Понятие необходимости и случайности. Их взаимосвязь.
2. Роль категории необходимости и случайности в познании.
Изменения, происходящие в окружающей нас действительности, можно разделить на два вида:
одни: определяются внутренней природой явления и вытекают из коренных особенностей развития предметов, явлений и процессов;
другие: не вытекают из сущности данного предмета или процесса, т.к. вызываются побочными и внешними причинами.
Необходимость- это то, что совершается с внутренней неизбежностью и имеет в самом себе причину и обоснование (закономерность).
Случайность- это то, что неустойчиво, непрочно, временно связано с данной необходимостью, т.к. причина его находится вне данного явления.
Необходимость - это тип связи, который определяется устойчивой совокупностью условий, их возникновения и развития, т.е. неизбежно.
Случайность - это то, что может произойти, а может и не произойти так или иначе.
В истории философии: Демокрит, Гольбах и др. признавали только необходимость, т.к. явлений без причины не бывает, т. следовательно, они необходимы. Демокрит на этом основании отвергал случайность, ибо каждому явлению присуща какая-то причина. Гольбах - атом материи не по случайности встречается с другим атомом. Эта встреча должна произойти благодаря неизменным законам.
Отождествление причинных связей с необходимостью, видимо, связано с тем, что всякая причина обнаруживается в следствии. Например, засуха с неизбежностью порождает и соответствующее следствие - неурожай, борьбу против засухи. В этих границах причинно-следственные связи необходимы. А т.к. всякое явление есть следствие каких-то причин, значит, всякое явление необходимо. В этом на первый взгляд правильном рассуждении упускается из виду, что не всякая причина по своему происхождению необходима, она может быть и случайной. Например, лесной пожар. Следовательно, если случайна причина, то случайно и следствие. Материализм 17 века отрицает случайность.
Необходимость и случайность имеют объективный характер, хотя их роль в познании различна.
Необходимость и случайность предполагают друг друга, поэтому отрицание той или другой не может остаться без последствий. Изолируя одну из них, мы неизбежно приходим к ее противоположности. Объявляя все явления необходимыми мы тем самым объявляем необходимым заведомо случайное. Такая позиция свойственна метафизическому взгляду на мир. Согласно этому воззрению в природе господствует простая, непосредственная необходимость. От того, что все объявляется необходимым, мы вовсе не избавляемся от случайности, а саму необходимость сводим до уровня случайности. Провозглашая абсолютную необходимость, мы вынуждены, например, закону, управляющему управлению планет придавать то же значение, что и количеству горошин в стручке или длине хвоста у собаки.
Однако наука отделяет необходимое от случайного, т.е. отрицая случайность, мы тем самым отрицаем науку. В то же время признание одной только случайности ведет к тому, что эта случайность предстает как фатальная необходимость, рок, судьба. Цель науки - раскрыть закономерности, т.е. выяснить необходимость.
Необходимость и случайность не существуют обособленно и имеют определенный смысл лишь во взаимной связи. Случайность - это только один полюс во взаимозависимости. Другой полюс называется необходимостью. След-но, не существует такой случайности, которая в другом отношении не выступала бы как необходимость. Например, если засуха в отношении нашего сельского хозяйства является случайностью, то это не означает, что она ни в каком отношении не связана с необходимостью. Ее необходимость вытекает из климатических условий развития природных систем. Поэтому засуха по отношению к этим системам необходима.
Следовательно, случайность и необходимость выступают в качестве таковых в одном и том же отношении к данному явлению. Если же рассматривать явления в разных отношениях, то оно одновременно оказывается и случайным и необходимым.
Случайность и необходимость не только существуют вместе, но и при известных условиях переходят в друг друга. Например, многие открытия полезных ископаемых в науке были случайными. Но эти случайности положили начало необходимым этапам в развитии производительных сил и самой науки. Например, случайное открытие радиоактивности с необходимостью привело к развитию рентгенологии.
