Тема 14. Философский принцип системности

(структурно-логическая схема последовательности изложения материала)

Тема 14. Философский принцип системности - student2.ru

Тема 14. Философский принцип системности - student2.ru

Тема 14. Философский принцип системности - student2.ru

Тема 14. Философский принцип системности - student2.ru
Персоналии:

Тема 14. Философский принцип системности - student2.ru БОГДАНОВ(псевдоним), Малиновский Александр Александрович (1873-1928) - русский философ, до конца своих дней остававшийся убежденным марксистом, политик и идеолог российской социал-демократии, один из создателей партии большевиков, ученый-естествоиспытатель, писатель-фантаст. В 1893 поступил на естественное отделение Московского университета. В 1894 - арестован за участие в народовольческом Союзном Совете землячеств, исключен из университета и выслан в Тулу. В 1895 поступил, а в 1899 закончил медицинский факультет Харьковского университета. С 1896 наметился отход Богданова от народовольческих идей к социал-демократизму, в 1899 Богданов определил себя по убеждениям как «работника научного социализма». Осенью 1899 арестован за пропаганду и после четырехлетнего поднадзорного пребывания в Калуге и Туле примкнул в 1903 к большевикам, став ближайшим соратником Ленина. (По данным опроса учащихся средних учебных заведений России в 1903, Богданов - наиболее читаемый автор-обществовед.) Принимал активное участие в революционных событиях 1905-1907. В конце 1909 вышел из большевистской партии, а после 1911 полностью отошел от политической деятельности, во время Первой мировой войны был военным врачом. Не поддержал лозунга превращения империалистической войны в гражданскую. Богданов положительно оценил Февральскую (1917) революцию, считая ее способной содействовать демократическому развитию России. После Октябрьского переворота (1917) был членом президиума Коммунистической академии (1918- 1926), читал лекции в Московском университете. В 1918- 1920 принимал активное участие в Пролеткульте, не разделяя культурэкстремизма многих его представителей. С 1921 Богданов занимался исключительно естественнонаучными проблемами переливания крови, омоложения организма, продления жизни. В 1926 возглавил первый в мире Институт переливания крови. Умер в результате эксперимента, поставленного на самом себе. Основные сочинения: «Краткий курс экономической науки» (1897), «Основные элементы исторического взгляда на природу» (1899), «Революция и философия» (1905), «Эмпириомонизм. Статьи по философии (1904-1906)», «Очерки по философии марксизма» (1908), «Падение великого фетишизма. Вера и наука» (о книге В. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм») (1910), «Философия живого опыта» (1913), «От монизма религиозного к научному» (1913), «Наука об общественном сознании» (1914), «Вопросы социализма» (1918), «Курс политической экономии» (в соавторстве с И.И. Скворцовым-Степановым, 1918-1920), «Всеобщая организационная наука (тектология)» (Ч. I-III; 1913-1922) и др. Богданов явился также автором двух фантастических романов, написанных в традиции социальной утопии – «Красная звезда» (1908) и «Инженер Мэнни» (1912). Наука и гражданская свобода, наука и социализм - таково философское и идейно-политическое кредо Богданова. На протяжении всего своего творчества Богданов проводил идею: «Наука сделает философию ненужной, как уже теперь не нужна религия». Убежденность в неограниченных возможностях научного знания, вполне характерная для того времени, сочеталась у Богданова с убежденностью, что общество способно поставить под свой контроль «условия жизни». Отсюда вытекали постоянные поиски таких познавательных форм («бесконечно широких» и «бесконечно пластичных»), которые способны были бы охватить все разнообразие «беспредельно прогрессирующей жизни». В этом плане Богданов обратил особое внимание на труды Оствальда и Маха, придя к выводу, что учение Маркса (в частности, его диалектика как «последнее слово научно-эволюционного метода», хотя и не достигшее «полной ясности и законченности») вполне совместимо с новейшим естественнонаучным позитивизмом, монистическим пониманием общественной жизни и развития. Марксизм, по Богданову, «единственное в наше время по существу философское политическое течение». Эти идеи были отражены Богдановым в работе «Эмпириомонизм. Статьи по философии (1904- 1906)», в которой была сделана попытка разработать единую познавательную картину мира с «организационной точки зрения, т.е. как процесса формирования, борьбы и взаимодействия комплексов и систем различных типов и ступеней организованности». В «Философии живого опыта» Богданов продолжил развитие идей эмпириомонизма, а в работе «От монизма религиозного к научному» дал обоснование борьбы за научный монизм, устраняющий философию вообще. По Богданову, философские понятия - дух, материя, субстанция и т.п. - суть «идолы и фетиши познания, порожденные трудовыми отношениями в определенные эпохи и не имеющие смысла за их пределами. Их можно заменить универсальным понятием «энергии», служащим познанию для того, чтобы «представить все явления как соизмеримые». Вслед за Махом, Богданов осуществил собственную интерпретацию сдвигов в гносеологической ситуации в контексте революции в физике. В отличие от Ленина, реально отстаивавшего в границах данной проблематики уровень решений философии Дидро, Богданов стремился двигаться вперед. Именно в философии эмпириомонизма Богданов нащупал отдельные нити к «организационному подходу», приведшему к созданной им «организационной науке» - «тектологии», обобщившей интегративные тенденции в естественнонаучном и социальном познании. Сам Богданов определил тектологию как «общее учение о нормах и законах организации всяких элементов природы, практики и мышления». Будущее показало, что некоторые положения тектологии Богданова предвосхитили идеи кибернетики (принцип обратной связи, идея моделирования и др.), а сама теоретическая концепция оценивается как первая серьезная попытка системно-кибернетического анализа функционирования социальных структур и управления ими.





