Урок совершенствования речевых навыков говорения
Представим общую схему уроков СРНГ.
Тема урока: Что значит быть счастливым?
Цель урока: учебная цель направлена на совершенствование лексических и грамматических навыков говорения.
Речевой материал: 1) Весь материал, усвоенный на первом этапе и представленный в виде разговорного текста (текстов). 2) Дополнительный материал из предыдущих циклов уроков.
Оснащение урока: ...
Ход урока:
I. Речевая подготовка (активизация материала предыдущих уроков).
II. Чтение (слушание) разговорного текста (с определенной речевой задачей).
Например: «Прочтите мнение Игоря о самом себе и скажите, действительно ли он несчастлив».
Текст: Игорь действительно несчастлив?
– Я хочу рассказать о себе. Я – плохой ученик. У меня плохие оценки. Хорошие оценки я получаю только по русскому, литературе и истории. Сидеть в библиотеке и читать – вот мое хобби. Но в школу я хожу неохотно, потому что я плохо понимаю математику. А ведь всем ребятам она дается легко. Я долго сижу над какой-нибудь задачкой, но все напрасно. Мои друзья смеются надо мной. Наверное, они правы? Я сижу один за последней партой. Да и кто захочет сидеть с «тупицей»?
Даже моя мама считает, что я неспособный. Но вот отец добр ко мне. Иногда я прихожу к нему на работу и помогаю ему. Его коллеги часто говорят ему: «У тебя хороший сын». И отец гордится мной. Поэтому я хочу скорее окончить школу и пойти работать, как отец. Ведь в школе нельзя быть счастливым. А вы как думаете?
III. Упражнения с материалом разговорного текста (комбинирование, перефразирование, трансформация). Это основная часть урока.
Основными являются упражнения, способствующие трансформации и комбинированию материала разговорного текста. Выполняя эти упражнения, ученики должны: а) найти в тексте фразы, раскрывающие содержание картинок; б) выбрать фразы, содержащие характеристику лица, места действия и т. п.; в) сократить текст (абзац), передать мысль короче; г) расширить абзац за счет изученного ранее; д) составить план текста и высказать основные мысли по плану; е) драматизировать часть текста; ж) определить соответствие сказанного тому, что написано в тексте, и т.п.
Упражнения I вида.
1. Докажите свое мнение. Выберите в тексте подходящие для вас факты. Учащиеся заполняют таблицу фактами из текста. Например:
Игорь счастлив | Игорь несчастлив |
(У него есть родители.) | (Мать говорит, что он неспособный.) |
(Отец его любит.) | (У него много плохих оценок.) |
(Отец им гордится.) | (Он не понимает математики.) |
(Игорь имеет хобби.) | (Друзья смеются над ним.) |
(Он много читает.) | (Он сидит один.) |
(Его хвалят коллеги отца.) |
2. Почему Игорь считает себя плохим учеником?
3. а) Правда ли, что он плохой ученик? Он прилежный или ленивый? Откуда это видно?
б) В классе хороший коллектив? Докажите!
в) Игорь хороший сын? Почему?
Упражнения II вида.
а) Согласны ли вы с Игорем, что всем ребятам математика дается легко?
б) Правда ли, что в школе нельзя быть счастливым?
в) Скажите, действительно ли несчастлив Игорь?
Учащиеся могут использовать таблицу к упражнению I вида.
Для ответа в качестве опоры предлагаются логико-синтаксические схемы:
Я думаю ... Во-первых, ... Например, … Он также ... Правда, ... Но он ... Даже ... Поэтому ... | Я думаю ... Ведь ... Например ... Но ... Даже ... Только ... Поэтому ... Но я считаю ... |
Последовательность фраз ученик может менять в зависимости от потребностей высказывания.
Упражнения III вида(выполняются без всяких опор).
а) А как у вас обстоят дела в школе? Вы счастливы в школе?
б) Родители вас понимают и поддерживают?
в) У вас хорошие отношения с друзьями?
После такой работы ученики получают домашнее задание: обоснуйте любой из двух тезисов – «Я счастливый человек» и «Я несчастливый человек».
Задания для самостоятельной работы к 9 главе
Задание 1. Ответьте на вопрос: можно ли считать предлагаемую организацию работы на этапе совершенствования речевых навыков адекватной задачам данного этапа? Почему Вы так считаете?
