Типология философского знания.

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

Кафедра философии

и социально-гуманитарных дисциплин

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Учебно-методический комплекс

для студентов факультета непрерывного образования

по специальности

030503.52 Правоведение

Москва

Автор

Горностаева Людмила Геннадьевнакандидат культурологии, старший преподаватель кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплинРоссийской академии правосудия.

Рецензенты:

Антюшин С.С. – доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии и социально-гуманитарных наук Российской академии правосудия;

Торгашев Г.А. – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой гуманитарных, социальных, экономических и информационно-правовых дисциплин Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по направлению подготовки 030503.52 Правоведение

(базовый уровень среднего профессионального образования)

Одобрен на заседании кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Российской академии правосудия (протокол № 7 от 03 февраля 2009 г.).

СОДЕРЖАНИЕ

Цели и задачи дисциплины………………………………………….………..4

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы…4

Требования к результатам освоения дисциплины……………… ……........ 4

Объем дисциплины и виды учебной работы………………………………..5

Тематически план …………………………...………………..………………5

Программа .........……………………………………………………..………..7

Планы семинарских занятий …………………………………………..……12

Методические рекомендации по организации изучения дисциплин.…….14

Список основной литературы ………………………………………...……..15

Список дополнительной литературы ............................................................15

Вопросы для подготовки к итоговой аттестации ………………………….16

Цели и задачи дисциплины

Целью изучения дисциплины является формирование у студентов системного представления о мире и месте человека в нем, развитие культуры мышления и мировоззренческой свободы, интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности к философским и научным оценкам исторических событий и фактов действительности.

Это предполагает решение ряда задач:

-формирование активной гражданской позиции, развитие творческого потенциала, повышение качества будущей профессиональной деятельности;

- выработка навыков непредвзятой, многомерной оценки философских и научных течений, направлений и школ;

- формирование экологического и космопланетарного сознания;

- умения логично формулировать и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем;

- овладение приемами ведения дискуссии.

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Философия относится к учебным дисциплинам базовой (обязательной) части гуманитарного и социально-экономического цикла подготовки специалиста юриспруденции.

Минимальные требования к результатам освоения дисциплины

Государственный образовательный стандарт

Предмет философии, основные вехи мировой философской мысли; природа человека и смысл его существования: человек и бог; человек и космос; человек, общество, цивилизация, культура; свобода и ответственность личности; человеческое познание и деятельность; наука и ее роль; человечество перед лицом глобальных проблем.

В результате изучения основ философии студент должен:

- иметь представление о философских, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;

- иметь представление об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды;

- иметь представление о роли науки, научного познания и его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии;

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ



Вид учебной работы (по учебному плану) Количество часов
 
Общая трудоемкость  
Аудиторные занятия:
Лекции
Семинарские (групповые) занятия
Самостоятельная работа  
Форма итогового контроля зачет
   

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Разделы и темы дисциплины Аудиторные занятия Лекции Семинары и практические занятия
Раздел I. Предмет философии и ее роль в жизни общества
Тема 1.1 Философия и мировоззрение  
Тема 1.2 Философия, круг ее проблем, функции, структура; типология философского знания  
Семинар 1. Объект и предмет философии, ее место в системе человеческих знаний.  
Раздел II. История философии
Тема 2.1 Философские системы Древнего Востока.  
Тема 2.2 Философия Древней Греции и Рима.  
Семинар 2. Философский космоцентризм; философия Древней Индии, Древнего Китая, Древней Греции и Рима.  
Тема 2.3. Средневековая философия и философия эпохи Возрождения  
Тема 2.4. Философия Нового времени и эпохи Просвещения  
Семинар 3. Трансформация теоцентризма в антропоцентризм  
Тема 2.5 Немецкая классическая философия  
Тема 2.6 Западная философия XIX - ХХ веков  
Семинар 4. Рационализм и иррационализм в философии XIX - ХХ веков  
Тема 2.8 Основные этапы и особенности развития русской философии  
Семинар 5. Особенности и значение русской философии.  
Раздел III. Проблемы бытия в философии
Тема 3.1 Философия бытия.  
Тема 3.2 Принципы, законы и категории диалектики.  
Семинар 6. Проблемы бытия.  
Раздел IV. Сознание. Мышление. Познание.
Тема 4.1 Происхождение и структура сознания.  
Тема 4.2 Основные вопросы гносеологии.  
Семинар 7. Сознание. Мышление. Познание.  
Раздел V. Философия о человеке и обществе
Тема 5.1 Природа и сущность человека.  
Тема 5.2. Общество. Культура. Цивилизация.  
Семинар 8. Глобальные проблемы современной цивилизации.  
ВСЕГО:

ПРОГРАММА

Тема 1.1 Философия и мировоззрение.

Философия как особая форма общественного сознания. Понятие философии. Философия как вид мировоззрения. Сущность и структура мировоззрения. Исторические виды мировоззрения: миф, религия, философия и их особенности, типы философского мировоззрения. Проблема происхождения философии. Философия как поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия. Основной вопрос философии.

Тема 1.2 Философия, круг ее проблем, функции, структура;

Планы семинарских занятий

Семинар 6. Проблемы бытия.

Вопросы для обсуждения:

1. Философское понятие бытия. Субстанция и материя.

2. Виды и формы проявления материи.

3. Сущность, уровни и виды сознания.

4. Основные функции сознания.

5. Движение и развитие.

6. Основные принципы, законы и категории диалектики.

Семинар 7. Основные вопросы гносеологии.

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность и генезис познания.

2. Структура и функции познания.

3. Истина и ее критерии.

4. Специфика научного познания.

5. Формы и методы научного познания

Список основной литературы

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 2003.

2. Алексеев П.В. Хрестоматия по философии. М., Проспект, 2005

3. Антология мировой философии: Античность. М., 2001.

4. Антология средневековой мысли. СПб., 2001.

5. Антюшин С.С. Основы философии, М., 2010

6. Ильин В.В. История философии. М., 2003.

7. История русской философии. М., 2002.

8. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.

9. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 2003.

10. Торгашев Г.А. Основы философии. М., 2006.

11. Хрестоматия по философия / Под ред. А.А.Радугина. М., 1998.

12. Хрестоматия по философия / Под ред. А.А.Радугина. М., 2001.

13. Философия. Энциклопедический словарь. М., 2004.

14. Философский энциклопедический словарь. М., 2002.

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

Кафедра философии

и социально-гуманитарных дисциплин

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Учебно-методический комплекс

для студентов факультета непрерывного образования

по специальности

030503.52 Правоведение

Москва

Автор

Горностаева Людмила Геннадьевнакандидат культурологии, старший преподаватель кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплинРоссийской академии правосудия.

Рецензенты:

Антюшин С.С. – доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии и социально-гуманитарных наук Российской академии правосудия;

Торгашев Г.А. – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой гуманитарных, социальных, экономических и информационно-правовых дисциплин Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по направлению подготовки 030503.52 Правоведение

(базовый уровень среднего профессионального образования)

Одобрен на заседании кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Российской академии правосудия (протокол № 7 от 03 февраля 2009 г.).

СОДЕРЖАНИЕ

Цели и задачи дисциплины………………………………………….………..4

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы…4

Требования к результатам освоения дисциплины……………… ……........ 4

Объем дисциплины и виды учебной работы………………………………..5

Тематически план …………………………...………………..………………5

Программа .........……………………………………………………..………..7

Планы семинарских занятий …………………………………………..……12

Методические рекомендации по организации изучения дисциплин.…….14

Список основной литературы ………………………………………...……..15

Список дополнительной литературы ............................................................15

Вопросы для подготовки к итоговой аттестации ………………………….16

Цели и задачи дисциплины

Целью изучения дисциплины является формирование у студентов системного представления о мире и месте человека в нем, развитие культуры мышления и мировоззренческой свободы, интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности к философским и научным оценкам исторических событий и фактов действительности.

