Лекция 12. проблемы сознания и познания

ЛЕКЦИЯ 12. ПРОБЛЕМЫ СОЗНАНИЯ И ПОЗНАНИЯ

Категория «сознание» в философии. Основные подходы к происхождению сознания.

Психика и сознание. Сознание и бессознательное

Познание как процесс. Уровни и формы познания.

Проблема познаваемости мира и истины. Диалектика абсолютной и относительной истины.

Научное познание. Философия как методология научного познания. Основные методы научного познания.

Многообразие философских методов познания. Эмпирические методы.

Многообразие философских методов познания. Теоретические методы.

Сознание – это высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности в ходе общественной практики.

Важнейшие свойства сознания: активность и способность к целеполагающей деятельности (а не просто приспособительные реакции как у животных).

Активность сознания проявляется в том, что оно:

1) отражает мир целенаправленно и избирательно;

2) конструирует теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира;

3) разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов;

4) служит основой преобразовательной деятельности человека.

Структура сознания

1) телесно-перцептивные способности и получаемые на их основе первичные знания об окружающем мире и о самом себе;

2) логико-понятийные способности и знания, дающие возможность выйти за пределы чувственного опыта;

3) эмоциональные составляющие сознания – это сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий и т.п.;

4) ценностно-смысловые составляющие содержат в себе высшие мотивы деятельности, духовные идеалы.

Формы чувственного познания

Ощущение – это отражение одного свойства предмета с помощью одного из 5 органов чувств.

Восприятие – целостный образ предмета, отражение его свойств всеми органами чувств.

Представление – это целостный образ предмета, сохраняемый и воспроизводимый в сознании по мере необходимости.

Чувственное познание фиксирует какпроистекает событие. Рациональное отвечает на вопрос почему оно протекает именно так. Рациональное познание основывается на способности логического мышления. Мышление – это целенаправленное опосредованное и обобщенное отражение человеком существенных свойств и отношений вещей.

Основные формы мышления

Понятие – это такая форма мышления, в которой отражаются общие, существенные признаки данного предмета или явления (сущность).

Суждение– форма мышления, в которой отражается связь между предметом и его признаком, между предметами, или факт их существования. В суждении может быть выражена и истина и ложь.

Умозаключение – это выводное знание, когда из одной или нескольких посылок и делается вывод (новое суждение).

В вопросе о познаваемости мира выделяют три основные концепции:

· гносеологический оптимизм,

· скептицизм,

· агностицизм.

Гносеологические оптимисты утверждают, что получение достоверных знаний о мире возможно.

Представители агностицизма считают, что знания о мире, полученные человеком с помощью чувственного или рационального опыта не дают оснований для того, чтобы сказать, каков мир на самом деле. Мир принципиально не познаваем.

Представители скептицизма занимают промежуточную позицию: не отрицая принципиальной возможности познания объективного мира, они выражают сомнения в том, что все знания об это мире носят достоверный характер. Во многом проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на основной вопрос гносеологии «Что есть истина?».

Классическая концепция истинывозникла в глубокой древности – это соответствие знаний действительности. Современная трактовка истины, которой придерживаются большинство философов, состоит в следующем:

1. К действительности относится как объективная реальность, существующая вне и независимо от нашего сознании, так и субъективная реальность.

2. Познание вместе с результатами и объектом познания неразрывно связано с практической деятельностью человека. Через практику задается объект познания, в практике реализуются результаты познания.

3. Истина есть бесконечный процесс, связанный с переходом от неполного знания к более полному знанию. Последний тезис связан с понятиями «относительная истина» и «абсолютная истина.

Абсолютная истина - это 1) исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе (его не может быть); 2) знания, которые никогда не могут быть опровергнуты (земля круглая, человек смертен).

Относительная истина – это 1) неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает те или иные способы получения этого знания.

Т.о. процесс познания мира – это бесконечный процесс перехода от относительных истин (с возникающими новыми относительными) к абсолютным истинам.

Научное познание - это специальным образом организованный, систематизированный и оформленный вид познавательной деятельности, направленный на получение объективных знаний о мире.

Цель научного познания – получение объективных знаний о реальности.

Научное познание осуществляется не спонтанно, а опирается на определенные принципы, методы и средства, с большой вероятностью обеспечивающие успех. Предмет научного познания – наиболее существенные и необходимые свойства объектов, а также отношения между объектами.

Субъект научного познания – ученый, человек, который по уровню своей квалификации, интеллектуальным способностям и призванию в состоянии заниматься наукой. История науки свидетельствует о том, что индивидуальное творчество первых ученых постепенно сменяется совместной работой творческих коллективов и научных сообществ.

Важнейшей особенностью научного познания по сравнению с познанием обыденным является его организованность и использование методов исследования.

Метод – совокупность приемов и операций познания и практической деятельности; способ достижения определенных результатов в познании и практике. Применение того или иного метода определяется целью познавательной или практической деятельности, предметом изучения или действия и условиями, в которых осуществляется деятельность. Каждая сфера человеческой деятельности имеет свои специфические методы.

Методология -(от метод и греч. — слово, понятие, учение) - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Первоначально методология была неявно представлена в практических формах взаимоотношений людей с объективным миром. В дальнейшем она вычленяется в специальный предмет рационального познания и фиксируется как система социально апробированных правил и нормативов познания и действия, которые соотносятся со свойствами и законами действительности. Задача накопления и передачи социального опыта потребовала специальной формализации содержащихся в самой деятельности принципов и предписаний, приёмов и операций. Зачатки методологических знаний обнаруживаются уже на ранних ступенях развития культуры. Так, в ДревнемЕгипте геометрия выступала в форме нормативных предписаний, которые определяли последовательность измерительных процедур при разделе земельных площадей.

С развитием производства, техники, искусства, элементов науки и культуры в целом методология становится предметом теоретической рефлексии, формой которой выступает прежде всего философское осмысление принципов организации и регуляции познавательной деятельности, выделения в ней условий, структуры и содержания знания, а также путей, ведущих к истине. Так, например, в учении Гераклита «многознание» противопоставляется уму как способу познания диалектики мироздания — всеобщего логоса, отличного от многообразия получаемых ненадёжным путём «мнений» и преданий. Правила рассуждения, эффективного доказательства, роль языка как средства познания стали предметом исследования в философии софистов. Особое место в разработке проблем методологии принадлежит Сократу, Платону и Аристотелю.

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

1. Бессознательное, три слоя психического мира человека по Фрейду

2. Концепция бессознательного и архетипы К-Г Юнга

Литература

1. Горбачев В.Г. История философии. Краткий курс лекций: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Брянск: «Курсив», 1998. – 336с. – С. 245-248

2. История философии: учебник для высших учебных заведений / под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. – 4-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 736с. – С.383-395

ЛЕКЦИЯ 12. ПРОБЛЕМЫ СОЗНАНИЯ И ПОЗНАНИЯ

Наши рекомендации