Задание 2.Посмотрите план-программу материала, изложенного в данной главе. Это поможет Вам углубить понимание прочитанного. Раскройте понятия, указанные в плане-программе.
I. РТ как содержательная и мотивационная база для развития умения говорить.
1. Требования к РТ.
II. Адекватность упражнений - основное условие эффективности работы на этапе совершенствования речевых навыков.
1. Необходимость развития тех действий, которые лежат в основе речевого умения: трансформация,комбинирование, репродукция. Условия, которые способствуют формированию этих действий.
2. Критерии выделения двух подэтапов. Их соотнесенность с различными уровнями деятельности учащихся на уроке.
3. Сущность механизмов речевого уменияи их совершенствование на данном этапе (механизм комбинирования, репродукции, выбора, упреждения).
4. Уровень смысловых связей в РТ (уровень предмета суждения, умозаключения и цепочки умозаключений (рассуждения)).
III. Классификация упражнений для совершенствования навыков.
1. Особенность упражнений для работы с РТ. Их нацеленность на
а) усвоение структуры РТ, б) интерпретацию его содержания через выявление трех уровней смысловых связей в РТ, в)транспонировку на личность учащихся.
2. Критерии классификации упражнений. Их характеристика.
3. Задачи, которые решаются на основе упражнений 1 вида, 2 вида, 3 вида.
IV. Особенности комплекса упражнений для работы с РТ.
1. Задачи данного комплекса.
2. Структура и содержание комплекса.
Задание 3.Проверьте себя по вопросам для самоконтроля:
1. Каким требованиям должен отвечать РТ?
2. Какие действия и почему необходимо формировать на этапе совершенствования речевых навыков?
3. Почему на этапе совершенствования речевых навыков необходимо выделить 2 подэтапа? Какие критерии лежат в основе этого выделения и как они соотносятся с действиями учащихся на уроке?
4. Каким образом работа на этапе совершенствования речевых навыков способствует развитию механизмов речевого умения?
5. Какие критерии классификации упражнений необходимо соблюдать и каковы особенности упражнений на первом и втором подэтапах с точки зрения данных критериев?
6. В чем состоят особенности каждого вида упражнений?
7. Каким должен быть комплекс упражнений для работы с РТ?
8. В чем состоит сущность действий учителя на уроке совершенствования речевых навыков?
Задание4. Соотнесите функции РТ и требования к РТ.
а) речевого образца | 1) выразительность 2) информативность 3) логичность 4) модальность 5) наличие различных точек зрения на проблему 6) направленность на коммуникативную задачу 7) обращенность 8) ориентированность 9) связность 10) цельность 11) эмоциональная окрашенность |
б) стимула общения | |
в) основы для создания ситуаций |
Задание 5. Объясните, что показывает схема № 1 с точки зрения развиваемых качеств, навыков и умений.
Схема №1.
Первый подэтап | Второй подэтап | |
1. Внутритекстовое комбинирование и трансформация РТ на уровне словосочетаний и фраз. | 1. Межтекстовое комбинирование и трансформации межтекстового уровня. | |
2. Ситуации старые (известные). | 2. Ситуации новые. | |
3. Опоры в виде РТ, ЛСС, картинок. | 3. Опоры – стимулы к высказыванию. Отсутствие опор–подсказок. |
Задание 6. Прокомментируйте схему №2.
Схема № 2.
Уровень сложности преобразования РТ | Уровень новизны ситуаций | Уровень и характер опор | ||||||
Устойчивость навыка | Гибкость навыка | Относительная сложность навыка | Динамичность умения | Целенаправленность умения | Продуктивность умения | Самостоятельность умения | ||
Задание 7.А теперь решите следующие методзадачи:
1. На уроке совершенствования речевых навыков учитель использовал текст описательного характера. Можно ли на основе подобного текста решить все задачи этапа? Какие задачи возможно решить и при соблюдении каких условий, и решение каких задач абсолютно исключено?
2. При работе с РТ необходимо, чтобы обязательно имели местоупражнения в трансформации и комбинировании материала РТ. Почему так важно соблюдать данное условие?
3. Иногда бывает так, что учитель на уроке совершенствования речевых навыков не успевает выполнить упражнения третьего вида. Почему в данном случае цель урока не достигается?