По истории и философии науки

аспиранта__________________________________________

на тему_______________________________________________

кафедра _______________________________________________

Тема диссертации _______________________________________

Научный руководитель _____________________________(подпись)

Консультант кафедры философии ____________________(подпись)

Москва 201___

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ

для подготовки к кандидатскому экзамену

1. Предмет и задачи современной философии науки.

2. Характеристика основных форм бытия и функций науки в жизни современного общества.

3. Наука и вненаучные формы познания.

4. Проблема демаркации науки и критерии научности знания.

5. Преднаука Древней Греции: становление первых форм теоретической науки.

6. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах.

7. Формирование идеалов математизированного и опытного знания в новоевропейской науке: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт.

8. Характерные черты классической науки и формирующейся на ее основе модели научного познания.

9. Пересмотр классического образа науки: факторы, обусловившие переход к неклассической науке.

10. Постнеклассическая наука: от системного подхода к синергетике. Современные проблемы дифференциации и интеграции наук.

11. Эволюция основных подходов к анализу науки.

12. Позитивистская традиция в философии науки: классический позитивизм и эмпириокритицицизм.

13. Философия науки логического позитивизма.

14. Философская проблематика в постпозитивистской философии науки.

15. Особенности фальсификационизма К. Поппера и его модель развития науки.

16. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса.

17. Концепция научных революций Т. Куна.

18. «Эпистемологический анархизм» П. Фейерабенда.

19. Концепция неявного знания М. Полани.

20. Проблема интернализма и экстернализма в концепциях философии науки и истории науки.

21. Проблема кумулятивизма и антикумулятивизма в концепциях философии науки и истории науки.

22. Особенности современного этапа развития науки.

23. Структура научного познания: уровни научного исследования.

24. Методы эмпирического познания и их роль в юридической научно-исследовательской деятельности и практике.

25. Структура научного факта.

26. Методы теоретического познания и построения научных теорий.

27. Формы теоретического познания.

28. Основания науки: идеалы и нормы исследования, научная картина мира, философские основания науки.

29. Функции научной картины мира и ее исторические формы.

30. Научная революция как перестройка оснований науки. Классификация научных революций.

31. Типы научной рациональности. Научная рациональность и истина.

32. Философия как интегральная форма знаний об обществе, культуре, истории и человеке.

33. Донаучные, ненаучные и вненаучные представления об обществе, культуре, истории и человеке.

34. Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла: эмпирические сведения и историко-логические реконструкции.

35. Социокультурная обусловленность и особенности социально-гуманитарного знания.

36. Дихотомия «естественные науки – гуманитарные науки»: история возникновения и теоретические основания.

37. Конвергенция естественнонаучного и социально-гуманитарного знания в неклассической науке, эволюция и механизмы взаимодействия.

38. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания.

39. Субъект социально-гуманитарного познания

40. Общетеоретические подходы к исследованию общества.

41. Натуралистическая и антинатуралистическая исследовательские программы, их научное значение.

42. Системный подход в социально-гуманитарном познании.

43. Место исторической науки в социально-гуманитарном познании. Специфика исторического факта.

44. Роль объяснения в социально-гуманитарном знании. Дедуктивно-номологическое и каузальное объяснение истории, их достоинства и недостатки.

45. «Рациональное» и интенциональное объяснение.

46. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках; основа понимания; взаимопонимание.

47. Философия повседневности об «устроении общества» (Э. Гидденс).

48. Проблема истинности и рациональности в социальных и гуманитарных науках. Экзистенциальная истина, истина и правда.

49. Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия и императивы.

50. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках. Проблема обоснования веры и знания

51. Текст как особая реальность и единица методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания.

52. Герменевтика как наука о понимании и интерпретации текста. В. Дильтей, Г.-Г. Гадамер о герменевтике как «органоне наук о духе».

53. Основы философской герменевтики (по работе Г.-Г. Гадамера «Истина и метод»).

54. Социокультурное и гуманитарное понимание жизни: А. Бергсон,В.Дильтей, философская антропология. Жизнь как категория наук об обществе и культуре.

55. Возможности применения математики и компьютерного моделирования в социально-гуманитарных науках. Формирование нового типа мышления.

56. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании. Особенности художественного хронотопа( М.М. Бахтин).

57. Роль научной картины мира, стиля научного познания, философских категорий и принципов, представлений здравого смысла в исследовательском процессе социально-гуманитарных наук.

58. Природа ценностей, их роль в социально-гуманитарном познании.

59. Феноменология Э. Гуссерля, ее роль в развитии методологии социально-гуманитарного познания.

60. Понятие человеческой деятельности и ее роли в производстве и воспроизводстве общественной жизни: Макс Вебер и Энтони Гидденс.

61. Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития. Ценность научной рациональности.

62. Теоретико-методологические и ценностные основания правового исследования.

Наши рекомендации