Что мы могли быстро выиграть ту войну, изначально перекрыв тропу Хо Ши Мина и заблокировав гавань Хайфона.
Позвольте мне также напомнить вам слова Хрущева, который обещал «похоронить» нас, равно как и тот факт, что коммунисты нарушали каждое соглашение, подписанное с западной страной, если и когда им было выгодно так поступить. Камбоджа и Южный Вьетнам попали в руки коммунистов, несмотря на парижское соглашение о прекращении огня и перемирии, которое Соединенные Штаты и Южный Вьетнам подписали с Северным Вьетнамом и Вьетконгом.
Коммунисты просто не связывают себя теми же моральными законами, которые управляют нами. Они вешают на себя ярлык «народной» партии и освободителей, но вы, конечно же, заметили, что происходит в каждом случае, когда они «освобождают» какую-либо страну. Вы что, наблюдали огромный поток беженцев, двигавшихся из Западной Германии в Восточную, из Гонконга в красный Китай, из Майами в Гавану или из Западной Европы в Венгрию либо Россию? А позднее разве вы видели хоть каких-то беженцев, которые бы мчались на север, в сторону Ханоя, чтобы обнять своих северовьетнамских «освободителей»? [Существуют две причины, почему вы никогда не видите беженцев, спешно направляющихся к своим коммунистическим «освободителям»: из истории «освобожденным» известно, что они всегда теряют свободу, и, кроме того, они хотят есть, а никакая коммунистическая страна на Земле не может прокормить себя.]
Снова хочу сказать, что все наклонности и привычки,— как личные, так и присущие странам, — начинаются в виде чего-то слабого и медленного, но в конечном счете становятся быстрыми и сильными. Я убежден, что пришло время полностью изменить прошлую тенденцию на противоположную, но мы должны занять твердую позицию — лично и как страна — уже теперь. Если каждый, — начиная с вас, — будет твердо поддерживать свою мораль и нравственность на высоком уровне, нам нечего будет бояться ни внешнего, ни внутреннего противника. Время уже ушло, — но все же еще не поздно обратить нынешнюю тенденцию в противоположную. Я еще буду иметь возможность больше сказать по поводу путей решения данной проблемы ближе к концу книги.
ПЛОХИЕ ПРИВЫЧКИ ПРИХОДЯТ МЕДЛЕННО И ЛЕГКО
Еще раз подчеркиваю, что каждая плохая привычка, которая у вас есть, приобреталась медленно и легко. Аналогия с марихуаной в такой же мере применима и к выпивке. А ведь все еще имеются такие родители, которые клеймят наркотики, но защищают собственную привычку приложиться к бутылке. Многие из них потом скажут: «Как, где и почему наш мальчик или наша девочка усвоили такую страшную привычку? Как наши дети могли обратиться к наркотикам, когда у них есть все?». Дети могли бы задать вам, родители, тот же самый вопрос. В конце концов, алкоголь— это ведь тоже наркотик. Некоторые родители в лицемерном и самодовольном негодовании могли бы заявить: «Да как они могли бы сказать нам такое?». Позвольте мне в этой связи подчеркнуть одну мысль. Многие родители начинают свой день с «микстуры бодрости». Позже, чтобы привести свои нервы в порядок, они принимают эдакий «транквилизатор». Затем, чтобы обуздать или, напротив, подогреть свои аппетиты, они глотают «диетический настой». Перед ужином они принимают «коктейль», а заканчивают день эдаким «ночным колпаком»— стаканчиком спиртного на сон грядущий. В течение дня они еще успевают выкурить пачку или две сигарет, а в качестве противоядия от всех бед глотают пару таблеток аспирина. А потом такие родители с негодованием спрашивают: «И где это наши дети обзавелись привычкой к наркотикам и прочей дряни?».