Тема 14. Философский принцип системности - student2.ru БЕРТАЛАНФИ(Bertalanffy) Людвиг фон (1901 – 1972), австрийский биолог и натурфилософ, с 1934 по 1948 – профессор в Вене, затем – в Оттаве (Канада). В своей Общей теории жизни предпринял попытку объяснить гармонию и координацию жизненных процессов наличием «живой системы имманентных сил», носителями которых являются формообразующие вещества, которые порождаются «потенциалом форм». Берталанфи выдвинул одну из первых в западной литературе версий Общей теории систем. В этой теории он обобщил принципы целостности,организации, эквифинальности (достижения системой одного и того же конечного состояния при различных начальных условиях) и изоморфизма.

Основные понятия:

ИЕРАРХИЯ (греч. hieros – священный и arche – власть) – тип структурных отношений в сложных многоуровневых системах,характеризуемый упорядоченностью, организованностью взаимодействий между отдельными уровнями по вертикали. Иерархические отношения имеют место во многих системах, для которых характерна как структурная, так и функциональная дифференциация, т.е. способность к реализации определенного круга функций,причем на более высоких уровнях осуществляются функции интеграции, согласования. Необходимость иерархического построения сложных систем обусловлена тем, что управлениев них связано с переработкой информации, причем на нижележащих уровнях используется более детальная и конкретная информация, охватывающая лишь отдельные аспекты функционирования системы, а на более высокие уровни поступает обобщенная информация, характеризующая условия функционирования всей системы, и принимающая решения относительно системы в целом. В реальных системах иерархическая структура никогда не бывает абсолютно жесткой в силу того, что иерархия сочетается с большей или меньшей автономией нижележащих уровней по отношению к вышележащим, и в управлении используются присущие каждому уровню возможности самоорганизации.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ –одно из основных понятий, характеризующих функционирование и развитие систем управления (регулирования) в живой природе, обществе и технике. Если прямая связь есть передача управляющих сигналов от центрального блока (а частности, мозга) к исполнительным органам управляющей системы,то обратная связь – передача в центральный блок информации о результатах управления. Прямая и обратная связи образуют замкнутый цикл циркуляции информации в управляющей системе, представляя собой механизм устранения рассогласования между целью(или аналогом цели) и результатом управления. Обратная связь обеспечивает стабилизацию параметров управляемого объекта (например, поддержание постоянной температуры, давления и состава крови в живом организме), программное управление, рост организма, расширенное воспроизводство (в обществе), процессы развития в живой природе и общественной жизни.

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СИСТЕМ –специально-научная и логико-методологическая концепция исследования объектов, представляющих собой системы.Общая теория систем тесно связана с системным подходом и является конкретизацией и логико-методологическим выражением его принципов и методов. Первый вариант Общей теории систем был предложен Берталанфи,однако у него было много предшественников (в частности, Богданов). Основная идея Общей теории систем Берталанфи состоит в признании изоморфизма (полного соответствия друг другу) законов, управляющих функционированием системных объектов. Важной заслугой Берталанфи является исследование открытых систем, которые постоянно обмениваются веществом и энергией с окружающей средой. В 50 – 70-е гг. предложен ряд других подходов к построению Общей теории систем (М. Месарович, Л. Заде, Р. Акофф, Дж. Клир, А.И. Уемов, Ю.А. Урманцев, Р. Калман, Э. Ласло и др.). Основное внимание при этом обращено на разработку логико-концептуального и математического аппарата системных исследований. Общая теория систем имеет важное значение для развития современных науки и техники: не подменяя специальные системные теории и концепции, имеющие дело с анализом определенных классов систем, она формулирует общие методологические принципы системного исследования.

