Глава 4. Христианское понятие о духе
Какие источники может использовать любознательный человек, пытаясь понять
христианское понятие о духе? Конечно, есть искушение, воспользоваться какими-нибудь
простыми и общедоступными справочниками. Но только не в России. Православие занято
политическими задачами, и до таких простых вещей не опускается. Хороших современных
справочников, кажется, нет совсем. А если они и есть, то отнюдь не общедоступны. Есть,
правда, старые, дореволюционные словари. Но во времена, когда православие было
правящей Церковью, оно о таких вещах, как просвещение своих прихожан, не беспокоилось.
Задача была проста: вбить в их головы веру, а не понимание.
Поэтому в "Полном православном богословском энциклопедическом словаре" 1912-го
года немало места уделено врагам, вроде Духоборов, еще больше себе - Духовенству, и
понемножку Духу Божию и Духу Святу, что то же самое… А Дух как таковой, как понятие,
рассматривается разве что между делом.
Тем не менее, приведу статью "Дух Божий", поскольку в ней есть указания на те
источники, из которых православные брали свое понятие.
"Дух Божий прежде всего это выражение употребляется для обозначения Ипостаси
Святой Троицы - "Духа Святого". Такой именно смысл усвояется известным Библейским
выражением из истории творения мира "Дух Божий носился над водою" (Быт. 1,2) и из
истории потопа - "не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым этими людьми" (Быт. 6,3).
Во всех этих выражениях творческая и промыслительная сила Божия олицетворяется в
виде определенного существа. Таким образом, на основании указанных мест Библии, можно
полагать, что тайна троичности была известна и первым людям.
Затем под выражением Дух Божий в Библии подразумевается духовная сила, которою
Бог оживотворяет, пробуждает и укрепляет. Так Дух Божий оживотворяет первобытный хаос
(Быт. 1,2), пробуждает к жизни первого человека (Быт. 2,7), им поддерживается бытие и
продолжение мира… он руководит судьбой отдельного человека и судьбой всего
человечества…". *
Именно против того Духа, который поддерживает бытие и продолжение мира и
руководит судьбами, и воевала Наука в первую очередь. Но корнем этого понятия было то,
что жило в каждом отдельном сознании, поэтому самым опасным врагом было понятие о
том, что человек был одушевлен Духом божиим. Речь идет о знаменитом рассказе из книги
Бытия:
"И созда Бог человека персть взем от земли, и вдуну в лице его дыхание жизни" (Быт.
2,7). И стал человек душою живою…
Соответственно, как это представляется человеку не слишком знакомому с
христианской психологией и пневматологией, получается, что человек троичен - в нем есть
плоть, душа и дух. Дух является высшим началом, поскольку он тот самый Дух Божий,
живущий во мне.
В действительности, вопрос этот совсем не такой простой и христианство, похоже, не
достигло в нем ясности. Тот же самый "Полный православный богословский
энциклопедический словарь" рассказывает о душе так.
"Душа. - Человек, согласно учению Святого Писания состоит из тела и души (Быт. 2,7;
Мф.10,28). Душа оживляет тело, одухотворяет его, без нее тело - прах и потому душа в
Библии часто называется дыханием жизни, духом жизни или просто духом. Душа не
происходит от тела, а представляет собою ту особую силу, которая обращает прах в живое
существо и имеет свой источник в Боге.
Весь мир создан Богом в таком порядке, что Творец переходил при Своем творении от
низших форм к высшим. Сперва были сотворены неорганические тела, растения, затем
рыбы и птицы, далее - животные и наконец - как венец мироздания, человек. Душа имеется
и у животных, но то уже обстоятельство, что человек является самым последним и
совершенным творением Бога, свидетельствует о совершенстве и отличительных свойствах
души человека от души животного.
Природы животных были сотворены сразу, в человеке же отдельно были созданы тело
и душа; при этом и самое творение душ животных и человека происходили различно. Души
животных созданы были Богом из тех начал, которые заключались в самой материи, хотя по
создании представляли нечто, отличное от нее (Быт. 1,20,24).
Душа человека сотворена была Богом, как нечто отдельное, самостоятельное и
отличное в материальном мире, способом, который называется вдуновением Божии
(Быт.2,7). Этот образ создания души человека свидетельствует о том, что она должна была
получить совершенства, которые приближали ее и делали родственной Богу в отличие от
животных, душа человека обладал теми отличительными свойствами, что только он один
был создан по образу и подобию Божию. Особенные свойства души состоят в единстве,
духовности и бессмертии её, в способности разума, свободы и дара слова".**
Это было православное изложение. В нем, как видите, дух вообще не выделен в нечто
самостоятельное. "Библейская энциклопедия Брокгауза" Фритца Ринекера и Герхарда
Майера, которая, наверняка, ближе к германскому протестантскому пониманию
христианства, рассказывает о том же самом чуточку иначе. Тут душа и дух как-то путаются
рассказчиком.
