Экзистенциальная антипсихиатрия - Роналд Лэнг

Несколько глав книги "Я и Другие" Лэнг посвящает детальному разбору "тех способов, с помощью которых другие словом и делом разрушают нашу жизнь"304. Шизофреногенным фактором, по его мнению, оказывается не "промывание мозгов" как таковое, а постоянное и повторяющееся приведение в парадоксальное состояние, когда на разных уровнях абстракции выдвигаются исключающие друг друга требования с одновременным запретом выхода из данной ситуации. У индивида возникает замешательство, сомнение по поводу определимости ситуации вообще. При этом конфликт самим индивидом не осознается, хотя он чувствует нестерпимость своего положения. Такова, по словам Лэнга, ситуация "двойной связи", когда "жертва не может сделать ни одного шага без наступления катастрофы"305.

Средством предохранения от психоза, возможного в результате частого повторения подобной ситуации, Лэнг считает доведение конфликта до сознания, раскрытие сознательного или бессознательного обмана со стороны других. Вслед за американскими психиатрами он пытается применить аппарат математической логики к "способам коммуникации". Ситуация "двойной связи" соответствует, с его точки зрения, логическим парадоксам Рассела, которые разрешаются в теории логических типов посредством дифференциации различных уровней абстракции. Психоз оказывается, по Лэнгу, вызванным вынужденной неспособностью индивида различать эти уровни и решать предлагаемые самой жизнью парадоксы.

Эти идеи были развиты Лэнгом и его последователями в коллективной работе "Межличностное восприятие"306, где логика предикатов используется Для формализованного описания межличностных отношений в семье. В этой работе субъект вообще исчезает за сетью отношений, становится просто элементом структурного поля группы. Характеристики личности, которые выходят за пределы того, как они проявляются в отношениях с членами семьи, во взаимных оценках и т.п., вообще игнорируются. Согласованность оценок друг друга оказывается критерием гармоничности семейных отношений. В этой работе, вышедшей в 1966 г., отсутствуют положения в духе антипсихиатрии. Более того, в ряде пунктов она противоречит как экзистенци-

3,14 Laing R.D. Self and Others- P. 139.

31,5 Laing R.D. Self and Others.- P. 146.

** Laing R., Phillipson H., Lee A.R. Interpersonal Perception: A Theory and a Method of Research.-

L.-1966.

187 =

Ю.В. Тихонравов

ально-феноменологическим установкам Лэнга, так и антипсихиатрии в целом.

В известной мере это относится и к работе Лэнга, написанной совместно с А. Эстероном, "Здоровье, безумие и семья". Но в ней авторы приходят к одному из антипсихиатрических выводов: нет никакого смысла противопоставлять "нормальное" и "ненормальное". Пациенты психиатрических клиник не менее "нормальны", чем члены их семейств, а "шизофреногенные семьи" ничуть не отличаются от обычной семьи современного общества. Лэнг описывает существование в "семейном гетто", условия "взаимного терроризма" и "навязанного долга", обмана, мистификации и насилия. От рассмотрения семейной среды он постепенно переходит к критике общества в целом: именно оно виновно в том, что люди оказываются в психиатрических клиниках, а психиатры вольно или невольно оказываются палачами.

Если в начале 60-х годов Лэнг двигался от "Я" к "Другим", то с 1964 г. он вновь обращается к "внутреннему пространству" психотика. Но теперь шизофрения трактуется им не как заболевание, даже не как нарушение отдельных психических функций, а как этап процесса естественного исцеления, выхода в царство "сверхздорЬвья". Этому процессу препятствуют действия психиатров с их лоботомиями, фармакологией, электрошоками, госпитальным режимом, даже самой диагностикой, являющейся началом "церемониал инициации": уже совершившие "путешествие по внутреннему пространству" и испытавшие "экзистенциальное возрождение" должны помочь "больным" пройти тот же путь. В этих целях в 1965 г. была создана терапевтическая коммуна Кингсли Холл - объект подражания для всех последующих антипсихиатрических коммун.

