Урок формирования грамматического навыка говорения

Общая схема «грамматического» урока следующая.

Тема урока: (указывается разговорная тема).

Цель урока: (указываются цель и задачи).

Речевой материал:

1) указывается конкретно новый материал – грамматическое явление (речевой образец); 2) указывается материал для повторения: это могут быть какие-то другие грамматические явления, необходимые для усвоения нового (в целях сравнения, совмещения, систематизации).

Оснащение урока: ...

Ход урока: ...

Как и в «лексическом» уроке, здесь обычно три главных вида работы: 1) речевая зарядка или речевая подготовка, 2) презентация нового грамматического материала, 3) автоматизация речевого материала.

Приведем пример презентациипридаточного дополнительного предложения.

– Вы знаете, ребята, в жизни нам часто приходится передавать слова третьих лиц, – говорит учитель, – послушайте, как это делается на иностранном языке.

Учитель показывает письмо своего зарубежного друга и продолжает:

– Я решил рассказать вам содержание письма, так как мой коллега провел отпуск необычно. Он пишет, что...

Здесь учитель прерывает рассказ, и на доске появляется:

Он пишет, что ...

Затем следует пересказ содержания письма, во время которого учитель после фраз, содержащих придаточное предложение, записывает на доске начало фразы с союзом и схематическое изображение сказуемого, в результате чего к концу рассказа на доске возникает примерно такая схема:

Урок формирования грамматического навыка говорения - student2.ru
Он пишет, что

Он пишет также, что ....

Он не знает, будет ли ....

Он рассказывает, как ....

Имея подобную схему, ученики сами могут сделать вывод о месте сказуемого в придаточном предложении. На основе этой схемы учитель организует интонационную отработку речевого образца.

Важнейшим видом работы, как и на лексических уроках, является автоматизация, которой отводится почти все время. Презентация не должна занимать более 3–5 минут. Она осуществляется также на основе условно-речевых упражнений.

Имитативное УРУ:

- На предыдущем уроке мы с вами говорили о том, как мы провели каникулы. Скажите, правильно ли я запомнил, что по этому поводу сказал каждый из вас:

Учитель: Петр сказал, что жил один месяц в Германии.

Ученик: Верно, Петр сказал, что жил один месяц в Германии.

Подстановочное УРУ:

- Я узнал у своих коллег, как они провели отпуск. Постарайтесь отгадать, кто где провел лето.

Х сказал, что ездил в спортивный лагерь.
Y сказал, что отдыхал на море.
….. ….

Трансформационное УРУ:

- Спросите вашего соседа и передайте мне его слова.

Учитель: Спросите его, поедет ли он с нами.

Ученик 1: Анна Ивановна спросила, поедешь ли ты с нами?

Ученик 2: Нет, не поеду.

Ученик 1: Макс сказал, что не поедет с нами.

Репродуктивное УРУ:

Учитель: Расспросите вашего соседа, что он делал вчера и передайте мне, что вы узнали.

Ученик: Петр сказал, что вчера он работал в библиотеке.

УРУ на совмещение:

Учитель: Представьте, что ваш собеседник не расслышал ваш вопрос и вам пришлось его повторить. Давайте поучимся. Послушайте, как мы будем это делать. Обратите внимание на разницу между прямым и косвенным вопросами.

Учитель: Где и как ты провел выходной?

Ученик 1: Ты как провел выходной?

Ученик 2: Что ты спросил?

Ученик 1: Я спросил, как ты провел выходной?

При использовании условно-речевых упражнений для формирования грамматических навыков нужно, как правило, включать в комплекс все их виды (имитативные, подстановочные, трансформационные, репродуктивные) в необходимой последовательности. Нужное окончание или любую другую форму, подлежащую усвоению, ученик использует по аналогии с речевым образцом, который записан на доске, в таблице или воспринимается в реплике учителя. Обязательным условием успешного выполнения УРУ является отработка логического ударения в речевом образце. Следует показать ученикам, как они должны реагировать, с какой интонацией и ударением, чтобы контакт двух общающихся не распадался.

Таким образом, мы рассмотрели этап ФГНГ. Рассмотрим далее этап СРНГ.

Задания для самостоятельной работы к 8 главе

Задание 1. Прочитайте материал о том, как обучать грамматической стороне говорения. Ответьте на предваряющие вопросы:

1. Какое значение имеет для обучения наличие у грамматической структуры функциональной и формальной сторон?

2. В чем суть функциональной стратегии формирования грамматических навыков говорения?

Задание 2.Просмотрите план–программу материала, изложенного в данной главе, это поможет Вам углубить понимание прочитанного.

I. Значение грамматической стороны речи для обучения общению

1. Грамматика как наука о строе языка.

2. Функциональная грамматика.

II. Грамматический навык как объект овладения

1. Операция выбора модели (функциональная сторона навыка) и операция оформления модели (формальная сторона навыка).

