Проблема развития в философии

Кафедра философии

В. Н. Яковлев

С. Н.Синицын

Т. Е.Щербакова

Диалектика как учение о развитии и познании

Учебно-методическое пособие по философии

для организации самостоятельной работы студентов,

аспирантов и соискателей

Смоленск, 2007

УДК ББК 87

Яковлев В. Н., Синицын С. Н., Щербакова Т.Е. Диалектика как учение о развитии и познании. Учебно-методическое пособие по философии для организации самостоятельной работы студентов, аспирантов и соискателей / под ред. В. М. Остапенко. - Смоленск: СГМА, 2007. – 40c.

Пособие разработано для организации самостоятельной работы студентов лечебного, педиатрического, стоматологического, сестринского дела и фармацевтического факультетов по изучению проблем развития в философии, а также аспирантов и соискателей при подготовке к экзамену «История и философия науки». Учебное пособие дополняет и углубляет лекционный и материал. Пособие разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, в нем представлены современные концепции и теории, показана роль развития в философии и медицине.

Рецензент: к. ф. н., доцент М. Г. Соколова

Проблема развития в философии

Цель.Раскрыть содержание понятия развития, показать значение проблемы развития в науке, философии, медицине. Дать определение диалектики, охарактеризовать ее исторические формы и модели развития в философии XIX – XX вв. Изучить основные законы и категории материалистической диалектики. Дать сравнительную характеристику материалистической диалектики и синергетики как теорий развития, выявить их методологическое значение. Рассмотреть универсальный эволюционизм как основу формирования современной научной картины мира.

План

Понятие развития. Модели развития в философии.

Законы диалектики как законы развития и познания.

Философские категории и их характеристика.

Синергетика как теория развития.

Универсальный эволюционизм и современная научная картина мира.

Понятие развития. Модели развития в философии.

Диалектика– наука о наиболее общих законах развития и взаимосвязи природы, общества и мышления. Критерием диалектики является выяснение сущности развития. Познание законов развития и взаимосвязи дает возможность человеку управлять процессами развития, изменять мир в соответствии с объективными законами и потребностями человеческой цивилизации.

Что же такое развитие?

Развитие связано с понятием движения, оно включает реализацию возможностей изменения в имеющемся бытии при сохранении его как основы. Поэтому развитие тесно связано с понятием функционирования во времени. Характерными чертами развития в отличие от движения вообще являются:

1. Качественные изменения материальных и духовных систем в рамках целостности бытия, т.е. развитие связано с переходом на другой уровень, когда изменяются существенные характеристики, но целое продолжает существовать как определенность (например, развитие организма в рамках его целостности).

2. Необратимость характеризуется изменениями и возникновением новых качеств, ранее не существующих, т.е. существует возможность возникновения новых качеств, но сама система не исчезает (например, ступени развития личности – психолог Пиаже).

3. Развитие характеризуется определенной направленностью, т.е. в материальных и идеальных системах содержатся различные потенциальные возможности для самореализации, т.е. сохраняется структурная организация целого (например, человек развивает свои умственные способности, которые ведут к изменениям его поведения, взаимодействиями с людьми, его развития, профессионализма и морали).

Таким образом, указанные три признака и должны составлять исходное определение понятия развитие, т.е. критерии развития комплексной, означающей качественные изменения системы, направленные, необратимые. Исходя из данного определения, проблему развития следует рассматривать с вопросом сущности бытия, субстанции, с вопросами единства и многообразия мира.