Язык работ Лэнга в это время становится все более мистическим и одновременно "социально ангажированным". Цивилизация "одномерных людей", пишет Лэнг в предисловии ко второму изданию "Расколотого Я", подавляет "любую форму трансценденции". Человек, обладающий опытом "других измерений, которые он не может отвергнуть или забыть, рискует или быть уничтоженным другими, или предать то, что он знает. В контексте нашего сегодняшнего всеохватывающего безумия то, что мы называем нормальностью, здоровьем, свободой, все наши точки отсчета являются двусмысленными. Человек, предпочитающий быть скорее мертвым, чем красным, нормален.

Экзистенциальная антипсихиатрия - Роналд Лэнг

Человек, говорящий, что он потерял душу, сошел с ума. Человек, говорящий, что люди это машины, может быть великим ученым. Говорящий, что он есть машина, является на психиатрическим жаргоне "деперсонализированным". Человек, говорящий, что негры - низшая раса, может быть широко уважаемым. Человек, который говорит, что его белизна есть форма рака, освидетельствован. Семнадцатилетняя девочка в госпитале сказала мне, что она страшится того, что внутри нее атомная бомба. Государственные деятели большого ранга, которые хвалятся и угрожают тем, что у них есть оружие страшного суда, являются куда более отчужденными от реальности, чем те, на кого наклеен ярлык "психотик"307. "Нормальное" состояние сегодняшнего человека признается Лэнгом чем-то в высшей степени ненормальным: это предательство "наших подлинных возможностей". Успешное приспособление к такой реальности означает потерю себя самого и подлинной реальности.

К тем же выводам независимо от Лэнга пришли и другие представители экзистенциального психоанализа, сделавшиеся пророками контркультуры. Например, Н. Браун (Brown) в своей книге "Тело любви" писал: "Безумная истина: граница между здоровьем и сумасшествием является ложной. Истинным результатом психоанализа оказывается освобождение от этой границы"308. Браун тоже полагает, что помещение психотиков в психиатрические лечебницы является навязыванием деструктивного видения мира всем тем, кто пытается от него освободиться. Больные шизофренией входят в мир "символических связей", покидая управляемую принципом реальности действительность и обретая "более истинный, более символический язык"309. Браун, будучи преподавателем классических языков, не был, в отличие от Лэнга, профессионалом-психиатром, пользующимся авторитетом среди медиков.

Таким образом, сначала мир психотика был истолкован как не менее осмысленный, чем мир здорового человека. Следующим шагом было открытие того, что некоторые социальные факторы, в частности семейное окружение, могут способствовать психическому заболеванию. Но так как далеко не во всех исследованных Лэнгом и его учениками семьях наблюдалась ситуация "двойной связи", а многие

т Laing R. D. The Divided Self,- P. 11 -12.

1Ш Brown N. Love's Body.- N.Y.- 1966- P. 160.

m Brown N. Love's Body.- P. 160.

189 =

Ю.В. Тихонравов

пациенты выросли во вполне благополучных семьях, то Лэнг пришел к выводу, что социальная реальность в целом безумна, что больные являются куда более здоровыми, чем "нормальные" обитатели этого мира. Таков главный итог эволюции воззрений Лэнга от "Расколотого Я" к "Политике опыта", ставшей классическим для всей антипсихиатрии произведением.

С 1967 г. Лэнг исследует проблемы семьи и межличностных отношений, активно выступает против существующей практики подавления личности через разветвленную сеть психиатрических лечебниц. В то же время он знакомится с теми версиями марксизма, которые преобладали в движении "новых левых", становится активным участником и идеологом этого массового движения западной молодежи. Кризис теории и практики "новых левых" самым непосредственным образом влияет на идейное развитие Лэнга. В 70-х гг. он постепенно отходит от социально-политической проблематики, отказывается от яростных обличений социальных мифов современного общества, буржуазной культуры, империализма и т.п. Потратив долгие годы на раскрытие различных форм обмана и самообмана, Лэнг, в конце концов, сам становится мистиком, "гуру" для тех, кто ищет спасения от несчастности и самопротиворечивости в экзотических этико-психо-логических мистериях восточной культуры310.

