И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». (1862 г.)

Конфликты романа:внешний (противостояние поколений) и внутренний (борьба между мировоззрением Базарова и его чувствами, неприменимость его теории на практике)

Евгений Васильевич Базаров(родители Василий Иванович и Арина Власьевна). Нигилист-революционер. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Динамика образа: в начале – уверенный в правоте своего взгляда человек. Тургенев проводит его через испытания любовью и смертью, самоуверенность его исчезает. Перед смертью Базаров становится проще и мягче, происходит переоценка ценностей. Тургенев: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и всё-таки обреченная на погибель – потому, что она всё-таки стоит ещё в преддверии будущего». Смерть Базарова – послед. трагич. черта; несёт смысл. нагрузку. Умирая, герой становится целен. Значение Базарова может раскр. лишь в масштабе вечности.

Восприятие Базарова критикой: а) М. Антонович (трактовал Базарова как карикатуру на совр. молодежь в образе «обжоры, болтуна и циника); б) Д. Писарев (раскрыл истор. значимость изображенного Тургеневым типа, считал, что России нужны такие люди, как Базаров – критичные, самодостаточные, облад. разумом и волей. Двойники Базарова: Ситников (повторяет мысли Базарова, вульгаризируя и искажая их) и Кукшина («эмансипированная дама», развязна, вульгарна, глупа». Явл. пародиями на Базарова, раскр. слабые стороны его максималист. взгляда на мир. Для них модные идеи – способ выделиться.

Женские образы: Анна Сергеевна Одинцова. Молодая красивая женщина, богатая вдова. Умна, рассудительна, уверена в себе, спокойна, аристократична. Ценит покой, стабильность, комфорт. Неспособна на сильую страсть. Фенечка. Добра, бескорыстна, простодушна, честна, искренне любит Николая Петровича и сына Митю. Главное для неё – семья, преследования Базарова и подозрения мужа оскорбляют её. Катя Локтева. Чуткая, но твёрдая натура, любит природу и музыку. Нен понимает Базарова, даже боится его: «Он хищный, а мы с вами ручные». Катя – воплощ. идела семейной жизни, к кот. стрем. Аркадий; возвращ. его в лагерь «отцов».

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------И. А. Гончаров. Роман «Обломов» (1858 г.) Соц.-бытовой, философский, психологический.

Структурообразующее начало – сопоставление 2х типов героев – личности, склонной к творческому, но идеал. восприятию мира и героя-прагматика как воплощения «трезвого, дельного, нужного». История отношений Облома с Ольгой и с Агафьей – сюжетные узлы романа. «Сон Обломова» - единств. глава с названием, композиц. центр произв. Пародийная идиллия «золотого века». Обломовка – благословенный, тихий и счастливый край. Изолирована от мира. Интересы семьи Обломовых сосредоточены на домашних заботах и еде. После обеда все спят. За хоз-вом никто не следит, Илью балуют, подавляют живость и резвость. «Обломовщина» - соц.-культурное явление в среде русс. дворянства. Суть её в инертности, апатии, косности. В романе воссозданы тип русс. действительности: тип крепостного слуги – Захар, тип предпринимателя – Штольц, тип светского франта – Волков, тип преусп. чиновника – Судьбинский, тип модного литератора – Пенкин. Проблема нац. характера, действия и бездействия, смысла жизни, любви, счастья.

Илья Ильич Обломов. 32-33 года. 12-ый год в Петербурге. Жизнь сводилась его «к еде, сну, лежанию на диване». Соотносится с образом Ильи Муромца. «Приятная наружность», однако «с отсутствием всякой определенной идеи»; тело казалось «слишком изнеженным для мужчины». Детали: удобный широкий халат и диван. Предметы в пыли. Но Обломов наблюдателен, способен к глубокому проникн. в суть вещей. Бездейственность – протест против бессмысленной деятельности людей; критикует погоню за чинами, лицемерие, суету, лживость, зависть. Андрей Иванович Штольц. Контрастен Обломову. Русско-немецкие корни. Сочет. лучшие кач-ва родителей. Привык всего добиваться сам, труд для него – «образ, содержание, стихия и цель жизни». Наименее живой образ. «Наполовину он сочинен, на три четверти ходулен» (Чехов).

Ольга Сергеевна Ильинская. Гармоничная натура, душевная глубина, артистичность. Любит природу, одарена пытливым умом. Самолюбивая, гордая, властная. Сильнее Облома и глубже Штольца. Любовь её требовательна. Агафья Матвеевна Пшеницына. Бесхитростна, проста, здорова. «Была очень бела и полна в лице». Всецело поглощена заботами о хоз-ве. Обломову в ней нравятся круглые белые локти. Умственно неразвита, скромна, неразговорчива. Любит Обломова, не требует ничего взамен.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Наши рекомендации