Западноевропейский иррационализм

«Философия жизни». Фрейдизм. Экзистенциализм

В развитии западной философии XIX - начала XXI в. можно выделить два течения. Рациональное течение про­должает идеи Нового времени с их опорой на разум, науку, со­циальный прогресс. Однако со временем разработка оружия массового поражения, экологический кризис и другие пробле­мы все более усиливают разочарование в науке и разуме. Ирра­циональное (от лат. irrationalis - неразумный) течение на место разума ставит волю, жизнь, существование, бессознательное и т.д. Основными направлениями иррационализма являются философия жизни, фрейдизм и экзистенциализм.

У истоков философии жизнинаходится творчество Артура Шопенгауэра (1788-1860). В своей работе «Мир как воля и представление» он писал, что мир неразумен, неупорядочен, нелогичен. Им управляет неразумная слепая воля. Человеком также правит не разум, а воля, стремящаяся к удовлетворению желаний. Поскольку далеко не все из них можно удовлетво­рить, человеку суждено постоянно страдать (здесь ощущается

§ 3.5. Западноевропейский иррационализм 69

увлечение Шопенгауэра индийской философией). Искусство и философия — два пути облегчения человеческих страданий.

Собственно «философия жизни» как влиятельное направ­ление формируется в творчестве немецкого мыслителя Фрид­риха Ницше (1844-1900). Жизнь нельзя понять разумом, ее можно лишь переживать. Наиболее ярко она проявляет себя в человеческих страстях, желаниях, экстазе, «воле к власти», ин­стинкте самосохранения, творчестве и т.п. Однако человечест­во в своей массе отказывается от свободной жизни, предпочи­тая безопасность, стадность, подчинение лидерам и лицемер­ную мораль. Первопричины этой унылой полужизни Ницше усматривает в идеях христианства и Сократа. Христианство сформировало «мораль рабов», призывая к подчинению вла­сти, униженности, «страху божию»; Сократ же утверждал, что страсти следует укрощать разумом.

Необходимо отказаться от лживых норм, стадных ограни­чений, рациональных подсчетов и реализовать свою «волю к власти», т.е. начать жить полной жизнью. В этом Ницше усмат­ривал путь к человеку будущего — «сверхчеловеку».

В своих работах Ницше отказывается от научности, пользу­ясь художественным языком. Для понимания его идей лучше обратиться к первоисточникам, чем к комментариям. Приве­дем для примера некоторые его мысли:

Культура — лишь тонкая яблочная кожура над хаосом.

Наш долг — это право, которое другие имеют на нас.

Убеждения более опасны для истины, чем ложь.

Истина — это неопровержимые человеческие заблуждения.

Падающего — толкни.

Идешь к женщине — бери плетку.

Бог умер.

Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком.

Он — средство, а не цель.

Фрейдизм(или философия психоанализа) — направление иррационализма, основателем которого является австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939), который ввел в философию понятие бессознательного. В наиболее общем ви­де, согласно Фрейду, структуру психики можно представить в виде трех уровней:

70 Глава 3. Развитие западноевропейской философии (основные этапы)

§ 3.5. Западноевропейский иррационализм




Западноевропейский иррационализм - student2.ru
Сверх-Я Сверхсознател ьное Законы, запреты, мораль, традиции
Я Сознание Ясно осознаваемые мысли, желания и т.д.
Оно Бессознательное Тайные, неосознаваемые желания, мысли, комплексы

По мнению Фрейда, у каждого есть тайные желания. В дет­стве человек учится их подавлять под воздействием запретов, законов и т.д. Однако они не исчезают (даже если кажется, что они полностью забыты), а остаются в бессознательном, где ожидают своего часа. Бессознательные желания, по Фрейду, имеют ярко выраженный сексуальный характер. Хотя человек и не осознает их, они часто заявляют о себе в сновидениях, в юморе, оговорках.

