Русская религиозная философия XIX в.

Славянофилы. Философия и литература. Вл.С. Соловьев

К 1830-м гг. русская философия приобретает национальное своеобразие. Ведущую роль в этом процессе сыграли славянофилы, полагавшие, что Россия должна разви­ваться по особому пути, не схожему с западноевропейским. Своей целью славянофилы считали выработку национальной русской идеи на основе религиозных традиций православия. У истоков славянофильства стоит А. С. Хомяков, чья статья «О старом и новом» (1839) стала манифестом течения, а неза­конченный трактат «Семирамида»1 определил для славянофи­лов место России во всемирном историческом процессе.

Алексей Степанович Хомяков (1804-1860) родился в богатой дворянской семье в Москве. Окончив физико-математический факультет Москов­ского университета, поступил на военную службу в кавалерию. Участво­вал в войне с Турцией, был трижды награжден за мужество. В отставке за­нимался философией и сельским хозяйством. Чтобы подчеркнуть свои убеждения, носил бороду и одевался встаринное русское платье. Хомяков обладал феноменальной памятью, знал множество языков, был специа­листом во многих гуманитарных и технических науках, поэтом, врачом и изобретателем (в числе его изобретений - бесшумный паровой двигатель и дальнобойное ружье). Умер во время эпидемии холеры.

1 Семирамида - легендарная царица Ассирии, убившая при помощи хитрости мужа ради власти.

§ 4.2. Русская религиозная философия XIX в. 77

Обосновывая преимущества православия, Хомяков в «Се­мирамиде» (опубликованной после смерти автора) определяет место религии в разных традициях.

Поскольку Хомяков был чрезвычайно ленив, друзья запирали его на ключ, чтобы заставить его писать: так появилась «Семирамида». Однажды Н.В. Гоголь, мельком увидевший имя Семирамиды в рукописи, пустил слух, будто весь труд посвящен ей. Название прижилось, хотя работа из­начально называлась более прозаично: «Мысли по вопросам всеобщей истории».

Все религии он делит на две большие группы по степени со­отношения свободы и необходимости - кушитскую (где царят необходимость и подчинение) и иранскую (где на первом месте стоит сознательный свободный выбор). Христианство — наи­более полное выражение иранства. Однако и христианство оказалось расколотым на три части — католичество, правосла­вие и протестантизм. По мнению Хомякова, католичество чрезвычайно ограничивает индивидуальную свободу, а про­тестантизм излишне ее абсолютизирует. Только православие сохраняет гармонию свободы и необходимости в чистоте. Эта гармония реализуется в идеале соборности («единстве во мно­жестве») — свободно избранном духовном единении людей на основе общей веры, «любви к истине».

Движение к истине невозможно лишь на основании разума и строгой логики. Человек есть целостное существо, духовное и разумное, таким же цельным должно быть и познание, где важ­нейшую роль играют воля, вера, религиозное чувство (такое гармоничное знание Хомяков называет «живознание»).

Схожие идеи высказывают и другие славянофилы, среди которых Иван Васильевич Киреевский (1806— 1856), Константин Сергеевич Аксаков (1817—1860) и др.

Оригинальность русской философии в полной мере обна­руживается и в далеких от академических формах философст­вования, прежде всего в литературе. О причинах этого писал А.И. Герцен:

У народа, лишенного общественной свободы, литература - единст­венная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик сво­его возмущения и своей совести1.

________ 1

1 Герцен А.И. Собр. соч.: В 8 т. М., 1990. Т. 3. С. 416.

78 Глава 4. Развитие русской философии (основные этапы)

Наиболее ярким представителем русской художественно-философской мысли является Ф.М.Достоевский.

I

Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) родился в Москве в дворян­ской семье. По окончании Главного инженерного училища в Петербурге начинает заниматься литературным творчеством, которое благосклонно было принято критиками. В это время он также увлекается революцион­ными идеями. В 1849 г. за «антиправительственную деятельность» был арестован и приговорен к смертной казни. В момент ожидания казни при­был курьер с указом о замене казни каторгой. Девять лет Достоевский проводит в остроге и ссылке. В 1859 г. возвращается в Петербург, где зани-| мается писательским трудом.

