Науки о природе и науки о культуре: проблемы методологического единства(2ч)

1) Объяснение и понимание: предпосылки дилеммы

(a) Проблема научного статуса гуманитарного знания

(b) Формирование социально-гуманитарной методологии в науках о культуре (Дильтей, Виндельбанд, Риккерт)

(c) Система методов исследования локальных культур О.Шпенглера

2) Подходы к снятию дилеммы

a) Философия истории Гегеля и ее метод

b) Материалистическое понимание истории

c) Методология социального познания М.Вебера

d) Метод и истина в философской герменевтике Г.Гадамера

e) Методологические идеи М.Бахтина

Литература

1 Гегель Г.В.Ф. Философия истории / Г.В.Ф. Гегель// Соч. в 14т.- М., 1935. Т.8. Введение

2 Маркс К. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений/ Маркс К. Энгельс Ф.- М.,1966

3 Современная западная философия: словарь.- 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Политиздат, 2000. Соответствующие термины и имена

4 Дильтей В. Наброски к критике исторического разума/ В Дильтей// Вопросы философии.- 1988.- № 4

5 Шпенглер О. Закат Европы/ О.Шпенглер - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. Введение

6 Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре /Г. Риккерт// Культурология. ХХ век. Антология. - М., 1995. Или: Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре/ Риккерт Г.- М., 98

7 Вебер М. «Объективность» познания в области социальных наук и социальной политики/ М.Вебер// Культурология. ХХ век. Антология.- М.,1995

8 Вебер М. Критические исследования в области наук о культуре / М.Вебер// Культурология. ХХ век. Антология.- М.,1995

9 Гадамер Г.Г. Истина и метод: монография/ Гадамер Г.Г. - М.: Прогресс, 1988

10 Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного/ Г.Г.Гадамер: соч.- М.: Искусство,1991. Статьи по выбору

11 Кохановский В.П. Философия и методология науки: учебник для вузов/ В.П.Кохановский.- Ростов-на-Дону.: Феникс, 1999. Гл. Х, § 1—3

12 Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая: монография/ Лекторский В.А.- М., 2001. Ч.III

ГЛОССАРИЙ

Абсолютная идея – рефлексия идеи на себя, на способ собственного порождения (метод)

Абстрактное – одностороннее, неполное, отвлеченное

Акциденция -- то, что может существовать не в себе, но только в другом

Атрибут – один из возможных универсальных способов, которым сполна изъявляет себя субстанция

Бессознательное – обозначенная так З.Фрейдом и его последователями запредельная рассудочному самосознанию и его дескриптивным возможностям сфера опыта личности, являющая себя прежде всего как языковой феномен, но толкуемая часто биологизаторски

Бытие – первая логическая категория, первая, непосредственная форма всеобщности. Принцип бытия во всяком наличном бытии (сущем), которое различено с ним лишь формально (М.Хайдеггер назвал это различие онтологическая дифференция)

Вещь – момент формы существования со стороны его тождества с собой (существенности)

Возможность-- рефлексивный момент действительности, раскрывающий ее со стороны тождества

Время– процесс соизмерения любой самоорганизующейся целостности со средой со стороны момента тождества

Всеобщее – закон связи единичного, синоним единства многообразия, один из трех моментов понятия, характеризующий его со стороны тождества с собой

Движение – наличное бытие противоречия

Действительность– единство сущности и существования

Дуализм – учение, признающее два несводимых начала мира

Единичное – нечто единое, относительно самостоятельное, существующее в границах определенной меры, предел количественного деления данного качества. Диалектическая противоположность всеобщего, один из трех моментов понятия, характеризующий его как завершенную тотальность, полноту опосредствования и множественность

Единство – притяжение отталкивающих друг друга моментов, каждый из которых сам по себе не имеет силы

Закон явления – положительное (тождественное) в опосредствовании (в смене) являющегося

Идеальное – субъективный образ объективного мира, отражение мира в формах деятельности общественного человека, продукт и форма духовного производства

Идея– замыкание понятийной формы на себя, выход в непосредственность, подчинение внешности (объекта) свободному целеполаганию

Интенция – направленность на…, которая характеризует принцип бытия сознания

Категории – «ступеньки выделения человека из природы», определения той сферы, которая опосредствует отношение мышления и бытия, опосредствует «становление природы человеком»

Качество – тождественная с бытием определенность, то, теряя что, нечто перестает быть тем, что оно есть

Количество – снятое качество

Конкретное– сращенное, полное, богатство содержания

Материя – категория, рефлексивно соотнесенная с формой, рефлексия со стороны тождества. В материализме: Объективная реальность, отражаемая сознанием, существующая независимо от него

Мера – качественное количество

Монизм– учение, признающее единое начало мира

Мышление -- всеобщая способность человека, не просто наряду с другими психологическими способностями наличествующая, но то, что «сообщает всему человеческому его человечность»

Необусловленное – снятие опосредствования другим через разрешение противоречия, опосредствование самим собой как выход в непосредственность существования.

