Глава II. Экзистенциальный анализ -Людвиг

Бинсвангер

Людвиг Бинсвангер (Binswanger; 1881 - 1966) - швейцарский психиатр, психолог и философ, труды которого имели решающее значение как для становления феноменологической психиатрии, так и для экзистенциалистской реформы психоанализа. Он родился 13 апреля 1881 г. в Кройцлингене (Швейцария) в семье потомственных врачей. Бинсвангер получил прекрасное медицинское образование в Лозанне и Гейдельберге. В 1907 г. он получил медицинскую степень в Цюрихском университете, где вместе с Юнгом учился у ведущего швейцарского психиатра Эугена Блеилера (Bleuler) - знаменитого директора психиатрической больницы Бургхельци в Цюрихе. Через Юнга в том же году Бинсвангер познакомился с Фрейдом. В 1911 г. Бинсвангер сменил своего отца (а тот ранее сменил деда) на посту медицинского руководителя санатория Беллевю в Кройцлингене и оставался на этом посту до 1956 г., когда передал бразды правления своему сыну. Бинсвангер являлся действительным и почетным членом десятка медицийских академий, в 1956 г. ему была вручена высшая для психиатра награда - медаль Крепелина. В результате более чем полувековой деятельности Бинсвангером была создана философская и медицинская антропология, и поныне являющаяся основанием для большинства версий экзистенциально-феноменологической психологии и психиатрии.

Бинсвангер был одним из первых последователей Фрейда, с которым у него установились самые дружественные отношения, и эта дружба продолжалась до конца дней, несмотря на все доктриналь-ные разногласия87. Бинсвангер был одним из первых европейских психиатров, начавших применять психоанализ в клинике, несмотря на оппозицию к нему со стороны медицинского истеблишмента того времени (одним из виднейших оппонентом психоанализа был его родной дядя - Отто Бинсвангер). Роль Бинсвангера в пропаганде психоанализа в начале XX в. была довольно значительной, а в 1910 г. он даже был избран президентом Швейцарского психоаналитического общества.

"Эти отношения описаны Бинсвангером. См.: Binswanger L. SigmuncI Freud: reminiscences of a friendship.- NY.: Grune and Stratton, 1957.

= 58

Экзистенциальный анализ-Людвиг Бинсвангер

Однако и в то время, когда Бинсвангер разделял основные положения психоанализа и пытался переубедить своих коллег-психиатров, он был далек от некритического принятия всех положений учения Фрейда. Психоанализ, по словам Бинсвангера, был вызовом не только предшествующей психиатрии, но и господствовавшим тогда философским представлениями о человеке. Проблема, которая стояла перед ним на протяжении всей жизни, заключалась в приспособлении психоанализа к философской антропологии.

В психоанализе Бинсвангер видел, прежде всего, средство проникновения на уровень субъективных смыслов, верований и ценностей больного. В этой связи он приветствовал отказ Фрейда от физиологической интерпретации психических явлений, но полагал, что отход этот во фрейдизме не был доведен до конца. Хотя Фрейд оторвал психические процессы от физиологии высшей нервной деятельности, во-первых, он считал этот отрыв временным (с развитием естествознания он будет ликвидирован), а во-вторых, сами психические процессы понимал как жестко детерминированные и порожденные инстинктивными влечениями. Метапсихология Фрейда видит во всех психических событиях проявление универсальных биологических "первичных" процессов. Мораль, искусство, религия предстают у него как иллюзорные порождения - через проекцию и сублимацию - инстинкта. Редукционизм Фрейда, естественно, вызвал возражения всех тех, кто отказывался видеть в высших творениях человеческого духа нечто исключительно производное от инстинктивных влечений.

Прежде всего, психоанализ неприемлем для Бинсвангера как учение, выводящее религию и мораль из инстинктивных влечений. Бинсвангер вспоминает о своей беседе с Фрейдом, который говорил так: "Человечество всегда знало, что оно обладает духом, я должен был показать, что имеются также инстинкты". Но когда Бинсвангер, воодушевившись словами Фрейда о духовности человека, стал говорить о несводимости религиозных феноменов к каким-либо другим, Фрейд ответил коротко: "Религия происходит из бессилия и страха детского возраста и раннего периода человечества" - и с улыбкой показал Бинсвангеру рукопись "Будущности одной иллюзии'™.