Из всего сказанного можно сделать вывод: случайность - это только один полюс взаимозависимости, другой полюс называется необходимостью, т.е. одно и тоже материальное явление, процесс, случайный в одном отношении выступает как необходимое в другом.
Далее, с одной стороны в материальном мире нет ни одного явления, в котором не присутствовали бы в той или иной степени моменты случайности. С другой стороны, нет таких явлений, которые считаются случайными, но в которых не было бы моментов необходимости.
Взаимосвязь необходимости и случайности состоит в том, что случайность выступает как форма проявления необходимости и как ее дополнение. Это означает, что необходимость не существует в чистом виде, она всегда проявляется через случайность. В свою очередь случайность придает явлению определенное своеобразие, специфику, неповторимые черты. Например, развитие орудий труда от каменного топора до компьютера это историческая необходимость, пробивавшая себе дорогу через случайности, обусловленными конкретным развитием того или иного общества. Необходимость обязательно, неумолимо пробьет себе дорогу через массу случайностей, если для этого созрели объективные условия.
Для познания важно, как можно обнаружить необходимое за случайное, ибо задача любой науки заключается в том, чтобы из множества случайностей выделить необходимость. Широко известно положение «наука враг случайности». Его следует понимать в том смысле, что науки вскрывает необходимость и не отбрасывает, отмахивается от случайности, а выясняет, почему данная необходимость проявляется через эти случайности.
В раскрытии случайности большая роль принадлежит динамическим и статистическим закона, которые отличаются по характеру вытекающих из них предвидений.
В законах динамического типа научное предвидение имеет точно определенный однозначный характер. Так, в механике, если известен закон движения и заданы его координаты, то по ним можно точно определить положение и скорость движения тела в любой момент времени (рассматривается относительно изолированная система, которая абстрагирована от случайностей).
В статистических закономерностях предвидение носит не достоверный, а лишь вероятностный характер. Это обусловлено действием множества случайных факторов, которые имеют место в массовых событиях, особей в биологических популяциях, людей в коллективах. Статистические закономерности выступают как результат закономерностей большого числа элементов. Необходимость проявляется в статистических закономерностях, возникает и уравновешивается множеством случайных факторов. Статистические законы, хотя и не дают однозначных и достоверных научных предвидений, тем не менее, являются единственно возможными при исследовании массовых явлений случайного характера. Они вскрывают нечто устойчивое, необходимое, повторяющееся.
Динамические законы оказываются предельным случаем статических, когда вероятность становится практически достоверностью.
При всем многообразии объективного мира первое, что бросается в глаза - это их обусловленность друг другом, их взаимосвязь. И в этой взаимосвязи одно из первых мест занимают причинно-следственные связи.
Причина- то, без чего не было другого явления (причиной называется действие, которое вызывает следствие - порождает другое).
Следствие - это результат действия причины.
В объективном бытии причина и следствие носят объективный характер, что подтверждается теоретическими и практическими знаниями. На практике человек убеждается, что независимо от него существуют объективные причины и следствия, с которыми он вынужден считаться в своей деятельности. Именно благодаря деятельности человека и возникает представление о причинности представления о том, что одно действие есть причина другого. Такой подход позволяет показать несостоятельность никаких сверхъестественных причин.
Классическая физика сыграла огромную роль в борьбе с индетерминизмом, обосновав причинную зависимость явлений природы, обосновав принципы детерминизма.
В более развернутом виде принцип детерминизма включает в себя:
1. Тезис о всеобщей обусловленности материальных систем и процессов, посредством которой каждая конкретная вещь приобретает и сохраняет свои характерные признаки и которая объясняет изменение явлений.
2. В основе всего многообразия отношений детерминации лежит генетическая причинная производительность. Каждое событие имеет свою причину, и этот процесс сопровождается переносом вещества, движения и информации.
3. Признание многообразия типов отношения детерминации и необязательно их сводить только к причинности (случайность, внешние условия).