Как уже говорилось, Лэнг сделался одним из идеологов контркультуры, массового движения западноевропейской и американской молодежи, выросшего из движения "новых левых" Кризис теории и практики "новых левых" привел к тому, что часть их, разуверившись в возможностях мирного изменения существующие общественных институтов, обратилась к практике террора, нелегальной политической деятельности. Известно, что членами террористических групп Баа-дер-Майнхоф в ФРГ, "красных бригад" в Италии, "тупамарос" в Уругвае и ряда других формирований подобного рода стали именно бывшие активисты студенческого движения, перешедшие от демонстраций и хэппенингов к похищениям, убийствам, налетам на банки.

Другая часть "новых левых" во все большей мере отходила от политической деятельности, полагая, что реальность с ее репрессивными социальными институтами может быть изменена посредством "трансформации сознания", возникновения "новой чувствитель-

"" См.: Руткевич A.M. Or Фрейда к Хайдегтеру.- М.- 1985; Руткевич A.M. Экзистенциальный психоанализе Англии//Психологический журнал,- 1985.-Т.6.-№6.

= 190

Экзистенциальнаяантипсихиатрия - Роналд Лэнг

ности". Подобные идеи можно обнаружить и в трудах таких теоретиков "новых левых", как Герберт Маркузе (Marcuse; 1898 -1979), фрейдо-марксизм которого был в значительной мере апологией "сексуальной революции", призванной создать "новую чувственность". В 70-е годы эти идеи были развиты такими апологетами контркультуры, как б. Рейч и Т. Роззак (Roszak). Они еще писали о необходимости решения целого ряда социально-экономических проблем, но, по Рейчу, изменения осуществятся благодаря распространению "Сознания III" (то есть контркультуры), а по Роззаку, таким средством является "мистическая революция", ведущая к "пробуждению от одномерного видения и от ньютоновских снов, к отречению от безумной онтологии нашей культуры"311. Новое "мистическое сознание" заменит "техницизм" современного мышления, преобразует жизнь всего человечества.

Мистические искания представителей контркультуры опирались, с одной стороны, на эксперименты с галлюциногенами типа ЛСД, а с другой - на различные восточные религиозные учения (йога,"дзэн-будизм, суфизм и др.), которые должны были восполнить утрату "озарений" в современном христианстве. Интерес к восточным религиям имеет в Европе и США давнюю историю. Кумирами идеологов контркультуры стали Гессе и Олдос Хаксли, Рудольф Штайнер (Steiner; 1861 - 1925) и Юнг. На тот вариант контркультуры, который представлен трудами Лэнга и других антипсихиатров, значительное влияние оказали аналитическая психология Юнга, популяризированные Д. Уот-тсом методы психотерапии, практиковавшиеся в "традиционных обществах", а также опыты по применению галлюциногенов в психотерапии. Контркультура с момента своего возникновения была ориентирована на пропаганду наркотиков и галлюциногенов как средств выхода за пределы "репрессивной реальности"312. Но это только способствовало колоссальному росту наркомании в странах Запада, что не могло не дискредитировать контркультурное движение в целом.

Таким образом, антипсихиатрия явилась отражением не только кризиса психологических и психиатрических теорий, но и ряда социальных процессов. Так как Лэнг и его последователи отталкивались именно

"' Roszak Th. Where the Wasteland Ends: Politics and Transcendence in Postindustrial Society.-

N.Y.-1972.-P.458.

512 См.: Каримский A.M. Проблема гуманизма в современной американской философии.-

М.-1978,- С. 135.

191 =

Ю.В. Тихонравов

от психиатрической практики, созданный ими вариант контркультурного мистицизма обладает рядом специфических черт. Подвергая критике современную цивилизацию, они противопоставляют ей мистический опыт больного-психотика. Наиболее полно эта программа антипсихиатрии реализуется в книге Лэнга "Политика опыта". Вокруг этой книги поднялась целая буря дискуссий, в которых участвовали психиатры, психологи и гуманитарии самого разного профиля313.