Бинсвангер считал, что "только теоретически и абстрактно инстинкт и дух могут быть разделены... Если Ницше и психоанализ показали,

™ Binswanger L. Freud and Magna Charta of clinical psychology// Binswanger L. Being in the World: Selected Papers of L.Binswanger.- L- 1975.- P. 173.

59 =

Ю.В. Тихонравов

что инстинктивность, особенно в форме сексуальности, выходит за свои пределы, чтобы достичь вершин человеческой духовности, то мы должны попытаться показать тот уровень, до которого, выходя за свои пределы, доходит духовность, - глубочайшие равнины "витальности". Мы должны, другими словами, постараться показать, как можно говорить о религиозной, моральной и эстетической жизни в тех сферах человеческого существования, которые до сих пор казались подвластными витальной и инстинктивной жизни"89. Здесь сформулирована та задача, которую пытался решить Бинсвангер в своей философской антропологии: описать человеческое существование в его целостности, преодолевая биологизм Фрейда. Стоит сказать, что Фрейд относился к подобного рода устремлениям негативно, о чем свидетельствует его письмо Бинсвангеру, в котором он называет его консерватором. Как отметил Дж. Нидлмэн (Needleman), если бы Фрейд стал свидетелем дальнейшего развертывания экзистенциального анализа Бинсвангера, "то он, несомненно, нашел бы более сильные слова для этого "реакционного" движения назад к "духу""90.

Бинсвангер был критиком не только биологизма и пансексуализма Фрейда. Психоанализ его не устраивает по тем же причинам, что и любые другие "объясняющие" подходы к человеческому сознанию. В научных теориях, пишет он, "реальность феноменального, его уникальность и независимость поглощаются гипотетическими силами, влечениями и управляющими ими законами"91. Наука о человеке должна разорвать путы всех специализированных научных концепций человека и описать человеческое существование в его целостности. Фрейд же сводит экзистенцию человека, ее личностный характер к гипотетическим универсальным законам. Но если брать в скобки личность и коммуникацию между личностями, отмечает Бинсвангер, то непонятным становится, скажем, стремление ученого познать истину. С объективацией, разложением личности на гипотетические "Оно", "Я" и "Сверх-Я" личность "выводится за пределы подлинного бытия, а именно экзистенции, удушается онтологически и антропологически"92. Наука о человеке, считает Бинсвангер, не должна слепо следо-

m Binswanger L. Uber IdeentUicht—Zurich.— 1933.-S.76.

*' Needleman J. Critical Introduction // Binswanger L. Being in the World.- P.4.

41 Binswanger L. Freud's Conception of man in the light of antropology // Binswanger L. Being in

the World.-P. 157.

g- Binswanger L. Freud's Conception of man in the light of antropology.- P. 172.

Экзистенциальный анализ-Людвиг Бинсвангер

вать за наукой, а видеть в самой научной деятельности один из мо-• дусов экзистенции наряду с религией, моралью, искусством, которые несводимы друг к другу и невыразимы с помощью понятий, взятых из другого "региона существования".

На основе психоанализа такая антропология построена быть не может. Желания рассматриваются в нем не как носители субъективных смыслов, а как результат воздействия сохранившихся в бессознательном вытесненных детских влечений. Человек оказывается не творцом своего будущего, а однозначно связанным с тем, что было с ним в прошлом, в детстве, причем сам он этого не осознает. Мотивы поведения лежат за пределами свободного выбора человека, а связь между мотивом поведения и самим поведением описывается Фрейдом посредством физикалистской терминологии.

Бинсвангер отвергает сам принцип казуального объяснения психических явлений, ибо субъективный смысл и причинность, по его мнению, исключают друг друга. Отсюда Бинсвангер делает и ряд важных для своей концепции выводов. Объективистские концепции не дают истинного понимания душевной жизни невротика. Опыт индивида не должен сводить к научным понятийным конструкциям, а интерпретироваться в его собственных терминах. Субъекту, в том числе и душевнобольному, дано то, что ориентирует его в мире, возможности, которые им реализуются, определенная настроенность. Поэтому, сколь бы странным ни казался мир того или иного человека, он всегда должен быть понят как осмысленный через осознание нужд, забот, тревог, эмоций этого человека. В нем всегда присутствуют внутренние пространство и время, специфическая окраска, настроенность на других людей. Нет реальности для всех одинаковой и в этом смысле "нормальной", как полагают традиционная психиатрия и вслед за ней психоанализ. Мир безумца - осмысленный мир, даже если это не наш смысл. Это "его собственный мир", который нужно понять психиатру. Фрейд же сводит настоящие смыслы, то, как сейчас конституирует свой мир пациент, к его прошлому, к вытесненному в бессознательное. Поэтому Бинсвангер отвергает и фрейдистскую интерпретацию сновидений: интерпретироваться должно именно "явное" содержание сновидения - за ним не скрывается какое-то скрытое, вытесненное в бессознательное содержание. Сны вовсе не обязательно являются исполнением желаний, как полагал Фрейд, в них имеется столько же типов активности, как и в бодрствовании.