ОТНОШЕНИЕ –момент взаимосвязи всех явлений. Вещи не существуют вне отношений. Существование всякой вещи, ее специфические особенности и свойства, ее развитие зависят от всей совокупности ее отношений к другим вещам окружающего мира. Сами свойства необходимо присущие тому или иному процессу или вещи, проявляются только в их отношении к другим вещам и процессам. Развитиеявления приводит к изменению его отношений с другими явлениями, к исчезновению одних и возникновению других. С другой стороны, изменение совокупности отношений, в которой существует данный объект, может привести к его изменению. Отношения так же многообразны, как многообразны вещи и их свойства. Необходимо различать внутренние отношения различных, особенно противоположных, сторон объекта и его внешние взаимоотношения с другими объектами. При этом необходимо учитывать, во-первых, относительный характер различения внутренних и внешних отношений, во-вторых, их переходы друг в друга и, в-третьих, то обстоятельство, что внешние отношения зависят от внутренних, являются их проявлением и обнаружением. Особый характер имеют общественные отношения. Отношения могут быть разделены на существенные и несущественные, необходимые и случайные и т.д. Существенное общее отношение между явлениями выступает как закон их развития или функционирования.

СИСТЕМА(греч. systema – составленное из частей, соединенное) – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Понятие система имеет длительную историю. Уже в античности был сформулирован тезис о том, что целое больше суммы его частей. Стоикиистолковывали систему как мировой порядок. В развитии философии, начиная с античности (Платон, Аристотель), большое внимание было уделено также раскрытию специфических особенностей системы знания. Системность познания подчеркивал Кант;дальнейшее развитие эта линия получила у Шеллинга и Гегеля.В 17 – 19 вв. в различных специальных науках исследовались определенные типы систем (геометрические, механические и др.). Марксизм сформулировал философские и методологические основы научного познания целостных развивающихся систем. В середине 20 в. большое значение для понимания механизмов систем управления (больших, сложных систем) приобрели кибернетика и цикл связанных с нею научных и технических дисциплин. Понятие системы органически связано с понятиями целостности,элемента,подсистемы, связи, отношения, структурыи др. Для системы характерно не только наличие связей и отношений между образующими ее элементами (определенная организованность), но и неразрывное единство со средой, взаимоотношения с которой система проявляет свою целостность. Любая система может быть рассмотрена как элемент системы более высокого порядка, в то время как ее элементы могут выступать в качестве систем более низкого порядка. Иерархичность, многоуровневость характеризуют строение, морфологию системы и ее поведение, функционирование: отдельные уровни системы обусловливают определенные аспекты ее поведения, а целостное функционирование оказывается результатом взаимодействия всех ее сторон, уровней. Для большинства систем характерно наличие в них процессов передачи информации и управления.К наиболее сложным типам систем относятся целенапрвленные системы, поведение которых подчинено достижению определенной цели,и самоорганизующиеся системы, способные в процессе своего функционирования изменять свою структуру. Причем для многих сложных систем (живых, социальных и т.д.) характерно существование разных по уровню, часто не согласующихся между собой целей, кооперирование и конфликт этих целей и т.д. В наиболее общем плане системы делятся на материальные и абстрактные (идеальные). Первые, в свою очередь, включают системы неорганической природы (физические, химические, геологические и т.п.), живые системы, особый класс материальных систем образуют социальные системы. Абстрактные системы являются продуктом человеческого мышления, и они также могут быть разделены на ряд типов.