Сложный характер развития сформировал в философии несколько концепций или моделей развития. Первой в истории философиибылаклассическая модель диалектики, представленная немецкими философами Кантом, Шеллингом, Гегелем. Это была рационалистическая, логико-гносеологическая модель (рассматривали в лекциях по немецкой классической философии). В первой половине 19 века появилась градуалистская (плоский эволюционизм) модель развития, основателем которой явился английский философ Спенсер (1820-1903). В 1852 г. в статье «Гипотеза развития» он высказал гипотезу о том, что в опыте человека нет доказательств превращения видов животных и растений и нет фактов в пользу гипотезы сотворения вида. Поэтому развитие в природе носит постепенный эволюционный характер, в основе всеобщей эволюции лежит принцип механического перераспределения частиц материи, а сама эволюция идет в направлении от односторонности к разносторонности. Таким образом, идея развития у Спенсера сводится к признанию: исключительно постепенного характера развития, и все изменения природных систем связаны с внешним источником развития. Такая позиция отрицает наличие резких качественных изменений. Этот вывод стал приходить в резкое противоречие с действительностью в первой половине 20 века. В этот период происходила научная революция в физике, разрабатывалась квантовая теория, что привело к изучению микромира, который существенно отличается по своей внутренней природе и закономерностям от макромира. В биологии было открыто явление естественного мутогенеза (1907), а затем явление искусственного мутогенеза (вторая половина 20-х годов). Все эти открытия доказывали, что в природе развитие носит и взрывной характер, что отрицал Спенсер.

Существовало в западноевропейской философии концепция развития, получившая название творческой эволюции, получившая название «эмерджентизм». Главный смысл творческой эволюции состоит в признании факта возникновения нового качества, несводимого к исходному, т.е. внезапно. Новое качество выступает внутренней «творческой силой», которая понимается по-разному. Несводимые друг к другу более высокие ступени не могут быть предсказаны исходя из начальных качеств. Следовательно, сторонники этой концепции считают, что изменения, внезапно происходящие в мире, недетерминированы материальными природными силами. Такой творческой силой признается Бог.

Существовала во второй половине 19 столетия натуралистическая концепция развития – это диалектика естественнонаучных материалистов. Сюда следует отнести эволюционизм Дарвина (не рассматривается специфика социального развития).

В противоположность натуралистической концепции существовала антропологическая модель развития. Суть ее сводилась к тому, что диалектика существует только в развитии человеческого духа в его противоречивом динамизме.

В 40-е годы 20 века сложилась диалектико-материалистическая концепция развития, где понятийный аппарат разработан обстоятельно (Энгельс «Диалектика природы»).

Таким образом, из всего изложенного можно сделать вывод, что разнообразие трактовок развития свидетельствует о многогранности самого феномена развития и о возможности построения относительно самостоятельных концепций развития (это подтверждено открытиями в середине 20 века – синергетикой).

Долгое время проблема развития не была в центре философского внимания, хотя факты этих изменений отмечались, но философское осмысление данного понятия связывают с Новым временем и, особенно с Гегелем, Марксом, Энгельсом. Уже в древнекитайской философии высказывалась мысль: всякое изменение имеет начало и конец. Различны его формы и это связано с взаимодействием в природе противоположных сил – инь и янь (Книга перемен). Подвижный характер бытия и его изменчивость были отмечены Гераклитом, который признавал универсальность изменения, но не абсолютизирует его, в изменчивости он видит устойчивое (все в человеке живое и мертвое). Для Платона учение о развитии есть высший метод познания идей. Идея у него переходит одна в другую, в свою противоположность, сами идеи становятся противоречивым единством бытия и небытия, движения и покоя. Развивая эту мысль, неоплатоники выдвинули принцип тождества бытия и мышления. Здесь наметилось два подхода: идеализм считает его принадлежащим некой объективно существующей высшей духовной реальности (божественному уму, Богу, абсолютной идеи); материализм считает, что без тождества бытия и рационального мышления, присущего человеку, невозможно было бы познание.

У софистов диалектика рассматривалась как интеллектуальный способ достижения спора победы любой ценой. Начиная со Средних веков и до середины 18 века, диалектика служила обозначением для обычной школьной логики. Кант понимает под диалектикой псевдофилософствование и называет ее диалектической иллюзией за то, что она хочет прийти к познанию действительности, не опираясь с необходимостью на опыт чисто умозрительным путем. Для Гегеля диалектика есть использование в науке закономерностей, заключенные в природы мышления и в то же время сама эта закономерность. Поэтому диалектика – движение, которое лежит в основе всего как подлинно духовная действительность и в то же время движение человеческого мышления. Поэтому все изменения протекают по разумным законам диалектики, а это означает, что закон движущегося мышления есть также закон движущегося духовного мира. Эти выводы были переосмыслены Энгельсом и Марксом при создании новой философии – науки об историческом процессе развития (получившей название диалектический и материалистический материализм).