"Человек. В Библии человек рассматривается в единстве и целостности, хот и в
различных аспектах; он не мыслится "разделенным" на тело и душу (дух) как
противостоящие друг другу "части". Человек как целое является "душею живою" (Быт. 2:7),
не "обладает" этой душой. Противоположность плоти и духа всегда понималась как
противопоставление двух сущностей человека - плотской и духовной. И в этом случае
человек также воспринимается как единое целое (Рим. 8:5-9). ?Дух, ?душа и?тело - это
разные "составляющие человеческого существа, но не самостоятельные его части".***
А вот "Теологический энциклопедический словарь" Уолтера Элвелла, созданный в
среде англо-американского протестантизма, гораздо определенней в отношении духа.
Сначала из статьи о душе.
"Душа. Живое существо, жизненное начало, личность или индивидуальная духовная
природа. Душа может быть у животных… и у Бога (Лев. 26:11;Ис 42:1).
Нередко душа и дух взаимозаменимы, хотя различия между ними, обозначенные уже в
Ветхом Завете, переходят и в Новый Завет. Если в Новом Завете душа обычно означает
единство материального и духовного в человеке, и человек мыслится как тело-душа, то дух -
это особый дар Божий, который связывает человека с его Творцом.
В Святом Писании сказано, что Иисус передает свой дух Отцу (Лк 23:46; Ин 19:30), но в
других отрывках говорится, что Он отдает душу свою во искупление многих (Мф 20:28; Ин
10:15). Таким образом, душа в Святом Писании - нематериальное начало, она сотворена
Богом, едина с телом и жвотворит его. Однако душа продолжает свое существование и
после смерти человека (Мф 10:28; Иак 5:20; 20:4)".****
Вот теперь можно привести и библейские высказывания о том, что такое дух. Сделаю я
это, переписав статьи о духе из словарей Элвелла и Ринекера-Майера. В этом отношении
они очень честно приводят выдержки из Библии и Нового Завета, которые сами по себе,
конечно же, было бы непросто изучить с такой тщательностью. Выдержки эти подтверждены
ссылками, которые все подтверждаются так называемой "Полной симфонией на
канонические книги Священного Писания", - своеобразным библейским словарем, в котором
ко всем словарным словам указаны все случаи их использования в библейских текстах.
Итак, Уолтер Элвелл. Его статья о духе, как христианско-библейском понятии,
единственная посвящена именно духу как таковому.
"Дух (Spirit). (Иврит ruah - "дыхание уст", "дуновение", - Пс 32:6;134:17; Иов 4:15; Быт
3:8).
В Библии дух - это человеческое дыхание, дающее жизнь телу (Быт 7:22; Иов27:3). Дух
- это средоточие разума (Мал 2:15; Втор 34:9), решимости (Иер 51:1; Агг 1:14), всякого
отношения (Чис 14:24), мужества (Нав 2:11;5:1), религиозного сознания (Иов 20:3), чувств
(Зах 12:10; Пс 76:3;142:4), гордости (Пс 75:12), ревности (Чис 5:14,30) и разных других
склонностей. Считается, что дух как первооснова жизни есть и у зверей (Быт 6:17;7:15).
Человеческий дух исполняет свое истинное предназначение, когда он поддерживает
осознанную связь с сотворившим его Богом. Вечный Дух создал из ничего небо, землю, все
живое, "человека по образу Своему" и "вдунул в лице его дыхание жизни" (Быт 1:27-28;2:7).
В Новом Завете Бог назван "Духом" и "Отцом духов" (Ин 4:24; Евр 12:9). У человека есть
дыхание, или дух, который дал ему Дух Божий (Иов 27:3;33:4;34:14); когда человек умирает,
дух возвращается к Богу (Еккл 12:7). Таким образом, по Библии, дыхание, или Дух Божий,
дается при рождении и отнимается в смерти; от него зависит вся тварь, включая человека
(Пс 103).
Новый Завет развивает ветхозаветное учение о духе. Здесь еще отчетливей сказано,
что дух человеческий сотворен Богом и для Бога, чтобы дети Божьи могли общаться с Ним
через Святого Духа. Таким образом, Дух Божий "свидетельствует духу нашему, что мы -
дети Божии. А если дети, то и наследники, сонаследники же Христу" (Рим 8:16-17).
