

· 31-44 балла — умеренная тревожность

· 45 и более — высокая тревожность

Приложение № 6

ОПРОСНИК

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим да нет
2.  Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю да нет
3.  Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь да нет
4.  Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню да нет
5.  Я не всегда получаю то, что мне положено да нет
6.  Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной да нет
7.  Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать да нет
8.  Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести да нет
9.  Мне кажется, что я не способен ударить человека да нет
10.  Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами да нет
11.  Я всегда снисходителен к чужим недостаткам да нет
12.  Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его да нет
13.  Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами да нет
14.  Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал да нет
15.  Я часто бываю несогласен с людьми да нет
16.  Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь да нет
17.  Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему да нет
18.  Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями да нет
19.  Я гораздо более раздражителен, чем кажется да нет
20.  Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор да нет
21.  Меня немного огорчает моя судьба да нет
22.  Я думаю, что многие люди не любят меня да нет
23.  Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной да нет
24.  Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины да нет
25.  Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку да нет
26.  Я не способен на грубые шутки да нет
27.  Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются да нет
28.  Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались да нет
29.  Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится да нет
30.  Довольно многие люди завидуют мне да нет
31.  Я требую, чтобы люди уважали меня да нет
32.  Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей да нет
33.  Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу" да нет
34.  Я никогда не бываю мрачен от злости да нет
35.  Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь да нет
36.  Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания да нет
37.  Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть да нет
38.  Иногда мне кажется, что надо мной смеются да нет
39.  Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям да нет
40.  Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены да нет
41.  Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня да нет
42.  Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь да нет
43.  Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием да нет
44.  Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел да нет
45.  Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам" да нет
46.  Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю да нет
47.  Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею да нет
48.  Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь да нет
49.  С детства я никогда не проявлял вспышек гнева да нет
50.  Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться да нет
51.  Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать да нет
52.  Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня да нет
53.  Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ да нет
54.  Неудачи огорчают меня да нет
55.  Я дерусь не реже и не чаще чем другие да нет
56.  Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее да нет
57.  Иногда я чувствую, что готов первым начать драку да нет
58.  Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо да нет
59.  Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю да нет
60.  Я ругаюсь только со злости да нет
61.  Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть да нет
62.  Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее да нет
63.  Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу да нет
64.  Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся да нет
65.  У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить да нет
66.  Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает да нет
67.  Я часто думаю, что жил неправильно да нет
68.  Я знаю людей, которые способны довести меня до драки да нет
69.  Я не огорчаюсь из-за мелочей да нет
70.  Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня да нет
71.  Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение да нет
72.  В последнее время я стал занудой да нет
73.  В споре я часто повышаю голос да нет
74.  Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям да нет
75.  Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить да нет

При составлении опросника использовались принципы:

1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:

Физическая агрессия: "да" = 1, "нет"-0 - № 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68;
нет" =1, "да" = 0 - № 9,17,41.
2. Косвенная агрессия: «"да" - 1, "нет" = 0» - № 2,18,34,42, 56, 63;
«"нет" = 1, "да- 0"» - № 10, 26, 49.
3. Раздражение: "да"=1, "нет"=0: - № 3,19, 27, 43, 50, 57, 64, 72;
"нет" = 1, "да" -0 № 11, 35, 69.
4. Негативизм: « да" == 1, "нет" = 0:» - № 4, 12, 20, 23, 36.
5. Обида: «"да"= 1,"нет" - 0: » -№ 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58;
«нет» 1 -№ 44.
6. Подозрительность: "да"=1, "нет"=0 - № 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59;
нет" = 1, &q

Наши рекомендации