Бессознательное можно представить в виде комнаты ожидания, сознание -в виде приемного кабинета, а сверхсознательное - в виде охранника каби­нета. Охранник не пропускает нежелательных посетителей (мысли и же­лания) в кабинет, но он может на время отойти. Тем не менее рано или поздно он вернется и изгонит назойливых клиентов.

Сознание является полем борьбы между бессознательными сексуальными желаниями и запретами сверхсознательного. Первые периодически «всплывают» в сознание, вторые вытес­няют их обратно. Постоянное подавление желаний может при­вести к срывам (как в паровом котле, где не открывается предо­хранительный клапан) - неврозам, истерии и т.д. Поэтому сек­суальные импульсы должны быть или «выпущены на свободу» (реализованы в сексуальных действиях), или сублимированы (т.е. перенесены на другие, возвышенные объекты, например на творчество).

Философия Фрейда оказала значительное влияние на евро­пейскую культуру XX в., сопоставимое только с влиянием марксизма.

Экзистенциализм (от лат. existential — существование) — ир-рационалистическое философское течение XX в., выдвига­ющее на первый план абсолютную уникальность человеческо­го бытия.

Истоки экзистенциализма содержатся в учении датского мыслителя XIX в. Серена Къеркегора (1813-1855). Существовать для него — значит быть вне толпы, постоянно реализуя свой сво-

бодный, не связанный ничем и никем выбор. В жизни человек может пройти три стадии развития. Две первые стадии - эстети­ческая (чувственность, любовь к наслаждениям и моде), этиче­ская (выбор свободы, а вместе с ней и ответственности) связаны с постоянным ощущением отчаяния и ограниченности человека, которое преодолевается только на третьем этапе — религиозном, когда человек вступает в личный, интимный диалог с богом.

Классиками экзистенциализма считаются немецкий фило­соф Мартин Хайдеггер (1889-1976), французские философы Жан Поль Сартр (1905-1980) и Альбер Камю (1913-1960). Ос­новная проблема экзистенциализма - проблема личного выбо­ра человека в состоянии духовного кризиса. Подлинно сущест­вовать значит не пытаться соответствовать ожиданиям других, а жить своей жизнью «здесь и сейчас».

В пограничной ситуации (перед лицом смерти, в моменты глубоких душевных потрясений) многое, казавшееся важным (карьера, богатство и т.д.), становится бессмысленным. Челове­ку раскрывается его сущность, определяемая не нормами, а осознанием своей конечности: страхом, тревогой, безысход­ностью. Человек обречен на одиночество и свободу: в этом мире он может опереться только на себя. Он может отказаться от сво­боды, стать «как все», но только ценой отречения от себя как от уникальной личности. Свобода — тяжкое бремя, поскольку под­разумевает личную ответственность за каждый поступок. Чело­век сам творит себя и свою жизнь-он есть то, как он поступает.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

1. Согласно Ф. Ницше, жизнь нельзя понять разумом, ее можно лишь переживать, подчиняясь страстям, желаниям, экстазу, «воле к вла­сти».

2. 3. Фрейд ввел в философию понятие бессознательного, полагая, что в нем концентрируются вытесненные сексуальные желания.

3. Экзистенциализм выдвигает на передний план уникальность каж­дого человека, творящего самого себя в ежесекундном свободном вы­боре.

ЗАДАНИЯ

1. Выделите общие моменты в различных иррационалистических на­
правлениях. Назовите основные различия в идеях этих направлений.

2. Перечислите основных представителей каждого направления.
Сформулируйте их основные идеи.

Западноевропейский иррационализм - student2.ru Западноевропейский иррационализм - student2.ru < Л РАЗВИТИЕ РУССКОЙ

Ё ^ТФИЛОСОФИИ (ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ)

Русская философия является составной частью мировой философ­ской мысли, и рассматриваемые в ней проблемы не изолированы от мировых традиций. Тем не менее ее история, как и история любой другой философии (например, французской или немецкой), имеет свою специфику.

Рождение русской философии

Специфика русской философии. Предфилософия. Философия XVIII в.

