Урок совершенствования речевых навыков говорения

Представим общую схему уроков СРНГ.

Тема урока: Что значит быть счастливым?

Цель урока: учебная цель направлена на совершенствование лексических и грамматических навыков говорения.

Речевой материал: 1) Весь материал, усвоенный на первом этапе и представленный в виде разговорного текста (текстов). 2) Дополнительный материал из предыдущих циклов уроков.

Оснащение урока: ...

Ход урока:

I. Речевая подготовка (активизация материала предыдущих уроков).

II. Чтение (слушание) разговорного текста (с определенной речевой задачей).

Например: «Прочтите мнение Игоря о самом себе и скажите, действительно ли он несчастлив».

Текст: Игорь действительно несчастлив?

– Я хочу рассказать о себе. Я – плохой ученик. У меня плохие оценки. Хорошие оценки я получаю только по русскому, литературе и истории. Сидеть в библиотеке и читать – вот мое хобби. Но в школу я хожу неохотно, потому что я плохо понимаю математику. А ведь всем ребятам она дается легко. Я долго сижу над какой-нибудь задачкой, но все напрасно. Мои друзья смеются надо мной. Наверное, они правы? Я сижу один за последней партой. Да и кто захочет сидеть с «тупицей»?

Даже моя мама считает, что я неспособный. Но вот отец добр ко мне. Иногда я прихожу к нему на работу и помогаю ему. Его коллеги часто говорят ему: «У тебя хороший сын». И отец гордится мной. Поэтому я хочу скорее окончить школу и пойти работать, как отец. Ведь в школе нельзя быть счастливым. А вы как думаете?

III. Упражнения с материалом разговорного текста (комбинирование, перефразирование, трансформация). Это основная часть урока.

Основными являются упражнения, способствующие трансформации и комбинированию материала разговорного текста. Выполняя эти упражнения, ученики должны: а) найти в тексте фразы, раскрывающие содержание картинок; б) выбрать фразы, содержащие характеристику лица, места действия и т. п.; в) сократить текст (абзац), передать мысль короче; г) расширить абзац за счет изученного ранее; д) составить план текста и высказать основные мысли по плану; е) драматизировать часть текста; ж) определить соответствие сказанного тому, что написано в тексте, и т.п.

Упражнения I вида.

1. Докажите свое мнение. Выберите в тексте подходящие для вас факты. Учащиеся заполняют таблицу фактами из текста. Например:

Игорь счастлив Игорь несчастлив
(У него есть родители.) (Мать говорит, что он неспособный.)
(Отец его любит.) (У него много плохих оценок.)
(Отец им гордится.) (Он не понимает математики.)
(Игорь имеет хобби.) (Друзья смеются над ним.)
(Он много читает.) (Он сидит один.)
(Его хвалят коллеги отца.)  


2. Почему Игорь считает себя плохим учеником?

3. а) Правда ли, что он плохой ученик? Он прилежный или ленивый? Откуда это видно?

б) В классе хороший коллектив? Докажите!

в) Игорь хороший сын? Почему?

Упражнения II вида.

а) Согласны ли вы с Игорем, что всем ребятам математика дается легко?

б) Правда ли, что в школе нельзя быть счастливым?

в) Скажите, действительно ли несчастлив Игорь?

Учащиеся могут использовать таблицу к упражнению I вида.

Для ответа в качестве опоры предлагаются логико-синтаксические схемы:

Я думаю ... Во-первых, ... Например, … Он также ... Правда, ... Но он ... Даже ... Поэтому ... Я думаю ... Ведь ... Например ... Но ... Даже ... Только ... Поэтому ... Но я считаю ...

Последовательность фраз ученик может менять в зависимости от потребностей высказывания.

Упражнения III вида(выполняются без всяких опор).

а) А как у вас обстоят дела в школе? Вы счастливы в школе?

б) Родители вас понимают и поддерживают?

в) У вас хорошие отношения с друзьями?

После такой работы ученики получают домашнее задание: обоснуйте любой из двух тезисов – «Я счастливый человек» и «Я несчастливый человек».

Задания для самостоятельной работы к 9 главе

Задание 1. Ответьте на вопрос: можно ли считать предлагаемую организацию работы на этапе совершенствования речевых навыков адекватной задачам данного этапа? Почему Вы так считаете?