Книга начинается с утверждений о тотальном отчуждении человека в современном мире. Истина и социальная реальность бесконечно далеки друг от друга. Это даже не реальность, а совокупность "псевдособытий", к которым "мы приспосабливаемся с ложным сознанием, адаптированным и видящим эти события истинными и реальными, даже прекрасными"314. Современная цивилизация находится в состоянии старческого упадка.

Современное научное знание, по Лэнгу, есть не более чем совокупность принятых на веру гипотетических построений, до предела ограничивающих возможности нашего видения. Миру науки соответствует современный человек: это обрубок, фрагмент той личности, которой он мог бы быть. Забыты все измерения фантазии, чувства, мышления, выходящие за пределы конформизма, "здравого смысла". Чтобы отбросить этот мистифицирующий занавес, необходима интенсивная дисциплина обучения, дающая возможность "начать испытывать мир заново, с невинностью, истиной и любовью. А непосредственный опыт... духовного царства демонов, духов, сил, владычеств, властей, серафимов и херувимов, света является еще более удаленным"315.

Трудно сказать, нужно ли понимать это "духовное царство" в духе гностиков, или можно обойтись его юнгианским истолкованием как архетипов коллективного бессознательного. В любом случае утверждается необходимость преодолеть узкие пределы навязываемого обществом опыта. То, что называют "нормальным", является продуктом репрессии, "раскола", проекции и других форм деструктивного воздействия на опыт индивида. Наиболее здоровой частью психики остается, по Лэнгу, сфера свободной фантазии, но именно она подав-

315 Критические отзывы психиатров, разъяа гатя сторонников антипсихиатрии, воспоминания бывших пациентов Лэнга и другие материалы дискуссии собраны в книге: Ronald Laing et l'antipsychiatrie Un dossier prepare par R.Boyers - P.- 1971. ,IJ Laing R.D. The Politics of Experience. - N.Y.- 1967.- P. 11. 115 Laing R.D. The Polities of Experience.- P.26.

= 192

Экзистенциальная антипсихиатрия - Роналд Лэнг

ляется в сегодняшнем мире как нечто незрелое и препятствующее нормальной жизни.

Важнейшим измерением опыта Лэнг считает переживание бытия и небытия. Следуя как онтологии философов-экзистенциалистов, так и учениям восточных мистиков, он пишет о постигаемом первоисточнике всех форм. Бытие не является ни одной из вещей, это не-сущее, ничто, служащее основанием всех вещей, всех "что". В творчестве, в трансцендировании самого себя человек позволяет обнаружиться всему сущему: он помогает бытию рождаться из небытия. Открытие этой истины ставит человека перед великой мистерией превращения небытия в бытие, освобождая человека от страха перед ничто. Погружение в этот процесс становления, приближение к границе бытия и небытия может вести человека как к раю, так и к аду, к подлинному здоровью и к подлинному безумию. Открывается это измерение "в тишине", "в центре каждого из нас": "Мы находимся по ту сторону всех вопросов, кроме вопросов о бытии и небытии, воплощении, жизни и смерти... С нашей точки зрения, отчужденный от первоисточника творения человек поднимается из отчаяния и кончает падением. Но такой человек не прошагал пути до конца времен, конца пространства, тьмы и света. Он не знает того, что там, где все кончается, так все начинается"316.

Этот опыт, продолжает Лэнг, игнорируется психиатрией и психологией. Бихевиоризм является "самым крайним примером этой шизоидной теории и практики"; психоанализ и другие формы психотерапии, подобно бихевиоризму, являются техникой контроля и манипуляции. Они ориентированы на приспособление пациента к репрессивной цивилизации, разрушающей первоначальное единство бытия и небытия, внешнего и внутреннего. Тот, кто вопреки сопротивлению окружающих "нормальных" членов общества, вообще забывших о наличии "сокровенного", обращается к собственному внутреннему миру, находит развалины, остатки этой целостности. Внутренние противоречия, разорванность различных аспектов сознания - таково состояние обнаружившего внутреннее измерение человека, "полубезумного существа в сумасшедшем мире". Таков социальный контекст психиатрии. "Нормальные" настолько больны, что даже не знают о своей болезни, а "больные" - это те, кто начал выздоравливать.

