Значение древнегреческой культуры

Древнегреческая культура занимает особое место в том наследии, на которое опирается в своем последующем историческом развитии человеческая цивилизация в целом, в особенности культура народов Европы. В сфере эстетической, художественного творчества наследие греков — не только источник современного знания, но и живая, полная обаяния духовная сила. Не только корни европейской культуры лежат в античности, но и античная культура является составной частью культуры современной. Знаменательно, что перелом в истории западноевропейского искусства начинается с эпохи Ренессанса, т. е. возрождения античного искусства. Как писал Ф. Энгельс, «в спасенных при падении Византии рукописях, в вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир — греческая древность; перед ее светлыми образами исчезли призраки средневековья». Образы античной мифологии получили многочисленные воплощения и толкования в живописи Леонардо да Винчи, Боттичелли, Тициана, Рубенса, Рембрандта, Ватто, Фрагонара, А. Иванова, Бруни, в скульптурах Витали, Козловского, Демут-Малиновского и др. Ее сюжеты широко использовали многие великие писатели и музыканты всех времен и народов: Данте, Шекспир, Пушкин, Гайдн, Глюк. Оффенбах, Стравинский и т. д. Едва ли можно найти область, в которой не ощущалось бы влияние греческой культуры. И в этом ее непреходящее значение.

Походы Александра Македонского

Усмирение непокорных

Своеобразным переходом от классической к эллинистической эпохе является время Александра Македонского. Этот короткий исторический период (с 336-323 гг. до н. э.) вместил, однако, события, определившие ход истории на несколько столетий вперед.

Уже при отце Александра начинается война с персами, но убийство Филиппа в 336 г. до н. э. отодвинуло на некоторое время осуществление грандиозных планов Восточного похода. Вступив на престол, Александр жестоко расправился с убийцами отца и возможными претендентами на престол. Но наибольшая опасность угрожала молодому царю извне:

· с севера — вторжение фрако-иллирийских племен,

· с юга — восстание греков.

В этой обстановке Александр действовал быстро и решительно. Во главе армии он вторгся в Среднюю Грецию и встал лагерем около Фив. Устрашенные греки признали за Александром все права, которыми обладал его отец. Столь же стремительно македонская армия двинулась на север и в ряде сражений одолела фракийцев и иллирийцев. Между тем ложный слух о гибели македонского царя спровоцировал греков на восстание. Понимая всю серьезность происходящего, Александр неожиданно быстро для греков вернулся и, захватив Фивы — основной центр восстания, до основания разрушил город, обратив в рабство его жителей.

Начало похода в Азию

Усмирив непокорных, Александр обратился к основной своей задаче — походу против персов, и весной 334 г. до н.э. македонская армия и союзные греческие отряды переправляются в Малую Азию. Численно армия Александра намного уступала персидской, но была великолепно обучена, дисциплинированна и вооружена. Первая встреча с войсками малоазийских сатрапов произошла на р. Граник, и в тяжелом бою персидская армия оказалась разбитой. Победа открыла Александру путь к завоеванию Малой Азии.

Официально война персам была объявлена в отмщение за поругание греческих святилищ во время греко-персидской войны, и Александр умело использовал панэллинские лозунги. В греческих городах он изгонял олигархов и устанавливал демократический строй, объявлял города свободными. Все это обеспечило ему поддержку греческого населения Малой Азии.

Значение древнегреческой культуры - student2.ru

Фрагмент мозаики «Битва при Иссе Александра с Дарием» из дома фавна в Помпеях. Римская копия картины Филоксена. Конец IV в. до н.э.

Покорение Египта

Закончив завоевание Малой Азии, Александр, пройдя через Киликию, вступил в Северную Сирию. Здесь ему пришлось вновь встретиться с персидскими силами — на этот раз во главе их стоял сам царь Дарий III. Происшедшее осенью 333 г. до н.э. сражение при Иссе было тяжелым для обоих противников, с большим трудом македонянам удалось добиться победы. В Дамаске была захвачена походная казна персидского царя, что облегчило финансовое положение Александра, до этого весьма тяжелое. Видимо, именно после победы при Иссе у него возникает мысль о завоевании всей Персидской державы. Далее Александр захватывает сиро-финикийское побережье, где самое упорное сопротивление оказал Тир, но в 332 г. город был взят штурмом и жестоко наказан. Взятие Газы открывало путь в Египет, сатрап которого, не имея достаточных сил для сопротивления, сдался. Египтяне доброжелательно встретили Александра, видя в нем освободителя от персидской власти. Во время пребывания в Египте Александр основал в дельте Нила город, дав ему свое имя. Он совершил паломничество к оракулу Амона в пустыне, жрецы которого объявили Александра сыном Амона, признав таким образом его божественное происхождение. Тем самым его власть над Египтом получила божественное обоснование.



Наши рекомендации