Это предполагает решение ряда задач:

-формирование активной гражданской позиции, развитие творческого потенциала, повышение качества будущей профессиональной деятельности;

- выработка навыков непредвзятой, многомерной оценки философских и научных течений, направлений и школ;

- формирование экологического и космопланетарного сознания;

- умения логично формулировать и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем;

- овладение приемами ведения дискуссии.

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Философия относится к учебным дисциплинам базовой (обязательной) части гуманитарного и социально-экономического цикла подготовки специалиста юриспруденции.

Минимальные требования к результатам освоения дисциплины

Государственный образовательный стандарт

Предмет философии, основные вехи мировой философской мысли; природа человека и смысл его существования: человек и бог; человек и космос; человек, общество, цивилизация, культура; свобода и ответственность личности; человеческое познание и деятельность; наука и ее роль; человечество перед лицом глобальных проблем.

В результате изучения основ философии студент должен:

- иметь представление о философских, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;

- иметь представление об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды;

- иметь представление о роли науки, научного познания и его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии;

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество часов
 
Общая трудоемкость  
Аудиторные занятия:
Лекции
Семинарские (групповые) занятия
Самостоятельная работа  
Форма итогового контроля зачет
   

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Разделы и темы дисциплины Аудиторные занятия Лекции Семинары и практические занятия
Раздел I. Предмет философии и ее роль в жизни общества
Тема 1.1 Философия и мировоззрение  
Тема 1.2 Философия, круг ее проблем, функции, структура; типология философского знания  
Семинар 1. Объект и предмет философии, ее место в системе человеческих знаний.  
Раздел II. История философии
Тема 2.1 Философские системы Древнего Востока.  
Тема 2.2 Философия Древней Греции и Рима.  
Семинар 2. Философский космоцентризм; философия Древней Индии, Древнего Китая, Древней Греции и Рима.  
Тема 2.3. Средневековая философия и философия эпохи Возрождения  
Тема 2.4. Философия Нового времени и эпохи Просвещения  
Семинар 3. Трансформация теоцентризма в антропоцентризм  
Тема 2.5 Немецкая классическая философия  
Тема 2.6 Западная философия XIX - ХХ веков  
Семинар 4. Рационализм и иррационализм в философии XIX - ХХ веков  
Тема 2.8 Основные этапы и особенности развития русской философии  
Семинар 5. Особенности и значение русской философии.  
Раздел III. Проблемы бытия в философии
Тема 3.1 Философия бытия.  
Тема 3.2 Принципы, законы и категории диалектики.  
Семинар 6. Проблемы бытия.  
Раздел IV. Сознание. Мышление. Познание.
Тема 4.1 Происхождение и структура сознания.  
Тема 4.2 Основные вопросы гносеологии.  
Семинар 7. Сознание. Мышление. Познание.  
Раздел V. Философия о человеке и обществе
Тема 5.1 Природа и сущность человека.  
Тема 5.2. Общество. Культура. Цивилизация.  
Семинар 8. Глобальные проблемы современной цивилизации.  
ВСЕГО:

ПРОГРАММА

Тема 1.1 Философия и мировоззрение.

Философия как особая форма общественного сознания. Понятие философии. Философия как вид мировоззрения. Сущность и структура мировоззрения. Исторические виды мировоззрения: миф, религия, философия и их особенности, типы философского мировоззрения. Проблема происхождения философии. Философия как поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия. Основной вопрос философии.

Тема 1.2 Философия, круг ее проблем, функции, структура;

типология философского знания.

Проблема классификации философских школ и направлений. Онтологический подход: материализм, субъективный и объективный идеализм; монизм, дуализм и плюрализм. Методологический подход: метафизика, диалектика. Гносеологический подход: скептицизм, гносеологический оптимизм, агностицизм; рационализм и сенсуализм, рационализм и иррационализм. Аксиологический, этический и эстетический подходы.

Структура философского знания: предмет и важнейшие проблемы разделов философии.

Основные функции философии. Место философии в культуре современного общества.

Наши рекомендации