т Laing R.D. The Politics of Experience,- P. 44-45.

193 =

Ю.В. Тижонравов

Большая часть людей вовсе не ощущают себя психически больными. Это, по Лэнгу, свидетельствует об их безумии. Они не воспринимают того, что их опыт разрушается, поскольку разрушение осуществляется сегодня так, что его воспринимают как благодеяние. Приучение к миру мистификации, пришел Лэнг, начинается с детства: "Дети еще не дураки, но мы их сделаем такими же имбецилами, как мы сами..."317 Насилие, именуемое любовью, к пятнадцати годам разрушает большую часть способностей подрастающего поколения, и появляется "еще одно полубезумное существо, более или менее приспособленное к сумасшедшему миру". Это насилие приучает с первых месяцев "правильно" двигаться, говорить, чувствовать, выбирать. Социализация является принуждением вести себя и думать так, как это делают родители. "Дети с трудом отказываются от врожденного воображения, любопытства... Вы должны любить их, чтобы заставить их сделать это. Любовь - это путь от подчиненности к дисциплине, а через дисциплину... к предательству своего Я"318. Способность обманывать себя лежит в основе адаптации и социализации. Социально разделяемые галлюцинации являются тем, что называют реальностью. Безумие пронизывает даже самые интимные сферы жизни людей.

Не вызывает сомнений тот факт, что современное общество далеко от идеала того "здорового общества", о котором писал Фромм. Имеются социальные причины роста количества неврозов и психозов. Но у других антипсихиатров отчуждение в смысле социально-экономическом и психическая болезнь (часто обозначаемая ими тем же термином "alienation") полностью отождествляются. В результате психотики идентифицируются с политически преследуемыми, так как они пытаются покинуть навязываемую им систему "социальной фантазии - социальной реальности". Их стремятся вновь адаптировать к данной системе. Отсюда Лэнг делает вывод о том, что шизофрения есть естественный процесс выздоровления. "Я думаю, - пишет он, -что шизофреники могут научить психиатров большему о внутреннем мире, чем психиатры своих пациентов"319. Отвергнув вместе с психиатрией любые объективистские методы изучения психики, Лэнг обращается к мистическому опыту.

317 Laing R.D. The Politics of Experience.- P.55. ■"" Laing R.D. The Politics of Experience-P.71, m Laing R.D. The Politics of Experience- P. 109.

= 194

Экзистенциальная антипсихиатрия - Роналд Лэнг

Ранее, по его мнению, существовали лучшие условия для опыта "других измерений": "Процесс вхождения в иной мир из этого мира и возвращения к этому миру из иного является столь же естественным, как смерть или рождение"320. Но в современных условиях забывший о вековечных истинах человек, во-первых, страшится, теряется, входя в иные измерения, а во-вторых, окружающие ему не верят, не понимают его, преследуют, заточают в клинику. Подобное "погружение" стало сегодня асоциальным. "Ни один век в истории человечества, - пишет Лэнг, - не терял в такой мере связь с этим естественным процессом выздоровления"321. Вместо нынешних клиник, способных только калечить тех, кто начал "путешествие", необходимо организовать сообщество, в котором уже совершившие "путешествие" смогут помогать совершить его начинающим.