В смерти к Богу возвращается именно дух, а не душа, которая не так тесно связана с
Богом, хотя в Новом Завете можно найти немало примеров, когда эти понятия синонимичны
(Ин 10:15;19:30). Апостол Павел подчеркивает различие между духом и душой,
противопоставляя человека духовного (pneumatikos) недуховному, или природному
(psychikos, то есть душевному) (Кор 2:13-15). Первый знает Бога потому, что он получил
Духа Божьего, а не духа мира, чтобы знать дарованное от Бога (ст.12). второй познал лишь
человеческую мудрость и не способен уразуметь то, что от Духа Божьего, о чем нужно
"судить духовно", и "почитает это безумием" (ст.14).
Апостол Павел не признает никакой нейтральной полосы между ними, отсюда - столь
сильный контраст. Не иметь Духа Божьего (pneuma) - значит покориться духу мира (pneuma
tou kosmou). Дары духовные (знание и другие) - от Бога и подаются через дух. Вещи
природные (физические, недуховные) хоть и от Бога - как часть Его творения, доказывают
реальность греховного мира и не приобщают человека к Богу и Его благодати…
Дух - это самое сокровенное, что есть в человеке; можно унывать духом (Пс 142:4), дух
может быть сокрушен (Пс 50:19; Притчи 15:13), обновлен (Пс 50:10) и оживлен (Быт 45:27).
Грех порождает дух боязни (2Тим 1:7), заблуждения (! Ин 4:6), совета (Ис 11:2). Бывает
немой и глухой дух (Мк 9:17, 25; Откр 18:2), нечистый дух (Зах 13:2; Мф 12:43) или дух блуда
(Ос 4:12). Можно быть поспешным духом (Притч 11:13), терпеливым или гордым (Еккл 7:8),
нищим духом (Мф 5:3), и бывает дух опьянения (Ис 19;4").*****
Думаю, наше представление о том, как понимали Дух источники христианства, может
быть полнее. Думаю, наше представление о том, как понимали Дух источники христианства,
может быть полнее. Но я ограничусь последним словарем, чтобы дальше перейти к
христианским писателям и отцам церкви. Краткое определение библейского понятия "дух",
сделанное "Библейской энциклопедией Брокгауза".
Это определение хорошо тем, что оно исходно пытается описать именно понятие о
духе, использовавшееся основоположниками иудаизма и христианства.
"Дух, Святой Дух.
1. ПОНЯТИЕ "ДУХ". Изначально еврейское слово руах, как и греческое пнеума,
означало "дыхание" или "ветер", а значение "дух" приобрело позже. В Новом Завете слово
пнеума встречается в пяти значениях:
1) в основном значении - "ветер" - это слово употребляет Иисус в разговоре с
Никодимом: "Ветер, где хочет веет…" (Ин 3:8;…сравни Евр 1:7: "делающий ангелов своих
ветрами"…);
2) неоднократно это слово употребляется в значении "человеческая душа": "Дух
бодр…" (Мф 26:41). Так о дочери Иаира сказано: "и возвратился дух ее" (Лк 8:55). Дух
апостола Павла "возмутился" при виде Афин - "города, полного идолов" (Деян 17:16). Божий
Дух "свидетельствует нашему духу, что мы - дети Божии" (Рим 8:16). Нам следует сохранять
свой Дух без порока (I Фес 5:23) и т.д;
3) слово пнеумата (множественное число от пнеума) встречается в контексте "духи
праведников, достигших совершенства" (Евр 12:33 и "духи, находящиеся в темнице"
(IПет3:19);
4) в Библии говорится и о недобрых духах: злых духов (Мф 8:16; Деян 19:12) называют
обычно "нечистыми" духами (Мф 10:1; Деян 5:16 и др.), прорицательными духами (Деян
16:16), а также "духом немощи" (Лк 13:11), духом усыпления (Рим 11:8) и т.д. В этих случаях
речь не обязательно идет о некой личности, поскольку слово "дух" может использоваться и в
иносказательном значении;
5) обычно слово пнеума употребляется в словосочетании "Святой Дух"".******
Как видите, словари приводят сначала чисто религиозное понятие о духе, а потом
непроизвольно выделяют те народные представления, которые отразили Библия и Новый
Завет, как собрания не только канонических, но и фольклорных записей. И это очевидно,
поскольку люди, писавшие их, даже если писали под божественную диктовку, все же
использовали для перевода на человеческий язык те образы, что имели в наличии.
* Полный православный богословский энциклопедический словарь. т.1, - СПб.:
Издательство П.П.Сойкина, 1912, с.801
** Там же, с.805-6.
*** Фритц Ринекер, Герхард Майер. Библейская энциклопедия Брокгауза. - "Христианская
заря", 1999, с.1056
**** Теологический энциклопедический словарь под ред. Уолтера Элвелла. - М.:
Ассоциация "Духовное возрождение" ЕХБ, 2003, с. 421
***** Там же, с.409-10
****** Библейская энциклопедия Брокгауза, с. 258