Таким образом, развитие является основным предметом изучения диалектики, а сама диалектика есть наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Подходы к анализу систем

Нужно сказать, что изучением систем, состоящих из большого числа частей, взаимодействующих между собой тем или иным способом, занимались и продолжают заниматься многие науки. Одни из них предпочитают подразделять систему на части, чтобы затем, изучая разъятые детали, пытаться строить более или менее правдоподобные гипотезы о структуре или функционировании системы как целого. Другие изучают систему как единое целое, предавая забвению тонко настроенное взаимодействие частей. И тот, и другой подходы обладают своими преимуществами и недостатками.

Синергетика наводит мост через брешь, разделяющую первый, редукционистский, подход от второго, холистического. К тому же в синергетике, своего рода соединительном звене между этими двумя экстремистскими подходами, рассмотрение происходит на промежуточном, мезоскопическом уровне, и макроскопические проявления процессов, происходящих на микроскопическом уровне, возникают «сами собой», вследствие самоорганизации, без руководящей и направляющей «руки», действующей извне системы.

Это обстоятельство имеет настолько существенное значение, что синергетику можно было бы определить как науку о самоорганизации.

Редукционистский подход с его основным акцентом на деталях сопряжен с необходимостью обработки информации о подсистемах, их структуре, функционирования и взаимодействии в объемах зачастую непосильных для наблюдателя, даже вооруженного сверхсовременной вычислительной техникой. Сжатие информации до разумных пределов осуществляется различными способами. Один из них используется в статистической физике и заключается в отказе от излишней детализации описания и в переходе от индивидуальных характеристик отдельных частей к усредненным тем или иным способом характеристикам системы. Импульс, получаемый стенкой сосуда при ударе о нее отдельной частицы газа, заменяется усредненным эффектом от ударов большого числа частиц – давлением. Вместо отдельных составляющих системы статистическая физика рассматривает множества (ансамбли) составляющих, вместо действия, производимого индивидуальной подсистемой, - коллективные эффекты, производимые ансамблем подсистем.

Синергетика подходит к решению проблемы сжатия информации с другой стороны. Вместо большого числа факторов, от которых зависит состояние системы (так называемых компонент вектора состояния), синергетика рассматривает немногочисленные параметры порядка, от которых зависят компоненты вектора состояния системы и которые, в свою очередь, влияют на параметры порядка.

В переходе от компонент вектора состояния к немногочисленным параметрам порядка заключен смысл одного из основополагающих принципов синергетики – так называемого принципа подчинения (компонент вектора состояния параметрам порядка).

Заключение

Синергетика с ее статусом метанауки изначально была призвана сыграть роль коммуникатора, позволяющего оценить степень общности результатов, моделей и методов отдельных наук, их полезность для других наук и перевести диалект конкретной науки на высокую латынь междисциплинарного общения. Положение междисциплинарного направления обусловило еще одну важную особенности синергетики – ее открытость, готовность к диалогу на правах непосредственного участника или непритязательного посредника, видящего свою задачу во всемирном обеспечении взаимопонимания между участниками диалога.

Предмет синергетики

«синергетика является новым, бурно развивающимся направлением в современной науке, в центре понимания которого стоит создание теории самоорганизующихся систем». (Поддубный Н.В.)

Проблематика синергетики

Синергетика -

«установила, что увядание живой системы, выражающееся в ослаблении организующих ее функций, достигнув критической точки (развилки), не обязательно обрекает систему на уход в небытие. Система может скачкообразно трансформироваться, обрести новую жизнь на базе новой структуры. Иной структуры, но не любой, а той, которая заложена как бы в генах материала, из которого она сложена. В случае человеческого общества этот материал – человек, обладающий памятью о своем прошлом» (В.Д.Поремский).

Разделение синергетики –

* «методологическая неоднозначность позволила ряду исследователей высказать мнение о необходимости разделения синергетики (в узком смысле) как конкретной научной, прежде всего, математической дисциплины, в которой исследуются решения обширной группы нелинейных уравнений определенными аналитическими численными методами, и теории (концепции) самоорганизации (в широком смысле) как научного движения, объединяющего различные научные школы и направления и связанного с применением новых методов на материале самых разных дисциплин, что приводит к множеству научных открытий и возникновению новых (а также расширению прежних) научных областей» (В.В.Василькова).