4. Тезис о закономерности или регулярности отношений, т.е. они носят упорядоченный характер и подчиняются законам бытия.
5. Тезис об объективном характере всех отношений.
Например, в связи с созданием квантовой механики ряд ученых высказали мысль, что в явлениях микромира существуют признаки индетерминизма. На самом деле причинность в области микрообъектов проявляется в иной форме, чем в макрообъектах. Эта особенность связана со статистическим характером поведения элементарной частицы, например, электрона, обладающего не только корпускулярной, но и волновой природой. В области биологии и с индетерминизмом покончил научный дарвинизм, изгнав из живой природы Бога и теологию, тем самым была опровергнуто учение о спонтанных мутациях (сторонники теории онтогенеза).
Причинно-следственные связи носят универсальный всеобщий характер, т.е. кто признает объективность причинности, вынужден признавать и ее универсальность. Если мы допускаем явление без материальных причин, то вынужден допускать сверхъестественные причины. Признание универсального характера причинных связей доказывает несостоятельность агностицизма, т.е. если неизвестны причины заболеваний, то несомненно они будут вскрыты. Так было всегда во всей истории медицины.
Причина и следствие взаимосвязаны. Причина есть нечто самостоятельное, независимое от следствия, а следствие есть производное, зависимое. Но т.к. они связаны, причина порождает следствие, в какой-то мере становится следствием для других явлений. Например, условия жизни организмов, изменившись, вызывают изменение наследственности и в то же время в видоизмененном виде, т.е. в виде определенного генетического кода включается в само содержание этой наследственности. Вывод. В следствии есть то, что раньше было в причине и в то же время в следствии есть нечто новое по отношению к самой причине. Следствие оказывает обратное влияние на причину, т.е. выступает как причина других следствий.
Любое следствие является результатом многих причин, но не все они играют одинаковую роль, поэтому целесообразно различать причину, условие, повод. Условие- это то, что подготавливает возможность появления следствия. Повод- это внешние обстоятельства, помогающие развязать действия причины и не являются закономерностью. Например, было время, когда сырой воздух болот считали причиной малярии. Но это лишь благоприятное условие для размножения малярийного комара. Причиной туберкулеза является палочка Коха, а поводом к ускорению ее действия может явиться простуда, социальные условия и т.д.
Причина различна не только у различных следствий, но и у одного и того же следствия, поэтому встает вопрос о классификации причин. Здесь выделяются главные и неглавные, внутренние и внешние и т.д. Например, в процессе видового изменения организмов главной причиной является изменение условий жизни, среда. В процессе индивидуального развития при наличии всех необходимых условий главной причиной является наследственность организма, определяющая характер изменений. В превращении различных культур микробов под воздействием мутагенных средств решающая роль принадлежит последним как первоисточнику изменений. А в том обстоятельстве, что из семян пшеницы произрастает стебель и листья пшеницы, а не ржи, главной причиной является наследственная природа этого семени.
Причины могут быть общие и ближайшие (падение самолета).
Причины могут быть внутренними и внешними. Внутренние - взаимодействие частей данного явления, внешние - взаимодействие данного предмета с другими. Но это различие не носит абсолютного характера.
Основные различия видов причин связаны с особенностями развития объективного мира. Процесс развития явлений в живой природе протекает иначе, чем в неживой природе, а в обществе иначе, чем в живой природе. Поэтому причинно-следственные связи складываются по-разному.
Категории причины и следствия являются моментами, ступеньками процесса познания, т.е. человеческое познание идет от следствия к раскрытию причины. Главная задача медицинской науки скрыть причину того или иного заболевания. Например, если мы имеем с базедовой болезнью и пытаемся установить ее причину, то их оказывается много, но главным является недостаток йода, а остальные причины можно рассматривать как условия болезни.
Нельзя практически устранить следствие, не устраняя порождающих их причины.