Специфика русской философии обусловлена особенностями исторического развития страны:

о русские философы питали устойчивый интерес к практиче­ским философским вопросам - проблемам морали, права, со­циального и государственного устройства;

о философские идеи часто находили выражение в форме худо­жественного творчества, литературной критики, публицисти­ки. Многие из них излагались иносказательно, в аллегориче­ской форме, что было связано с интеллектуальной несвободой и жесткой цензурой;

о формирование русской философии проходило с заметным от­ставанием от мировых тенденций. Устойчивые интеллектуаль­ные связи России с Западной Европой оформились достаточ­но поздно - в XVIII в. Однако и после этого философию жест­ко контролировали, усматривая во многих ее идеях реальную опасность для власти (как самодержавной, так и советской).

На самом раннем этапе развития русской мысли еще нельзя говорить о философии как о теоретической системе. Тем не ме­нее в известных текстах (преимущественно богословского ха­рактера) присутствуют самобытные идеи, которые являются в полной мере философскими. Соответственно период IX-XVII вв. можно назвать периодом русской предфилософии. Ее

§ 4.1. Рождение русской философии 73

особенностями являются: 1) тесная связь с христианским веро­учением, воспринятым от Византии; 2) художественно-образ­ный характер.

Оригинальные идеи были выдвинуты в XI в. митрополитом Илларионом в работе «Слово о законе и благодати». Здесь Илла­рион писал о двух принципах общественного устройства: о строгом подчинении закону (в духе Ветхого Завета) и о благо­дати как о свободном выборе и любви к Богу (в духе Нового За­вета). Даже самое строгое выполнение законов, ритуалов и церковных предписаний без любви в душе и внутреннего по­нимания есть рабство перед законом, и оно не ведет к спасе­нию. Благодать выше закона — она, как солнце, светит всем, уравнивая людей и народы и указывая, что нет ни высших, ни низших, ни отвергнутых, ни избранных, а «земля русская» на равных включена в мировой исторический процесс.

Огромное значение для последующей философской и по­литической мысли имела разработанная в XVI в. Филофеем доктрина «Москва — третий Рим»:

| Два Рима подоша, третий стоит, а четвертому не бывать1.

Филофей пишет, что наследником Римской империи и за­падного христианства стал Константинополь — центр христи­анства восточного. Преемницей разоренного Константинопо­ля, третьим и последним хранителем христианской духовности в ее изначальном, незамутненном виде должна стать Москва. В целом доктрина Филофея есть проявление рождающегося национального самосознания в русской теоретической мысли.

В философии XVIII в. появились серьезные теоретические системы, сопоставимые с лучшими западными образцами. Ре­формы Петра I, «прорубившего окно в Европу», позволили России выйти из состояния культурной изоляции и приоб­щиться к общемировому цивилизационному процессу. Скла­дывались тесные интеллектуальные связи с Западной Европой, прежде всего в сфере образования и науки. Известные евро­пейские ученые преподавали в России, русские студенты полу­чили возможность продолжить образование за рубежом.

1 Памятники древнерусской литературы. М., 1982. С. 16.

Западноевропейский иррационализм - student2.ru Западноевропейский иррационализм - student2.ru 74 Глава 4. Развитие русской философии (основные этапы)

Особенностями русской мысли XVIII в. можно назвать 1) от­граничение предмета философии от богословских размышле­ний; 2) высокий интерес к естествознанию; 3) возрастающее внимание к проблемам познания в целом; 4) осмысление сущ­ности человека. В целом философия XVIII в. развивается в об­щеевропейском русле, решая проблемы, поставленные Новым временем.

В наиболее полном виде основные проблемы эпохи были рассмотрены в учении М.В. Ломоносова.