* «за 20 лет своего существования совершила широкую методологическую и мировоззренческую экспансию. С позиций теории самоорганизации теперь интерпретируются самые разные явления – от рождения Вселенной до практического менеджмента, от законов познания до законов урбанистики» (В.В.Василькова).

Социальная синергетика

Социальный порядок –

«множество элементов любой природы, между которыми существуют устойчивые («регулярные») отношения, повторяющиеся в пространстве или во времени, или в том и другом» (В.П.Бранский).

Социальный хаос:

* «множество элементов, между которыми нет устойчивых (повторяющихся) отношений» (В.П.Бранский).

* «обладает, вообще говоря, творческой силой (способностью) рождать новый порядок» (В.П.Бранский).

* «органически вплетается в картину прогресса, но при этом сохраняет свой творческий характер, порождая новый порядок» (В.П.Бранский).

* «это «кипящий котел», в котором вызревают новые диссипативные структуры» (В.П.Бранский).

Иерархизация –

* «представление собой последовательное объединение элементарных диссипативных структур в диссипативные структуры более высокого порядка» (В.П.Бранский).

* «процесс иерархизации в условиях взаимодействия с внешней средой не может продолжаться бесконечно: достигнув некоторого предельного состояния («простой аттрактор»), он останавливается» (В.П.Бранский).

Деиерархизация –

* «сложная диссипативная структура может распадаться на более простые разными способами, в результате чего в роли элементарных структур также могут выступать диссипативные структуры разного типа» (В.П.Бранский).

* «постепенный (поэтапный, ступенчатый) распад сложной системы на более простые, причем, в общем случае последние не совпадают с первоначальными элементами, из которых образовалась система. В результате этого процесса упорядоченная иерархическая система превращается в хаотический конгломерат более простых структур (разрушение структуры, коллапс, катастрофа)» (В.П.Бранский).

Теория социальной самоорганизации –

«позволяет по-новому подойти к решению целого ряда фундаментальных проблем философии истории: 1) исторического детерминизма («все дозволено» или «все предопределено»); 2) природы социальных кризисов и путей их преодоления (возможно бескризисное развитие общества или нет); 3) движущих сил истории (борьба каких именно социальных слоев является главным двигателем истории); 4) критерия социального прогресса (существует объективный критерий такого прогресса или его нет); 5) роли социальных идеалов и утопий (необходимы ли они или только возможно); 6) существования предела культурного развития человечества (есть или нет такой предел); 7) возможности долгосрочного социального прогнозирования (справедлива ли попперовская критика такого прогнозирования или нет); 8) возможности согласованного развития («коэволюции») общества и природы (должно ли человечество продолжать преобразования природы или ему следует прекратить вмешательство в естественный ход природных процессов» (В.П.Бранский).

Диссипативная система –

«может существовать лишь при условии постоянного обмена со средой, в общем случае, веществом, энергией и информацией. Посредством этого обмена она поддерживает свою упорядоченность (говоря физическим языком, низкую энтропию) за счет усиления беспорядка во внешней среде (за счет, так сказать, сбрасывания избыточной энтропии во внешнюю среду)» (В.П.Бранский, С.Д.Пожарский).

* «человек представляет собой (как и любой организм) типичную диссипативную систему, которая может существовать как физически, так и духовно только при условии постоянного обмена со средой веществом, энергией и информацией (питание, дыхание, теплообмен, выделение, размножение, познание, производство утилитарных и духовных ценностей, общение и т.п.). Множество таких систем образует ту или иную социальную организацию, или корпорацию (семья, школа, предприятие и т.п.). Подобная корпорация, в свою очередь, является диссипативной системой, ибо существует лишь за счет специфического обмена со средой веществом, энергией и информацией. Таким образом, любое общество представляет собой диссипативную систему, причем с периодическим сменяемыми себеподобными элементами, ибо диссипативная структура (социальный режим) здесь в определенных пределах существует независимо от смены поколений (элементарных диссипативных систем)» (В.П.Бранский).

Развитие диссипативной структуры –

«есть рост степени синтеза порядка и хаоса, обусловленный стремлением к максимальной устойчивости» (В.П.Бранский).