61 =

Ю.В. Тихонравов

Смысл, по Бинсвангеру, есть способ, которым вещи нам являются, открываются как таковые, необходимый контекст любого отношения к миру. Поэтому бессознательный смысл для него - противоречие в определении (contradictio in adjecto). Сторонники психоанализа всегда подчеркивали, что Фрейд не просто открыл наличие бессознательного психического: о нем, в принципе, знали или догадывались и раньше. "Теперь понятно, - пишет один из ортодоксальных фрейдистов, - что Фрейд открыл не бессознательное, но ту силу, которая держит нас в своей власти, нам неизвестной, в состоянии несвободы, не давая нам делать, видеть, думать то, что мы хотим делать, видеть и думать. Другими словами, это была динамическая сила бессознательной части нашего психического аппарата, которую открыл Фрейд, а не само бессознательное"93.

Бинсвангер не отказывается совсем от идеи о бессознательном психическом, но он отвергает вышеуказанную его трактовку. Неосознаваемое психическое признается всеми феноменологами, но речь у них идет фактически о том, что Фрейд называл подсознательным: какой-то феномен находится в фокусе сознания, в то время как остальное образует горизонт и является потенциально осознаваемым. Бинсвангер отрицает динамическую силу бессознательного, его связь с биологически определенными влечениями, его энергетическую трактовку. Неприемлемо для него и то, что бессознательное есть резервуар детских вытесненных влечений,-и это потребовало соответствующего переосмысления понятий "вытеснение", "цензура" и т.д. В концепции Бинсвангера отрицается причинная связь между мотивирующим значением, лежащим за порогом сознания, и осмысленным действием индивида, а также то, что принцип удовольствия является единственным мотивирующим фактором человеческого поведения. "Религиозный модус экзистенции человека, - пишет он, -объясняется страхом и беспомощностью ребенка и дикаря... этический модус - компульсией, интроекцией, эстетический -удовольствием от прекрасного подобия и т.д."94. Но идея долга, возражает Бинсвангер, невыводима из утилитаристских соображений или запретов, на что указал еще Кант, вопрос о совести не решить простым указанием на интроекцию отцовского образа. Бинсвангер считает, что фрей-

41 ZilboorgG. Signumd Freud: His Exploration of the Mind of Man.-N.Y- L.- 1951.- P.20.

44 Binswanger L. Freud's Conception if man in the light of antropology // Binswangcr L. Being in

the World.-P. 175.

Экзистенциальный анализ - Людвиг Бинсвангер ---------------------------------

дизм здесь самым примитивным образом сводит высшие проявления человеческого сознания к тому, что сознанием не является.

Бинсвангер исходит из экзистенциалистского представления о свободном выборе, об экзистенции, проектирующей саму себя. Обусловленность настоящего прошлым, причинность понимаются им как результат самоотчуждения свободной экзистенции, которая превращает саму себя из возможности в необходимость, в предмет, часть объективного мира. Это то, что все философы-экзистенциалисты считали неподлинным существованием. Критика Бинсвангера направлена на слабое место в учении Фрейда, поскольку тот понимал причинность метафизически, как предопределенность и свел высшее к низшему. Сам Бинсвангер полностью отказался от причинности.

Критика Бинсвангером фрейдизма была связана не только с перетолкованием метапсихологии психоанализа, но и с некоторыми реальными проблемами психологии и психиатрии. В частности, Бинсвангер имел дело не столько с невротиками, сколько с больными маниакально-депрессивным психозом и шизофренией, что требовало решения новых специально-медицинских вопросов.

