Вопрос 1. Профессиональные и личные качества спасателя, их роль в обеспечении успешной деятельности.

Вопрос 1. Профессиональные и личные качества спасателя, их роль в обеспечении успешной деятельности.

1.1Профессиональные способности — это свойства психических процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения) и психомоторные функции (координация движений рук и ног, сенсомоторная координация и т. д.), обеспечивающие эффективность деятельности (Шадриков В. Д., 1981). Основным вопросом формирования профессиональных способностей является вопрос о том, как из общих способностей развиваются способности профессиональные. Ответом на этот вопрос является концепция

Профессиональная пригодность человека является важным условием для нормального профессионального развития сотрудника и понимается как совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимая для достижения, при наличии специальных знаний умений и навыков, общественно приемлемой эффективности труда.

Экстремальная деятельность – это деятельность человека, которая является для него трудновыполнимой или в данный момент невыполнимой и требует готовности к предельному и околопредельному напряжению психических и психофизиологических сил.

Личностные характеристики

1. Профессиональное мастерство определяет эффективность деятельности человека в трудных ситуациях.

2. Психологическая устойчивость – это характеристика личности, состоящая в сохранении оптимального функционирования психики. Выделяют следующие компоненты: эмоциональный, волевой, познавательный (интеллектуальный) и др.

3. Вариативность рассматривается как гибкость, быстрота приспособляемости к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности, высокая мобильность психики при переходе от задачи к задаче.

Вопрос 3. Факторы, оказывающие травмирующее действие на психику человека при возникновении чрезвычайной ситуации.

Чрезвычайными, экстремальными ситуациями называют ситуации, которые ставят перед человеком большие трудности, обязывают его к полному, крайнему, предельному напряжению сил и возможностей, чтобы справиться с ними и решить поставленную задачу.

Типы экстремальных ситуаций

Нормальные– характерны обычными трудностями.

Параэкстремальные - повышенные трудности, приближающиеся к предельным нагрузкам.

Собственно экстремальные – высокие трудности и нагрузки, требующие полной мобилизации сил и возможностей сотрудника.

Гиперэкстремальные– исключительные трудности, требующие от человека превосходящих возможностей, но не допускающие пассивного созерцания, а обязывающие действовать «через не могу».

Факторы, оказывающие травмирующее воздействие на психику человека при возникновении чрезвычайной ситуации подразделяются на три вида:

· Обстановочные: задымлённость, высокая температура окружающей среды, высокая плотность дыма, новизна раздражителей, воздействие шума, действие ограниченного пространства, сигнал тревоги, опасность отравления химическими веществами, фактор наблюдаемых пострадавших людей, лишений, разрухи, фактор общей дезорганизации жизни.

· Деятельностные: понимания большой значимости происходящих событий, понимание необходимости личного вмешательства, сознание ответственности, понимание большой цены ошибки, солидарности и коллективизма, опасности, дефицита времени, понимание больших и длительных нагрузок.

· Личностные (связанные с особенностями самого сотрудника): отсутствие интереса к выполняемой работе, неуверенность в принятии решения (борьба мотивов), неуверенность в коллегах и начальнике, фактор внутренней неготовности во время решения экстремальных задач, фактор усталости и переутомления, фактор допущенных ошибок.

При осуществлении экстренной психологической помощи необходимо помнить, что жертвы стихийных бедствий и ката­строф страдают от следующих факторов экстре­мальной ситуации:

1. Внезапность. Чем вне­запнее событие, тем оно разрушительнее для жертв.

2. Отсутствие подобного опыта.

3. Длительность.

4. Недостаток контроля. Никто не в состоянии контроли­ровать события во время катастроф.

5. Горе и утрата.

6. Постоянные изменения.

7. Экспозиция смерти.

8.Неуверенность.

9.Поведение во время события. Каждый хотел бы выгля­деть наилучшим образом в трудной ситуации, но удает­ся это немногим. То, что человек делал или не делал во время катастрофы, может преследовать его очень долго после того, как другие раны уже затянулись.

10. Масштаб разрушений.