Синтез порядка и хаоса –

«в понятии диссипативной структуры имеет два аспекта: а) ее «порядок» существует лишь за счет «хаоса», вносимого в среду; б) благодаря своему «порядку» она приобретает способность адекватно реагировать на хаотические воздействия среды и этим сохранять свою устойчивость; в ее упорядоченном поведении появляются «хаотические» черты, но эти черты становятся необходимым условием ее «упорядоченного» существования» (В.П.Бранский).

Бифуркация –

«разветвление старого качества на конечное множество вполне определенных потенциально новых качеств. Это так называемая нелинейность первого рода, которая придает процессу самоорганизации с самого начала неоднозначный («стохастический») характер» (В.П.Бранский).

Аттрактор –

«предельное состояние, достигнув которого, система уже не может вернуться ни в одно из прежних состояний. В существовании аттракторов легко убедиться, наблюдая как иерархизацию, так и деиерархизацию» (В.П.Бранский).

Простой аттрактор –

«это предельное состояние социальной системы, при котором она достигает в данных условиях среды максимальную устойчивость. Поэтому простой аттрактор можно рассматривать как своеобразное акме уже не у индивида, а у социума» (В.П.Бранский, С.Д.Пожарский).

Основные факторы отбора – «тезаурус, детектор и селектор» (В.П.Бранский).

Социальный тезаурус:

* «составляет множество возможных диссипативных структур, возникающих потенциально в недрах данной актуально существующей структуры, как результат соответствующей бифуркации» (В.П.Бранский).

* «(множество возможных социальных структур) создается социальными бифуркациями, в роли которых выступают периодически наблюдаемые в любых обществах социальные кризисы, связанные с революционными ситуациями. Общеизвестно, что общество как социальная система в этом случае находится в неустойчивом состоянии, чреватом, как обычно говорят, социальным взрывом («революцией»)» (В.П.Бранский).

Социальный детектор:

* «В роли детектора, выбирающего из тезауруса определенную бифуркационную структуру и тем самым превращающего ее из возможности в действительность, выступает внутреннее взаимодействие элементов социальной системы» (В.П.Бранский).

* «важно обратить внимание на его двойственный («противоречивый») характер: это не просто конкуренция («борьба») противодействующих друг другу элементов, но и кооперация элементов, содействующих друг другу в этой «борьбе»» (В.П.Бранский).

* «роль детектора играет противоречивое единство конкуренции и кооперации, динамика которого трудно предсказуема. Поведение этого «единства» хорошо известно из истории как «изменение соотношения сил» в той или иной социальной ситуации. Оно становится особенно трудно постижимым и в высшей степени таинственным и загадочным, когда число элементов, взаимодействующих внутри системы, очень велико. А именно так и обстоит дело во многих социальных системах» (В.П.Бранский).

* «его функцию играет, в конечном счете, борьба (взаимодействие) различных (в том числе альтернативных) социальных идеалов. Именно столкновение (подчас весьма жестокое) этих идеалов определяет то, какая именно из возможных структур социального устройства избрана и реализована» (В.П.Бранский).

Социальный селектор:

* «В процесс социального отбора вмешивается третий фактор, который, например, Ч.Дарвин совсем не учитывал в своей теории биологического отбора. Этот фактор был назван селектором и при недостаточной глубине анализа легко может быть смешан с детектором» (В.П.Бранский).

* «В его роли выступает обычно один из принципов, которым руководствуются в борьбе носители идеалов: 1) принцип фундаментализма (непримиримости); 2) принцип компромисса; 3) принцип арбитража (нейтрализации); 4) принцип конвергенции (синтеза)» (В.П.Бранский).

Различие между детектором и селектором –

«как показывает исследование не только социальных, но и природных самоорганизующихся систем, стремление их к условию (в ходе иерархизации) или упрощению (в процессе деиерархизации) обусловлено стремлением к достижению максимальной устойчивости по отношению к возможным действиям со стороны окружающей среды» (В.П.Бранский).

