Закат античной философии. Неоплатонизм.
Особое место в истории античной философии занимает греческая философия. Она выделяется многообразием течений, школ и учений, идей и творческих личностей, богатством стилей и языка, влиянием на последующие развитие философской культуры человечества.Предпосылки. Ее зарождение стало возможным благодаря наличию полисной демократии и интеллектуальной свободе, отделению умственного труда от физического, быстрому развитию научного знания, появлению личности свободного гражданина в обществе, т.е. при созревании ряда цивилизационных предпосылок. В древнегреческой философии сформировались два основных типа философского мышления: материализм и идеализм, было осознано предметное (проблемное) поле философии, выявились важнейшие области философского знания. То был расцвет древней философской мысли, бурный всплеск интеллектуальной энергии своего времени.
1.Период натурфилософии.
Ионийская философияобъединяет философов, которые жили и учили в городах, находящихся на побережье Ионийского моря — Милете и Эфессе. В Милете была создана Милетская школа философии, основателем которой являлся Фалес, а его последователями и учениками были Анаксимандр и Анаксимен. В Эфесе жил и учил знаменитый философ Гераклит.
Первые элементы философского мышления проявились уже в произведениях известных древнегреческих историков – Гомера, Геродота, Гесиода и др. Ими ставились и осмыслялись вопросы о происхождении мира и его развитии (космогония) о человеке и его судьбе, развитии общества во времени. Русский философ А.Ф.Лосев отмечал, что «…три основные мифологические идеи – общее происхождение, непрерывное движение и борьба противоположностей – заняли ведущее место в той натурфилософии, которая заменила антропологическую философию».
Самой первой философской школой Древней Греции принято считать Милетскую, в которой творили «7 мудрецов».
В Милетской школе на первом месте стоял вопрос о первоначале (первооснове) всего сущего («Из чего все происходит и все состоит?»). Это была натурфилософия (философия природы), пытавшаяся преодолеть путы мифологических представлений. На важнейшие мировоззренческие вопросы в ней давался ответ с позиции стихийно-наивного материализма.
Фалес (был торговцем) предполагал, что все существующее в мире возникло из воды, как влажного вещества. «Все из воды, и все в воду», - так звучал основной тезис философа. Океан является родителем всех вещей в мире. Вся планета земля буквально плавает на воде. Вода пребывает во всех вещах, и даже Солнце и другие небесные тела питаются ее испарениями. Ставя вопрос о воде как якобы единственной основе и начале всего сущего, Фалес тем самым решал вопрос о едином основании(субстанции), из которого выводится все существующее. «Бесконечная» вода является истоком вещей, которые возникают путем сгущения или же разряжения.
Фалес был известен как географ, астроном, физик, математик. Источники приписывают ему предсказания солнечного затмения, объяснений природы землетрясений и других природных явлений. Субстанция. Субстрат.
Анаксимандр, как и его учитель Фалес, тоже ставил и решал вопрос о первоначале мира.
Таковым у него выступал апейрон, как нечто беспредельное и вечное. Апейрон вещественен и бесконечен. Он бессмертен и бесконечен, всегда пребывает в движении. Будучи началом космоса он выделяет из себя противоположности – влажное и сухое, холодное и теплое. Их комбинации дают в итоге – землю (сухое и холодное), воду (влажное и холодное), воздух (влажное и горячее), огонь (сухое и горячее). В Космосе существует свой порядок, не созданный богами, как это утверждается в мифологии.
В число милетских философов входил так же и Анаксимен – философ, астроном, метеоролог. Началом всего сущего он считал воздух как нечто беспредельное («апейрос»). Все возникает из воздуха путем его сгущения или же разряжения. При разряжении воздух становится сначала огнем и затем эфиром, а сгущаясь ветром, облаками и водой, землей и камнем. Солнце – это земля, которая раскалилась из-за быстрого движения. Земля и все небесные тела словно бы парят в воздухе. Душа человека тоже состоит из воздуха.
Школа Гераклита.
Этот мыслитель – («плачущий философ» как его называли). На вопрос - в чём причина слёз? - Гераклит отвечал, что оплакивает "всё, осуждая невежество всей жизни и всех людей, но испытывает жалость к жизни смертных". Рассказывают, что странники, прослышав об этом известном эллине, пожелали встретиться с Гераклитом, но когда подошли к его дому и увидели, что он греется у печки, остановились в смущении. Тогда он пригласил их смело входить, "ибо и здесь тоже обитают боги".
Согласно его учению, все произошло из огня и пребывает в состоянии постоянного изменения. Огонь — наиболее динамичная, изменчивая из всех стихий. Поэтому для Гераклита огонь стал первоначалом мира, в то время как вода — лишь одно из его состояний. Огонь сгущается в воздух, воздух превращается в воду, вода — в землю («путь вниз», который сменяется «путём вверх»). Сама Земля, на которой мы живём, была некогда раскалённой частью всеобщего огня, но затем — остыла.
Гераклит считал, что всё непрерывно меняется. Все изменчиво, все течет («панта реи) и все меняется. Даже солнце – и оно каждый день светит по-новому. Окружающий мир есть поток, река, в которую невозможно войти дважды, т.к. она постоянно меняет свои состояния.
Положение о всеобщей изменчивости связывалось Гераклитом с идеей внутренней раздвоенности вещей и процессов на противоположные стороны, с их взаимодействием. Гераклит считал, что все в жизни возникает из противоположностей и познается через них: «Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод — сытость, усталость — отдых». Логос в целом есть единство противоположностей, системообразующая связь. Это основы диалектики.
Существует Логос – (слово) это некий объективный и неуничтожимый закон мироздания, царящая в мире всеобщая закономерность. Но Логос открывает свои тайны только тем, кто умеет размышлять о нем. Быть мудрым – значит жить по Логосу, соотносить себя с ним
Основное значение творчества Гераклита состоит в том, что он в простейшей форме изложил основы диалектики как философского учения о развитии всего сущего. Гераклит считал, что все в мире взаимосвязано, переплетено и это делает мир единым и гармоничным.