Воздействия на человека психотравмирующих факторов и условий обеих групп невоз­можно полностью устранить или нейтрализовать в ходе работ по ликвидации ЧС, но путем проведения медиками и спасателями планомерной психологи­ческой и социальной работы с постра­давшими можно значительно повысить психологическую устойчивость людей к этим воздействиям. А чтобы выполнять такую работу, спасателям необходимо знать, каким образом у человека возни­кают и протекают наиболее типичные для ЧС психические расстройства, по каким признакам их можно отличить друг от друга и какую посильную помощь в конкретном случае следует оказать пострадавшему.

Помощь.

Помните, что пострадавший может причинить вред себе и другим.

Не спорьте с пострадавшим, не задавайте воп­росов, в разговоре избегайте фраз с частицей «не», относящихся к нежелательным действиям («Не беги», «Не размахивай руками», «Не кричи»).

Изолируйте пострадавшего от окружающих.

Массируйте пострадавшему «позитивные» точки. Говорите спокойным голосом о чувствах, которые он испытывает. («Тебе хочется что-то сделать, чтобы это прекратилось?Ты хочешь убежать, спрятаться от происхо­дящего?»)

4. не спорьте с пострадавшим, не задавайте воп­росов, в разговоре избегайте фраз с частицей «не», относящихся к нежелательным действиям («Не беги», «Не размахивай руками», «Не кричи»).

Помните, психологическая помощь возможна только в случае, если пострадавший отдает себе отчет в своих действиях.

· Задавайте человеку вопросы, которые привлекут его внимание, или поручите дело, которое заставит его задуматься. Любая интеллектуальная активность снизит уровень активности физической.

· Предложите прогуляться, сделать несколько физических упражнений, выполнить какую-то физическую работу (что-то принести, переставить и т.д.), так, чтобы он почувствовал физическую усталость.

· Предложите совместно сделать дыхательную гимнастику. Например, такую:

1. Встаньте. Сделайте медленный вдох, почувствуйте, как воздух заполняет сначала грудную клетку, потом живот. Выдыхайте в обратном порядке — сначала нижние отделы легких, потом верхние. Сделайте паузу в 1—2 сек. Повторите упражнение еще 1 раз.

2. Важно дышать медленно, иначе от переизбытка кислорода может закружиться голова.

3. Продолжайте глубоко и медленно дышать. При этом на каждом выдохе постарайтесь почувствовать расслабление. Расслабьте руки, плечи, спину. Почувствуйте их тяжесть. Концентрируйтесь на дыхании, представьте, что выдыхаете свое напряжение. Сделайте 3—4 вдоха-выдоха.

4. Некоторое время (примерно 1—2 минуты) дышите нормально.

5. Снова начинайте медленно дышать. Вдыхайте теперь через нос, а выдыхайте через рот, сложив губы трубочкой. При выдохе представьте, что осторожно дуете на свечку, стараясь не погасить пламя. Старайтесь сохранять состояние расслабленности. Повторите упражнение 3—4 раза.

6. Дышите как обычно.

Двигательное возбуждение обычно длит­ся недолго и может смениться нервной дро­жью, плачем, а также агрессивным поведе­нием (см. помощь при данных состояниях).

Помощь.

1. Согните пострадавшему пальцы на обеих руках и прижмите их к основанию ладони. Большие пальцы должны быть выставлены наружу.

Вопрос 1. Профессиональные и личные качества спасателя, их роль в обеспечении успешной деятельности. - student2.ru 2. Кончиками большого и указа­тельного пальцев массируйте по­страдавшему точки, расположен­ные на лбу, над глазами ровно по середине между линией роста волос и бровями, четко над зрач­ками.

3.Ладонь свободной руки положи­те на грудь пострадавшего. Подстройте свое дыхание под ритм его дыхания.

4. Человек, находясь в ступоре, может слышать и видеть. Поэтому говорите ему на ухо тихо, мед­ленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции (лучше негативные).

Помните!

Помощь I этап.

1. Подойдите к пострадавшему со стороны лица.

2. Объясните, что данное состояние (нервная дрожь) является нормальной реакцией на ненормальные обстоятельства. Включайте короткие фразы: «Это пройдёт».