Суператтрактор:

* «есть своеобразный синтез, казалось, исключающих друг друга противоположностей – ноосферы и эстетосферы, т.е. это есть синтез грандиозного технического и не менее грандиозного художественного ансамблей. Подобный синтез предполагает превращение человека с его относительной свободой и относительной моралью в сверхчеловека с его абсолютной свободой и абсолютной моралью (соответственно человечества – в сверхчеловечество, обладающее чудовищной технической и художественной мощью)» (В.П.Бранский).

* «представляет собой продукт реализации абсолютного идеала, то составляющие его люди, обладая гигантскими возможностями в преобразовании окружающего мира и самих себя, в то же время выбирают из этих возможностей только те, которые соответствуют этическим и эстетическим нормам, продиктованным абсолютной моралью и абсолютной красотой» (В.П.Бранский).

Специфика суператтрактора –

«состоит в синтезе ноосферы и эстетосферы» (В.П.Бранский, С.Д.Пожарский).

Ноосфера –

«социальная структура, соответствующая требованиям общечеловеческого разума» (В.П.Бранский, С.Д.Пожарский).

Эстетосфера –

«социальная структура, соответствующая требованиям общечеловеческого чувства» (В.П.Бранский, С.Д.Пожарский).

Суперменез:

* «формирование сверхчеловека и сверхчеловечества (в их синергетическом понимании) – и переходе от обычной сознательной жизни к «сверхжизни». Под последней подразумевается управление суператтрактором» (В.П.Бранский).

* «высшим моральным законом для сверхчеловека в его синергетическом понимании является принцип единства всеобщей полезности и всеобщей выразительности» (В.П.Бранский).

Принципы синергетики

Принцип фундаментализма (непримиримости) –

«проповедует культ победы («никаких уступок противнику – борьба до победного конца!») Полная победа предполагает полную и безоговорочную капитуляцию побежденного, причем не только в физическом, но и в духовном смысле» (В.П.Бранский).

Принцип компромисса –

«предполагает поиск взаимных уступок и готовность в чем-то «поступиться принципами», т.е. отступить от каких-то нормативов борющихся идеалов» (В.П.Бранский).

Принцип арбитража (нейтрализации) –

«означает взаимную нейтрализацию альтернативных идеалов и передачу выбора «третьей силе» (постороннему идеалу, отличному от участвующих в борьбе)» (В.П.Бранский).

Принцип конвергенции (синтеза)–

«требует для выхода из критической ситуации формирования нового идеала на основе синтеза борющихся идеалов и использование в качестве детектора этого синтетического идеала» (В.П.Бранский).

Принцип устойчивости –

«закон отношений внутреннего взаимодействия в системе с ее внешним взаимодействием со средой определяет тот принцип устойчивости, на основании которого детектор должен выбирать из множества возможных бифуркационных структур наиболее устойчивую в данной среде. Ясно, что этот принцип будет зависеть от специфического отношения внутреннего взаимодействия в системе к характеру окружающей среды» (В.П.Бранский).

Проблемы синергетики

Проблема синергетики -

«проблема взаимоотношений порядка и хаоса» (В.П.Бранский).

Экзистенциальная проблема–

заключается в вопросе о смысле индивидуальной жизни и индивидуальной смерти.

Эсхатологическая проблема –

«под эсхатологической проблемой подразумевается вопрос: будет ли конец социальной истории на Земле или же такого конца может и не быть? Другими словами, есть ли предел у культурного развития человечества или же развитие культуры будет бесконечным?» (В.П.Бранский, С.Д.Пожарский).

Эсхатология –

«учение о последних временах, о последних судьбах мира и человека на протяжении всей истории Homo sapiens. В той или иной форме оно предъявляло людям конструкцию Вечности, ее экзистенциальную границу и конечные смыслы бытия» (Буданов В.Г.).

Литература

Рекомендуемые учебные пособия, литература:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. – М., 1991.

2. Бранский В. П., Пожарский С. Д. Социальная синергетика и акмеология (теория самоорганизации индивидуума и социума). – СПб., 2002.

3. Вернадский В.Н. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. М.: Наука, 1978 г.

4. Введение в философию / Авт. колл.: И. Т. Фролов и др. – М., 2002.

5. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М.: Дом интеллектуальной книги, 1998г.

6. Философия медицины / Под ред. Ю. Л. Шевченко. – М, 2004.