В 1860-х гг. Достоевский развивает программу почвенни­чества, согласно которой должна быть восстановлена разру­шенная петровскими реформами связь общественной жизни России с исконными народными началами - духовностью, коллективизмом, соборностью. Однако только при помощи социальных изменений нельзя решить наболевшие вопросы: для их разрешения необходимо обратиться к душе каждого конкретного человека.

Сущность человека состоит в его свободе. Но свобода без нравственности приводит человека к саморазрушению. Чело­веку нельзя просто дать свободу - он должен самостоятельно идти к ней, освобождаясь от страстей, искушений и общепри­нятых авторитетов. Это тяжелый путь, сопряженный со стра­данием. Только оно приводит к искуплению и дает полную сво­боду.

Серьезные философские идеи содержатся и в произведени­ях ЛЯ. Толстого (1828-1910). Так, в романе «Война и мир» он поднимает вопрос о движущих силах истории и критикует тео­рию «великих личностей» как творцов истории. Для Толстого творцы — не герои и вожди, а народные массы, движимые исто­рической необходимостью.

В этике Толстой поддерживает идею ненасилия. В частно­сти, он предлагает: 1) не творить насилие и не готовиться к не­му; 2) не принимать участие в насилии других (в том числе го­сударства - не служить в армии, не участвовать в судах и т.д.); 3) не одобрять никакого насилия. За свои взгляды на религию в 1901 г. Толстой был отлучен от церкви (предан анафеме).

§ 4.2. Русская религиозная философия XIX в. 79

|

Идеи толстовства в дальнейшем использовались в ненасильственной борьбе Мохандасом Ганди (1869-1948), в период освобождения Индии от колонизаторов, и Мартином Лютером Кингом (1929— 1968) в США в борь­бе за независимость чернокожего населения.

Вл.С. Соловьев был наиболее значительной фигурой рус­ской философии. Его труды стали основным источником фор­мирования религиозной философии XX в. в России. В их чис­ле: «Россия и вселенская церковь», «Оправдание добра», «Смысл любви» и др.

Владимир Сергеевич Соловьев (1853—1900) родился в Москве в семье из­вестного историка СМ. Соловьева. Учился на историко-филологиче­ском и физико-математическом факультетах Московского университе­та. Заняться религиозной философией его побудило видение Прекрас­ной Дамы, которое повторялось трижды: в детстве, во время занятий в Лондоне, в Египте. Для Соловьева этот образ стал основой философии Вечной женственности, Божественной премудрости (Софии). В конце жизни Соловьев был неустроен и имел серьезные разногласия с право­славной церковью. Неурядицы подорвали его здоровье, и в возрасте 47 лет он скончался.

Центральная идея Соловьева — всеединство, понимаемое как совершенный синтез ценностей, знаний, способов позна­ния мира. Схематично основные пункты «философии все­единства» даны в табл. 4.1.

Таблица 4.1. Основные пункты «философии всеединства» Вл.С. Соловьева

Онтология Гносеология Аксиология Этика Религия
Видимый мир Чувства Красота Стыд Православие
Мировая душа (София) Разум Истина Жалость Католицизм
Божествен­ный мир Вера Добро Благоговение Протестан­тизм

Онтология. Существует абсолютный мир как воплощение божественного. Ему противостоит видимый, сотворенный мир, который стремится к божественному. Посредником меж­ду мирами является мировая душа. Ее Соловьев символически определяет как Софию, «вечную женственность», сближая ее с

 
  Русская религиозная философия XIX в. - student2.ru

80 Глава 4. Развитие русской философии (основные этапы)

образом Богородицы (рождение Христа таким же образом со­единило божественный и реальный миры).

Гносеология. Всеединство постигается лишь цельным зна­нием, в котором соединяются знание эмпирическое (научное), рациональное (философское) и мистическое. Последнее вклю­чает в себя веру, интуицию, творчество и является важнейшим элементом для познания истины.

Аксиология. Всеединство в ценностном плане представляет собой синтез красоты, истины и добра. В основе этого синтеза должен лежать «нравственный момент», т.е. добро.

Этика. Человек отделяет себя от других существ посредст­вом стыда; жалость указывает на солидарность всего живого; благоговение есть подчинение божественному. Все три этих составляющих объединяются в любви.