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ –совокупность методов и средств, используемых при исследовании и конструировании сложных и сверхсложных объектов, прежде всего методов выработки, принятия и обоснования решений при проектировании, создании и управлении социальными, экономическими, человеко-машинными и техническими системами.Системный анализ возник в 60-х гг. 20 в. как результат развития исследования операций и системотехники. Теоретическую и методологическую основу системного анализа составляют системный подход и общая теория систем.Системный анализ применяется главным образом к исследованию искусственных (возникших при участии человека) систем, причем в таких системах важная роль принадлежит деятельности человека. Согласно принципам системного анализа, возникающая перед обществом та или иная сложная проблема (прежде всего проблема управления) должна быть рассмотрена как нечто целое, как система во взаимодействии всех ее компонентов. Для принятия решения об управлении этой системой необходимо определить ее цель,цели ее отдельных подсистем и множество альтернатив достижения этих целей, которые сопоставляются по определенным критериям эффективности, и выбрать наиболее приемлемый для данной ситуации способ управления. Важным этапом системного анализа является построение обобщенной модели (или ряда моделей) исследуемой или конструируемой системы, в которой учтены все ее существенные переменные. В силу чрезвычайно большого числа компонентов (элементовподсистем, блоков, связей и т.д.), составляющих социально-экономические, человеко-машинные и т.п. системы, для проведения системного анализа требуется использование современной вычислительной техники – как для построения обобщенных моделей таких систем, так и для оперирования с ними (например, путем проигрывания на таких моделях сценариев функционирования систем и интерпритации полученных результатов). В системном анализе широко используются разработанные в последнее время методы системной динамики, теории игр, эвристического программирования, имитационного моделирования, программно-целевого управления и т.д. Важной особенностью системного анализа является единство используюмых в нем формализованных и неформализованных средств и методов исследования.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД –методологическое направление в науке, основная задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложноорганизованных объектов – системразных типов и классов. Исторически системный подход пришел на смену широко распространенным в 17 – 19 вв. концепциям механицизма. Наиболее широкое применение методы системного подхода находят при исследовании сложных развивающихся объектов – многоуровневых, иерархических, как правило, самоорганизующихся биологических, психологических, социальных и т.д. систем, больших технических систем, систем «человек – машина» и т.д. К числу важнейших задач системного подхода относятся: 1) разработка средств представления исследуемых и конструируемых объектов как систем; 2) построение обобщенных моделей системы, моделей разных классов и специфических свойств систем; 3)исследование структуры теорий систем и различных современных концепций и разработок. В системном исследовании анализируемый объект рассматривается как определенное множество элементов,взаимосвязь которых обслуживает целостные свойства этого множества. Основной акцент делается на выявлении многообразия связей и отношений, имеющих место как внутри исследуемого объекта, так и в его взаимоотношениях с внешним окружением, средой. Свойства объекта как целостной системы определяются не столько суммированием свойств его отдельных элементов, сколько свойствами его структуры, особыми системообразующими, интегративными связями рассматриваемого объекта. Для понимания поведения систем, прежде всего целенаправленного, необходимо выявить реализуемые данной системой процессы управления – формы передачи информации от одних подсистем к другим и способы воздействия одних частей системы на другие, координацию низших уровней системы со стороны элементов ее высшего уровня, управления, влияния на последние всех остальных подсистем. Существенное значение в системном подходе придается выявлению вероятностного характера поведения исследуемых объектов. Важной особенностью системного подхода является то, что не только объект, но и сам процесс исследования выступает как сложная система, задача которой, в частности, состоит в соединении в единое целое различных моделей объекта. Системные объекты, наконец, как правило, не безразличны к процессу их исследования и во многих случаях могут оказывать существенное воздействие на него.

СОДЕРЖАНИЕ –философская категория, обозначающая определенным образом упорядоченную совокупность элементов и процессов, образующих предмет или явление.

СТРУКТУРА(лат. structura – строение) – строение и внутренняя форма организации системы,выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами,а так же законов данных взаимосвязей. Структура необходимый атрибут всех реально существующих объектов и систем.