В то же время психоаналитическая практика даже у самого Фрейда часто не соотносилась с энергетическими'и механическими моделями его метапсихологии, напоминая процедуры "понимающей психологии". Задачу психоаналитика видели в том, чтобы помочь пациенту заново пережить вытесненные в бессознательное смысловые отношения (благодаря переносу на психоаналитика своих детских влечений), открыть скрытые от него значения. Учение Фрейда изначально содержало в себе противоречие между "пониманием" и "объяснением". С одной стороны, основоположник психоанализа в духе естествознания XIX в. объясняет возникновение всех ведущих к неврозу конфликтов внешними по отношению осознанию агентами. Бессознательное описывается им как источник психической энергии. С другой стороны, Фрейд признает, что нам даны лишь психические проявления биологических импульсов, тогда как последние остаются непознаваемыми. Бессознательное признается познаваемым ровно настолько, насколько оказывает влияние на сознание. Уже упоминавшийся Поль Рикёр небезосновательно сравнивал фрейдизм с трансцендентальным идеализмом, поскольку реальность бессознательного устанавливается психоаналитиком "в том смысле, что оно "конституируется" совокупностью герменевтических актов, которые его

63 =

Ю.В. Тихонравов

расшифровывают"95. Двойственность психоанализа послужила источником для истолкований его как в духе бихевиоризма, так и в духе экзистенциализма и "понимающей психологии".

Но возможность последней интерпретации психоанализа выявилась не сразу, тем более что в начале своей деятельность и Фрейд в значительно большей степени был близок естественнонаучному материализму, чем в 20-30-е годы. В 10-20-е годы западные философы и психологи видели во фрейдизме учение, направленное на развенчание духовных ценностей и прямо противоположное разрабатываемой в это время "понимающей психологии". Главной целью ее сторонников было создание психологической дисциплины, полностью независимой от естественных наук. Именно этой программой критики эмпирической психологии определялись и воззрения Бинсвангера в первые два десятилетия его научной деятельности. Как отмечал один из западных исследователей экзистенциальной психологии и, в частности Бинсвангера, первый период его творчества имеет ярко выраженный консервативный характер: он видит в материализме и в психоанализе угрозу "абсолютным ценностям"96.

Еще в гимназии Бинсвангер с увлечением прочитал "Критику чистого разума" Канта, и поэтому не удивительно, что неокантианство стало исходным пунктом его поисков. Первые его работы находятся под влиянием той интерпретации психологии, которая была дана в трудах Пауля Наторпа (Natorp; 1854 - 1924) - одного из виднейших представителей марбургской школы неокантианства. Согласно воззрениям этой школы, психология, в отличие от "объективирующих" естественных наук, выступает как наука "субъективации", то есть особого рода реконструкции полученных в опыте данных. Бинсвангера не удовлетворяла, однако, абстрактность неокантианства, отсутствие в нем выхода к конкретному миру переживаний индивида. Но, несмотря на то, что от неокантианства он впоследствии отошел, один важный его элемент остался у Бинсвангера навсегда - стремление дать описание априорных структур, делающих возможным само человеческое бытие.

Уже в 1910-1920-х гг. Бинсвангер начал попытки переосмыслить учение Фрейда и основные проблемы психиатрии в духе неокантиан-

я Ricocur P. Conflict dc interpretations: Essais d'hermeneutique.- P. 108.

'"' IsenbergG. The Existential Critique of Freud: The Crisis of Autonomy.- Prinston.- 1976- P.87-

90.

= 64

Экзистенциальный анализ - Людвиг Бинсвангер

ства, понимающей психологии Вильгельма Дильтея (Dilthey; 1833 -1911) и Эдуарда Шпрангера (1882 - 1963), феноменологии Гуссерля и Макса Шелера (Scheler; 1874 - 1928). В дальнейшем Бинсвангер отверг биологизм и детерминизм Фрейда, его учение о бессознательном, равно как и теории либидо, вытеснения, символики сновидений. В поисках основания для психологической теории Бинсвангер проделал путь, тождественный главному направлению развития философии первой трети XX в. в Германии: от неокантианства он перешел к феноменологии, которую затем вслед за Хайдеггером переосмыслил как учение о человеческой экзистенции, а, в конечном счете, создал и собственный вариант философской антропологии.

