Западноевропейский иррационализм
«Философия жизни». Фрейдизм. Экзистенциализм
В развитии западной философии XIX - начала XXI в. можно выделить два течения. Рациональное течение продолжает идеи Нового времени с их опорой на разум, науку, социальный прогресс. Однако со временем разработка оружия массового поражения, экологический кризис и другие проблемы все более усиливают разочарование в науке и разуме. Иррациональное (от лат. irrationalis - неразумный) течение на место разума ставит волю, жизнь, существование, бессознательное и т.д. Основными направлениями иррационализма являются философия жизни, фрейдизм и экзистенциализм.
У истоков философии жизнинаходится творчество Артура Шопенгауэра (1788-1860). В своей работе «Мир как воля и представление» он писал, что мир неразумен, неупорядочен, нелогичен. Им управляет неразумная слепая воля. Человеком также правит не разум, а воля, стремящаяся к удовлетворению желаний. Поскольку далеко не все из них можно удовлетворить, человеку суждено постоянно страдать (здесь ощущается
§ 3.5. Западноевропейский иррационализм 69
увлечение Шопенгауэра индийской философией). Искусство и философия — два пути облегчения человеческих страданий.
Собственно «философия жизни» как влиятельное направление формируется в творчестве немецкого мыслителя Фридриха Ницше (1844-1900). Жизнь нельзя понять разумом, ее можно лишь переживать. Наиболее ярко она проявляет себя в человеческих страстях, желаниях, экстазе, «воле к власти», инстинкте самосохранения, творчестве и т.п. Однако человечество в своей массе отказывается от свободной жизни, предпочитая безопасность, стадность, подчинение лидерам и лицемерную мораль. Первопричины этой унылой полужизни Ницше усматривает в идеях христианства и Сократа. Христианство сформировало «мораль рабов», призывая к подчинению власти, униженности, «страху божию»; Сократ же утверждал, что страсти следует укрощать разумом.
Необходимо отказаться от лживых норм, стадных ограничений, рациональных подсчетов и реализовать свою «волю к власти», т.е. начать жить полной жизнью. В этом Ницше усматривал путь к человеку будущего — «сверхчеловеку».
В своих работах Ницше отказывается от научности, пользуясь художественным языком. Для понимания его идей лучше обратиться к первоисточникам, чем к комментариям. Приведем для примера некоторые его мысли:
Культура — лишь тонкая яблочная кожура над хаосом.
Наш долг — это право, которое другие имеют на нас.
Убеждения более опасны для истины, чем ложь.
Истина — это неопровержимые человеческие заблуждения.
Падающего — толкни.
Идешь к женщине — бери плетку.
Бог умер.
Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком.
Он — средство, а не цель.
Фрейдизм(или философия психоанализа) — направление иррационализма, основателем которого является австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939), который ввел в философию понятие бессознательного. В наиболее общем виде, согласно Фрейду, структуру психики можно представить в виде трех уровней:
70 Глава 3. Развитие западноевропейской философии (основные этапы)
§ 3.5. Западноевропейский иррационализм
Сверх-Я | Сверхсознател ьное | Законы, запреты, мораль, традиции |
Я | Сознание | Ясно осознаваемые мысли, желания и т.д. |
Оно | Бессознательное | Тайные, неосознаваемые желания, мысли, комплексы |
По мнению Фрейда, у каждого есть тайные желания. В детстве человек учится их подавлять под воздействием запретов, законов и т.д. Однако они не исчезают (даже если кажется, что они полностью забыты), а остаются в бессознательном, где ожидают своего часа. Бессознательные желания, по Фрейду, имеют ярко выраженный сексуальный характер. Хотя человек и не осознает их, они часто заявляют о себе в сновидениях, в юморе, оговорках.
Бессознательное можно представить в виде комнаты ожидания, сознание -в виде приемного кабинета, а сверхсознательное - в виде охранника кабинета. Охранник не пропускает нежелательных посетителей (мысли и желания) в кабинет, но он может на время отойти. Тем не менее рано или поздно он вернется и изгонит назойливых клиентов.
Сознание является полем борьбы между бессознательными сексуальными желаниями и запретами сверхсознательного. Первые периодически «всплывают» в сознание, вторые вытесняют их обратно. Постоянное подавление желаний может привести к срывам (как в паровом котле, где не открывается предохранительный клапан) - неврозам, истерии и т.д. Поэтому сексуальные импульсы должны быть или «выпущены на свободу» (реализованы в сексуальных действиях), или сублимированы (т.е. перенесены на другие, возвышенные объекты, например на творчество).
Философия Фрейда оказала значительное влияние на европейскую культуру XX в., сопоставимое только с влиянием марксизма.
Экзистенциализм (от лат. existential — существование) — ир-рационалистическое философское течение XX в., выдвигающее на первый план абсолютную уникальность человеческого бытия.