Религия. В социальном плане Соловьев ратовал за объеди­нение церквей и создание свободной теократии на основе еди­ной «вселенской церкви».

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

1. Русская религиозная философия XIX в. отражает специфику и на­циональное своеобразие русского философствования.

2. Особенностями религиозной философии является попытка целост­ного понимания мира, высокая роль морали и художественного твор­чества.

ЗАДАНИЯ

1. Перечислите основные сходства и различия в идеях русских религи­озных философов XIX в.

2. Каким образом идея всеединства Вл. Соловьева проявляется в раз­ных разделах его философской системы?

§ 4.3. Традиции западничества в философии XIX в.

Западничество. Нигилизм. Анархизм

Религиозной философии в XIX в. противостоял ряд течений реформаторского, революционно-демократиче­ского типа, у истоков которых стоит западничество. Эти тече-

§ 4.3. Традиции западничества в философии XIX в.

ния внутренне неоднородны, однако в них можно выделить ряд преимущественных тенденций: 1) критика российской социальной действительности и крепостнических отношении; 2) отсутствие интереса к религии или негативное отношение к ней, критика православия; 3) провозглашение гражданских свобод и идей всеобщего равенства; 4) стремление к материа­листическому объяснению мира.

Западникив отличие от славянофилов считали, что у России нет особого пути развития, а все ее «национальное своеобра­зие» - результат отставания от мировой истории. Целью запад­ничества было принятие Россией европейских ценностей и ее включение в цивилизованный мир.

У истоков западничества находятся идеи П.Я. Чаадаева.

Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856) родился в семье богатого помещика. Не окончив Московский университет, в Отечественную воину 1812 г. ушел добровольцем в армию. Дошел с русской армией до Парижа, полу­чив многие награды. Чаадаева ожидала блестящая карьера на военном по­прище но он ушел в отставку. На рубеже 1820-1830-х гг. пишет «Филосо­фические письма». Николай I объявил автора сумасшедшим и отправил его под домашний арест с присмотром врачей и полиции. Позже Чаадаев пишет «Апологию сумасшедшего», которая нелегально ходила в списках. Чаадаев умер в одиночестве, в чужом доме от воспаления легких.

Первое «Философическое письмо» из восьми было опубли­ковано в 1836 г. (еще пять были опубликованы в 1935 г., а два оставшихся - только в конце 1980-х гг.). Официальные власти объявили письмо «богомерзким и клеветническим». Приведем некоторые мысли Чаадаева:

Мы принадлежим к числу тех наций, которые как бы не входят в со­став человечества, а существуют лишь для того, чтобы дать миру ка­кой-нибудь важный урок... С первой минуты нашего общественного существования мы ничего не сделали для общего блага людей; ни одна полезная мысль не родилась на бесплодной почве нашей родины; ни одна великая истина не вышла из нашей среды; мы не дали себе труда ничего выдумать сами, а из того, что выдумали другие, мы перенимали только обманчивую внешность и бесполезную роскошь .

Россия осталась вне истории мировой цивилизации из-за того, что восприняла религию и культуру от Византии, которая сама на-

1 Чаадаев П.Я. Философические письма. М., 1990. С. 450, 454.

(, - 1760


Глава 4. Развитие русской философии (основные этапы)

ходилась вне Востока и Запада. На Западе Чаадаев, напротив, ус­матривал идеи просвещения, противостоящие изоляционизму и культу власти. В «Апологии сумасшедшего» Чаадаев меняет ак­центы. Он пишет, что идейная бесплодность для России — благо, поскольку народ может начинать «с чистого листа», не скованный исторически сложившимися образцами поведения, а религия спо­собна вобрать в себя все лучшее из европейских ценностей.

Западничество как влиятельное философское течение оформляется в 1840-х гг. В числе ведущих западников - Алек­сандр Иванович Герцен (1812—1870), Николай Платонович Ога­рев (1813—1877), Виссарион Григорьевич Белинский (1811 — 1848) и др. Их теоретические идеи преимущественно опираются на построения западноевропейских философов. Однако сама по себе теория интересовала их только в той мере, в какой ее мож­но применить на практике: в борьбе за равенство, свободу, со­циальную справедливость.