Необходимость – существенное тождество возможности и действительности

Объект – внешность понятийной формы, положенность, «набросок» субъекта

Онтология – учение о бытии

Основание и основанное – рефлексивное отношение, в котором одно и то же содержание предстает соответственно под формой полагающего и положенного

Особенное -- один из трех моментов понятия, характеризующий его со стороны внутреннего различия, опосредствования с собой

Плюрализм – учение, признающее множество несводимых начал мира

Понятие – «Для-себя бытие» мышления, конституирующее сферу субъективности, по отношению к которой бытие и сущность выступают как «генетическая экспозиция»

Причина и действие – вторая фаза развертывания необходимости, в которой положенность (действие) существенна в своей устойчивости и составляет с причиной одно содержание

Пространство -- процесс соизмерения любой самоорганизующейся целостности со средой со стороны момента различия

Психофизический параллелизм – подход, усматривающий в человеке наличие двух несводимых, но коррелирующих начал – физического и психического

Различие -- рефлексивная категория, соотносительная с тождеством, характеризующая чистую (простую) сущность со стороны несовпадения с собой

Рефлексия– удвоение, различение, свечение в другом

Свойство – рефлексия существования в себя как собственная проявленность вещи

Случайность -- рефлексивный момент действительности, раскрывающий ее со стороны различия. Действительное, определенное как лишь возможное, т.е. иное которого тоже есть

Содержание—рефлектированная в себя (замкнутая на себя, ставшая противоречием с собой) форма

Сознание– идеальное под формой единичности, «системное качество», каковым является психика человека, которая формируется в процессе приобщения индивидом к целому своей культуры

Способ производства – способ извлечения прибавочного труда, т.е. труда не на себя непосредственно, а на другого человека. Социальное опосредствование всякого контакта человека с природой

Субсистенция – то, что может существовать без акциденций

Субстанция – то, что для своего существования не нуждается ни в чем другом, единство материи и формы

Субстанция и акциденция – первая фаза развертывания необходимости, в которой положенность (акциденция) исчезает в основании (субстанции)

Субстанция-субъект – третья фаза развертывания категории необходимости, в которой причинение имеет характер кругового взаимодействия, взаимного полагания моментов ставшей действительности. Отрицательный зародыш понятия

Субъект – источник активности, направленной на объект

Существование – произошло из основания, необходимый момент формы сущности, а именно, момент ее непосредственности, «по ту сторону которого она не осталась». Существенная внешность, которая не растворяется в связях опосредствования

Сущность – рефлексия бытия в себя, снятие непосредственности бытия

Сущность – соотносительное с существованием всеобщее, в отличие от бытия, соотносительного с сущим, которое в бытии растворяется. Сущность принципиально есть рефлексия (различие) в себе самой, для которой внешность (существование) существенна

Тождество – рефлексивная категория, соотносительная с различием, характеризующая чистую (простую) сущность со стороны совпадения с собой

Трансценденция– то, что запредельно, разрыв в бытии, открытие свободы, несводимости сотворенного единичного к его бытийному источнику

Универсалия– «слово ума», всеобщая абстракция, обобщение

Форма–у Аристотеля: последний, далее неделимый вид рода («последняя материя»). В более общем смысле – различие сущности с собой

Чистые рефлексивные определения – определения чистой сущности (тождество, различие, основание)

Эйдос– то, что видно уму, единораздельность бытия, способ его себя показывать определенным образом, в том числе в формах сказывания

Экзистенция – букв.: существование. Характеризует в совр. экзистенциализме способ человеческого бытия, которое предшествует своей сущности, не определяется ею как заранее заданной, но есть свой собственный проект

Энтелехия – цель становления «первой сущности» из возможности в действительность

Я– форма понятия «в себе»

Я (Сogito) – новоевропейский абсолют, самодостоверное сущее, выделяющееся тем, что оно вообще есть, лишь будучи для себя самого

Явление-- момент формы существования со стороны его непосредственности (несущественности)

Язык– система предметных посредников общения

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ ФИЛОСОФИЯ

1 Мировоззрение и философия: соотношение понятий.

2 Отношение мифологии, религии, науки и философии.

3 Исторические типы философии. Основание и критерий типологизации.

4 Предмет философии как проблема. Изменение предмета философии в ходе исторического развития.

5 Основной вопрос философии: его содержание, структура и роль в определении философской предметности.

6 Категория бытия, ее смысл и специфика. Вопрошание о бытии как специфически-западноевропейский феномен.

7 Бытие, сущее, сущность и существование: соотношение понятий.

8 Онтологическое доказательство бытия Бога как выражение фундаментальной интуиции средневекового мышления. Знание и вера.

9 Философия нового времени. Абсолютное «Я» как самодостоверное сущее.

10 Бытие и способность познания в философии И.Канта.

11 Учение о бытии в философии Гегеля.

12 Бытие и экзистенция. Проблема бытия в основных направлениях философии ХХ века.

13 Субстанция в системе категорий Аристотеля. Субстанция и субстрат.

14 Субстанция как ключевая категория нового времени. Понятие материальной и духовной субстанции. Дуализм, плюрализм, монизм.

15 О методологии определения материи как философской категории. Материя и субстанция: соотношение понятий.

16 Понятие движения. Движение как атрибут материи. Формы движения материи.

17 Постановка проблемы пространства и времени в философии. Несводимость и взаимосвязь пространства и времени.

18 Структура сознания. Сознание и самосознание. Сознание в время

19 Проблема идеального.

20 Сознание, бессознательное и язык.

21 Основные проблемы антропосоциогенеза. Теория двух скачков.

22 Общество и его структура. Способ производства человека.

23 Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

24 Три отношения мысли к объективности: логика смены познавательных парадигм.

25 Эволюция проблемы истины в классической теории познания.

26 Количество как философская категория и предмет математики.

27 Три закона диалектики.

28 Предмет, теория, метод. Классификация методов научного познания.

29 Восхождение от абстрактного к конкретному.

30 Общенаучные методы.

31 Смена типов научной рациональности.

32 Понимание и объяснение.

Наши рекомендации