Лэнг описывает ступени, по которым проходит "путешествие": "вспять через личностную жизнь, затем далее вглубь, в ту сторону, в опыт всего человечества, первого человека, Адама, а иногда еще дальше, к бытию животных, растений, минералов"322. Затем по тем же ступеням "лестницы" возвращаются обратно, обновляя свои представления о мире, возрождаясь к новой жизни. Опыт психотика, таким образом, отождествляется Лэнгом с мистическим опытом. Он даже считает, что опыт психотика является "одной из тех немногих вещей, которые еще имеют смысл в нашем историческом контексте", то есть в мире тотального отчуждения и безумия. В нем осуществляется "трансцендентальный опыт", лежащий в основе всей психической жизни. "Когда личность сходит с ума, - пишет Лэнг, - происходит глубокая трансформация ее места по отношению ко всем регионам бытия. Центр ее опыта сдвигается от эго к самости. Мирское время становится просто анекдотическим, только вечное имеет смысл"323. Прекращается "эгоистическое существование" в мире иллюзии. Безумие дает выход к иному миру, к видению сверхъестественного света, который может, конечно, и сжечь (не все возвращаются из "иного мира"). "Погружение" сопровождается распадом адаптировавшейся к неподлинному миру личности, "этого ложного Я, компетентно приспо-

320 Laing R.D. The Politics of Experience.- P. 125. 331 Laing R.D. The Politics of Experience.- P. 127.

322 Laing R.D. The Politics of Experience- P. 126.

323 Laing R.D. The Politics of Experience.- P. 133.

195 =

Ю.В. Тихонравов

собленного к нашей социальной реальности". Возвращаясь из "путешествия" по внутреннему пространству, человек обновляется.

В другие времена это священное безумие ценилось как дар небес, как нисхождение благодати. Сегодня же отправляющимся в "путешествие" грозит гибель, поскольку они "не могут ориентироваться в географии внутреннего пространства и времени и быстро теряются в нем без сопровождающего". Но "среди врачей и священников должны найтись проводники, способные вывести личность из этого мира и ввести в иной. Чтобы сопровождать ее в нем и привести обратно"324.

В одной из последних своих книг - "Разговоры с детьми" Лэнг неожиданно переходит от нигилистической критики семьи к более оптимистическому взгляду на нее. Связано это не с отходом от прежних основных позиций. Общество по-прежнему рассматривается Лэнгом как абсолютно враждебное индивиду, подминающее его, уничтожающее его открытость бытию. Но раннее детство рассматривается теперь как то "естественное состояние" человека, которое утрачивается вместе с появлением социальных норм, условностей, даже с овладением языком. У всех психоаналитиков детство играет решающую роль в жизни индивида, но у Лэнга оно становится "потерянным раем", из которого изгнаны взрослые. Им нужно учиться воспринимать мир у собственных детей, которым еще открыты все тайны бытия. Восхищаться непосредственностью ребенка (Лэнг записывает беседы с собственными детьми) естественно для любого взрослого.

Увязывание психиатрического лечения с мистическими озарениями вызвала резкую критику со стороны коллег Лэнга, оценивших антипсихиатрию как чрезвычайно опасную для больных практику. Как отметил один из американских психиатров, труды Лэнга "оказывают плохую услугу всем тем, кто воспринимает их всерьез"325. Даже последователи Юнга, которые первыми стали писать о "прорыве" архетипов коллективного бессознательного в сознание как о причине психоза, не могут согласиться с антипсихиатрической трактовкой шизофрении. Одно из самых страшных психических заболеваний оказалось идеалом: чтобы избавиться от репрессивного и иллюзорного мира, нужно сойти с ума.

** Laing R.D. The Politics of Experience.- P. 139. JU Ronald Laing et l'antipsychiatrie.- P. 174.

= 196

Экзистенциальная антипсихиатрия - Роналд Лэнг

В 70-е годы антипсихиатрия сливается с рядом ультра-левых движений, в Италии и ряде других западноевропейских стран осуществляются разного рода акции, направленные в первую очередь против психиатрических клиник. Главным теоретиком этого направления в антипсихиатрии становится Купер. Его работа "Смерть семьи" содержит несколько десятков страниц, посвященных описанию коммуны, которая должна прийти на смену семье. По Куперу, "сексуальная революция" и "революция безумия" являются предпосылками социальной революции, которая вот-вот разрушит устои общества. Сексуальные и психоделические эксперименты занимают почетное место в его учении о революции: "Я думаю, что нам необходимы одновременно революция любви, пересоздающая нашу сексуальность, революция безумия, пересоздающая наши "Я", а затем революция в терминах куда более прямого паралича операций "государства"326. "Освобождение должно закончиться на поле революционной битвы, но оно должно начинаться в постели... У ружей, конечно, есть свое назначение, но постель, возможно, является величайшим неиспользованным секретным оружием революции"327.