7. Хрусталев Ю. М. Философия. – М.: 2005

8. Хрусталев Ю. М., Царегородцев Г. И. Философия науки и медицины. – М.:2005

9. Царегородцев Г. И., Ерохин В. Г. Диалектический материализм и теоретические основы медицины. – М., 1986.

Дополнительная литература

1. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). М., 1987г.

2. Ерохин В.Г. Гносеологические аспекты проблемы причинности в медицине. М.1981

3. Заломов В.С., Щекотов В.В. Диалектика субъективного и объективного в медицинском диагнозе. Пермь. 1984.

4. Зотов А.Ф.. Современная западная философия. М., 2001 г.

5. Зотин А.Н., Зотина Р.С. Феноменологическая теория развития, роста и старения организма. М. 1993.

6. Методологические и социальные проблемы медицины и биологии (Сборник научных трудов). М. 1985, 1989, 1993.

7. Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983 г.

8. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 2000.

9. Степин В.С.Теоретическое знание. М., 2000 г.

10. Сыров В.И. Некоторые аспекты проблемы целостности в философии и медицине. Горький. 1985

11. Фейерабенд П.. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986 г.

12. Фуко М. Безумие в классическую эпоху. М., 1997.

13. Публикации в журналах «Философские науки», «Вопросы философии».

Вопросы для самоконтроля

1. Какие функции выполняет диалектика в познании?

2. Дать характеристику диалектической концепции развития?

3. На какие научные концепции опирается универсальный эволюционизм?

4. В чем заключаетчся единство количественных и качественных изменений в развитии?

5. Какие противоречия Вы знаете, и как они разрешаются?

6. Какой закон развития отражает поступательность, преемственность. цикличность?

7. Значение причинно-следственных связей для научной и практической деятельности врача?

8. Что дает знание единичного, общего и особенного в диагностике и процессе лечения?

9. Что может дать для практической деятельности врача знание о существовании необходимых и случайных связей в процессе развития?

10. Определение синергетики. Основные периоды ее развития и научные школы.

11. Отличие синергетической модели развития от предшествующих моделей.

12. Смыслообразующие понятия синергетики (аттрактор, селектор, детектор, бифуркация и т.д.)

13. Социальная синергетика как универсальная теория развития человека и общества (к проблеме антропосоциогенеза).

14. Перспективы применения синергетического подхода в медицине.

[1] Качество - это философская категория, характеризующая целостную в структурном отношении определенность предметов и явлений в системе объективных связей.

[2] Материал данной главы предназначен в первую очередь аспирантам и соискателям для подготовки к сдаче экзамена по «Истории и философии науки (медицины)»

Кафедра философии

В. Н. Яковлев

С. Н.Синицын

Т. Е.Щербакова

Диалектика как учение о развитии и познании

Учебно-методическое пособие по философии

для организации самостоятельной работы студентов,

аспирантов и соискателей

Смоленск, 2007

УДК ББК 87

Яковлев В. Н., Синицын С. Н., Щербакова Т.Е. Диалектика как учение о развитии и познании. Учебно-методическое пособие по философии для организации самостоятельной работы студентов, аспирантов и соискателей / под ред. В. М. Остапенко. - Смоленск: СГМА, 2007. – 40c.

Пособие разработано для организации самостоятельной работы студентов лечебного, педиатрического, стоматологического, сестринского дела и фармацевтического факультетов по изучению проблем развития в философии, а также аспирантов и соискателей при подготовке к экзамену «История и философия науки». Учебное пособие дополняет и углубляет лекционный и материал. Пособие разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, в нем представлены современные концепции и теории, показана роль развития в философии и медицине.

Рецензент: к. ф. н., доцент М. Г. Соколова

Проблема развития в философии

Цель.Раскрыть содержание понятия развития, показать значение проблемы развития в науке, философии, медицине. Дать определение диалектики, охарактеризовать ее исторические формы и модели развития в философии XIX – XX вв. Изучить основные законы и категории материалистической диалектики. Дать сравнительную характеристику материалистической диалектики и синергетики как теорий развития, выявить их методологическое значение. Рассмотреть универсальный эволюционизм как основу формирования современной научной картины мира.

План

Наши рекомендации