Опираясь на труды неокантианцев, Дильтея, Гуссерля, Бинсвангер подвергает критике ассоцианизм и механицизм в психологии. Целостность, уникальность, творческий и целевой характер человеческой деятельности не вмещаются в рамки "психофизики" - таков пафос уже первых статей Бинсвангера. Правда, сам он впоследствии вынужден был признать, что если о психических явлениях можйо сказать лишь то, что они совершенно уникальны, индивидуальны, непередаваемы и т.д., то тогда необходимо вообще отказаться от психологии как науки. Некоторые философы именно к этому и призывали. Например, французский философ Анри Бергсон (Bergson; 1859 -1941) имел основания утверждать, что эмпирическая психология не дает нам истинной картины человека, а потому над ней должна надстраиваться интуитивная философия, дополняющая ее абсолютным знанием о внутреннем мире. Однако Бинсвангер был, помимо всего прочего, профессионалом-психиатром, и не был склонен столь категорично противопоставлять философское знание научной рациональности.

Поскольку феноменология, которая, по замыслу Гуссерля, должна быть строгой наукой, претендовала на то, что она закладывает основание всей совокупности наук, она не могла не привлечь внимания Бинсвангера. Он знакомится сначала с трудами Гуссерля и его последователей, затем в 1923 г. встречается с самим Гуссерлем и на протяжении нескольких лет отстаивает в своих работах основные тезисы феноменологического учения. В идее интенциональности сознания он видит ключ к построению психологии, способной уловить мир субъективных смыслов. Объектом изучения психологии должны

65 =

Ю.В. Тижонравов

стать конституирующие предмет интенциональные акты: они делают мир таким, каким он выступает для субъекта.

Однако феноменология Гуссерля в этот период столкнулась с проблемой солипсизма, который оказывался для нее методологически необходимым. Для психиатрии же принятие солипсизма неприемлемо: психиатр лечит не себя самого, а другого. Если другой человек является не более чем проекцией моего субъективного опыта, то любая возможность адекватного познания внутреннего мира другого человека становится проблематичной. За пределы солипсизма Бинс-вангер попытался выйти, опираясь на учение Шелера о "симпатии". По Шелеру, душевная жизнь других людей постигается нами непосредственно и даже раньше, чем наша собственная. Шелер постулировал существование "внутреннего восприятия", которое и использовал Бинсвангер для построения независимой от естествознания психологии. "Исходным пунктом этой психологии, -писал он, -более не являются тело и физические движения, которые "интерпретируются" или "эмпатизируются", но скорее мир первичных данных сознаний, доступных для непосредственного видения"97. Но и здесь перед Бинсвангером открылись непреодолимые проблемы. Избавившись от солипсизма, он оказался в достаточно странном для психиатра положении: если цели, интенции, эмоции другого человека даны каждому в непосредственном видении, то невозможно ошибиться при оценке намерений и эмоций другого человека. Однако не только психотерапевтическая практика, но и обыденный опыт говорят совсем о другом. От учения Шелера также пришлось отказаться, хотя позднейшее учение Бинсвангера о "любовном бытии-друг-с-другом", несомненно, связано с шелеровской философской антропологией.

Любопытный способ решения проблем соединения психиатрии с феноменологическими методами дал Ясперс. Однако, хотя "Общая психопатология" Ясперса привлекла внимание Бинсвангера и в целом получила у него положительную характеристику, он критически относился к выдвинутому в этой работе варианту теории "понимания", которое осмысливалось Ясперсом как "эмпатия", постижение

'"Binswanger L. Einfuhrung in die Probleme der allgemeine Psychlogie.-Zurich.- 1922.-S.242. Развитая в этой работе концепция в 20-е годы была подвергнута критике Л .С. Выготским как вариант субъективного идеализма. См.: Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Выготский Л С. Собрание сочинений- М.- 1978.- Т. 1.- С. 310-311,319-322.

Экзистенциальный анализ - Людвиг Бинсвангер

через вчувствование, сопереживание. Значительная часть психических явлений, отмечал Бинсвангер, особенно психика душевнобольного человека, закрыта для эмпатии98. В дальнейшем Бинсвангер неоднократно подчеркивал отличие собственной концепции от ясперсов-ской, хотя созданное им впоследствии учение об отношении "Я-Ты" множеством черт напоминает учение Ясперса об "экзистенциальной коммуникации".