3. Спросите разрешения дотронуться до плеч пострадавшего.

4. Усильте дрожь (потрясите пострадавшего за плечи примерно 15 секунд.Если потребуется, повторите).

5. Продолжайте разговаривать с пострадавшим, иначе он может вос­принять ваши действия как нападение.

Запрещено:

1. силой удерживать трясущиеся мышцы (обнимать) — так вы достигнете обратного результата;

2. укрывать чем-то тёплым;

3. давать горячее питьё.

После завершения реакции, следует предпринять следующие действия:

Помощь II этап:

1. укрыть пострадавшего чем-то теплым;

2. предложить горячее питьё;

3. предложить отдохнуть, лучше найти возможность для сна.

Самомониторинг

Необходимо мысленно «пройтись» по всему телу, задавая себе вопросы:

- как мои мышцы? Не напряжены ли?

- какова моя мимика в данный момент?

- как я дышу?

При выявлении негативных признаков необходимо заняться их устранением, то есть, расслабить мышцы нормализовать дыхание и т. д. Для быстрого расслабления мышц можно использовать прием кратковременного усиления напряжения, которое неизбежно сменяется расслаблением. Эффективность этой техники обеспечивается определенными физиологическими механизмами, которые находятся в основе процессов мышечного напряжения и расслабления. Расслабление, вызванное в одной группе мышц, отразится и на состоянии других групп и на общем состоянии организма, уменьшив, тем самым, уровень психоэмоционального напряжения.

Техника глубокого дыхания

1 - делаем глубокий вдох, длящийся не менее 2-х секунд (для отсчета времени можно мысленно произносить «одна тысяча, две тысячи» - это как раз и займет ориентировочно 2 секунды);

2 - задерживаем дыхание на 1-2 секунды, то есть, сделаем паузу;

3 - выдыхаем медленно и плавно в течение 3-х секунд, не менее (обязательно выдох должен быть длиннее вдоха);

4 - затем, снова глубокий вдох, без паузы, то есть, повтор цикла. Повторяем 2-3 подобных цикла (предел - до 3-х, максимум до 5-ти за один подход).

Методы саморегуляции.

Физические упражнения.

Наиболее эффективными способами восстановления психической работоспособности являются простые и доступные большинству людей физические упражнения. Физические упражнения уменьшают последствия стресса, они помогают разрядить энергию и позволяют разуму переключиться на другую деятельность. Накопить впрок результаты от физических упражнений невозможно, упражнения должны быть регулярными. Несколько забытый девиз «В здоровом теле — здоровый дух» отражает именно этот метод.

Ходьбакак средство саморегуляции не знает себе равных с древ­них времен. Ритм оказывает синхронизирующее влияние на работу функ­ций организма, придает дополнительные силы, создает настрое­ние, оказывает успокоительный эффект.

Оздоровительныйбегтакже является хорошим средством само­регуляции. Бег за­ставляет глубже дышать, выполнять ритмические движения, спо­собствует лучшему переключению, что создает условия для глубокой психологической раз­грузки.

Исполь­зуются различные физические упражнения, необходимые для нерв­ной разрядки. Наиболее удобно при этом пользоваться комплексами, в которые входят упражнения на растяжение мышц, затем возвращение их в исходное положение и фиксация стати­ческого усилия с одновременной небольшой задержкой дыхания и, наконец, выраженное расслабление мышц. Цикл повторяется 3-10 раз.

· танцеваль­ная аэробика, гидроаэробика, плавание, игры (волейбол, бадмин­тон и т.д.), ходьба на лыжах. В этих упражнениях очень высок эмо­циональный фон от общения со средой (вода, природа, музыка), что позитивно влияет на весь организм. Для специальной психической настройки с помощью физиче­ских упражнений широко используются гимнастика йогов, китай­ские ци-гун, у-шу.Возможности обычной утренней зарядки могут быть значитель­но расширены, если во время выполнения упражнений включить элементы аутотренинга — главного метода психической саморегу­ляции. Выполняя упражнения, необходимо произносить про себя специальные фразы, вызывающие прилив сил и бодрости.

