Урок развития умения общаться в диалогической форме
Урок, составленный Т.У. Тучковой, демонстрирует технологию развития умения реагировать на просьбу и может быть проведён на младшей ступени обучения.
Урок диалогического общения, направленный на развитие умения реагировать на просьбу целесообразно провести в конце цикла уроков, в котором формировался навык оформления просьбы с употреблением формы повелительного наклонения. Урок может быть объединён таким предметом общения, как, например: «Друзья всегда помогут». Учитель сообщает в начале урока предмет общения и записывает его на доске. В последующей речевой зарядке учитель говорит: «Друзей можно обо всём попросить. Не правда ли? О чём можно, например, попросить друга. Помочь выполнить домашнее задание. Да? Как ты попросишь об этом? Дать почитать книгу? Рассказать о победителях в фигурном катании, если ты не смотрел по телевизору чемпионат. Да? Принести словарь? Показать коллекцию марок о спорте? Посоветовать какой фильм посмотреть?» Со всеми этими вопросами учитель обращается к ученикам. В своих ответах ученики используют повелительное наклонение для оформления просьбы. По ходу речевой зарядки записываются элементы будущего разговора на немецком, (английском, французском) языке на доску учителем и учениками в тетрадь. Запись имеет такую форму:
Просьба: Дай мне, пожалуйста….
Помоги…
Расскажи…
Принеси…
Покажи…
Посоветуй…..
Затем учитель сообщает учебную цель: «Мы будем учиться реагировать на немецком, (английском, французском) языке на просьбу». Цель может обосновываться совместно учителем и учениками. Учитель задаёт вопрос: «Когда и где нам пригодится умение реагировать на немецком, (английском, французском) языке на просьбу? В общении с друзьями из страны изучаемого языка?» Учащиеся отвечают, имитируя вторую часть вопроса.
Для развития умения реагировать на просьбу может быть использован не один, а несколько диалогов – образцов, по крайней мере три, т.к. на просьбу наиболее часто встречаются реакции трёх видов: обещание, отказ, совет. Каждый диалог-образец должен содержать просьбу и одну из реакций на неё. Могут быть использованы, например, такие тексты:
1. – Я пропустил несколько дней. Помоги мне, пожалуйста, сделать домашнее задание по немецкому (английскому, французскому) языку.
– Хорошо.
2. – Дай мне, пожалуйста, книгу «Бемби» на несколько дней.
– К сожалению, не могу. Я уже отнёс её в библиотеку.
3. – Посоветуй, что мне прочитать на немецком (английском, французском) языке.
– Прочитай книгу «Бемби». Интересная и нетрудная. Я охотно прочитал её.
В письменном тексте реакция на просьбу может быть выделена шрифтом или подчёркнута.
Работа над каждым текстом проводится с использованием одних и тех же действий учителя. Динамика возрастания трудности для учеников связана не с изменением характера работы, а с постепенным расширением и усложнением диалогической части текстов. Перед чтением каждого текста учитель даёт задание: «Выразительно прочитать текст по ролям». В качестве подкрепления при этом может использоваться звучащий с магнитофона негромкий текст диалога. Учитель ограничивает время на подготовительное чтение, а при вспомогательном ориентировании обращает внимание учащихся на правильное интонационное оформление реплик. Если чтение подкрепляется фонограммой, ограничение времени и помощь учащимся в процессе подготовки отпадают. После короткой подготовки, предполагающей однократное чтение по ролям, учитель даёт задание одной паре прочитать диалог вслух и следит за тем, чтобы чтение было правильным и выразительным, при корректировке учитель также обращает основное внимание на ошибки в интонации диалога.
Перед чтением каждого диалога учениками вслух учитель даёт классу предваряющее задание: «Прослушать диалог и сказать, как говорящий реагирует на просьбу». При ответе ученика на этот вопрос учитель следит, опираясь на эталоны, и корректирует его. Правильным будет ответ ученика, повторившего целиком реакцию на просьбу.
Затем учитель делает образцовый анализ диалога: «В этом диалоге реакция на просьбу – «обещание» (или «отказ», или «совет»). Последний диалог ученики могут проанализировать сами с помощью альтернативной опоры:
![]() | обещание | |
просьба | отказ | |
совет |
После анализа каждого диалога-образца учитель организует запись фрагментов диалога так, чтобы в результате получалась следующая модель:
просьба | ||||
![]() | ![]() ![]() | |||
обещание | отказ | совет | ||
Хорошо. Я… Охотно. | К сожалению,… | Я тебе советую |
Завершая работу над каждым диалогическим текстом, учитель даёт задание инсценировать диалог по аналогии с образцовым соответственно новой коммуникативной задаче. Учитель предлагает, например; такие коммуникативные задачи:
1) Попроси своего друга показать тебе свою коллекцию. – Пообещай сделать это.
2) Попроси принести тебе словарь. – Откажи, т.к. у тебя нет словаря.
3) Попроси посоветовать, что тебе почитать о животных. – Посоветуй.
Для каждого диалога учитель даёт опору.
1. | ![]() | ||
Покажи… | обещание | ||
Хорошо. | |||
2. | просьба | ||
Дай… | отказ | ||
К сожалению, … | |||
3. | просьба | ||
Мне хочется … | совет | ||
Прочти… |
Учитель осуществляет вспомогательное ориентирование учащихся в процессе подготовки, следит за ответами учеников и корректирует их. После работы по всем диалогам учитель, опираясь на запись элементов диалогов предъявляет ученикам инструкцию: «Реакция на просьбу может быть различной. Она зависит от целей и возможностей говорящего».
Затем учитель предлагает ученикам коммуникативные задачи и опоры для того, чтобы они могли инсценировать новые диалоги. Они предъявляются на карточках каждой паре говорящих. Карточки имеют такой вид:
1. Попроси своего друга рассказать тебе о победителях в фигурном катании, т.к. ты не смотрел по телевизору чемпионат. | 2. Расскажи своему другу о чемпионате по фигурному катанию. |
сообщение | ||
сожаление | ||
просьба | ![]() | |
Я очень люблю … | обещание | |
К сожалению … | рассказ | |
Не мог бы ты … | оценка | |
благодарность | С удовольствием … | |
Большое спасибо. | Выиграли … | |
… интересно |
Учитель ограничивает время на подготовку. Оно складывается из времени, необходимого для ознакомления с коммуникативной задачей и опорой (прочтение их) и подготовки диалога в парах. В ходе вспомогательного ориентирования учитель помогает ученикам ознакомиться с опорой, подсказывает в случае затруднения, как оформить то или иное высказывание в диалоге, напоминает о том, что говорить надо выразительно. Перед тем, как учащиеся будут инсценировать диалог вслух учитель дает инструкцию: «Не забывайте, что говорить надо выразительно и смотреть надо друг на друга. А в опору можно только иногда подглядывать». Во время ответов учащихся учитель следит за их смысловой и языковой правильностью, языковые ошибки исправляет в конце урока.
Затем учитель предъявляет ученикам коммуникативные задачи без опор и организует их на работу с помощью тех же действий: ограничения времени, вспомогательного ориентирования, слежения и корректировки.
И, наконец, дает ученикам коммуникативные задачи и задание инсценировать диалог без подготовки с последующим слежением и корректированием.
Таким образом осуществляется обучение ДФО на уроке. Отметим только, что наряду с парной на уроке развития умения общаться в диалогической форме может использоваться и групповая работа. Рассмотрим далее ее специфику.