Экзистенциальная коммуникация, то есть подлинное общение "Я" и "Ты", стала своего рода пробным камнем экзистенциализма. Практически все принадлежащие этому направлению философы приложили серьезные усилия с целью осмысления с этой точки зрения исходного для них тезиса об уникальности и непостижимости экзистенции. Данный тезис выдвигался ими против "объективирующих" наук, превращающих неповторимого индивида в вещь среди вещей. "Человек как целое не объективируем, - пишет Ясперс. - Насколько он объективируем, он есть предмет, но в качестве такового он никогда не есть он сам"99. Но объективированное знание дают не только науки. В повседневном общении даже с самыми близкими людьми мы не перестаем думать с помощью понятий, отделяем себя от других с помощью рефлексии, рационально осмысляем сказанное ими, пытаемся понять мотивы их поступков и т.д. Другими словами, мы почти всегда смотрим на других извне. А это значит, что уже одним своим взглядом мы превращаем других в объекты. Такое уподобление взгляда любого человека взгляду горгоны Медузы решительно принял Сартр. Даже любовь между двумя людьми была описана им как вечный конфликт живущих за закрытыми друг для друга дверьми сознаний.

С выходом в 1927 г. работы Хайдеггера "Бытие и время" Бинсвангер, как ему показалось, нашел окончательное основание для психологии, ту доктрину, которая может стать фундаментом для его собственной концепции человека и реформы психоанализа: "...Хайдеггер вручает психиатру ключ, при помощи которого он может, не будучи связанным предубеждениями какой-либо теории, установить и описать исследуемые им феномены в полном их феноменальном содер-жании и соответствующем контексте"100. Экзистенциализм Хайдегге-

" Binswanger L. Verstehen und Erklaren in der Psyhologie // Zeitshrift fur die gesammelte

Neurologieund Psychiatrie.-Bd.127- 1927.

"4 Jaspers K. Philosophie. Bd. 1.- Berlin.- I932.-S. 126.

"'" Binswanger L. Being-in-the-world: selected papers of Ludwig Binsvanger,- N. Y.: Basic Books,

I963.-P.206.

67 ==

Ю.В. Тихонравов

pa, считал Бинсвангер, вообще снимает проблему соотношения "объяснения" и "понимания". В работах Бинсвангера идеи, развитые Хайдеггером, впервые прилагаются к психиатрии.

Хотя Бинсвангер был хорошо знаком с поздними работами Хай-деггера и неоднократно встречался с ним {последний визит Хайдег-гера в Кройцлинген был незадолго до смерти Бинсвангера), философское учение швейцарского психиатра полностью определяется той интерпретацией, которую он дал экзистенциальной аналитике (Daseinsanalytik), разработанной в "Бытии и времени" Хайдеггера. Человеческое существование было понято Хайдеггером как "забота" в единстве трех ее модусов, соответствующих трем измерениями времени. Подлинное существование связано, прежде всего, с будущим, с трансцендированием собственных пределов. Если эта открытость будущему исчезает, то человек объясняет все происходящее с ним как причинно обусловленное прошлым, а не его собственными проектами и целями. Если доминирует модус, соответствующий настоящему времени, то человек "падает" в das Man, обезличивается. Примерно так понял Хайдеггера Бинсвангер. Ему возражали впоследствии, что такое прочтение "Бытия и времени" упрощает и искажает мысль автора, который также возражал против прямого перенесения его онтологических экзистенциалов в антропологию.

Концепция Бинсвангера получила название "экзистенциальный анализ" (Daseinsanalyse) и стала впоследствии руководством к действию для многочисленных последователей в Западной Европе и Америке. Бинсвангер попытался приложить в практической психиатрии некоторые идеи аналитики Dasein, развитые Хайдеггером в "Бытии и времени". Для Бинсвангера это означает, прежде всего, отказ от рассмотрения человека в качестве некоей монады, лишь механически взаимодействующей с миром и другими людьми. Иначе говоря, Бинсвангер требует психиатрического рассмотрения человека в единстве с миром человека. Бинсвангер указал на возможность использования центральных понятий "Бытия и времени" Хайдеггера в психологии и клинической практике и дал первую формулировку экзистенциального анализа как философского фундамента психоаналитической терапии. Его работы получили широкую известность, а этапы эволюции его воззрений, длившейся несколько десятилетий, соответствуют важным переменам, происходившим не только в философии, психологии и психиатрии, но и в духовной жизни, интел-

ШИЯИШШЯШ/ЯШЩШШЯШШШШШЯШЯ

Экзистенциальный анализ - Людвиг Бинсвангер ---------------------------------

лектуальной атмосфере стран Запада. В конце 20-х и в 30-е годы на основе экзистенциальной аналитики Хайдеггера, его учении о бытии-в-мире Бинсвангер начинает переосмысливать основные положения психоанализа, пытаясь заменить метапсихологию Фрейда разработкой своего экзистенциального анализа.