«Сегодня я хочу быть активным, энергичным, бодрым.

Мне помогает в этом гимнастика.

Мои мышцы становятся упругими, а воля тверда как сталь.

Мое дыхание учащенное, глубокое. Кислород проникает в мозг.
Сознание становится ясным, мысли четкими.

Я становлюсь все бодрее и бодрее!

Сердце бьется сильно, ровно, энергично!

Кровоснабжение всех органов улучшается!

Я приятно возбужден.

Я полон энергии!

Я как сжатая пружина.

Я полностью мобилизован!

Я готов действовать!»

Произнося эти фразы, нельзя делать паузы в движениях. Сформировавшая активная установка станет внутренним ключом, запускающим резервы организма.

Дыхательные техники.

В ситуациях эмоционального напряжения дыхание задерживается, становится напряженным, прерывистым. Ровное, спокойное дыхание есть показатель отсутствия чрезмерных эмоциональных нагрузок. Произвольно регулируя частоту, глубину, характер и ритм дыхания, можно успокаивающе воздействовать на нервную систему.

Существует три основных типа дыхания: ключичное, грудное и диафрагменное (брюшное). Они различаются между собой в соответствии с типом вдоха, открывающего дыхательный цикл.

1. Ключичное дыхание - самое короткое и поверхностное. Его можно определить как легкое поднятие ключиц кверху вместе с небольшим расширением грудной клетки на вдохе.

2. Грудное дыхание – более глубокое дыхание, вдыхается большее количество воздуха. При грудном типе дыхания наблюдается большее расширение грудной клетки, за которым следует поднятие ключиц на вдохе. Наиболее часто встречающийся тип дыхания.

3. Диафрагменное (брюшное) дыхание – самое глубокое из всех типов дыхания. При таком дыхании вдыхается больше всего воздуха, насыщается кислородом большее количество крови за один дыхательный цикл. Именно этот тип дыхания является наиболее эффективным методом регулируемого дыхания, используемого в борьбе с чрезмерным стрессом.

4. Полное дыхание (включает все 3 вида): оно начинается с брюшного и заканчивается ключичным. При комбинированном дыхании все отделы легких наполняются.

Содержание упражнений: перевод дыхания на управляемое, «брюшное дыхание». При брюшном дыхании происходит более полная вентиляция легких, повышается насыщение крови кислородом. Определено, что фаза вдоха является мобилизующей, а фаза выдоха успокаивающей. Произвольно меняя соотношение вдоха и выдоха в цикле дыхания можно добиться соответственно мобилизующего или успокаивающего эффекта. Кроме того, сам факт фиксации внимания на произвольной регуляции дыхания меняет направленность внимания и способствует эмоциональному успокоению.

А) Успокаивающее дыхание.

При этом типе дыхания вдох производится быстроиэнергично, а выдох - медленно, после задержки дыхания, вызывает снижение тонуса центральной нервной системы, нормализацию кровяного давления, снятие эмоционального напряжения. Вначале тренировать дыхание лучше на счет. На 4 счета – вдох, на 8 – выдох, на 2-3 счета – пауза. Если Вы почувствовали легкое головокружение, впервые попробовав этот способ, - в следующий раз сократите период полного цикла и дышите менее глубоко.

Б) Тонизирующее (мобилизующее) дыхание.

Медленныйвдох и быстрыйвыдох, наоборот, тонизирует нервную систему, создает определенное психическое возбуждение, помогает преодолеть сонливость при утомлении. При мобилизующем дыхании вдох в 1,5-2 раза длиннеевыдоха, пауза несколько короче выдоха. Дыхание: на счет 8 –вдох, 2-3 - пауза, на 4 счета – выдох.

Памятка

1.Сконцентрируйтесь «Здесь и сейчас!».

2. Почувствуйте, что происходит с вашим телом?

3. Если есть возможность, умойтесь.

4.Сделайте экспресс массаж биологически активных точек с целью повышения общего тонуса организма, работоспособности. Точки расположены:

· Асимметричная точка в центре носогубной складки под корнем носа;

· Асимметричная точка под нижней губой в верхней части подбородка;

· Симметричные точки за ушами.