Много лет назад, когда вместе с матерью мы ехали на машине по Южной Каролине из Колумбии в Чарлстон, я спросил у нее про бывшего одноклассника из моего родного города Язу-Сити. Мать понизила голос и почти прошептала:
«Знаешь, сынок, он превратился в "наихудшую разновидность пьяницы"». Я наполовину в шутку спросил: «Мать, а что такое "наихудшая разновидность пьяницы"?». Она объяснила мне, что мой одноклассник покупает себе бутылку и выпивает ее в тиши собственного дома. При этом она подчеркнула, что тот никогда не отказывал ни в чем своей семье, никогда не оскорблял никого и никогда не напивался. Далее она отметила, что, более того, склонность моего однокашника выпивать никак не отразилась не его работе, что он остается «уважаемым» членом местного общества и недавно был даже избран на политический пост.
Несколько изумленный, я игриво спросил: «Мать, так в чем же реально он является "наихудшей разновидностью пьяницы"?» Она заверила меня в самых недвусмысленных выражениях, что мой товарищ по школе действительно таков, и ход ее рассуждений был весьма прост. Он подавал «хороший» пример выпивки, и его дети не видели ничего дурного в своем папочке, который так тяжко трудился, чтобы
обеспечивать их, а потом позволял себе отдохнуть, расслабиться и выпить стаканчик-другой спиртного. Эти дети отождествляли выпивку с добрым, заботливым и преданным мужем и отцом. Как верно подметила моя мать, никто не хочет подражать запойным пьяницам. Если бы этот человек был склонен издеваться над своей семьей и лишать ее самого необходимого, то дети почувствовали бы отвращение к выпивке. Если бы он постоянно слонялся по городскому району притонов и ночлежек или был алкашом, вывалявшимся в грязи, опять же никто не захотел бы походить на него. [Может быть, в этом и состоит причина, по которой винно-водочная промышленность ханжески молит вас пить «умеренно»?]
Чтобы подкрепить мнение моей матери, сообщаю: Франция имеет самое высокое потребление алкоголя на душу на душу населения по сравнению с любой страной в мире. Там же наблюдается и самый высокий процент пропащих алкоголиков в мире. Опасаясь, что вы могли бы подумать, будто это всего лишь «совпадение», позвольте мне добавить, что Чили занимает второе место в мире по потреблению алкоголя на душу населения и имеет второй в мире показатель частоты алкоголизма.
Нужно поярче высветить и поглубже проанализировать еще одно «совпадение». Пока слишком рано приводить конкретные и доказательные цифры, но в Америке наблюдался резкий всплеск подросткового алкоголизма, который непосредственно совпал по времени с внезапным потоком бурной телевизионной рекламы сладких вин. Дополнительная трагедия состоит в том, что соответствующие рекламные паузы, равно как и те, которые восхваляют пиво, наиболее часто устраиваются во время передач, посвященных крупным спортивным событиям, где процент юных зрителей особенно высок. Лицемерие просто неслыханное. Спонсором спорта, который предназначен для оздоровления жизни и укрепления здоровья, становится алкоголь, который, как известно, уничтожает и здоровье и саму Жизнь.
Привычка пить по черному начинается с потребления малого количества алкоголя в вине. С течением времени организм увеличивает как свою потребность в алкоголе, так и толерантность [терпимость] к более высоким дозам алкоголя, и результаты оказываются катастрофическими. Когда я вижу родителей, дающих своему малышу, едва начинающему ходить, глоток пива, которое сами сосут банками, то не могу не задаться вопросом, что я сейчас наблюдаю — уж не процесс ли создания очередного алкоголика? Как же это страшно, когда человек заводит собственных чад в алкогольные джунгли! Родитель, который затягивает подростка в эти непроходимые заросли, совершает тем самым один из самых презренных и/или глупых поступков нашего времени.