Западники полагали, что Россия должна учиться у Европы и пройти те же этапы развития, которые прошел Запад, чтобы усвоить идеи просвещения и выйти на единственный путь про­гресса — путь науки и разума.

Революционный нигилизмв философии стал радикальным продолжением западничества. Лидер направления Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889) был последовательным атеистом, социалистом и противником монархии. Путь к осу­ществлению идеалов социализма, по мнению Чернышевского, лежит через нравственное воспитание человека.

Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед какими автори­тетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы | уважением ни был окружен этот принцип.

И. С. Тургенев. Отцы и дети (1862)

В этике Чернышевский был сторонником «теории разумно­го эгоизма», согласно которой то, что полезно человеку, должно быть полезным и обществу, в том случае, если желания человека разумны. В философском романе «Что делать?» он изобразил «новых людей», которые порывают с традициями и условностя­ми ради «общего счастья». Здесь же он представляет идеальное общество будущего, где человечество живет «общей семьей».

§ 4.3. Традиции западничества в философии XIX в. ____________________ 83

Сходные идеи находим у ближайшего соратника Чернышевско­го - Николая Александровича Добролюбова (1836-1861).

Идеи нигилизма наиболее подробно разрабатывал Дмит­рий Иванович Писарев (1840-1868). Главная цель философии Писарева - освобождение человека от традиционных заблуж­дений, условностей, суеверий, веры в Бога, страха перед властью. Поскольку человек воспитывается в социальной сре­де, то самым очевидным выходом является уничтожение этой среды:

Что можно разбить, то и нужно разбивать; что выдержит удар, то го­дится, что разлетится вдребезги, то хлам; во всяком случае, бей на­право и налево, от этого вреда не будет и не может быть '.

Должна быть создана новая среда, где воспитывать людей будут «мыслящие реалисты» - люди труда, убежденные, что за­служивает уважения только практически полезное. Все осталь­ное - романтизм, религия, чистое искусство, абстрактные рас­суждения и вообще вся философия, доступная рафинирован­ным интеллигентам и недоступная массам, - является «хламом» и должно быть уничтожено.

3а революционные убеждения нигилисты преследовались властями. Чер­нышевский больше 20 лет провел в Сибири на каторжных работах и в ссылке. Писарев был приговорен к четырехлетнему заключению в Петро­павловской крепости.

Нигилизм близок к анархизму(от греч. anarchia - безвла­стие) - общественно-политическому течению, провозгла­шающему полное освобождение личности от любой власти -духовной, политической, экономической.

М.А.Бакунин был ведущим идеологом мирового анархизма XIXв.

Михаил Александрович Бакунин (1814-1876) первоначально принадлежал кзападникам. Уехав в Европу, стал профессиональным революционером, участвовал в революционных событиях в Париже, Праге. Дрездене. В 1849 г. был арестован в Австрии, приговорен к смертной казни, но затем выдан России как опасный международный государственный преступ­ник. Отбывал наказание в Петропавловской и Шлиссельбургской крепо-

1 ПисаревД.И. Соч.: В4т. М., 1955.Т. 1. С. 135.

6*

 
  Русская религиозная философия XIX в. - student2.ru

Глава 4. Развитие русской философии (основные этапы)

;

стях, затем был выслан в Сибирь на вечное поселение. Бежал из Сибири через Японию в Америку, перебрался в Лондон, где сотрудничал с Герце­ном. Умер в Швейцарии.

Цель прогресса для Бакунина — увеличение степени сво­боды человека. Основной противник свободы — государство, созданное меньшинством для удержания большинства в раб­стве. Второй враг свободы — религия, которая используется для оправдания государственной власти. Религия, по Бакуни­ну, — «коллективное сумасшествие», а церковь — «небесный кабак», где одурманенные люди пытаются забыться в ложных грезах.

И государство, и религия — формы власти. У власти самой по себе — аморальная, развращающая сущность. Любой, до­стигший власти, вне зависимости от своих былых качеств с не­обходимостью становится угнетателем. Уничтожить власть должен стихийный бунт, после чего будет создана свободная федерация ремесленно-фабричных и крестьянско-фермер-ских общин. В русском народе Бакунин видел необходимые составляющие для анархистского бунта — «любовь к огню» и «чувство братства». Пожар из России должен зажечь остальной мир и уничтожить «лживую цивилизацию».