Предложенный Бинсвангером экзистенциальный анализ -это метод анализа личности во всей полноте и уникальности ее существования (экзистенции). Бинсвангер определяет экзистенциальный анализ как феноменологический анализ актуального человеческого существования. Его цель - реконструкция внутреннего мира опыта. Согласно такому методу, подлинное бытие личности обнаруживается благодаря углублению ее в себя с целью выбрать не зависимый ни от чего внешнего "жизненный план". В тех случаях, когда открытость индивида будущему, характерная для подлинного существования, исчезает, он начинает ощущать себя заброшенным, его внутренний мир сужается, возможности развития остаются за горизонтом видения, и возникает невроз, индивид начинает объяснять происходящее с ним как результат детерминации прошлыми событиями, а не собственными актами выбора: доминирует модус "заброшенности" (прошлое). Смысл экзистенциального анализа усматривается в том, чтобы помочь'невротику осознать себя свободным существом, способным к самодетерминации. Экзистенциальный анализ исходит из посылки, согласно которой подлинно личностное в человеке раскрывается только тогда, когда он освобождается от причинных связей с материальным миром, социальной средой. Психические заболевания - следствие утраты непрерывности самостановления; это крайняя степень неподлинности, удаленности от свободного трансцендиро-вания: невротики и психотики не видят вероятностного характера бытия ("бытия-возможности") и конституируют статически законченные "миры". Изначальное сужение бытия-в-мире индивида приводит, по Бинсвангеру, к тому, что часть феноменов остается за пределами горизонта видения и не может тематизироваться; выражением этого и являются, например, невротические симптомы. Задача психотерапевта - расширить горизонт видения и помочь пациенту осуществить аутентичный выбор.

Целью Бинсвангера был поиск нового основания для психологической науки и психиатрической практики, преодоление кризиса современной психологии. "Болезнь" и "здоровье", "нормальность" и "не-

69 =

Ю.В. Тихонравов

нормальность" - значение этих понятий в немалой степени зависит от понимания человека в целом, то есть от философского, а не специально научного подхода. Поэтому, как писал один из исследователей творчества Бинсвангера, историю его попыток понять человека в здоровье и в болезни следует рассматривать в свете того, как он использовал и развивал положения, обнаруженные им в философских учениях, классических и современных'01. Отказываясь от биологического критерия психического "здоровья" или "болезни", Бинсван-гер понимает их в духе хайдеггеровского учения о "подлинном" и "неподлинном" существовании.

Понятия "бытие в мире", "трансценденция", "миро-проект" почерпнуты Бинсвангером прямо из хайдеггеровского "Бытия и времени". Эти понятия фигурируют практически у всех авторов экзистенциального направления; с ними связана трактовка проблем свободы воли, личной ответственности.

По замыслу экзистенциалистов, понятие "бытие-в-мире" предназначено для того, чтобы подчеркнуть неразрывную целостность субъективного и объективного. Дихотомия "объект - субъект" признается как ошибка Декарта, а картезианская картина мира - как следствие отчужденного восприятия действительности, порождаемого техническим прогрессом. С точки зрения экзистенциалистов, ни субъективное, ни объективное не изначально. Мир - это структура значимых отношений, которую создает сам субъект.

Бытие-в-мире, по Бинсвангеру, имеет три модуса:

1) Umwelt - ландшафт, физический мир, который с нами разделяют все живые организмы;

2) Mitwelt - социальный мир, сфера общения с другими людьми, четко отделяемая от социального мира животных;

3) Eigenwelt - мир самости (в том числе телесной), присущий только человеку; это не просто субъективный мир, а основа, на которой строится отношение к двум другим модусам.

В приведенном разделении мира натри формы содержится мысль о несводимости друг к другу восприятия социального окружения и физического мира, подчеркивается важнейшая роль самосознания в оценке действительности.

"" Spiegelberg Н. Phenomenology in Psychology and Psychiatry: A Historical lntroduction.-P.195.