Истоки экзистенциализма содержатся в учении датского мыслителя XIX в. Серена Къеркегора (1813-1855). Существовать для него — значит быть вне толпы, постоянно реализуя свой сво-
бодный, не связанный ничем и никем выбор. В жизни человек может пройти три стадии развития. Две первые стадии - эстетическая (чувственность, любовь к наслаждениям и моде), этическая (выбор свободы, а вместе с ней и ответственности) связаны с постоянным ощущением отчаяния и ограниченности человека, которое преодолевается только на третьем этапе — религиозном, когда человек вступает в личный, интимный диалог с богом.
Классиками экзистенциализма считаются немецкий философ Мартин Хайдеггер (1889-1976), французские философы Жан Поль Сартр (1905-1980) и Альбер Камю (1913-1960). Основная проблема экзистенциализма - проблема личного выбора человека в состоянии духовного кризиса. Подлинно существовать значит не пытаться соответствовать ожиданиям других, а жить своей жизнью «здесь и сейчас».
В пограничной ситуации (перед лицом смерти, в моменты глубоких душевных потрясений) многое, казавшееся важным (карьера, богатство и т.д.), становится бессмысленным. Человеку раскрывается его сущность, определяемая не нормами, а осознанием своей конечности: страхом, тревогой, безысходностью. Человек обречен на одиночество и свободу: в этом мире он может опереться только на себя. Он может отказаться от свободы, стать «как все», но только ценой отречения от себя как от уникальной личности. Свобода — тяжкое бремя, поскольку подразумевает личную ответственность за каждый поступок. Человек сам творит себя и свою жизнь-он есть то, как он поступает.
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ
1. Согласно Ф. Ницше, жизнь нельзя понять разумом, ее можно лишь переживать, подчиняясь страстям, желаниям, экстазу, «воле к власти».
2. 3. Фрейд ввел в философию понятие бессознательного, полагая, что в нем концентрируются вытесненные сексуальные желания.
3. Экзистенциализм выдвигает на передний план уникальность каждого человека, творящего самого себя в ежесекундном свободном выборе.
ЗАДАНИЯ
1. Выделите общие моменты в различных иррационалистических на
правлениях. Назовите основные различия в идеях этих направлений.
2. Перечислите основных представителей каждого направления.
Сформулируйте их основные идеи.
< Л РАЗВИТИЕ РУССКОЙ
Ё ^ТФИЛОСОФИИ (ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ)
Русская философия является составной частью мировой философской мысли, и рассматриваемые в ней проблемы не изолированы от мировых традиций. Тем не менее ее история, как и история любой другой философии (например, французской или немецкой), имеет свою специфику.
Рождение русской философии
Специфика русской философии. Предфилософия. Философия XVIII в.
Специфика русской философии обусловлена особенностями исторического развития страны:
о русские философы питали устойчивый интерес к практическим философским вопросам - проблемам морали, права, социального и государственного устройства;
о философские идеи часто находили выражение в форме художественного творчества, литературной критики, публицистики. Многие из них излагались иносказательно, в аллегорической форме, что было связано с интеллектуальной несвободой и жесткой цензурой;
о формирование русской философии проходило с заметным отставанием от мировых тенденций. Устойчивые интеллектуальные связи России с Западной Европой оформились достаточно поздно - в XVIII в. Однако и после этого философию жестко контролировали, усматривая во многих ее идеях реальную опасность для власти (как самодержавной, так и советской).
На самом раннем этапе развития русской мысли еще нельзя говорить о философии как о теоретической системе. Тем не менее в известных текстах (преимущественно богословского характера) присутствуют самобытные идеи, которые являются в полной мере философскими. Соответственно период IX-XVII вв. можно назвать периодом русской предфилософии. Ее
§ 4.1. Рождение русской философии 73
особенностями являются: 1) тесная связь с христианским вероучением, воспринятым от Византии; 2) художественно-образный характер.
Оригинальные идеи были выдвинуты в XI в. митрополитом Илларионом в работе «Слово о законе и благодати». Здесь Илларион писал о двух принципах общественного устройства: о строгом подчинении закону (в духе Ветхого Завета) и о благодати как о свободном выборе и любви к Богу (в духе Нового Завета). Даже самое строгое выполнение законов, ритуалов и церковных предписаний без любви в душе и внутреннего понимания есть рабство перед законом, и оно не ведет к спасению. Благодать выше закона — она, как солнце, светит всем, уравнивая людей и народы и указывая, что нет ни высших, ни низших, ни отвергнутых, ни избранных, а «земля русская» на равных включена в мировой исторический процесс.
Огромное значение для последующей философской и политической мысли имела разработанная в XVI в. Филофеем доктрина «Москва — третий Рим»:
| Два Рима подоша, третий стоит, а четвертому не бывать1.
Филофей пишет, что наследником Римской империи и западного христианства стал Константинополь — центр христианства восточного. Преемницей разоренного Константинополя, третьим и последним хранителем христианской духовности в ее изначальном, незамутненном виде должна стать Москва. В целом доктрина Филофея есть проявление рождающегося национального самосознания в русской теоретической мысли.