Князь Петр Алексеевич Кропоткин (1842—1921) после смер­ти Бакунина стал ведущим теоретиком международного анар­хизма. Он исходил из биологической природы человека, кото­рой, по его мнению, изначально присущ «биосоциологиче­ский закон взаимопомощи». Для свободного развития и гармоничного сотрудничества нет необходимости в государст­ве, более того, оно только ограничивает развитие своим наси­лием.

Идеи западников и их продолжателей в целом вписываются в общую традицию русской философии, начатую М.В. Ломо­носовым и А.Н. Радищевым в XVIII в. В конце XIX — начале XX в. на почве этой же традиции развивается русский вариант марксизма, во многом определивший пути развития страны в XX в.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

1.Целью философии западничества было принятие Россией европей­ских ценностей и ее включение в цивилизованный мир.

§ 4.4. Философия начала XX в. 85

2. Наиболее радикальными формами трансформации традиций за­падничества стали идеи нигилизма и анархизма.

ЗАДАНИЯ

1. Перечислите основные идеи западнической традиции XIX в. Назо­вите их основные сходства и различия.

2. С чем, по вашему мнению, связана радикализация идей западни­ков?

3. Как вы понимаете слова Д.И. Писарева «Сапоги выше Шекспира»?

6 4.4. Философия начала XX в.

Русский религиозный ренессанс. Космизм

Для второй половины XIX в. характерен бур­ный рост революционных идей: традиции нигилизма, анархиз­ма, марксизма достигли пика своей популярности в филосо­фии. Религиозное мировоззрение, казалось, сходило с истори­ческой сцены, уступая место материализму и воинствующему атеизму:

Интеллигенция мало интересовалась вопросами религии. Одна ее часть болезненно занималась проблемой свержения самодержавия, а другая так же односторонне была поглощена общественными и эко­номическими проблемами и проблемой введения социализма1.

Однако к началу XX в. интерес к проблемам религии, нрав­ственности, национальных ценностей начинает возрождаться и постепенно захватывает все более широкие слои мыслящих людей. Формируются религиозные общества и кружки, рели­гиозно-философские идеи проникают в литературу (прежде всего в поэзию символистов). Перемены в мировоззрении на­ходят отражение в таких философских сборниках, как «Про­блемы идеализма» (1903) и «Вехи» (1909). Их ведущие авторы -Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк - в свое время начи­нали философский путь с увлечения марксизмом и нигилиз­мом, однако в итоге пришли к религиозной традиции и учению

1 Лосский И.О. История русской философии. М., 1991. С. 196-197.



Глава 4. Развитие русской философии (основные этапы)

§ 4.4. Философия начала XX в.




Вл.С. Соловьева, заложив своими трудами основы философии русского религиозного ренессанса.

Николай Александрович Бердяев (1874-1948) родился в Киевской губернии в аристократической семье. Учился в Киевском университете, но еще до его окончания был отправлен в ссылку за пропаганду марксизма. По воз­вращении в Киев пережил духовный кризис, который привел его к рели­гии. В 1903 г. переехал в Санкт-Петербург и изложил свои идеи в ряде ста­тей и книг. После революции 1917 г. стал профессором Московского уни­верситета. В 1922 г. с большой группой ученых был выслан из страны, работал в Берлине и Париже. Был главным редактором журнала «Путь», объединившего философов-эмигрантов. Его дом в пригороде Парижа стал клубом французской интеллигенции, сам Бердяев оказал некоторое влияние на французский экзистенциализм и религиозную философию.

Николай Александрович Бердяев написал более 450 работ по различным, часто не взаимосвязанным проблемам филосо­фии. Но через все его творчество проходят четыре основные идеи — свободы, творчества, личности и смысла истории.

Бердяев противопоставляет два мира — мир свободы (духа, личности) и мир необходимости (явлений, предметов). Свобо­да существует до бога, времени и бытия, она — первоисток ми­ра. Свободный дух, реализуясь в мире явлений, отчуждается — превращается в мертвые предметы, подчиненные необходимо­сти — законам пространства, времени, логики.

Мир необходимости — искаженный мир, полный зла, стра­дания и рабства. Противостоять отчуждению может только творчество — именно через творчество личность открывает свободу в глубине своей души.

