Тема 2. Общие закономерности онтогенетического развития двигательных качеств

Цель занятия: изучение общих закономерностей функционирования психомоторики как целостной системы, характеризующей поведение человека, способ организации деятельности и успешность ее протекания в различные периоды жизни.

Литература:

  1. Практикум по возрастной психологии: / Под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. – СПб.: Речь, 2001. – 688 с.
  2. Психомоторика. Тексты: хрестоматия по специальности «Общая психология»: в 3 ч. Ч. 1 / сост. Н. Е. Коренкова. – М.: Изд-во Моск. Гуманит. Ун-та, 2006. – 112 с.
  3. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов / Е.П.Ильин. – СПб.: Питер, 2003. – 384 с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»).

Задание № 2.1.

Перечислите и приведите примеры общих закономерностей онтогенетического развития двигательных качеств:

1.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Например:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Например:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Например:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Например:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Например:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Максимальное количество баллов за задание       Оценка преподавателя (баллы) Тема 2. Общие закономерности онтогенетического развития двигательных качеств - student2.ru Замечания:  

Задание № 2.2.

Какие существуют половые различия в проявлении двигательных качеств?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Максимальное количество баллов за задание       Оценка преподавателя (баллы) Тема 2. Общие закономерности онтогенетического развития двигательных качеств - student2.ru Замечания:  

Задание № 2.3.

Чем обусловлено снижение межфункциональных связей психомоторики в период полового созревания?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Максимальное количество баллов за задание       Оценка преподавателя (баллы) Тема 2. Общие закономерности онтогенетического развития двигательных качеств - student2.ru Замечания:  

Задание № 2.4.

Дайте определение «моторной одаренности» по Н. И. Озерецкому.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

Максимальное количество баллов за задание       Оценка преподавателя (баллы) Тема 2. Общие закономерности онтогенетического развития двигательных качеств - student2.ru Замечания:  

Задание № 2.5.

Какие основные компоненты движений исследуются в шкале измерения моторной одаренности у детей Н. И. Озерецкого?



Компоненты движений Как изучается (пример двигательного задания для любого возраста)
1. Компонент: Двигательная проба: ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________  
2. Компонент: Двигательная проба: ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________  
3. Компонент: Двигательная проба: ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________  
4. Компонент: Двигательная проба: ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________  
5. Компонент: Двигательная проба: ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________  
6. Компонент: Двигательная проба: ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________  
Максимальное количество баллов за задание       Оценка преподавателя (баллы) Тема 2. Общие закономерности онтогенетического развития двигательных качеств - student2.ru Замечания:  

Тема 3. Уровневая теория построения движений Н. А. Бернштейна

Цель занятия: Изучение одной из основных физиологических классификаций движений. С позиций теории Н. А. Бернштейна, управление движениями – сложный многоуровневый процесс. Данная теория позволяет разложить двигательный акт на составные компоненты, выявить состояние церебральных уровней и их роль в регуляции движений и действий.

Литература:

  1. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений. Под ред. В.П.Зинченко. Москва-Воронеж, 1997.
  2. Коренкова Н.Е. Психомоторика в структуре интегральной индивидуальности. Учебно-методическое пособие. М.: Изд-во Моск.гуманит.ун-та, 2005. – 163 с.
  3. Психомоторика. Тексты: хрестоматия по специальности «Общая психология»: в 3 ч. Ч. 1 / сост. Н. Е. Коренкова. – М.: Изд-во Моск. Гуманит. Ун-та, 2006. – 112 с.

Задание № 3.1.

Охарактеризуйте уровни построения движений по Н. А. Бернштейну с точки зрения их морфофизиологической характеристики, ведущей афферентации, основной и фоновой роли в двигательных актах вышележащих уровней, патологических синдромов и дисфункций.

№ п/п Уровень Характеристика
Система: _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ Обозначение: _____________________ Название: _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ Афферентация: _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ Основная функция: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ Роль как фонового: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ Роль как ведущего: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ Нарушения: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________  
Система: _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ Обозначение: _____________________ Название: _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ Афферентация: _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ Основная функция: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ Роль как фонового: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ Роль как ведущего: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ Нарушения: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________  
Система: _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ Обозначение: _____________________ Название: _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ Афферентация: _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ Основная функция: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ Роль как фонового: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ Роль как ведущего: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ Нарушения: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________  
Система: _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ Обозначение: _____________________ Название: _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ Афферентация: _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ Основная функция: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ Роль как фонового: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ Роль как ведущего: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ Нарушения: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________  
Система: _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ Обозначение: _____________________ Название: _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ Афферентация: _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ Основная функция: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ Роль как фонового: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ Роль как ведущего: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ Нарушения: _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________  
Максимальное количество баллов за задание       Оценка преподавателя (баллы) Тема 2. Общие закономерности онтогенетического развития двигательных качеств - student2.ru Замечания:  

Наши рекомендации