Формирование игровой группы.
1.1. Отбор кандидатов на получение работы. Для специальности «Менеджмент» студенты 3-го курса в процессе проведения деловой игры «Отбор кадров» выступают в качестве кандидатов, ищущих работу. Они пишут резюме. Для создания нестандартных ситуаций в процессе проведения игры студентам дается возможность проявить свои творческие способности и представить себя на любом временном промежутке – через 5, 10, 15 лет. Что они будут представлять собой в выбранное время, что они смогут предложить работодателю. Потом, проходя интервью-собеседование, они практически узнают требования работодателя, выставляемые при оценке их личных и профессиональных качеств, необходимых для получения престижной работы.
1.2. Отбор руководящего состава. Студенты 4-го курса на первом занятии проходят тестирование по методике многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (№ 105) (16РF-опросник). В настоящее время различные формы 16РF-опросника являются наиболее популярным средством экспресс-диагностики личности. Они используются во всех ситуациях, когда необходимо знание индивидуально-психологических особенностей человека. Часто применяются для тестирования при приеме на работу с целью определения профессиональной пригодности личности к тому или иному виду деятельности. На основе качественного и количественного анализа содержания личностных факторов и их взаимосвязей выделяются следующие блоки факторов: интеллектуальные особенности, эмоционально-волевые особенности, коммуникативные свойства. Студенты, выделяющиеся своими эмоционально-волевыми качествами, становятся директорами фирмы; по интеллектуальным – заместителями по производству, коммуникативным – заместителями по коммерческим связям. Как показывает практика, тест дает достаточно объективную картину способностей студентов к тому или иному роду деятельности.
1.3. Формирование службы управления персоналом. Директор и его заместители выбирают себе из числа студентов своей группы службу управления персоналом во главе с начальником этой группы. В задачи службы управления персоналом входит подготовка профессионально-квалификационных требований к должности, на которую будет проходить отбор. Список необходимых личностных качеств кандидата на эту должность составляют директор и его заместители.
1.4. Формирование команд. Формируются две команды из студентов 4-го курса: директор, заместители, служба управления персоналом. В процессе подготовки к игре команды должны придумать себе сферу деятельности, название фирмы, определить миссию, разработать стратегию, определить должности, на которые будет осуществляться набор персонала (одну или две).
1.5. Подготовка плана проведения собеседования. Команды разрабатывают план проведения интерью-собеседования, выбирая его форму (структурированное, неструктурированное) самостоятельно.
1.6. Подготовка работы жюри. Параллельно готовится к работе во время игры студенческое жюри, формируемое также из студентов 3, 4 курсов. Члены жюри оценивают работу команд по проведению отборочного собеседования (4-й курс) и работу претендентов на ту или иную должность (студенты 3-го курса). Исходя из требований, которые предъявляются к работе жюри, оно должно знать больше, чем те, кого оно оценивает. Жюри разрабатывает критерии оценки работы команд и претендентов, организует проведение работы во время игры, оперативно ведет подсчет баллов во время игры и оглашает окончательный результат.
Руководство игрой.
Преподаватель устанавливает регламент проведения каждого собеседования (обычно игра проходит во время двух учебных пар). Преподаватель во время игры старается как можно меньше вмешиваться в процесс работы команд, фиксируя на бумаге свои замечания и осуществляя текущий контроль только за соблюдением правил игры. Также преподаватель обязан следить в процессе игры за соблюдением этических норм, предотвращая обиды и конфликты. Во время проведения игры команды 4-го курса, проводящие собеседования, заполняют разработанные бланки оценки претендентов.
На игру во время проведения ее приглашаются преподаватели кафедры, деканат и все желающие.
Подведение итогов.
После игры жюри подводит итоги, ведущий игру преподаватель благодарит за участие, кратко останавливаясь на удачных находках в работе каждой команды. Все присутствующие могут также высказать свое мнение. Основной разбор игры проводится на занятии в каждой группе отдельно.