Профилактика манипуляций в деловом общении.

Одной из наиболее эффективных тактик работы с манипулированием является рациональное распознавание угрозы.

Сосредоточьте Ваше внимание на наблюдении за поведением партнера. Анализируйте то, что Вы видите, и попытайтесь предсказать его поведение. У собеседника появляется дискомфортное состояние, если он понимает, что его просчитывают.

Ищите причину, главный мотив и цель, которую преследует Ваш собеседник. Часто проговаривание мотивации действий разрушает и сами действия. Описание того хода, который пытаются использовать при общении с Вами, разрушает заготовленный сценарий.

Не давайте себя спровоцировать на мелкие конфликты. Для этого необходимо научиться управлять в жестких условиях взаимодействия, знать собственные «эмоционально пробиваемые точки» и быть готовым к их защите. Используйте приемы психологического «айкидо». Пресекайте всякие элементы силового давления.

Упражнение 15. Работа в условиях жесткого взаимодействия (держать удар).

Выбор поведения и его демонстрация при следующих вопросах-обращениях.

Преподаватель работает со студентами и совместно с ними выбирает наиболее эффективный способ поведения.

1. Мы оценили Вашу работу и нам показалось, что Вы не знаете элементарных основ своей профессии.

2. Наши молодые сотрудницы утверждают, что Вы их сексуально провоцируете.

3. И на какую карьеру Вы рассчитываете с такой работой?

4. Вам не кажется, что Вы слишком молоды, чтобы претендовать на работу у нас?

5. Возникает ощущение, что из-за свойственной Вам небрежности Вы способны сильно подставить нашу фирму.

6. Вы понимаете, что в связи с отсутствием у Вас опыта Вы можете претендовать только на минимальную оплату?

7. Мне кажется, что у Вас нет перспектив в нашей организации.

8. К сожалению, похоже, мы с Вами не сработаемся.

9. Почему Вам постоянно звонят в рабочее время какие-то посторонние люди? Создается ощущение Вашей неорганизованности.

10. Вы абсолютно не умеете вести себя в общении с руководством.

11. Почему Вы постоянно подаете в своих отчетах искаженную информацию?

12. Почему, устраиваясь к нам на работу, Вы не предупредили, что беременны?

13. Нам, руководству кажется, что Ваш приход в отдел плохо сказался на взаимоотношениях наших сотрудников.

14. Вам не кажется, что Вы слишком часто критикуете других?

15. К сожалению, на мой взгляд, ваш конкурентоспособный потенциал приближается к 0.

16. Ох, ну и зануда же Вы, и это не только мое мнение, но и мнение всего коллектива.

17. Вам не кажется, что надо быть более разборчивым в личных контактах?

18. Анализируя результаты Вашей работы, я прихожу к выводу, что Вы больше работаете на конкурентов.

19. По-моему, Вы в последнее время меня подсиживаете?

20. Знаете, Ваши семейные проблемы все более негативно сказываются на Вашей профессиональной успешности.

21. Такое ощущение, что Вы специально отпугиваете наших покупателей.

Публичное выступление

Перед тем, как приступить к подготовке к выступлению, необходимо прояснить следующее: кому я буду говорить (назначение выступления в том, чтобы удовлетворить какую-то потребность слушателя)?; что я буду говорить (основная идея)?; для чего (цель выступления)?

Цель выступления может быть следующая: проинформировать; объяснить; заинтересовать; убедить; переубедить; побудить к действию; воодушевить.

Задача выступления = цель + основная идея.

Построение выступления.

1. Вступление. Установление контакта с аудиторией и подготовка слушателей к восприятию темы. Зачин + введение в тему; ввод в проблему; постановка задач; даются определения понятий, план разговора.

2. Основная часть. Ее задача – как можно более кратко и лаконично донести до слушателей основную идею выступления и держать все время слушателей в напряжении.

Способы изложения материала.

Ступенчатый – материал очередного вопроса базируется на предыдущем. Концентрический – рассмотрение данного явления со всех сторон. Спиральный – переход от общего, относительно поверхностного изложения вопроса к повторному, более глубокому и детальному анализу. Хронологический – рассмотрение процесса или явления в становлении. Логический – системно-структурный подход к явлению. Дедуктивный – переход от общих положений к конкретной ситуации и вывод на основе этого. Индуктивный – переход от анализа фактов и явлений к обобщениям. Сравнительный – сопоставление явлений, процессов или событий. Аналитический – анализ проблем.

3. Заключение – обобщение сказанного, формулировка выводов (5% времени выступления). Концовка выступления должна быть связана с зачином.

Приемы изложения: обзор; описание; информация; пересказ; повествование; характеристика; размышление; пример; цитирование; обоснование; прямые и риторические вопросы; вопросно-ответный ход.

Манера выступления у ораторов отличается за счет темпа речи, стилистики, эмоциональной окраски, глубины изложения, характера связи с аудиторией.

Виды внимания аудитории.

1. Непроизвольное (независимо от воли) – человек сталкивается с чем-то необычным, неожиданным, интересным для него; в поле зрения или слуха человека попадает то, что его волнует, заботит, соответствует практическим интересам и потребностям; действует сильный, меняющий свою интенсивность или контрастный раздражитель.

Не утомляет, но неустойчиво, легко переключается на другие объекты.

2. Произвольное внимание – сознательная сосредоточенность на проблеме усилием воли. Утомляет, сопровождается нервными затратами.

3. Послепроизвольное – возникает как волевое, но потом поддерживается без усилий.

Мобилизация внимания может быть произведена следующим образом: изменение звучания голоса (интонация, темп речи, сила звука); пауза; пример; анекдот; переключение внимания (на подсобный материал, предложение записать, ответить на вопрос, сделать вычисления, сопоставить два мнения); диалог с аудиторией; прямые указания, что вопрос очень важен.

Выход и приветствие оратора – походка уверенная, голова приподнята. Остановиться в том месте, откуда хорошо видны все собравшиеся, а оратор – всем. Сделать паузу, собрать взглядом, охватить всех слева направо. Поприветствовать аудиторию – «Рад вас видеть», «Здравствуйте». Интонация при этом может быть разная – от безразличия до радости от встречи. Радостная интонация, несомненно, настраивает на контакт лучше. Далее с зачина начинается выступление.

Наши рекомендации