Общество пытается поработить личность, растворить ее в коллективном, сделать своей частью. Цель человека — не под­даться этому давлению, не стать «винтиком» социального ме­ханизма, а развивать личные творческие способности и ставить свою свободу выше общественных требований. Это не означа­ет, что нужно отречься от общества, просто необходимо искать способ соединения людей не на основе принудительности, а на основе свободного выбора. Такой общностью, согласно рели­гиозной философии Бердяева, является соборность, где един­ство изначально подразумевает множественность.

Смысл истории — в избавлении от отчуждения и необходи­мости. Однако в нашем мире, связанном законами, невозмож-

но достижение этого идеала. Поэтому Бердяев выносит свой идеал за пределы истории, в иной мир - мир свободного духа. Этот мир не находится в будущем, он изначально существует «в ином плане» и соприкоснуться с ним можно в актах творчества.

Крупный религиозный философ Сергей Николаевич Булга­ков (1871-1944) полагает, что философия должна с необходи­мостью прийти к богословию, поскольку философия всегда стремится к Абсолюту, а Абсолют есть божественное. Булгаков испытал сильное влияние философии всеединства Вл. Соловь­ева. Развивая идею последнего о Софии (премудрости божьей), он пришел к выводу о ее двойственном характере — одновре­менно божественном и тварно-человеческом. Таким образом, нужно не только стремиться к божественному миру, но и обу­страивать окружающий нас сотворенный мир. Это обустройст­во, по Булгакову, возможно в процессе хозяйственной деятель­ности. В работе «Философия хозяйства» он писал о труде как о расширении свободы человека: через созидательный труд че­ловек очеловечивает мир вещей и тем самым оправдывает его.

Семен Людвигович Франк (1877—1950) стал одним из основ­ных деятелей русского религиозного возрождения. Интересы Франка концентрировались преимущественно вокруг вопро­сов познания. Все, что существует независимо от нас, он назы­вает действительностью. Действительность познается пред­метным знанием, выражаемым в понятиях и суждениях. Это знание представлено в науке и является безличностным, «су­хим». Внутренний мир человека Франк называет реальностью. Она схватывается особым «сверхразумным» знанием, воспри­нимающим свой предмет целостно, во всех его оттенках и смыслах. Сознавая себя, человек открывает иное, духовное бы­тие и в конечном счете - Бога. Путь к своей душе, таким обра­зом, и есть путь к Богу.

Большая часть представителей философии религиозного ренессанса были высланы из Советской России в начале 1920-х гг. и продолжали свое творчество в эмиграции, развивая философию русского зарубежья.

Космизм,рассматривавший Космос, природу и человека как единое взаимосвязанное целое, оказал значительное влия­ние на последующую русскую философию.



Глава 4. Развитие русской философии (основные этапы)

§ 4.5. Русская философия XXв.




Русская религиозная философия XIX в. - student2.ru Русская религиозная философия XIX в. - student2.ru У истоков космизма находится философия Н. Ф. Федорова, которая излагается в сборнике работ «Философия общего дела».

| Николай Федорович Федоров (1829-1903) родился в Тамбовской губернии и считается незаконным сыном князя П.И. Гагарина. Учился в одесском лицее Ришелье, где показал себя талантливым учеником, затем препода­вал историю и географию в школах разных провинциальных городов. Позже Федоров перебирается в Москву, где становится библиотекарем Румянцевского музея. Посетителей библиотеки поражала память и эру­диция философа, который знал все книги библиотеки и их место на пол­ках. Жизнь Федоров вел аскетическую - питался черствым хлебом с чаем, спал по четыре часа в сутки на голом сундуке, раздавал большую часть не­большого жалованья нуждающимся, не покупал новых вещей и даже в сильные морозы ходил пешком в старом легком пальто. При этом Федо­ров обладал хорошим здоровьем и заболел только тогда, когда изменил своим привычкам: друзья в сильный мороз уговорили его надеть шубу и поехать в экипаже, после чего Федоров умер от воспаления легких.

