Тема 2.5. Немецкая классическая философия.

Социально-исторические, естественнонаучные и духовные предпосылки немецкой классической философии. И. Кант как естествоиспытатель и философ. Критическая философия Канта. Моральная философия Канта. Категорический императив. Субъективно-идеалистическая философия И.Фихте. Принципы и система философии. Тождество субъекта и объекта. Объективный идеализм Ф.Шеллинга. Объективный диалектический идеализм Г.Гегеля. Система и метод. Категории и принципы диалектического мышления. Философия природы. Философия духа. Гражданское общество и государство. Философия права Гегеля. Материализм Л.Фейербаха. Роль классической немецкой философии в развитии философии.

Тема 2.6 Западная философия XIX - ХХ веков.

Рационализм: кантианство, гегельянство. Философия марксизма: материализм и диалектика, основной вопрос философии. Основные положения марксистского понимания истории. Позитивизм в XIX веке. Прагматизм: истина как целесообразность.

Иррационализм как попытка преодолеть противоречия классического рационализма. Волюнтаризм А. Шопенгауэра; мир как воля и как представление. Философия Ф.Ницше: критика коллективистской морали, нигилизм, воля к власти и идеал сверхчеловека. Экзистенциальная философия. Психоанализ З.Фрейда, и философия неофрейдизма. Аналитическая психология К.Юнга и коллективное бессознательное. Гуманистический психоанализ Э.Фромма.

Тема 2.7 Основные этапы и особенности развития русской философии.

Основные источники и особенности русской философии. Проблемы периодизации русской философии.

Зарождение русской философской мысли на Руси в XI-XVII вв. Развитие христианско-религиозного мировоззрения. Становление русской философии XVIII - начала XIX в. М.В.Ломоносов, А.Н. Радищев. Социально-философские взгляды декабристов.

Русская философия XIX в. Формирование русского национального самосознания. П.Я. Чаадаев. Западничество и славянофильство 30-50-х гг.Философия русской демократии 50-60-х гг. А.И.Герцен; Н.Г.Чернышевский. Анархизм М.А.Бакунина и П.А.Кропоткина. Естественнонаучный материализм Д.И.Менделеева, И.М.Сеченова, И.П.Павлова. Марксистская философия в России. Г.В. Плеханов. В.И. Ленин.

Русская религиозная философия конца ХIХ – начала XX вв. В.С. Соловьев. Философия всеединства. Н.Ф.Федоров и его "Философия общего дела". Основные идеи философии С.Н.Булгакова, П.А.Флоренского, С.Н.Трубецкого, Е.Н.Трубецкого. Экзистенциально-религиозная философия. Н.А.Бердяев.

Русский космизм. К.Э. Циолковский. В.И. Вернадский: учение о ноосфере.

Советская философия; А.Ф.Лосев, М.М.Бахтин, Э.В.Ильенков, В.С.Степин. Основные проблемы и дискуссии в российской философии конца ХХ - начала XXI вв.

Тема 3.1 Бытие и формы его существования.

Онтология как учение о бытии. Категории онтологии: действительность, реальность, природа, космос, вселенная, мир, субстанция. Формы бытия материи. Мир вещей и мир идей. Материя как объективная реальность. Вещество и поле. Основные формы существования материи. Пространство и время как формы существования реальности.

Движение как всеобщая форма действительности; виды и уровни движения. Развитие как вид и следствие движения.

Понятие закона и закономерности. Основные принципы диалектики. Законы диалектики – отражение диалектического понимания развития природы. Закон единства и борьбы противоположностей. Различие, противостояние, конфликт. Диалектическое противоречие как источник развития. Закон перехода количественных изменений в качественные. Скачок как изменение качественного состояния. Закон отрицания отрицания. Понятие тенденции, направленности развития. Отрицание как замена старого новым.

Тема 4.1 Происхождение и структура сознания.

Философское понимание сущности и происхождения сознания. Сознание и самосознание.

Структура сознания. Чувственное отражение внешнего мира. Виды перцептивных процессов: ощущения, восприятия, представления.

Функции сознания: творческая, коммуникативная, аксиологическая и др. Мыслительные процессы; сознание и язык; логика как теория мышления. Образное и понятийное мышление.

Общественное и индивидуальное сознание: их взаимосвязь.

Сознание как познавательная деятельность. Интуиция; понимание, воображение, творчество.

Наши рекомендации