Урок развития умения строить монологическое высказывание

Тема урока: Увлечения людей (хобби).

Цель урока: учебная – развитие умения говорить (задачи: обучить монологическому высказыванию типа «осуждение», учить возражать, критиковать, опровергать мнение другого); воспитательная – привить вкус к настоящей музыке.

Речевой материал:

· Весь материал данного цикла уроков по теме;

· Высказывания для аудирования.

Оснащение урока: фонозаписи для аудирования. Иллюстрации к отдельным высказываниям.

Ход урока:

1. Речевая зарядка: рассказ о том, как многообразны увлечения людей (упоминаются увлечения, безусловно, достойные подражания, показывается их польза).

2. «А теперь расскажите нам, у кого из знаменитых людей было хобби и какое» (это проверка домашнего задания – найти интересную информацию и очень кратко проинформировать класс).

3. «А какие увлечения у вас?» (в течение двух минут учитель выясняет увлечения отдельных учеников, оценивает их).

4. «Не все увлечения одинаково полезны. Вот послушайте мнение Х о хобби одной девушки и скажите, как Х к этому хобби относится. Одобряет или осуждает» (включается запись высказывания, где Х говорит, как это неправильно проводить целые дни у телевизора). Ученики по ходу прослушивания делают себе пометки.

5. После контроля предтекстового вопроса, учитель проводит анализ оценочного высказывания Х. Он задает классу вопросы, позволяющие учащимся понять структуру высказывания.

6. «Было ли убедительным высказывание Х? Почему?» (учитель помогает оценить целенаправленность и аргументированность высказывания).

7. «Какова логика рассуждения Х?» (учитель помогает выделить ЛСС высказывания).

8. «Какие аргументы он приводит?» (учитель предлагает заполнить ЛСС аргументами).

9. «Дайте вашу оценку данному хобби».

В качестве опор даны логико-синтаксические схемы:

а) Выразите осуждение Я считаю… Недопустимо… Неужели… Видимо, она…. Я, например…. Вот почему я считаю… б) Выразите несогласие Я думаю… Нельзя… Ведь… Кроме того, … По-моему… Вот почему…
  в) Отнеситесь критически Это… Но… Во-первых… Во-вторых… Даже… Поэтому…  
       

10. «А вот этот юноша, которого вы сейчас услышите, увлекается только джазовой музыкой. Как вы думаете он правильно поступает?»

Включается магнитофон. Можно использовать иллюстрации. Ученикам разрешается делать пометки во время прослушивания записи и использовать их. Желательно высказывание без логико-синтаксических схем, но того же типа.

11. «Подумайте, какие еще хобби вам не нравятся, и выразите к этому свое отношение – осудите, покритикуйте, опровергните».

12. Домашнее задание: «Узнайте об увлечениях ваших соседей. Представьте, что вы их не разделяете. Какие критические замечания вы можете сделать?»

Задания для самостоятельной работы к 10 главе

Задание 1. Прочитайте материал о технологии работы по обучению МВ и ответьте на предваряющие вопросы:

1. Что дает знание характеристик МВ для обучения?

2. Что необходимо знать учителю, чтобы определить последовательность работы по обучению МВ?

Задание 2.Ознакомьтесь с планом-программой материала, изложенного выше, и вспомните прочитанное, опираясь на план-программу:

1. Цель этапа РРУ. МВ как объект обучения.

1). Уровни МВ:

а) Слово (словоформа),

б) Словосочетание,

в) Фраза,

г) Сверхфразовое единство,

д) Текст.

2). Характеристика МВ как деятельности: целенаправленность, связанность с коммуникативным мышлением, с общей деятельностью человека, с личностью говорящего; ситуативность; эвристичность; определенный темп.

3). Характеристика МВ как процесса. Механизмы говорения.

4). Характеристики МВ с точки зрения продукта: продуктивность, выразительность, смысловая законченность и логичность.

5). Структурные характеристики МВ:

а) относительно непрерывный характер высказывания,

б) логичность МВ, относительная смысловая законченность,

в) коммуникативная направленность.

2. Средства развития речевого умения (РУ). Упражнения для обучения МВ как операционное средство и их методическая характеристика: упражнения, в которых передается, пересказывается услышанное или прочитанное; упражнения, в которых осуществляется описание события, факта; упражнения, в которых выражается отношение к факту, событию, их оценка; речевые упражнения как адекватное средство развития речевого умения.

3. Требования к комплексу речевых упражнений для обучения МВ.

4. Материальные средства обучения МВ.

5. Условия и способы обучения МВ.

6. Действия учителя на уроке обучения МВ.

7. Специфика урока обучения МВ.

8. Анализ урока обучения МВ.

При анализе урока обучения МВ необходимо ответить на вопрос о том, как в ходе урока реализованы требования к конкретному комплексу речевых упражнений. При этом следует оценить:

· Соблюдена ли последовательность речевых упражнений во всем комплексе и на каждой стадии;

· Правильно ли количественное соотношение речевых упражнений по стадиям;

· Достаточен ли диапазон речевых задач, использованных в речевых упражнениях;

· Удачны ли формулировки установок;

· Правильно ли подобраны опоры, согласно стадиям развития РУ и какова техника их использования.

Задание 3. Проверьте себя по вопросам для самоконтроля.

1. Какому уровню МВ обучают учащихся на этапе развития речевого умения?

2. Что характеризует МВ с точки зрения процесса и с точки зрения продукта?

3. Перечислите структурные характеристики МВ.

4. Что означает цель «развитие умения говорить» применительно к МВ?

5. Чем отличается подлинно речевое упражнение от учебных упражнений в пересказе и в описании?

6. Каким образом ЛСС способствует формированию необходимых качеств МВ?

7. Каким требованиям должен отвечать комплекс упражнений для обучения МВ?

Задание 4. Поразмышляйте над методическими задачами.

1. Учитель считает: «Монологическую и диалогическую речь нельзя разграничить очень четко. Это формы общения, где в диалог вклинивается МВ и наоборот. Поэтому нет и необходимости в специальных методиках обучения». Вы согласны?

2. Обучение МВ осуществляется с помощью РУ. Объясните, какую роль при этом играет установка к РУ.

3. Все едины во мнении о том, что:

а) надо облегчить действия учащихся,

б) опоры облегчают действия учащихся.

Как в таком случае развивать самостоятельность как одно из качеств МВ, которое проявляется в отказе от всяческих опор?

4. Почему вопросно-ответное упражнение по картинке не адекватно обучению МВ? Объясните.

5. Познакомьтесь подробнее с комплексом речевых упражнений, напечатанном в приведенном уроке, и скажите, соответствует ли конкретный комплекс упражнений тем требованиям, которые к нему предъявляются. Аргументируйте свой ответ.

Наши рекомендации