5.Похлопайте себя по щекам.

6.Следите за дыханием:

· На вдох говорите про себя: «Одна тысяча, две тысячи», - отведено 2 секунды.

· На выдохе: «Одна тысяча, две тысячи, три тысячи», - отведено 3 секунды.

7. Сосчитайте до десяти.

8. «Наденьте маску»: спокойствия, «боевой», «уверенный в себе».

9. Создайте внутренние опоры при помощи слов:

· «Я к этому готов»;

· «Я справлюсь»;

· «Сегодня мой день»;

· «Вперёд!»;

· «Пошёл!».

10. Болевые ощущения можно снять или притупить при помощи дыхания «около» больного органа и стимуляции биологически активных точек. По канонам восточной медицины на кистях, стопах и пальцах находятся точки (зоны) соответствующие внутренним органам и частям тела. Запрещается дышать «сердцем».

Упражнение 1. «Дыхание «около» больного органа». Допустим, тебя беспокоит печень. Представь, что ты дышишь правым боком или той областью, что расположена немного ниже печени. Вдох холодит твой бок (или другую область, которую ты выбрал), даже немного щёкотно. Выдох согревает. Выполни 5-6 вдохов и выдохов.

11. Разомните кисти рук, разотрите ладони.

Физические упражнения.

Наиболее эффективными способами восстановления психической работоспособности являются простые и доступные большинству людей физические упражнения. Физические упражнения уменьшают последствия стресса, они помогают разрядить энергию и позволяют разуму переключиться на другую деятельность.

Ходьбакак средство саморегуляции не знает себе равных с древ­них времен. Ритм оказывает синхронизирующее влияние на работу функ­ций организма, придает дополнительные силы, создает настрое­ние, оказывает успокоительный эффект.

Оздоровительныйбегтакже является хорошим средством само­регуляции. Бег за­ставляет глубже дышать, выполнять ритмические движения, спо­собствует лучшему переключению, что создает условия для глубокой психологической раз­грузки.

Исполь­зуются различные физические упражнения, необходимые для нерв­ной разрядки. Для устранения излишней нервно-психическойнапряженностивыбираютупражнения, отвечающие следующим критериям: без­вредность для организма, возможность выполнения в любых усло­виях, внешняя простота. Наиболее удобно при этом пользоваться комплексами, в которые входят упражнения на растяжение мышц, затем возвращение их в исходное положение и фиксация стати­ческого усилия с одновременной небольшой задержкой дыхания и, наконец, выраженное расслабление мышц. Цикл повторяется 3-10 раз.

- танцеваль­ная аэробика, гидроаэробика, плавание, игры (волейбол, бадмин­тон и т.д.), ходьба на лыжах. В этих упражнениях очень высок эмо­циональный фон от общения со средой (вода, природа, музыка), что позитивно влияет на весь организм. Для специальной психической настройки с помощью физиче­ских упражнений широко используются гимнастика йогов, китай­ские ци-гун, у-шу.Возможности обычной утренней зарядки могут быть значитель­но расширены, если во время выполнения упражнений включить элементы аутотренинга — главного метода психической саморегу­ляции. Выполняя упражнения, необходимо произносить про себя специальные фразы, вызывающие прилив сил и бодрости.

«Сегодня я хочу быть активным, энергичным, бодрым.

Мне помогает в этом гимнастика.

Мои мышцы становятся упругими, а воля тверда как сталь.

Мое дыхание учащенное, глубокое. Кислород проникает в мозг.
Сознание становится ясным, мысли четкими.

Я становлюсь все бодрее и бодрее!

Сердце бьется сильно, ровно, энергично!

Кровоснабжение всех органов улучшается!

Я приятно возбужден.

Я полон энергии!

Я как сжатая пружина.

Я полностью мобилизован!

Я готов действовать!»

Произнося эти фразы, нельзя делать паузы в движениях. Сформировавшая активная установка станет внутренним ключом, запускающим резервы организма.

Дыхательные техники.

В ситуациях эмоционального напряжения дыхание задерживается, становится напряженным, прерывистым. Ровное, спокойное дыхание есть показатель отсутствия чрезмерных эмоциональных нагрузок. Произвольно регулируя частоту, глубину, характер и ритм дыхания, можно успокаивающе воздействовать на нервную систему.