Разумеется, с его стороны это просто непродуманный акт, основанный на невежестве, но пока мы не доведем правду до достаточного количества людей, алкоголизм будет продолжать расти и распространяться. Важно, чтобы мы продолжали изучать само явление алкоголизма и одновременно предпринимали любые мыслимые действия, чтобы возвратить алкоголиков к продуктивной жизни. Однако если эти шаги не будут сопровождаться просветительской деятельностью, направленной на профилактику и предотвращение алкоголизма, то в них не больше смысла, чем, скажем, в таком поведении, когда вы после того, как измерили себе температуру и увидели неприятную цифру 39,5°С, взяли да и положили на термометр кубики льда, исходя из ошибочного убеждения, что этим собьете жар и «вылечите» болезнь.
Конечно, Америка как цивилизованная страна может и должна учиться на печальном опыте Франции и Чили, — так же, как на собственных примерно 9 миллионах алкоголиков. [Некоторые авторитеты считают это количество заниженным и говорят о значениях, которые ближе даже к 25 миллионам.] На данный момент спиртное — «наркотическая проблема» номер один в Америке, и ее вредное влияние стремительно нарастает — особенно среди молодежи. В Нью-Йорке, например, недавнее обследование показало, что для 12% школьников пьянство является серьезной проблемой, а почти 60% учащихся средних школы в Америке напиваются, по крайней мере, один раз в месяц. То же обследование рекомендовало, чтобы предупредительные меры начинали приниматься уже в младших классах. Ученые частично правы. Эти меры нужно подкреплять в младших классах. А начинаться все должно на уровне мамы и папы, которые должны воздействовать примером и обучением еще в то время, когда дети сидят на коленях у мамы.
Несмотря на данные факты, имеются некоторые родители, которые гордо заявляют, что их дети не валяют дурака с «колесами» и «травкой», — они только пьют. Некоторые горе-отцы даже хвастаются, что учат ребятишек, «как» пить надлежащим образом. А разве это возможно?
Авторитетные специалисты теперь знают, что приблизительно один человек из шестнадцати, кто не отказывается от рюмки спиртного на разных публичных мероприятиях, в конечном итоге станет алкоголиком. Снова повторяясь, скажу, что алкоголики, как и другие наркоманы, никогда не начинают пить с целью стать алкоголиками, но все дурные привычки начинаются медленно и постепенно, и прежде, чем вы осознаете, что заполучили привычку, эта привычка уже заполучила вас.
Министерство здравоохранения Соединенных Штатов требует, чтобы изготовители сигарет размещали на каждой пачке сигарет кроткое предупреждение о вреде курения, — и хорошо делает. Великая тайна, почему оно не требует печатать намного более сильное предупреждение на каждой бутылке, содержащей спиртное. Сравнивать опасности, которые несет с собой курение сигарет, с вредом от выпивки— все равно что сравнивать убойную силу трубочки для стрельбы горошинами с крупнокалиберным пулеметом. Если вы питаете хоть малейшие сомнения в том, что алкоголь — наш самый главный убийца, позвольте мне указать, что, согласно журналу «Тайм», двадцатилетняя американская причастность к боевым действиям во Вьетнаме обошлась Америке приблизительно в 141 миллиард долларов и 56 000 погибших. За те же самые двадцать лет пьяные водители довели до преждевременной гибели примерно 500 000 человек и стоили нам почти полтриллиона долларов. Если бы те же самые люди, которые так яростно демонстрировали против американских действий во Вьетнаме вложили хотя бы половину той же страсти в демонстрации против действий нашей промышленности по выпуску спиртных напитков и против той бесконечно более тяжелой дани в виде человеческих страданий, которые несет с собой алкоголь, то они бы реально послужили на благо Америке.
Верховный Суд общественного мнения по-прежнему остается самым высшим законом в стране под названием Америка. Вопрос: почему вы не отложите на несколько минут эту книгу в сторонку, не достанете из кармана ручку и не напишете своему сенатору и конгрессмену письмо, подсказывающее, что тот может стать национальным героем— и, пожалуй, получить ваш голос на следующих выборах, — представив конгрессу законопроект, который требует должным образом указывать, к чему приводит алкоголь. Наши законы требуют от производителей четко идентифицировать, что именно находится в бутылке, но имело бы гораздо больше смысла сообщить публике, к чему ведет употребление ее содержимого.