Как я побывал запасным конферансье

Несколько лет назад мне позвонил мой друг Дэвид Смит и спросил, не смогу ли я выступить в качестве замены заболевшего распорядителя на ежегодном балу «Клуба лосей»77. Я, не задумываясь, игриво заметил, что мне всегда хотелось заменить какого-нибудь распорядителя и самому малость пораспоряжаться. «Отлично,— сказал Дэвид и дальше пояснил,— это наше крупное ежегодное мероприятие, и к нам даже обещал зайти один важный местный политик, хотя мы и не уверены, что он сможет выполнить свое обещание».

Это действительно оказался самый настоящий праздник — со смокингами, бабочками и танцевальным оркестром. Моя жена и я явились, естественно, одними из первых и, наблюдая, как танцует Дэвид, были удивлены его изяществом и настоящим мастерством. Он был явно доволен нашими восторженными комплиментами, но немного смущен. Этот наш давний и хороший знакомый неохотно рассказал нам, что когда-то, оказывается, преподавал бальные танцы. И тут мне пришло в голову, что, хотя мы общаемся уже несколько лет, в действительности я почти не знаю его. После небольших уговоров с моей стороны он поделился с нами отрывками из своей биографии.

Дэвид рассказал, как был вынужден бросить школу в 16-летнем возрасте, чтобы помогать семье зарабатывать на пропитание. Однако в двадцать два года он возвратился к учебе и получил аттестат об окончании средней школы в 25 лет. Поведал он нам и о том, что у него три дочери, две из которых— школьные учительницы, причем одна из них имеет ученую степень магистра. Мой знакомый совершенно открыто — и обоснованно — гордился своим семейством.

Однако самым интригующим в Дэвиде был его возраст; ему исполнилось 66 лет, и в такие годы он был одним из самых напряженно работающих людей, которых я когда-либо видел. Кстати говоря, он заведовал у нас складом, и из истории его жизни вытекает несколько уроков. Она в очередной раз подтверждает, что нельзя судить о книге по ее обложке. Его жизнь доказывает также еще одну вещь: то, как вы делаете свою работу, придает достоинство любому честному труду. Работа на складе может показаться некоторым не особо привлекательной и прибыльной, но она позволила Дэвиду Смиту содержать себя и выучить трех дочерей. Кроме того, его биография лишний раз подчеркивает тот факт, что возможности заключаются в человеке, а не в должности. Он хорошо работает и потому способен продать свой труд и свою готовность служить другим. Главное, однако, в другом:

Дэвид Смит хотел, чтобы его дочери имели «больше», а посему отдал им большую часть себя. В результате все оказались в выигрыше. Как замечательно думать о своих детях, которые получат от жизни больше, потому что Дэвид Смит выучился сам, а затем выучил своих дочерей, которые тоже учат детей, которые...

НЕ БЕРИТЕ ЕГО НА РАБОТУ— ОН БЫВШИЙ ЗЭК

У нашего общества интересная концепция правосудия. Мы говорим, что, если кто-то совершил преступление, то он должен расплатиться за это и понести наказание. Я по нескольким причинам согласен с этим подходом. Однако общество идет на шаг дальше в своем обращении с теми, кто уже расплатился за свои преступления. Несмотря на тот факт, что мы вроде бы говорим такому мужчине или женщине: «Ладно, ты теперь в полном порядке; хоть ты и нарушил закон, но уплатил за это цену, так что с прошлым все покончено», — реальность такова, что в большинстве случаев ничего не покончено. Общество — то ли по злобе, то ли по невежеству — продолжает обращаться с бывшим зэком так, что во многих штатах более 80% преступников возвращаются в тюрьмы. Мне трудно поверить, будто эти мужчины и женщины снова попадают туда потому, что свободе предпочитают жизнь за решеткой.

Если бывший зэк рассказывает предполагаемому работодателю правду, то подавляющее большинство из нанимателей не дадут недавнему узнику второго шанса изменить жизнь. Если же бывший уголовник скроет правду от хозяина или начальника, она неизбежно вылезет наружу, и такой человек зачастую потеряет работу почти независимо от того, как он с ней справляется. Причина этого проста. У нас имеется естественная тенденция видеть только слово «зэк» и забывать «бывший». Мы смотрим на него или на нее, и в нашей голове тысячу раз проходит одна и та же мысль: «Это закоренелый рецидивист, вор, лгун, мошенник и т. д.». А теперь вспомните, мы ведь обращаемся с людьми так, как смотрим на них. Стало быть, если мы смотрим на бывших зэков как на воров, то этот факт отражается на нашем поведении. Добавьте сюда сверхчувствительность таких людей к каждой моральной травме, реальной или воображаемой — и образуется весьма взрывоопасная ситуация.

После серии разочарований, ставших итогом их честных, хотя и бесплодных усилий, указанные люди часто начинают попытки дать рациональное объяснение своей ситуации. Они рассуждают примерно следующим образом: «Все знают меня как бывшего зэка, и поэтому никто мне не доверяет. Они думают, что я снова собираюсь пойти по накатанной дорожке, и из-за этого очень пристально наблюдают за мной. При первом же ложном шаге они намерены дать мне пинка. Мне остается только одно — сразу распрощаться с ними, но раньше я должен заиметь хоть какие-то деньжата, а есть лишь один способ раздобыть их. Кроме всего, эти гнусные рожи получат то, что по справедливости заслужили». Подобная логика толкает их назад — к преступлению и тюрьме.

Такова проблема; а теперь давайте поищем решение. Во-первых, следует сконцентрироваться на подготовке заключенных к благополучному возвращению в общество [я, вероятно, пристрастен, но думаю, что бывший узник должен пройти курс «Более насыщенная жизнь», основанный на данной книге], вместо того чтобы лишь наказывать человека за ошибку, которую он совершил в бытность свою членом общества. Во-вторых, давайте обратимся к источнику, на который мы можем полагаться при решении всех проблем, — к Священному писанию, к книге книг — Библии. В Евангелии от Луки, 17:3, Иисус возглашает нам, что если наш брат согрешил против нас, то нужно выговорить [наказать] его, а если он покается [признает свою ошибку], мы должны простить ему и обращаться с ним соответственно.

Остальные элементы решения мы найдем в первых нескольких стихах главы 8 Евангелия от Иоанна. Книжники и фарисеи взяли женщину в процессе прелюбодеяния. Они знали, что в законе Моисей ясно заповедал побивать таких камнями. Эти люди приведи ее к Иисусу, дабы выяснить, как Он поступит с нею.

Вначале Иисус не отвечал им; вместо этого Он наклонился низко и писал что-то перстом на земле. Мучители женщины упорствовали. Они продолжали спрашивать Его, что Он собирается делать. Иисус тогда восклонился [встал] и сказал им: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень». И опять, наклонившись низко, продолжил писать на земле. Затем в Библии с присущей ей красивой простотой говорится: «Они же, услышавши то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим». Конечно же, вам доводилось слышать такую мысль: вы можете увидеть в других лишь то, что находится внутри вас. Ищите хорошее в других — это еще и самый лучший способ найти хорошее в себе самом.

Наши рекомендации