Условия и способы формирования лексического навыка говорения
Для функционального формирования лексических навыков говорения должного уровня необходимо соблюдать ряд условий. Рассмотрим их.
Наряду с внутренними и внешними условиями обучения (см. главу 2), которые необходимо учитывать на всех этапах работы над речевым материалом, на этапе ФЛНГ должны быть созданы специальные условия, которые можно подразделить на общие и частные.
К общим условиям относятся:
1) адекватность используемых средств и способов цели при данных условиях;
2) наличие комплекса условно-речевых упражнений, построенного с учётом требований к условно-речевым упражнениям и в соответствии со стадиями формирования лексических навыков говорения.
3) правильная техника выполнения условно-речевых упражнений.
Техника выполнения УРУ:
- Установка. Перед выполнением упражнения учитель формулирует установку, выдвигая на первый план её речевой аспект. Например: Выразите ваше отношение к услышанному, скажите, согласны ли вы со мной (установка речевая), используя мою реплику, как образец (установка формальная).
- Показ выполнения УРУ. Учитель проговаривает свои реплики и реплики учащихся опираясь на модель, записанную на доске. Добивается понимания упражнения, делает необходимые пояснения и использует опоры в целях профилактики ошибок.
- Отработка образца. Упражнение выполняется вслух всеми учащимися с необходимыми пояснениями учителя, причём реагируя на реплику учителя, каждый учащийся говорит со своей скоростью.
- Повторение речевой установки (без упоминания её формальной стороны).
- Выполнение упражнения. Обязательное условие: учитель и ученик – речевые партнёры, со всеми вытекающими отсюда требованиями к технике проведения УРУ.
К частным условиям относятся:
1. Предваряющее слушание.
Если предваряющее слушание организовано правильно и учащийся воспринимает к тому же однотипные фразы, то это способствует зарождению динамического стереотипа. Кроме того, известно, что слушание сопровождается внутренним проговариванием; это также укрепляет стереотип.
2. Имитация в речи.
Овладение речью фактически начинается с имитации речевых отрезков.
Осмысленная имитация даёт значительно больший эффект, нежели “слепая”. Поэтому имитация будет успешнее, если указать на разницу между оригиналом и высказыванием – копией.
3. Однотипность фраз.
Конструкция фраз, часто повторяющихся в речи, вызывает определённую системность в работе мозга. Когда мозг воспринимает сигнал того же качества (фразу той же конструкции), то нервные импульсы проходят быстрее и фиксируются прочнее.
4. Регулярность однотипных фраз.
При обучении иноязычной речи человек не получает того обилия фраз, что в родном языке. Это можно компенсировать регулярностью поступления в мозг однотипных фраз, их “неразрывностью во времени”.
5. Действия по аналогии в речевых условиях.
При функционировании механизма аналогии происходит конструирование фразы, что принципиально отличается от конструирования по правилам: конструирование по аналогии широко распространено в речи, конструирование по правилам, однако, почти отсутствует. Речевые действия могут совершаться по аналогии с образцом: видимым, слышимым, абстрактно изображённым и мысленно представленным. Такая последовательность соответствует принципу нарастания трудностей, и это нужно учитывать при организации упражнений.
6. Безошибочность речевых действий.
Из психологии хорошо известно, что избегать ошибок особенно важно на начальной стадии усвоения какого – либо действия, где они оказываются исключительно стойкими. Действия, произведённые самим говорящим, даже те, которые искажают смысл, закрепляются легко и прочно. Поэтому истинным условием формирования навыков является относительная безошибочность в выполнении действия, обеспеченная за счёт профилактики ошибок. В этом случае мозг получает положительные подкрепления, и динамический стереотип данного действия усваивается успешно.
Профилактика ошибок достигается сообщением правил–инструкций в процессе автоматизации и правильной техникой выполнения УРУ.
7. Разнообразие “обстоятельств” автоматизации.
Гибкость является целью формирования лексического навыка. А появляется она лишь в том случае, когда навык формируется на достаточном количестве материала и в достаточном количестве разнообразных ситуаций.
8. Речевой характер упражнений.
Для обучения говорению упражнение должно быть упражнением в устной речи, в говорении.
Упражнение в устной речи (в говорении) всегда предполагает общение, коммуникацию, которая может быть и абсолютно естественной (как в речевых упражнениях) и, до определённой степени условной, специально организованной (как в упражнениях условно-речевых).
Для выработки разных качеств навыка нужны определённые условия:
· Для автоматизированности – условия 1,2,3,4,5,6,8;
· Для устойчивости – 1,2,3,6;
· Для гибкости – 5,7,8.
Таким образом, видна необходимость создания всех условий в совокупности.
Эти условия могут быть созданы в условно-речевых упражнениях.
Что касается способов обучения, то они полностью представлены во 2 главе.
Таким образом, мы рассмотрели все компоненты технологии обучения: цель, средства, способы, условия. Покажем далее специфику уроков ФЛНГ.