Основные идеи Федорова представляют собой оригиналь­ный сплав научных концепций и религиозных представлений. Цель человечества — преодоление смерти и воскрешение мерт­вых. Она может быть достигнута только при условии нравст­венного преображения человека в духе христианских запове­дей, с одной стороны, и с помощью строгой научной регуляции природы, включая преображение организма человека и покоре­ние космического пространства — с другой. Выполнение этих задач есть «общее дело» всего человечества, которое должно преодолеть вражду и разобщенность и прийти к всеединству, всеобщему братству.

Традиции космизма далее развивал Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935), который писал о человечестве и Кос­мосе как о единой живой системе. Цель эволюции человека он усматривал в установлении «космического содружества» с ины­ми носителями разума в Космосе. Эта идея привела его, в част­ности, к разработке теории ракетно-космической техники.

Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) в рамках кос­мизма разрабатывал теорию ноосферы - области биосферы, которая находится под влиянием разумной, духовной активно­сти. Ноосфера — вершина космической эволюции, которая вначале охватывает Землю, а затем, когда человек покорит Космос, выйдет и за ее пределы. Ноосфера — область взаимо-

действия человека и природы, не покорения природы, а совме­стного развития.

Идеи космизма стали одним из действенных стимулов для развития космических исследований, а также теоретическим основанием ряда современных российских экологических тео­рий.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

1. Начало XX в. стало временем религиозно-философского ренессанса, возродившего интерес общества к проблемам религии, нравственно­сти, национального самосознания.

2. Значительное влияние на философию и науку XX в. оказал космизм, рассматривавший природу и человека как единое взаимосвязанное целое.

ЗАДАНИЯ

1. Перечислите основные идеи философов религиозного ренессанса.

2. В чем вы усматриваете значение идей космизма для XX в.?

Русская философия XX в.

Марксистская философия. Оригинальная философия советского периода

Философия марксизмастала известной в России уже в 1840-е гг., во многом повлияв на представителей револю­ционно-народнической традиции; ее воздействие на ранних этапах своего творчества испытали и некоторые религиозные философы. Одновременно на русской почве сам марксизм ви­доизменялся, дополняясь идеями воинствующего атеизма, ни­гилизма, революционности. Из теоретического философского учения марксизм превращался в практическую программу ре­волюционного обновления мира.

Ведущая роль в этом процессе принадлежала Владимиру Ильичу Ленину (Ульянову) (1870—1924). Собственно философ­скими являются его труды «Материализм и эмпириокрити­цизм» (в котором дается понимание материи и критикуется идеализм) и «Философские тетради» (состоящие из конспек­тов разных философских работ и комментариев к ним). В каче-

Русская религиозная философия XIX в. - student2.ru 90 Глава 4. Развитие русской философии (основные этапы)

стве значимых отличий теории Ленина от системы К. Маркса и Ф. Энгельса можно назвать: 1) уверенность в возможности по­строения социализма в отдельно взятой стране; 2) принцип партийности, в котором партия представлена передовым и ру­ководящим органом общества; 3) представление о практиче­ской первостепенности политических и идеологических (а не экономических) проблем.

После революции 1917 г. марксизм получил статус государ­ственной идеологии России. Идеи Ленина заложили основы принудительной идеологизации и репрессивной системы госу­дарства, которые затем были укреплены Иосифом Виссарионо­вичем Сталиным (Джугашвили) (1879-1953). Официальным примером философствования стала написанная Сталиным глава «О диалектическом и историческом материализме» из ра­боты «Краткий курс истории ВКП(б)»1 (1938), где в доступной форме излагались идеи Маркса, Энгельса и Ленина. Долгие го­ды отступления от ее идей жестко пресекались. В целом при Сталине философия приобрела догматический характер, об­служивая политические цели, т.е. фактически перестала быть собой, превратившись в форму обслуживания государствен­ной идеологии.

Только в 1960-х гг., после осуждения культа личности, идеологический контроль был ослаблен и философия при­обрела простор для творчества. Символом философской сво­боды стали работы Эвальда Васильевича Ильенкова (1924— 1979), которые составляли яркий контраст с упрощенными представлениями «краткого курса». Его труд «Диалектика аб­страктного и конкретного в "Капитале" Маркса», где разра­батываются вопросы диалектической логики и построения категорий, к настоящему времени признан одной из вершин марксистской философии. То, что критика «советского марксизма» велась с марксистских же позиций, также не было случайностью: истинная философия Маркса, пронизанная пафосом бунта, критичности, разрушения, находилась в яв­ном противоречии с однозначным догматизмом сталинской эпохи.