В философии XVIII в. появились серьезные теоретические системы, сопоставимые с лучшими западными образцами. Реформы Петра I, «прорубившего окно в Европу», позволили России выйти из состояния культурной изоляции и приобщиться к общемировому цивилизационному процессу. Складывались тесные интеллектуальные связи с Западной Европой, прежде всего в сфере образования и науки. Известные европейские ученые преподавали в России, русские студенты получили возможность продолжить образование за рубежом.
1 Памятники древнерусской литературы. М., 1982. С. 16.
74 Глава 4. Развитие русской философии (основные этапы)
Особенностями русской мысли XVIII в. можно назвать 1) отграничение предмета философии от богословских размышлений; 2) высокий интерес к естествознанию; 3) возрастающее внимание к проблемам познания в целом; 4) осмысление сущности человека. В целом философия XVIII в. развивается в общеевропейском русле, решая проблемы, поставленные Новым временем.
В наиболее полном виде основные проблемы эпохи были рассмотрены в учении М.В. Ломоносова.
Михаил ВасильевичЛомоносов(\7\\-\765)рояипся на севере России, вАр-хангельской губернии, в семье богатого помора. Чувствуя с детства тягу к знаниям, он отправился с обозом из Холмогор в Москву, где был принят в Славяно-греко-латинскую академию. В числе лучших студентов был направлен для продолжения образования в Академию наук в Петербурге, а затем в университеты немецких городов Марбурга и Фрейбурга. По возвращении в Петербург Ломоносов продолжает занятия в Академии и вскоре становится первым русским академиком. В числе образовательных проектов ученого - создание Московского университета (ныне МГУ им. М.В. Ломоносова). Работы Ломоносова, заложившего фундамент русской науки, широко переводились и пользовались признанием в Европе.
Отграничивая научное знание от богословия, Ломоносов писал:
Создатель дал роду человеческому две книги. Первая - видимый сей мир, им созданный. Вторая книга - Священное Писание. Не здраво рассудителен математик, если он хочет Божескую волю вымерять циркулем. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтырю можно научиться физике или химии1.
Такой подход освобождал науку от опеки религии. Этому же способствовала философская позиция деизма, которую Ломоносов разделял со многими деятелями европейского Просвещения.
В центре научно-философских взглядов Ломоносова - корпускулярная (атомно-молекулярная) теория строения материи. Помимо этого, он утверждал, что природа и материя находятся в состоянии постоянного движения и развития, а все вещи - в состоянии взаимосвязи. Последняя идея подводит Ломоносова к формулировке закона сохранения материи и движения:
1 Ломоносов М.В. Поли. собр. соч.: В 11 т. 1952. Т. 6. С. 235.
§4.1. Рождение русской философии 75
Если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого. Так, сколько материи прибавляется какому-либо телу, столько же теряется у другого, сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю от бодрствования и т.д. Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения1.
В отличие от многих ученых Ломоносов не ограничивал себя только опытом и экспериментом — его привлекали глубинные, философские основания познания. В гносеологии он был сторонником гармонии опыта и разума.
На развитие отечественной философской и общественной мысли также оказали значительное воздействие произведения А.Н. Радищева.
Александр Николаевич Радищев (1749-1802) родился в дворянской помещичьей семье, учился в Москве и Петербурге. В 1766 г. он был направлен на учебу в Германию, где познакомился с трудами немецких и французских просветителей. По возвращении в Россию Радищев разрабатывает широкий спектр философских, этических, политических проблем; итогом этой работы стало произведение «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790), где автор изображает рабское положение миллионов российских крестьян. После публикации книги Радищев «за злоумышление на государство» был приговорен к смертной казни, позже замененной ссылкой в Сибирь. После амнистии 1797 г. он попытался вернуться к общественно-политической деятельности, но, потерпев неудачу и преследуемый злословием, покончил с жизнью, оставив записку: «Потомки отомстят за меня...»
Центральным философским произведением Радищева является трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии» — своеобразное обобщение знаний и гипотез о сущности человека, известных в Европе к концу XVI11 в. Эта работа закладывает основы русской философской антропологии.
В «Путешествии из Петербурга в Москву» философ говорит о свободе и равенстве как о неотъемлемой и неотчуждаемой сущности человека, продолжая на русской почве социальные традиции европейского Просвещения.
Идеи М. Ломоносова и А. Радищева о познании, науке, человеке оказали значительное влияние на русскую философию последующих столетий.
1 Ломоносов М.В. ПисьмоЛ. Эйлеру от 2 июля 1748 г.//Антология мировой философской мысли: В 4 т. М., 1970. Т. 2.
76 Глава 4. Развитие русской философии (основные этапы)
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ
1. На раннем этапе (TX-XV1Iвв.) русская философия развивается в русле христианского богословия.
2. К XVIII в. русская философия становится частью мировой мысли и разделяет основные идеи европейской мысли Нового времени.
ЗАДАНИЯ
1. Перечислите основные специфические черты русской философии. Прокомментируйте их.
2. Назовите особенности предфилософии IX-XVII вв. и философии XVIII в. Сравните их и объясните причины различий.