Отношение полной совместимости

К совместимым относятся суждения, которые одновременно могут быть истинными. Различают три вида совместимости: 1)эквивалентность (полная совместимость), 2)частичная совмести­мость (субконтрарность) и 3)подчинение.

1. Эквивалентными являются такие суждения, которые имеют одинаковые логические характеристики: одинаковые субъ­екты и предикаты, однотипную — утвердительную или отрицатель­ную — связку, одну и ту же выраженную квантором количественную характеристику.

Различия между высказываниями, содержащими простые экви­валентные суждения, проявляются главным образом словесно. На­пример, различными словами могут быть выражены кванторы: «некоторые», «иногда», «как правило» и т.п.; использованы синонимы для выражения субъекта или предиката; суждения могут быть сфор­мулированы на различных национальных языках: «Это стол», «It is a table».

Отношение частичной совместимости

Частичная совместимость. Эти суждения могут быть истинными одновременно, но не могут быть одновременно ложными. Это значит, что ложность одного из них обусловливает истинность другого. Так, например, ложность суждения “Некоторые студенты сдали экзамены” обусловливает истинность суждения “Некоторые студенты не сдали экзамены”. В то же время для отношений частичной совместимости остаются неопределенными следующие зависимости: при истинности частноутвердительного суждения совместимое с ним частноотрицательное может быть как истинным, так и ложным. И, наоборот, при истинности частноотрицательного суждения, частноутвердительное может быть как истинным, так и ложным.

Отношение противоречия

Отношение противоречия существует между такими двумя понятиями, одно из которых имеет определенные признаки, а второе - эти же признаки отрицает, не утверждая каких-то новых. Такие понятия называются противоречивыми.

Примерами противоречивых понятий можно назвать следующие: "виновен" и "невиновен", "вменяемый" и "пеосудний", "законный" и "незаконный", "обоснованный" и "необоснованный", "преступное" и "непреступную", "наказуемо" и "ненаказуемое" и другие.

Отношение противоречия существует между отрицательным и соответствующим положительным понятием.

Содержанием одного из противоречивых понятий е совокупность определенных признаков, а содержанием другой - возражения именно этих признаков. Так, содержанием понятия "незаконный" является отсутствие у предмета мышления тех признаков, которые составляют содержание понятия "законный".

Объемы противоречивых понятий исключают друг друга. Один и тот же предмет не может входить в объем обеих противоречивых понятий одновременно. Он может принадлежать к классу только одного из них.

Объемы противоречивых понятий исчерпывают весь объем родового понятия. Кроме двух данных противоречивых понятий, род никакого промежуточного третьего понятия не имеет.

Отношение противности

Схемы a и b находятся в отношении противности, если и только если при одинаковых значениях они вместе получают значение «ложно», но не получают значение «истинно».

Отношение противности имеют место между суждениями a и b. Суть этого отношения заключается в том, что противные суждения не могут быть оба одновременно истинными, но оба могут быть одновременно ложными. Поэтому если один из противных суждений истинно, то второе бесспорно ложное, но с ложности одного противного суждения нельзя делать вывод об истинности другого.

Например, в отношении противности находятся схемы AÙB и AÙØB (см. табл.12). Соответствующие им высказывания "9 – четное число и делится на 3" и "9 – четное число и не делится на 3" – оба ложны, а высказывания "Он поехал на красный свет и нарушил правила дорожного движения” и “Он поехал на красный свет и не нарушил правила дорожного движения" не являются вместе истинными: если одно истинно, то второе ложно, и наоборот. Схемы этих высказываний, как и сами высказывания, не отрицают друг друга.

Таблица 12

A B A Ù B A Ù Ø B
и и и л
и л л и
л и л л
л л л л

Установление отношений между логическими формами облегчает содержательный анализ, обеспечивает точность и определенность наших рассуждений.

Диалог и его виды

Диалог - это коммуникативный процесс, при котором люди взаимодействуют посредством выражения в словах смысловых позиций. Харак-ки диалога:-взаимообогащение (содержательность); -сотворчество; -дешевая и оперативная форма обмена информацией. Модель идеального диалога: -"ходы" диалога делаются по очереди; -диалог завершается результатом (выиграл, проиграл); -диалог имеет ограниченный характер в связи с принятыми правилами; -диалог ведется с учетом реакции одного участника на "ходы" другого.

Виды диалогов: 1)сократический или исследовательский: когда каждый имеет право высказать свое мнение и защищать его. (И. Кант говорил, что в таком диалоге: «и ученик является учителем»). Наибольшее распространение получил в Афинах. «Платон мне друг, но истина дороже». Цель участников диалога – найти истину или хотя бы приблизиться к ней.; 2)риторический диалог вырождается в монолог: получил распространение в Риме. В нем поддерживалась активность одной стороны. Кроме того Д. бывает письменный и устный, а также «с глазу на глаз» и публичный диалог (имеет значение не только «железная логика» доказательства, но и умение убедить слушателей в правильности защищаемой позиции, используя ср-ва психолога.

Формы диалогов: 1)беседа – диалог, в котором придерживаются одинакового взгляда на обсуждаемый вопрос; 2) спор – диалог, в котором отсутствует единая позиция на обсуждаемый вопрос; 3) дискуссия – это четкое сопоставление точек зрения по актуальным вопросам с целью нахождения путей их решения и установления общего согласия. Данный вид диалога (полилога) является наиболее сильным в познавательном отношении. Встречаются и такие виды диалога, как полемика – частный случай спора, отлич-ся от дискуссии тем, что в ней сторонники противоположн. взглядов не ставят своей целью достижение компромисса и дебаты- чётко структурированный и специально организованный публичный обмен мыслями между двумя сторонами по актуальным темам, это разновидность публичной дискуссии участников дебатов направляющая на переубеждение в своей правоте третьей стороны, а не друг друга.

Требования к ведению диалога: - единый язык, партнеры должны понимать друг друга; -общий предмет обсуждения: участники, как правило, объединены общими знаниями, но для ведения диалога необходимо наличие пунктов разногласия; -желание и потребности в общении; -это не сражение, а сотрудничество, поэтому отдается предпочтение слушанию перед говорением; -необходимо критическое отношение к высказываниям партнера.

Наши рекомендации