Задание 2.Посмотрите план-программу материала, изложенного в данной главе. Это поможет Вам углубить понимание прочитанного. Раскройте понятия, указанные в плане-программе.

I. РТ как содержательная и мотивационная база для развития умения говорить.

1. Требования к РТ.

II. Адекватность упражнений - основное условие эффективности работы на этапе совершенствования речевых навыков.

1. Необходимость развития тех действий, которые лежат в основе речевого умения: трансформация,комбинирование, репродукция. Условия, которые способствуют формированию этих действий.

2. Критерии выделения двух подэтапов. Их соотнесенность с различными уровнями деятельности учащихся на уроке.

3. Сущность механизмов речевого уменияи их совершенствование на данном этапе (механизм комбинирования, репродукции, выбора, упреждения).

4. Уровень смысловых связей в РТ (уровень предмета суждения, умозаключения и цепочки умозаключений (рассуждения)).

III. Классификация упражнений для совершенствования навыков.

1. Особенность упражнений для работы с РТ. Их нацеленность на

а) усвоение структуры РТ, б) интерпретацию его содержания через выявление трех уровней смысловых связей в РТ, в)транспонировку на личность учащихся.

2. Критерии классификации упражнений. Их характеристика.

3. Задачи, которые решаются на основе упражнений 1 вида, 2 вида, 3 вида.

IV. Особенности комплекса упражнений для работы с РТ.

1. Задачи данного комплекса.

2. Структура и содержание комплекса.

Задание 3.Проверьте себя по вопросам для самоконтроля:

1. Каким требованиям должен отвечать РТ?

2. Какие действия и почему необходимо формировать на этапе совершенствования речевых навыков?

3. Почему на этапе совершенствования речевых навыков необходимо выделить 2 подэтапа? Какие критерии лежат в основе этого выделения и как они соотносятся с действиями учащихся на уроке?

4. Каким образом работа на этапе совершенствования речевых навыков способствует развитию механизмов речевого умения?

5. Какие критерии классификации упражнений необходимо соблюдать и каковы особенности упражнений на первом и втором подэтапах с точки зрения данных критериев?

6. В чем состоят особенности каждого вида упражнений?

7. Каким должен быть комплекс упражнений для работы с РТ?

8. В чем состоит сущность действий учителя на уроке совершенствования речевых навыков?

Задание4. Соотнесите функции РТ и требования к РТ.

  а) речевого образца 1) выразительность 2) информативность 3) логичность 4) модальность 5) наличие различных точек зрения на проблему 6) направленность на коммуникативную задачу 7) обращенность 8) ориентированность 9) связность 10) цельность 11) эмоциональная окрашенность
  б) стимула общения
в) основы для создания ситуаций

Задание 5. Объясните, что показывает схема № 1 с точки зрения развиваемых качеств, навыков и умений.

Схема №1.

Первый подэтап   Второй подэтап
1. Внутритекстовое комбинирование и трансформация РТ на уровне словосочетаний и фраз.   Урок совершенствования речевых навыков говорения - student2.ru 1. Межтекстовое комбинирование и трансформации межтекстового уровня.
2. Ситуации старые (известные).     2. Ситуации новые.
3. Опоры в виде РТ, ЛСС, картинок.   3. Опоры – стимулы к высказыванию. Отсутствие опор–подсказок.

Задание 6. Прокомментируйте схему №2.

Схема № 2.

Уровень сложности преобразования РТ Уровень новизны ситуаций Уровень и характер опор
Урок совершенствования речевых навыков говорения - student2.ru      
Устойчивость навыка Гибкость навыка Относительная сложность навыка Динамичность умения Целенаправленность умения Продуктивность умения Самостоятельность умения
                 

Задание 7.А теперь решите следующие методзадачи:

1. На уроке совершенствования речевых навыков учитель использовал текст описательного характера. Можно ли на основе подобного текста решить все задачи этапа? Какие задачи возможно решить и при соблюдении каких условий, и решение каких задач абсолютно исключено?

2. При работе с РТ необходимо, чтобы обязательно имели местоупражнения в трансформации и комбинировании материала РТ. Почему так важно соблюдать данное условие?

3. Иногда бывает так, что учитель на уроке совершенствования речевых навыков не успевает выполнить упражнения третьего вида. Почему в данном случае цель урока не достигается?

Наши рекомендации