ТЕКТОЛОГИЯ (ВСЕОБЩАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ НАУКА)(от греч. «tektologia» - учение о строительстве) - научная концепция, выдвинутая в начале 20 в. Богдановым в книге «Всеобщая организационная наука (тектология)» (Ч. I-III; 1913-1922). Исходным пунктом тектологии является признание необходимости подхода к изучению любого явления с точки зрения его организации. Предмет тектологии определяется, по Богданову, тем, что вся Вселенная «выступает перед нами как беспредельно развертывающаяся ткань форм разных типов и ступеней организованности - от неизведанных нам элементов эфира до человеческих коллективов и звездных систем». Принять организационную точку зрения - это, значит, изучать любую систему с точки зрения, как отношений всех ее частей, так и отношений ее как целого со средой, т.е. со всеми внешними системами. Законы организации систем едины для любых объектов, самые разнородные явления объединяются общими структурными связями и закономерностями. Богданов утверждает, что «структурные отношения могут быть обобщены до такой же степени формальной чистоты схем, как в математике отношения величин, и на такой основе организационные задачи могут решаться способами, аналогичными математическим. Более того, отношения количественные я рассматриваю как особый тип структурных, и самую математику - как раньше развившуюся, в силу особых причин, ветвь всеобщей организационной науки: этим объясняется гигантская практическая сила математики как орудия организации жизни». В соответствии с организационной точкой зрения, мир рассматривается как находящийся в непрерывном изменении, в нем нет ничего постоянного, все - суть изменения, действия и противодействия. В результате взаимодействия изменяющихся элементов наблюдатель может выделить некоторые типы «организованных комплексов», различающиеся по степени их организованности. Организованный комплекс определяется в тектологии на основе принципа несводимости целого к сумме всех его частей, при этом, чем больше отличие целого от суммы самих частей, тем более это целое организованно. В организованных комплексах целое больше суммы всех своих частей (т.е. активность-сопротивление комплекса в целом больше суммы активностей-сопротивлений его элементов). В неорганизованных комплексах целое меньше суммы всех своих частей. В нейтральных комплексах целое равно сумме всех своих частей. По мысли Богданова, организованная система бывает таковою не вообще, не универсально, а лишь по отношению к определенным активностям, сопротивлениям, энергиям. Среди множества организационных форм Богданов выделяет два универсальных типа систем - централистический и скелетный. Для систем первого типа характерно наличие центрального, более высокоорганизованного комплекса, по отношению к которому все остальные комплексы играют роль периферических. Системы второго типа образуются за счет организационно низших группировок, выделяемых сложноорганизованными пластичными комплексами. Здесь проявляется единство и различие пластичности и прочности. Скелетный тип имеет важнейшее положительное значение с организационной точки зрения: лишь он делает возможным развитие пластичных форм, сохраняя нежные комбинации от грубой внешней среды. Специальному анализу подвергаются Богдановым основные организационные механизмы - механизмы формирования и регулирования систем. К основным формирующим механизмам относятся конъюгация (соединение комплексов), ингрессия (вхождение элемента одного комплекса в другой) и дезингрессия (распад комплекса). Универсальный регулирующий механизм обозначается им понятием «подбор», заимствованным из биологии и распространенным на процессы сохранения и разрушения всех видов систем. В тектологии «подбору» (прогрессивному отбору) уделено основное внимание, ибо Богданов считал, что действительное сохранение форм в природе возможно только путем их прогрессивного развития. Отбор может быть положительным или отрицательным - он действует при развитии комплексов и в процессе их относительного упадка. В совокупности положительный и отрицательный отборы охватывают всю динамику мирового развития. Положительный отбор, усложняя природные формы, увеличивает разнородность бытия, доставляет для него материал, все более возрастающий; отрицательный отбор упрощает этот материал, устраняет из него все непрочное, нестройное, противоречивое, вносит в его связи однородность и согласованность, упорядочивая тем самым последний. Богданов считал, что «взаимодополняя друг друга, оба процесса стихийно организуют мир». По мнению Богданова, «конъюгационная схема возрастающих возможностей развития говорит нам о том, что гибель племен и народностей, хотя бы весьма отсталых, суживает базис дальнейшего развития человечества в его целом. Она означает уничтожение тех своеобразных элементов и условий развития, которые возникают из смешения и из общения разных народностей ... Сумма организационных форм в самом широком смысле этого слова, из какой исходит прогресс человечества, уменьшается необходимо и бесповоротно при истреблении отсталых племен». По мнению ряда ученых, существует глубокое родство тектологии с такими современными общенаучными направлениями, как кибернетика, системный подход, структурализм, теория катастроф, синергетика и т.п. В тектологии высказана идея изоморфизма различных организационных структур, на которых базируется как кибернетический анализ, так и общая теория систем Берталанфи. Тектологические понятия «цепная связь», «закон наименьших», «принцип минимума» оказываются верными с кибернетической точки зрения. В тектологии предвосхищена одна из основных идей кибернетики - идея обратной связи (в тектологии - би-регулятора). В отличие от Н. Винера и У. Р. Эшби, Богданов применял исключительно качественные методы. Хотя тектология и содержит все исходные идеи, позднее развитые общей теорией систем и кибернетикой, она претендовала на нечто большее, ее специфическая область - все формы организации в природе и человеческой деятельности: тектология реально представляет собой предельное расширение любой теории систем. (Сам Богданов полагал, что расцвет тектологии «... будет выражать сознательное господство людей как над природой внешней, так и над природой социальной. Ибо всякая задача практики и теории сводится к тектологическому вопросу: о способе наиболее целесообразно организовать некоторую совокупность элементов - реальных или идеальных».) Богданов ошибочно рассматривал общенаучные теоретико-методологические построения в тектологии как всеобщие схемы (столь же универсальные, как и философские понятия и концепции, выполняющие те же функции), могущие претендовать на замену «устаревшей» и «непрактичной» философии. Такая установка решающим образом сказалась на отношении к опередившей свое время тектологии, вытеснив ее из регистра перспективных научных идей. Тем не менее, тектологию как науку об организации правомерно полагать состоявшейся, поскольку понятие «организация» (подобно понятиям «система», «структура», «связь», «управление» и т.п.) стало неотъемлемой принадлежностью современного научного языка. Тектология явилась первым в истории науки развернутым вариантом общесистемной концепции.