2. Ситуативность и речевая задача как важнейшие условия формирования операций выбора и оформления.

III. Основные виды работ на уроке формирования грамматических навыков говорения

1. Презентация грамматического явления как комплексный процесс, включающий в себя:

а) экспозицию нового грамматического явления;

б) показ функционирования грамматического явления в речевой деятельности;

в) использование правил-инструкций;

г) использование речевых образцов, оперативных схем, таблиц;

д) интонационная обработка речевых образцов

2. Автоматизация грамматического явления как процесс формирования навыка.

а) стадии формирования грамматического навыка: восприятие, имитация, подстановка, трансформация, целенаправленное изолированное употребление, совмещение.

б) подсистема упражнений как операционное средство для формирования грамматических навыков. Условно-речевые упражнения как основной вид упражнений для формирования грамматических навыков.

в) соотношение и последовательность упражнений.

г) материальные средства ФГНГ. Зрительные подкрепления в процессе формирования грамматического навыка. Виды зрительных подкреплений (вербальные, схематические, вербально-схематические) и их место.

IV. Роль, место и характер грамматических правил

1. Понятие «учебное правило». Отличие учебных правил от академических. Вспомогательная роль учебных правил при обучении иноязычному общению.

2. Виды учебных правил при обучении общению (вербальное и схематическое).

1) вербальное учебное правило и требования к нему; функциональная направленность, речевой характер формулировки, обобщенность, адекватность, научность, доступность, инструктивность.

2) виды схем («ориентировочные» и «оперативные») и требования к ним: функциональная направленность, адекватность, обобщенность, научность, доступность, наглядность, конкретизированность, динамичность, репрезентативность.

3) «квантование» учебных правил как один из способов управления процессом формирования грамматических навыков. Зависимость количества «квантов» учебного правила от набора формальных и функциональных трудностей усваиваемого грамматического явления. Последовательность предъявления «квантов» учебного правила и их место в общем процессе формирования грамматических навыков. Первичность «кванта» учебного правила, касающегося функции грамматического явления. Зависимость вида учебного правила от стадии формирования грамматического навыка.

4) возможность и целесообразность «лексического пути» усвоения отдельных грамматических явлений.

5) Последовательность освоения грамматическими трудностями языка.

V. Анализ урока формирования грамматических навыков

1. Цель урока, сопутствующая задача, речевой материал, (учтен ли вид речевой деятельности, в которой данное грамматическое явление преимущественно используется), зависимость выбора вида или варианта урока от набора трудностей усвоения грамматического явления.

2. Основные этапы работы с новым грамматическим явлением.

3. Цель речевой зарядки и речевой подготовки.

4. Распределение учебного времени на уроке между презентацией и автоматизацией грамматического явления.

5. Учебное правило, его объем, место «квантов» учебного правила и последовательность их предъявления.

6. Использование разных видов опор на уроке.

7. Технология выполнения УРУ.

Задание 3.Проверьте себя по вопросам для самоконтроля.

1. Почему традиционная стратегия обучения грамматической стороне говорения не способна обеспечить создание грамматических навыков говорения?

2. В чем преимущества функциональной стратегии формирования грамматических навыков?

3. Какие две операции выделяют в грамматическом навыке, и какое значение это имеет для методики формирования грамматических навыков?

4. Какие основные виды работ на уроке формирования грамматических навыков можно выделить, и каково их главное назначение?

5. Какова цель речевой зарядки на уроке формирования грамматических навыков?

6. Что дают комплексному процессу презентации грамматического явления каждое из пяти действий, составляющих его?

7. Как соотносятся стадии формирования грамматических навыков и условно-речевые упражнения для формирования грамматических навыков?

8. Какие подкрепления используются в процессе формирования грамматических навыков и где их место?

9. Что такое «квантование правил»?

10. Чем обеспечен высокий уровень формирования грамматических навыков на основе «квантования правил»?

11. Когда имеет место в учебном процессе «лексический путь» усвоения отдельных грамматических явлений?

12. Что необходимо оценивать в дополнение к общим параметрам при анализе уроков формирования грамматических навыков?

Задание 4.А теперь решите следующие методические задачи:

1. Что дает нам анализ грамматического навыка? Докажите это на примере.

2. Найдите ошибку в следующем суждении «Поскольку существуют кроме речевых и языковые навыки, нужны и языковые упражнения».

3. В чем вы видите преимущество схем перед речевыми образцами?

4. Влияет ли возраст учащихся на методику работы по усвоению грамматической стороны речи?

5. Согласны ли Вы с названием этапов работы ФГНГ?

8. Зачем нужно сталкивать структуры?

9. Что дает квантование знаний по сравнению с другими подходами?

Задание 5.Подготовьте реферат по теме «Использование правил в процессе формирования грамматических навыков говорения».

Для написания реферата можно использовать статьи Л.П. Малишевской, перечень которых дается в списке использованной литературы.

Наши рекомендации