Существует три основных типа дыхания: ключичное, грудное и диафрагменное (брюшное). Они различаются между собой в соответствии с типом вдоха, открывающего дыхательный цикл.

1. Ключичное дыхание - самое короткое и поверхностное. Его можно определить как легкое поднятие ключиц кверху вместе с небольшим расширением грудной клетки на вдохе.

2. Грудное дыхание – более глубокое дыхание, вдыхается большее количество воздуха. При грудном типе дыхания наблюдается большее расширение грудной клетки, за которым следует поднятие ключиц на вдохе. Наиболее часто встречающийся тип дыхания.

3. Диафрагменное (брюшное) дыхание – самое глубокое из всех типов дыхания. При таком дыхании вдыхается больше всего воздуха, насыщается кислородом большее количество крови за один дыхательный цикл. Именно этот тип дыхания является наиболее эффективным методом регулируемого дыхания, используемого в борьбе с чрезмерным стрессом.

4. Полное дыхание (включает все 3 вида): оно начинается с брюшного и заканчивается ключичным. При комбинированном дыхании все отделы легких наполняются.

Содержание упражнений: перевод дыхания на управляемое, «брюшное дыхание». При брюшном дыхании происходит более полная вентиляция легких, повышается насыщение крови кислородом. Определено, что фаза вдоха является мобилизующей, а фаза выдоха успокаивающей. Произвольно меняя соотношение вдоха и выдоха в цикле дыхания можно добиться соответственно мобилизующего или успокаивающего эффекта. Кроме того, сам факт фиксации внимания на произвольной регуляции дыхания меняет направленность внимания и способствует эмоциональному успокоению.

А) Успокаивающее дыхание.

При этом типе дыхания вдох производится быстроиэнергично, а выдох - медленно, после задержки дыхания, вызывает снижение тонуса центральной нервной системы, нормализацию кровяного давления, снятие эмоционального напряжения. Вначале тренировать дыхание лучше на счет. На 4 счета – вдох, на 8 – выдох, на 2-3 счета – пауза. Если Вы почувствовали легкое головокружение, впервые попробовав этот способ, - в следующий раз сократите период полного цикла и дышите менее глубоко.

Б) Тонизирующее (мобилизующее) дыхание.

Медленныйвдох и быстрыйвыдох, наоборот, тонизирует нервную систему, создает определенное психическое возбуждение, помогает преодолеть сонливость при утомлении. При мобилизующем дыхании вдох в 1,5-2 раза длиннеевыдоха, пауза несколько короче выдоха. Дыхание: на счет 8 –вдох, 2-3 - пауза, на 4 счета – выдох.

Вопрос 1. Профессиональные и личные качества спасателя, их роль в обеспечении успешной деятельности.

1.1Профессиональные способности — это свойства психических процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения) и психомоторные функции (координация движений рук и ног, сенсомоторная координация и т. д.), обеспечивающие эффективность деятельности (Шадриков В. Д., 1981). Основным вопросом формирования профессиональных способностей является вопрос о том, как из общих способностей развиваются способности профессиональные. Ответом на этот вопрос является концепция

Профессиональная пригодность человека является важным условием для нормального профессионального развития сотрудника и понимается как совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимая для достижения, при наличии специальных знаний умений и навыков, общественно приемлемой эффективности труда.

Экстремальная деятельность – это деятельность человека, которая является для него трудновыполнимой или в данный момент невыполнимой и требует готовности к предельному и околопредельному напряжению психических и психофизиологических сил.

Личностные характеристики

1. Профессиональное мастерство определяет эффективность деятельности человека в трудных ситуациях.

2. Психологическая устойчивость – это характеристика личности, состоящая в сохранении оптимального функционирования психики. Выделяют следующие компоненты: эмоциональный, волевой, познавательный (интеллектуальный) и др.

3. Вариативность рассматривается как гибкость, быстрота приспособляемости к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности, высокая мобильность психики при переходе от задачи к задаче.

Наши рекомендации