Экзистенциальный анализ - Людвиг Бинсвангер ---------------------------------

"Трансценденция" буквально означает выход за пределы чего-либо. Психологами-экзистенциалистами трансценденция рассматривается в качестве фундаментальной способности человеческого существа, заданной онтологической структурой и находящейся вне рамок причинного объяснения. При этом гомеостатические модели личности признаются неадекватными102. Человек не только находится в мире, он постоянно движется в нем, вовлечен в творение каждого момента. Трансценденция подразумевает отношение к себе как к объекту и субъекту одновременно, способность взглянуть на себя со стороны. Благодаря трансценденции преодолеваются непосредственные границы времени. Временная связь, то есть способность переносить прошлое в настоящее, вместе со способностью действовать во временной перспективе составляет сущность разума и личности. Экзистенциалистам удается благодаря понятию трансценденции подчеркнуть активность человеческой личности, ее творческое начало. Процесс творчества на самом деле обладает высокой степенью непредсказуемости, но это, конечно, не дает основания к разрыву с детерминизмом.

Понятие трансценденции имеет значение в аспекте критики экзистенциалистами фрейдизма. Бинсвангер и другие психологи-экзистенциалисты вслед за Хайдеггером подчеркивают, что будущее в контраст к настоящему и прошлому - основной образец времени для человека. Прошлое приобретает значение только в свете проекта будущего, события избирательно черпаются из памяти. Значение событий прошлого, таким образом, не фатально, как считают сторонники ортодоксального психоанализа. Можно согласиться с тем, что мобилизация психических процессов личности зависит от планов, которые она строит, и объяснение ее поступков следует делать, прежде всего, в свете преследуемых ею целей, а не только исходя из прошлого опыта.

Утрата временной перспективы, с точки зрения экзистенциалистов, оказывается фатальной в генезисе психических нарушений. Глубокое беспокойство и депрессия аннулируют будущее, или согласно идеологии экзистенциалистов, утрата будущего приводит к депрес-

1112 Voices: The Art and Scientific Psychotherapy// Psychotherapy.- 1974-1975.- Vol. 10.-№4.-P. 16-24.

71 =

Ю.В. Тихонравов

сии и беспокойству103. Последнее положение особенно пытается обосновать Минковски104.

Понятия "бытие-в-мире", "трансценденция" подводят к главному понятию - "миро-проект". Миро-проект - термин, введенный Бинс-вангером для всеобъемлющего паттерна индивидуального модуса бытия-в-мире. Миро-проект человека определяет, как он будет действовать в определенной ситуации и какие у него характерные черты и симптомы. Границы проекта могут быть узкими и сжатыми, а могут быть широкими и экспансивными. Миро-проект, по мнению Бинсван-гера, представляет собой ориентир, с помощью которого мы можем интерпретировать каждое действие личности. Автора как психотерапевта интересуют миро-проекты в патологии, и именно в этом анализе четко вырисовывается его позиция. В поисках единого начала, некоторых формальных структур с целью объяснения всего многообразия жизни личности на новый лад повторяются идеи сторонников гештальтпсихологии. Декларация существования некоторого универсума, связывающего конкретные проявления поведения, едва ли может многое добавить к современным представлениям о психологии и патологии личности. Принципиально важно то, что миро-проект личности, определяя поведение, остается за пределами сознания, его необходимо раскрыть. Так Бинсвангер и его последователи незаметно вступают в противоречие с собственным принципом самодетерминации личности и, какие бы оговорки при этом не делались, идут на компромисс с классическим психоанализом. Некоторые авторы находят даже определенное соответствие между экзистенциальным понятием "миро-проект" и психоаналитическим понятием "инстинкт смерти"105.

Существует много модусов бытия-в-мире. Каждый модус - это способ самопонимания, самоинтерпретации и самовыражения Dasein. Бинсвангер говорит, например, о дуальном модусе, достигаемом двумя людьми в любви. "Я" и "Ты" становятся "Мы". Это аутентичный модус человеческого бытия. Множественный модус описывается Бинсван-гером как мир формальных отношений, соревнования, борьбы. Индивид, живущий для себя, избрал сингулярный модус существования,

110 Diss. Abstr. Int.- 1973.- Vpl.34.- P. 1264-1265; 1975.- Vol.36.- P.424.

"M Existence; A New Dimension in Psychiatry and Psyphology / Ed. R. May, E. Angel,

H.F.EIlenberger.-N.Y, 1958. P. 127-138.

1115 Psychoanalysis Review.- 1974.- Vol.61.- P.217-227.

Экзистенциальный анализ - Людвиг Бинсвангер ---------------------------------

а тот,

Наши рекомендации