Какова специфика видов общения, выделяемых по разным основаниям?

Общение межличностное—групповое—массовое. Разновидности этого вида общения различаются по количеству участников общения. Соотношение «1:1» принято определять как критерий межличностного общения; соотношение «1: несколько» — общение групповое (наиболее частое в практике педагогического общения); соотношение «1: много» обозначает массовое общение.

Педагогическому общению категорически противопоказана безадресность и «условная адресность» речевого действия. Оно всегда конкретно и личностно в рамках любого вида общения. Не менее важно использование речевых форм, обозначающих соучастие (местоимение «мы»).

Общение контактное—дистантное. Смысл оппозиции «контактное—дистантное» легко выявляется через семантику слов-определений. Контакт (лат. contactus — прикосновение) — тесное общение, согласованность действий; дистанция (лат. distantia — расстояние). Контактное общение происходит непосредственно: собеседники рядом — здесь, сейчас. Дистантное — собеседники находятся на расстоянии друг от друга (разговор по телефону — дистанция пространственная) или разделены дистанцией временной (обмен письмами).

Контактный вид общения во взаимодействии учитель—ученик доминирует несомненно. Это предопределено условиями общения: классная комната, ограниченный временными рамками урок, постоянный состав класса. Все происходит здесь, сейчас. Все на виду и все легко «прочитывается», потому что повышение голоса, интонация, жест учителя, его мимика иногда говорят больше, чем слова. А невербальная реакция слушателей, выражение их глаз — это объективный показатель и внимания и заинтересованности (или незаинтересованности) учеников, степени активности их восприятия и уровня понимания учебного материала.

Общение непосредственное—опосредованное. Прежде всего следует отметить ассиметричность информационной активности участников опосредованного общения. Опосредующий аппарат выполняет функцию отправителя информации (адресант), ученик — получатель (адресат). Налицо односторонность процесса восприятия, даже в том случае, когда ученик производит ответное действие, выполняя задание, заложенное в программу компьютера. В случае общения двух реальных партнеров этот процесс отличается взаимонаправленностью, симметричностью: полученная информация обретает своеобразную интерпретацию, возвращается к отправителю в новом виде, в ответе уже заложен новый вопрос, предполагающий ответ. Идет развитие темы. Преимущества живого личностного общения очевидны. Технических «посредников» нельзя недооценивать, просто стоит отвести им роль «лаборантов», помощников учителя. Отбирает видеоматериал или готовит компьютерную программу учитель, и эффективность их использования зависит от его методических знаний и умения. В том числе — от знания специфики различных видов общения.

Официальное—неофициальное общение. В основе их различения лежит обстановка общения и социально-ролевая обусловленность взаимоотношения участников общения. Официальное (лат. officialis — должностной) — общение с соблюдением всех правил, формальностей, предусмотренных социальными ролями коммуникантов. Неофициальное — частное, нерегламентированное, не имеющее официального статуса.

Официальное общение выстраивается в соответствии с определенными правилами делового этикета, целенаправленно и предполагает использование в речи клишированных, стереотипных компонентов, обеспечивающих точность передачи и адекватность восприятия информации. Неофициальное общение отличается непринужденностью, незапланированностью, неформальным, как правило, дружеским характером взаимодействия партнеров.

Оба вида общения относятся к межличностным, могут осуществляться в формах и контактного, и дистантного общения.

Определение специфики педагогического общения с позиции официальности—неофициальности достаточно условно. По признакам формальным (общение в официальном учреждении, асимметричность и постоянство социальных ролей участников, наличие учебного плана и правил внутреннего распорядка школы и пр.) — это общение официальное. Но здесь необходима существенная оговорка: эффективность педагогического общения предопределяется не только и не столько соблюдением формальных правил (это обязательное условие!), сколько нравственной атмосферой коллективного взаимодействия, творческой активностью учителя и ученика, радостью общих успехов.

Глава 3

Профессионально-личностное

Наши рекомендации