Средства, условия и способы развития умения общаться в диалогической форме

В процессе обучения ДФО используются операционные и материальные средства.

Операционными средствами являются те действия, которые организует учитель и совершает ученик для овладения ДФО. Этими действиями являются упреждение, дискурсивность, репродукция, выбор, комбинирование, конструирование (см. § 3 главы 1).

Эти действия сгруппированы в комплекс речевых упражнений. Упражнения для обучения ДФО подразделяются на УРУ и РУ.

УРУ используются на неспециальном этапе обучения диалогическому общению и выступают как операционное средство формирования лексических и грамматических навыков или совершенствования речевых навыков. Таким образом, неспециальный этап обучения ДФО может быть условно разделён на два подэтапа: этапу формирования навыков соответствует первый неспециальный подэтап, этапу совершенствования навыков – второй неспециальный подэтап обучения диалогическому общению.

От того, как правильно организует учитель общение при выполнении УРУ и при работе над разговорным текстом, зависит успех в дальнейшей работе по обучению ДФО.

Для того чтобы УРУ, направленные прежде всего на формирование навыков, были одновременно начальными упражнениями в диалогическом общении, необходимо, во-первых, при выполнении таких упражнений учесть основные качества диалогического общения и, во-вторых, исходя из необходимости развивать эти качества конкретизировать характер сопутствующих задач для различных видов УРУ.

Но остаются ещё специфические особенности ДФО, которым необходимо обучать специально.

Стратегия обучения ДФО заключается в последовательности формирования умений ДФО на неспециальном этапе с последующим переходом к совершенствованию этих умений и, наконец, к развитию их в процессе обучения собственно ДФО на специальном этапе.

Упражнениями в собственно диалогическом общении являются речевые упражнения первого и второго уровня (РУ1 и РУ2) (см. § 1 главы 10). Напомним, что РУ1 – это упражнения, в которых используются содержательные и смысловые опоры и стратегия говорения задана. Примеры РУ1 и РУ2 будут рассмотрены далее в § 5.

В процессе обучения ДФО, используются содержательные и смысловые опоры, разработанные В.Б. Царьковой (см. § 3 главы 10).

Наиболее значимым материальным средством обучения ДФО являются функциональные опоры. Методика использования их для обучения тактике ДФО разработана Т.У. Тучковой.

Выше отмечалось, что когда перед говорящим возникает какая-либо задача (цель), он обдумывает, как, каким путём эта цель может быть достигнута, т.е. обдумывает тактическую линию своего речевого поведения. Так, например, для реализации стратегической задачи – доказать, что поступки Х несовместимы со званием студента, надо объяснить, как понимаются слова «настоящий студент», сравнить Х с другим, кого считают настоящим студентом, объяснить, почему поступки Х недостойны, поинтересоваться, что думает по этому поводу собеседник, предложить ему оценить поступки Х, возможно, уточнить что-то и т.д. Все эти промежуточные задачи являются как бы «кирпичиками» в общем построении доказательства. Количество их и качество зависит от мыслительных и речевых возможностей человека, но не в меньшей степени и от его обученности общаться, осуществлять тактику общения.

Одним из средств обучения тактике общения и служат функциональные опоры. Они представляют собой название речевых функций (задач), расположенных для каждого из собеседников в предположительно необходимой последовательности. Вот примеры:

а) оба партнёра получают общую задачу: «Докажите, что книгу … стоит прочесть»;

 
Средства, условия и способы развития умения общаться в диалогической форме - student2.ru общая рекомендация    
    согласие
аргументация    
    уточнение
объяснение    
    оценка

б) задачи партнёров разные: 1 – «Объясни, почему ты не занимаешься спортом», 2 – «Убеди своего товарища в том, что зимним спортом заниматься стоит».

 
сообщение Средства, условия и способы развития умения общаться в диалогической форме - student2.ru  
    вопрос
аргументация    
    контрдовод
ссылка    
    опровержение

Возможны и другие варианты:

в) детерминирована тактика лишь одного партнёра, другой находит её самостоятельно;

г) тактика задана не жёстко, как в указанных примерах, а намечены лишь отдельные задачи (функции);

д) собеседники сами выбирают себе стратегию общения, например в задании: «Как вы относитесь к экранизации книги…?», при этом тактика может быть задана и может отсутствовать;

е) второй партнёр не знаком с тактикой первого и наоборот.

Приведённые каркасы диалогического общения называются функциональными моделями диалога. Содержащиеся в них опоры в виде речевых функций помогают говорящему только в тактическом плане, психологически. На первых порах можно подписывать под прямоугольниками клише, и отдельные слова.

Когда функциональные опоры применяются впервые, нужно проделать следующую работу:

а) прочесть образцовый диалог (лучше – прослушать фонограмму с опорой на текст);

б) выяснить путём вопросов, какую функцию выполняет каждая реплика;

в) составить по функциям модель образцового диалога;

г) воспроизвести по модели образцовый диалог;

д) изменить ситуацию и показать, как изменится тактика говорящего;

е) высказаться по изменённой модели.

Такой комплекс достаточно провести несколько раз, чтобы учащиеся поняли суть того, чему необходимо научиться.

Приведём пример вариативности функциональной модели диалога.

 
а)    
« Слабый ученик обращается к хорошему за помощью»   «Хороший ученик готов помочь ему»
     
просьба Средства, условия и способы развития умения общаться в диалогической форме - student2.ru  
Средства, условия и способы развития умения общаться в диалогической форме - student2.ru   обещание
вопрос Средства, условия и способы развития умения общаться в диалогической форме - student2.ru  
  Средства, условия и способы развития умения общаться в диалогической форме - student2.ru совет
Средства, условия и способы развития умения общаться в диалогической форме - student2.ru сомнение    
    уверенность
б)    
     
сожаление Средства, условия и способы развития умения общаться в диалогической форме - student2.ru Средства, условия и способы развития умения общаться в диалогической форме - student2.ru Средства, условия и способы развития умения общаться в диалогической форме - student2.ru Средства, условия и способы развития умения общаться в диалогической форме - student2.ru Средства, условия и способы развития умения общаться в диалогической форме - student2.ru  
    предложение
сомнение    
    убеждение
вопрос    
Средства, условия и способы развития умения общаться в диалогической форме - student2.ru   объяснение
надежда    

в)    
     
просьба Средства, условия и способы развития умения общаться в диалогической форме - student2.ru  
  Средства, условия и способы развития умения общаться в диалогической форме - student2.ru вопрос
уточнение Средства, условия и способы развития умения общаться в диалогической форме - student2.ru  
Средства, условия и способы развития умения общаться в диалогической форме - student2.ru   предложение
Средства, условия и способы развития умения общаться в диалогической форме - student2.ru вопрос    
Средства, условия и способы развития умения общаться в диалогической форме - student2.ru   обещание
благодарность    

По мере продвижения по ступеням обучения увеличивается размер диалога, усложняются тактики общения, упрощаются опоры (Т.У. Тучкова). Много полезных упражнений учитель найдёт также в книге Д.И. Изаренкова.

Что касается условий и способов развития умения общаться в диалогической форме, наряду с условиями обучения, которые необходимо учитывать на всех этапах работы над речевым материалом (см. 2 главу), на этапе обучения ДФО должны быть созданы специальные условия. Условия и способы, которые необходимо создать на этапе обучения ДФО, близки по характеру условиям и способам этапа обучения МВ (см. § 4 главы 10).

Рассмотрим далее действия учителя на уроке развития умения общаться в диалогической форме.

Наши рекомендации