Аналогичные идеи Купер проводит в книге "Грамматика жизни", где основное внимание уделяется уже тому, как нужно осуществлять "революцию безумия" с помощью галлюциногенов. Будучи автором самого термина "антипсихиатрия", Купер в самой резкой форме отвергает "фашистскую" практику современной психиатрии, которой он противопоставляет разработанные Лэнгом методы лечения. Среди них полная свобода больных в антипсихиатрической коммуне, чем-то напоминающей Телемское аббатство Рабле, игра, взаимный анализ и т.д. Купер к этому добавляет экспериментирование с галлюциногенами и раскрепощение сексуальности.

Правда, в дальнейшем Купер отходит от идей о необходимости сексуального и психоделического экспериментирования, - о чем свидетельствует его последняя книга "Язык безумия". Теперь он видит в этом бегство от действительно важных социальных и политических проблем. На место лэнговского "путешествия" он ставит "политическое воздействие" на пациентов, которые должны осознать те силы репрессивного общества, которые порождают насилие, в том числе психиатрическое. Одновременно Купер отходит от ряда других идей -

И6 Cooper D. The Death of the Family- Harmondsworht- 1971.- P. 124. 327 Cooper D. The Death ofthe Family.- P. 118.

197 =

Ю.В. Тихонравов

он даже ограничивает сферу своей критики психиатрии, признавая правомерность во многих случаях применения фармакологических препаратов. Теоретические позиции Купера определяются теперь в значительной мере не сартровским экзистенциализмом, а трудами критиков экзистенциализма - структуралистов и пост-структуралистов, прежде всего Мишеля Поля Фуко (Foucalt; 1926 - 1984), Жака Лакана(Lacan; 1901 -1981), Жиля Делеза (Deleuz; p. в 1926 г.). Но его политические и антипсихиатрические воззрения остаются в главном неизменными: это ультра-левый "революционаризм" и нигилизм, проповедь насилия как главного средства ликвидации буржуазного общества, причем первым институтом, подлежащим уничтожению, объявляются психиатрические клиники.

Лэнг и Купер описали реальные негативные стороны современной психиатрической практики. Ими была остро поставлена проблема связи психических расстройств с бесчеловечными социальными отношениями. Это и привлекло внимание широких кругов западной - в основном левой и либеральной - интеллигенции к антипсихиатрии. Лэнг ктому же является интересным исследователем "семейного гетто", применивших разработанный социальными психологами аппарат понятий для описания сложных психических расстройств. Знание о социальных причинах психических расстройств является важной предпосылкой психиатрической практики. Между тем большинство психиатров, даже тех, кто доброжелательно относится к идеям антипсихиатрии, считают, что гуманное отношение к больному, о котором столь часто писали антипсихиатры, заключается прежде всего в оказании ему эффективной помощи. По их мнению, если в терапевтических коммунах и были случаи излечения больных-психотиков, то связано это с тем, что Лэнг, Купер, Базальо являются высококвалифицированными психиатрами, забывающими на время о своих религиозно-философских или политических пристрастиях328.

Начав свою деятельность как представители экзистенциализма, антипсихиатры приходят либо к мистическому слиянию неповторимой экзистенции с божеством, либо к полному растворению индивида в структуре социальных отношений, в результате чего его психика описывается с помощью математической логики. Такого рода преодоление субъективности характерно не только для антипсихиатров, но и для экзистенциальных аналитиков в целом.

""См.: РуТКевИЧ A.M. От Фрейда к Хайдеггеру: Критический очерк экзистенциального психоанализа.- М: Политиздат, 1985.-С. 144.

Экзистенциальная диалектика - экзистенция и причинность ----------------

Наши рекомендации