УПРАВЛЕНИЕ – функцияорганизованных систем (биологических, технических, социальных), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию ее программы, цели.Управление как системапредполагает наличие подсистем: организации отношений ее элементов,режима ее функционирования в виде совокупности определенных механизмов, действующих под определенным контролем сообразно определенным нормам, развития по известной программе в направлении какой-либо цели.Основные этапы процесса управления: сбор и обработка информации; ее анализ, диагноз и прогноз, систематизация (синтез), установление на этой основе цели (целеполагание); выработка решения, направленного на достижение цели; последовательная конкретизация общего решения в виде планирования, программирования, проектирования, выработки конкретных (частных) управленческих решений; организация деятельности для выполнения решения; контроль за этой деятельностью; сбор и обработка информации о результатах деятельности и новый цикл этого непрерывного в идеале процесса.

ФОРМА –философская категория, отражающая способ существования и выражения содержания в его различных модификациях. Понятие формы употребляется также в значении внутренней организации содержания, и в этом значении проблематика формы получает дальнейшее развитие в категории структуры.

ФУНКЦИЯ(лат. functio – исполнение, совершение) – внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений, например функции органов чувств в организме, функции денег, функции государства в обществе и т.д.

ЦЕЛОЕ -предмет (процесс, явление), включающий в себя в качестве составных частей иные предметы (процессы, явления) и обладающий такими свойствами, которые не сводятся к свойствам составляющих его частей.

ЦЕЛОСТНОСТЬ –внутреннее единство объекта, его отдифференцированность от окружающей среды, а также сам объект, обладающий такими свойствами. В истории философии в трактовке понятия целостности можно выделить две тенденции: целостность как полнота, как всесторонний охват всех свойств, сторон и связей объекта (в этом смысле целостность сближается с понятием конкретности) и целое как внутренняя обусловленность объекта, то, что определяет его специфику, уникальность (в этом смысле целостность сближается с понятием сущности). Понятие целостность играет существенную роль в тех случаях, когда задача исследования заключается в получении синтетического знания об объекте и когда сам объект является достаточно сложным (например, в современных системных и структурных исследованиях, в которых нередко ставится задача выявления и изучения конкретных механизмов, обеспечивающих целостность). Методологическое значение представления о целостности состоит в указании на необходимость выявить внутреннюю детерминацию свойств объекта и на недостаточность объяснения специфики объекта извне (исходя, например, из условий окружающей среды, из рассмотрения частей объекта, в свою очередь обладающих целостностью, либо из целостности, включающей данный объект в качестве части и т.п.).

ЦЕЛЬ –предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия. В качестве непосредственного мотива цель направляет и регулирует действия, пронизывает практику как внутренний закон, которому человек подчиняет свою внутреннюю волю. Различаются отдаленные, близкие и непосредственные, общие и частные, промежуточные и конечные цели. В системном подходе и синергетике термином «цель» обозначают состояние системы, достигаемое путем обратной связи.

ЧАСТЬ -предмет (процесс, явление), входящий в состав другого предмета (процесса, явления) и выступающий компонентом его содержания.

ЭЛЕМЕНТ(лат. elementum – стихия, первоначальное вещество) – понятие объекта, входящего в состав определенной системы и рассматриваемогов ее пределах как неделимый (например, атом в системе «молекула», электрон в системе «атом» и т.д.).

Наши рекомендации