1 Всероссийская коммунистическая партия (большевиков).


§ 4.5. Русская философия XX в.

В конце 1980-х гг. с крахом идеологических барьеров марк­сизм был подвергнут жесткой критике и уступил место другим учениям. Однако постепенно время сплошного отрицания прошло и многие позитивные идеи Маркса стали востребова­ны современностью. Хотя претензии марксизма на «единст­венно верное» описание действительности утеряны, он в це­лом признается одним из наиболее выдающихся учений в ми­ровой философии.

Русская философия XX в., находившаяся под сильным дав­лением идеологии, все же не исчерпывается только официаль­ным марксизмом. В России жили и работали многие мыслите­ли, создававшие оригинальную философию советского периода.Наибольшую мировую известность приобрели работы русско­го философа и филолога М.М. Бахтина.

Михаил Михайлович Бахтин (1895-1975) получил образование в Новорос­сийском и Петроградском университетах. В 1920-х гг. начал философ­скую деятельность. В 1929 г. за «антигосударственную деятельность» был сослан в Казахстан. Большую часть жизни провел в г. Саранске, где пре­подавал в университете литературу. Его студенты были поражены тем, что он мог часами увлеченно читать лекции, в оригинале наизусть цитируя большие отрывки из древнегреческих, немецких, французских текстов. Умер в Москве. Всемирная известность к Бахтину пришла только после его смерти.

В ранней работе «К философии поступка» Бахтин вводит идею «неалиби в бытии», где подчеркивает, что человек не имеет права на роль безучастного наблюдателя жизни: он от­ветствен за всякий поступок - любое свое действие или без­действие.

 

Когда мы глядим друг на друга, два разных мира отражаются в зрачках на­ших глаз.

М.М.Бахтин. Автор и герой (1920-е гг.)

Сухим теориям, косности, окончательным истинам - «мо-нологизму» Бахтин противопоставляет концепцию диалога, незавершенного, обновляющегося, меняющегося. Только в диалоге человек приближается к пониманию себя самого, гля­дя на себя глазами другого (со стороны, т.е. из «позиции внена-ходимости») и преодолевая тем самым свою односторонность и



Глава 4. Развитие русской философии (основные этапы)

§ 4.5. Русская философия XX в.




ограниченность. Подобно этому не существует изолированных текстов, культур - все они живут и развиваются только в диало­ге с другими текстами и культурами:

В области культуры вненаходимость - самый глубокий рычаг понима­ния Чужая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полнее и глубже (но не во всей полноте, потому что придут и другие культуры, которые увидят и поймутеще больше). Один смысл раскры­вает свои глубины, встретившись и соприкоснувшись с другим, чужим смыслом: между ними начинается как бы диалог, который преодолева­ет замкнутость и односторонность этих смыслов, этих культур... При такой диалогической встрече двух культур они не сливаются и не сме­шиваются, каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, но они взаимно обогащаются1.

Труды Бахтина сами открыты для диалога, будучи востре­бованы самыми разнообразными философскими течениями современности.

Алексей Федорович Лосев (1893-1988) - крупный русский философ XX в., автор работ по античной эстетике, логике, тео­рии символа, имени и мифа. Изначально Лосев принадлежал к группе философов русского религиозного ренессанса и был специалистом в области античной философии. В своих трудах он пытался объединить наследие Платона с традициями право­славия и новейшими философскими идеями. Наиболее из­вестна его работа «Диалектика мифа», где Лосев уподобляет миф самой жизни, находя элементы мифологического миро­воззрения в науке, идеологии, общественной деятельности.

Мераб Константинович Мамардашвили (1930-1990) оказал заметное влияние на современную русскую философию.

Основная категория его философии - сознание и его значе­ние для становления человека, культуры, познания. Сознание для него - глубочайшее явление, связанное с самими основами существования человека и его мышлением: здесь Мамарда­швили следовал знаменитому высказыванию Декарта «Мыс­лю, следовательно, существую». Помимо этого философ вы­сказал ряд оригинальных идей о сущности философии, ее предназначени<

Наши рекомендации