Михаил ВасильевичЛомоносов(\7\\-\765)рояипся на севере России, вАр-хангельской губернии, в семье богатого помора. Чувствуя с детства тягу к знаниям, он отправился с обозом из Холмогор в Москву, где был принят в Славяно-греко-латинскую академию. В числе лучших студентов был на­правлен для продолжения образования в Академию наук в Петербурге, а затем в университеты немецких городов Марбурга и Фрейбурга. По воз­вращении в Петербург Ломоносов продолжает занятия в Академии и вско­ре становится первым русским академиком. В числе образовательных про­ектов ученого - создание Московского университета (ныне МГУ им. М.В. Ломоносова). Работы Ломоносова, заложившего фундамент рус­ской науки, широко переводились и пользовались признанием в Европе.

Отграничивая научное знание от богословия, Ломоносов писал:

Создатель дал роду человеческому две книги. Первая - видимый сей мир, им созданный. Вторая книга - Священное Писание. Не здраво рассудителен математик, если он хочет Божескую волю вымерять цир­кулем. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалты­рю можно научиться физике или химии1.

Такой подход освобождал науку от опеки религии. Этому же способствовала философская позиция деизма, которую Ло­моносов разделял со многими деятелями европейского Про­свещения.

В центре научно-философских взглядов Ломоносова - кор­пускулярная (атомно-молекулярная) теория строения материи. Помимо этого, он утверждал, что природа и материя находятся в состоянии постоянного движения и развития, а все вещи - в состоянии взаимосвязи. Последняя идея подводит Ломоносова к формулировке закона сохранения материи и движения:

1 Ломоносов М.В. Поли. собр. соч.: В 11 т. 1952. Т. 6. С. 235.

§4.1. Рождение русской философии 75

Если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то дру­гого. Так, сколько материи прибавляется какому-либо телу, столько же теряется у другого, сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю от бодрствования и т.д. Так как это всеобщий закон приро­ды, то он распространяется и на правила движения1.

В отличие от многих ученых Ломоносов не ограничивал се­бя только опытом и экспериментом — его привлекали глубин­ные, философские основания познания. В гносеологии он был сторонником гармонии опыта и разума.

На развитие отечественной философской и общественной мысли также оказали значительное воздействие произведения А.Н. Радищева.

Александр Николаевич Радищев (1749-1802) родился в дворянской поме­щичьей семье, учился в Москве и Петербурге. В 1766 г. он был направлен на учебу в Германию, где познакомился с трудами немецких и француз­ских просветителей. По возвращении в Россию Радищев разрабатывает широкий спектр философских, этических, политических проблем; ито­гом этой работы стало произведение «Путешествие из Петербурга в Моск­ву» (1790), где автор изображает рабское положение миллионов россий­ских крестьян. После публикации книги Радищев «за злоумышление на государство» был приговорен к смертной казни, позже замененной ссыл­кой в Сибирь. После амнистии 1797 г. он попытался вернуться к общест­венно-политической деятельности, но, потерпев неудачу и преследуемый злословием, покончил с жизнью, оставив записку: «Потомки отомстят за меня...»

Центральным философским произведением Радищева яв­ляется трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии» — своеобразное обобщение знаний и гипотез о сущности челове­ка, известных в Европе к концу XVI11 в. Эта работа закладывает основы русской философской антропологии.

В «Путешествии из Петербурга в Москву» философ говорит о свободе и равенстве как о неотъемлемой и неотчуждаемой сущности человека, продолжая на русской почве социальные традиции европейского Просвещения.

Идеи М. Ломоносова и А. Радищева о познании, науке, че­ловеке оказали значительное влияние на русскую философию последующих столетий.

1 Ломоносов М.В. ПисьмоЛ. Эйлеру от 2 июля 1748 г.//Антология мировой фи­лософской мысли: В 4 т. М., 1970. Т. 2.

76 Глава 4. Развитие русской философии (основные этапы)

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

1. На раннем этапе (TX-XV1Iвв.) русская философия развивается в русле христианского богословия.

2. К XVIII в. русская философия становится частью мировой мысли и разделяет основные идеи европейской мысли Нового времени.

ЗАДАНИЯ

1. Перечислите основные специфические черты русской философии. Прокомментируйте их.

2. Назовите особенности предфилософии IX-XVII вв. и философии XVIII в. Сравните их и объясните причины различий.

Наши рекомендации