Вопрос, почему, становится исходным в практической деятельности врача. Поэтому знание причины - одна из главных задач в медицине, ибо, зная причину, можно успешно бороться против ее возникновения, зная причину, можно предотвратить ее действие.
В медицине четко выявлено деление причин болезни на экзогенные(внешние - физические, химические, биологические) и эндогенные (внутренние - в виде некоторых наследственных дефектов и вторичные). К первой группе причин следует добавить психогенные.
Знание одних причин заболевания для успешного лечения недостаточно. Надо уметь разобраться во всем течении болезни, ибо причинная связь - это не просто предшествование, а результативная связь, когда одно явление вызывает другое, действует, а не просто предшествует. Врачу следует избегать логической ошибки, т.е. за этим - значит вследствие, по причине этого. Эта ошибка приводит к неправильной постановке диагноза и как следствие неверной методике лечения.
В правильном выборе лечения того или иного заболевания следует различать причину, условие, повод. В силу учета причин и условий в лечебной практике обычно сочетаются два момента: воздействие на различные явления, которые могут служить причиной патологических процессов (антибактериальная терапия) и терапевтические мероприятия направлены на ряд моментов, обуславливающих причинную связь (вакцинация, стимулирующая терапия, закаливание).
В медицине начальный период развития медицины причины болезней мыслились как нечто находящееся вне организма и духовное (лихорадка), затем «миазмы» как причина болезни. С возникновением микробиологии - причина микробы - монокаузализм, т.е. причина отрывается от самого организма, игнорируется роль условий, индивидуальная восприимчивость.
Кондиционализмсчитал, что для возникновения патологических процессов необходима не объективная причина, а только ряд условий, а организм сам творит свою болезнь. Поэтому сама болезнь есть результат суммы условий.
Диалектика, раскрывая развитие через философские законы и категории, позволяет сделать вывод о единстве микро- и макромира и пересмотреть концептуально схему эволюции. Этот пересмотр привел к выводу, что Вселенная представляет собой целостную единую систему. А это ведет к новой концепции детерминизма – неодетерминизму. Неодетерминизм– новая версия традиционного (линейного) детерминизма, которая являлась до сегодняшнего времени доминирующей в европейской культуре, привела к радикальному изменению взглядов в рамках естественнонаучной и в рамках гуманитарной традиции, т.е. неодетерминизм, естествознание позволяет перейти к нелинейной парадигме, что связано со становлением неклассической науки, начиная от квантовой механики до теории катастроф. Такой подход позволяет сделать вывод, что развитие всех систем Вселенной носит нелинейный характер. Это подтверждено синергетикой.
4. Синергетика как теория развития[2].
Первое использование данного термина связано с докладом профессора штудгартского университета Г. Хакена «Кооперативные явления в сильно неравновесных и нефизических системах» (в 1973 году).
Западногерманское издательство «Шпрингер» в 1975 году заказывает Хакену книгу. Уже в 1977 году монография под название «Синергетика» выходит на немецком и английском языках. Издательство «Шпрингер» открывает серию «Синергетика», в которой выходят все новые и новые труды.
Начиная с 1973 г., с той конференции, на которой впервые прозвучал этот термин, научные встречи по теме «самоорганизация» проходят каждый два года. К 1980 г. было уже выпущено пять объемных сборников докладов этих конференций. А известнейший и старейший форум физиков – Сольвеевский конгресс в 1978 г. был целиком посвящен проблемам самоорганизации. В нашей стране впервые конференция по синергетике прошла в 1982 г.
Сам термин «синергетика» происходит от греческого «синергена» - содействие, сотрудничество, «вместедействие».
По Хакену, синергетика занимается изучением систем, состоящих из большого (очень большого, огромного) числа частей, компонент или подсистем, одним словом, деталей, сложным образом взаимодействующих между собой. Слово «синергетика» и означает «совместное действие», подчеркивая согласованность функционирования частей, отражающуюся в поведении системы как целого.