Умение строить монологическое высказывание как цель третьего этапа обучения говорению

Монологическим высказыванием мы будем называть такой отрезок речи, который обладает определенными параметрами.

МВ может быть разного уровня:

1) слово (словоформа)

2) словосочетание

3) фраза

4) сверхфразовое единство

5) текст.

На любом из уровней МВ выступает в процессе общения в качестве речевой единицы, будь то реплика «Привет!» (слово), «Прекрасный фильм!» (словосочетание), вопрос «Когда же он, наконец, сделает эту работу?» (фраза), убеждение «Да, я уверен, что он сможет это сделать. Он не раз доказывал свое отношение к делу. Кроме того, я знаю его как человека ответственного, серьезного» (сверхфразовое единство) или доклад, рассказ и т.д. (текст).

Речевая единица любого уровня обладает присущими ей трудностями овладения: для уровня слов и словосочетаний – это морфологические трудности (хотя и разного плана), для уровня фраз – синтаксические, для уровня сверхфразового единства и текста – логико-синтаксические.

Высказывание любого уровня характеризуется определенными параметрами. Среди которых есть и общие, и специфичные для каждого из уровней. Первые три уровня высказываний в плане обучения относятся к овладению лексической и грамматической сторонами говорения; к этапу развития речевого умения относятся лишь уровни сверхфразового единства и текста. Говоря об обучении МВ, мы будем иметь в виду лишь уровень сверхфразового единства. Это тем более оправданно, что именно данный уровень составляет всю сложность обучения на этапе развития речевого умения.

МВ на уровне сверхфразового единства можно рассматривать как деятельность, как процесс и как продукт. И в том и в другом случае МВ характеризуется разными параметрами.

Как деятельность оно всегда целенаправленно, связано с коммуникативным мышлением, с общей деятельностью человека, с личностью говорящего, оно ситуативно, эвристично и проходит в определенном темпе. В основе деятельности лежит умение говорить, обладающее своими качествами (продуктивностью, самостоятельностью, динамичностью, целенаправленностью.

МВ как процесс обладает определенными механизмами: комбинирования, репродукции, выбора, упреждения, конструирования, дискурсивности, без которых деятельность не может осуществляться.

Как продукт МВ должно быть продуктивным, выразительным, структурным, логичным, целостным.

Даже одно перечисление параметров МВ показывает, что обучение ему – чрезвычайно сложное дело. Из всех параметров МВ вычленим лишь три, которые отражают его сущность и составляют главную трудность.

1. Относительно непрерывный характер высказывания. МВ длится определенное время, не будучи прерванным кем-либо (чем-либо). Данное качество МВ определяет, прежде всего, весьма специфическую настроенность говорящего, а также организацию его высказывания. Главный механизм здесь – это механизм сверхфразового упреждения. Вот почему МВ не есть сумма ответов на ряд вопросов.

2. Логичность. Качество логичности проявляется в развитии идеи ключевой фразы в последующих (других). «Развитие идеи» не следует понимать буквально. Имеется в виду ее уточнение, пояснение, обоснование, дополнение, подходы к ней. Поэтому ключевая фраза может находиться в любом месте МВ. Для обучения очень важно знать, как разворачивается высказывание, какие модели лежат в основе разных видов МВ. Когда мы довольствуемся такими «монологическими» высказываниями, как «Я проснулась в семь часов утра. Я пошла в ванную комнату. В 7:10 я умылась, почистила зубы, причесалась. Потом я пошла на кухню и позавтракала. В 7:35 я оделась. В 7:45 я пошла в школу.», то не мешало бы подумать о том, что подобное хронологическое перечисление действий может заинтересовать разве что следователя. Логичность действия в них – временная, а не смысловая, что делается лишь для формального употребления слов, временных фраз и т.п. в процессе обучения. Но в процессе общения такие высказывания оправдать трудно.

3. Коммуникативная направленность и смысловая законченность. Вступая в общение, человек стремится достичь своей цели: объяснить, убедить, доказать, выразить свое отношение. В этом и заключается коммуникативная направленность монологического высказывания. Оценивать монологическое высказывание следует исходя из того, насколько хорошо ученику удалось рассказать, объяснить, убедить и т.д. Смысловая законченность предполагает наличие в конце высказывания предложения, подводящего итог всему сказанному. Например, «Я считаю, что чтобы успевать делать все – необходимо иметь режим дня. У меня он есть. Чтобы не опаздывать в школу, я всегда просыпаюсь в 7 часов утра. Десять минут мне хватает, чтобы умыться, почистить зубы и причесаться. Я считаю, что завтракать необходимо, вот почему я всегда утром завтракаю. В школу я выхожу в одно и то же время – в 7:45. Соблюдение режима дня мне помогает везде успевать».

Таким образом, мы рассмотрели монологическое высказывание как объект овладения. Какие средства следует использовать, чтобы обучить монологическому высказыванию?

Наши рекомендации