Ответ: С помощью органов чувств можно понять следствие истины, но не ее суть.

· Что собой, по-вашему, представляет процесс познания в полном объеме?

Ответ: Вывод из множества объективных и субъективных факторов

2. В философии Нового времени в рамках теории познания шел спор между рационализмом и эмпиризмом.

· Какими факторами социального развития он был обусловлен?

Ответ: Схоластическая образованность была одним из предметов постоянной критики

· Какова сущность, специфика, позитивные достижения эмпиризма?

Ответ: Признает чувственный опыт главным источником знания и считает, что все остальное знание опирается на чувственное познание.

· Каковы его недостатки?

ответ: Внутренняя согласованность является осн. условием устойчивости; средства измерения не могут быть высоко или хотя бы достаточно надежными, если эти средства, поставляющие сырые данные для последующего анализа, не будут давать высокие интеркорреляции. Неудовлетворение этого требования способствует внесению в систему дисперсии ошибок и приводит к получению неоднозначных или вводящих в заблуждение результатов.

· Рационализм: его ориентации и значение для развития научного знания, ограниченности.

Ответ: Рационалисты считали основным методом познания логическую дедукцию - вывод из общих идей разума более конкретного знания. В этом они ориентировались на методы математики, пытались построить и в других науках такие же строгие дедуктивные системы. Эмпирики подчеркивали роль наблюдений, фактов и их обобщения с помощью индукции. Индуктивный метод предполагает сначала сбор многих фактов, наблюдений, а затем их обобщение с целью обнаружения общих свойств и устойчивых взаимосвязей, которые выражаются в виде законов.

3. «Человек – машина», - утверждал в одноименном произведении Ламетри. «Человек – не машина», возражал ему Дидро.

· Какие мировоззренческие установки относительно человека здесь заданы?

Ответ: как высшего разума, имеющего духовные начала.

· Что общего между машиной и человеком? Что их отличает?

Ответ: Человек-социально биологическое существо,мы нуждаемся в еде,пищи,общении,изучении чего то нового.Машина же-выполняет ряд функций,заданный самим человеком или кем либо

· Правильно ли высшей ценностью человека считать его интеллект, разум?

Ответ: разум человека нельзя считать высшей ценностью.

· Ответ аргументируйте.

Ответ: Мы биосоциальные существа и неотделимы от своих эмоций и общества. Человек может достичь многого, благодаря своему интеллектуальному развитию, но на него всегда будет влиять социум и окружение. Поэтому, я думаю, что высшая ценность человека, это все же возможность чувствовать.

4. Французский философ Ларошфуко писал: «Миром правят судьба и прихоть».

Другой француз Ш. Монтескье утверждал: «Не Полтава погубила шведского короля Карла XII, он все равно бы погиб, если не в этом, то в другом месте. Случайности фортуны можно легко исправить, но нельзя отразить событий, постоянно порождаемых природой вещей».

· Сравните эти два подхода к истории и человеческим поступкам, выявите их специфику.

Ответ: Ларошфуко ,что главными мотивами любых человеческих поступков являются эгоизм, тщеславие, приоритет личных интересов над чужими. Монтескье , что необходимость в общих законах, для людей, живущих в обществе, обуславливает необходимость формирования государства.

· Как называется позиция Ларошфуко? Что имеет в виду Монтескье, говоря о «случайностях фортуны»?

ответ:

Конгруэнтным

Можно легко исправить, но нельзя отразить события

· Что такое «природа вещей»? Как она влияет на ход событий?

Ответ: Свобода воли человека, отсутствие влияния богов на жизнь людей . Он считал, что целью жизни человека должна быть атараксия, аргументированно отвергал боязнь смерти, саму смерть и потустороннюю жизнь: по его мнению, материя вечна и бесконечна, а после смерти человека его тело обретает иные формы существования.

· Что же, по-вашему «правит миром»?

Ответ: миром правит страх

5. Прокомментируйте слова Вольтера, который, говоря о смысле человеческой жизни, призывал каждого «возделывать свой сад», считая, что это спасает человека от «трех зол: скуки, порока и нужды».

Ответ: Человек должен прежде всего делать свое дело, то, к чему у него лежит душа, то, чем он призван заниматься, как бы ни складывались вокруг него обстоятельства.

Заполните таблицы

1 Анализ философских систем Нового времени

Философская система Сущность Представители Значение
1. Монизм в основе всей действительности ищет и усматривает одно начало Платона, Юма, Гегеля, Владимира Соловьева, Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара Признание одной субстанции, например: монизм божественной субстанции , монизм сознания; монизм материи
2. Дуализм мировоззрение, которое видит в мире проявление двух противоположных друг другу начал , борьба между которыми и создает все то, что есть в действительности Декарта, Спинозы, Кьеркегора,Платона, Гегеля Дуализм служит философской основой теории психофизического параллелизма.
3. Плюрализм признает существование в мире много взаимодействующих факторов и начал. Г. Лейбница Плюрализмом называют право одновременного существования многих вариантов политических взглядов и партий в одном и том же обществе; правомерность существования разных и даже — противоречивых друг другу мировоззрений, мировоззренческих подходов и тому подобное.

2. Методы познания, выделенные Ф. Бэконом

Метод Суть Гносеологическая позиция Преиму- щества Недос- татки
1. «Путь муравья» способ получения знания, когда во внимание принимается исключительно опыт, то есть догматический эмпиризм рационализм они получают внешнюю картину знания, видят проблемы «снаружи», «со стороны» могут понять внутреннюю сущность изучаемых вещей и явлений, увидеть проблему изнутри.
2. «Путь паука» получение знания из «чистого разума», то есть рационалистическим путем. сенсуализм используя возможности разума, заглянуть «вовнутрь» проблемы, понять ее сущность.   Данный путь игнорирует либо значительно принижает роль конкретных фактов, практического опыта.
3. «Путь пчелы» идеальный способ познания эмпиризм философ-исследователь берет все достоинства «пути паука» и «пути муравья» и в то же время освобождается от их недостатков. НЕТ

3. Субстанциональный анализ философских систем Нового времени

Философская система Субстанция Основные характеристики Представители
1. Механистический материализм Механистический материализм пытается все явления природы объяснить при помощи законов механики и свести все качественно разнообразные процессы и явления природы к механическим. Механистический материализм отрицает внутренние источники движения предметов, их качественное изменение, скачкообразность развития, развитие от низшего к высшему, от простого к сложному. Роббс, Декарт, Спиноза
2. Пантеизм религиозно-философское учение, отождествляющее Бога с миром и рассматривающее природу как воплощение Божества. Человек, по пантеистическому учению, является частицей божества, лишь на миг земной жизни осознающий себя, чтобы затем навсегда раствориться в бесконечном океане Духа. Джон Толанд, ДжорданоБруно
3. Объективный идеализм Признавая первичность духа и вторичность, производность материи. Рассматривая понятие как нечто первичное па отношению к материальным предметам, Шопенгауэр, Э. Гартман
4. Субъективный идеализм философское направление, представители к-рого отвергают правомерность тезиса о существовании объективной реальности, независимой от воли и сознания субъекта. считает совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий субъекта, или, как минимум, полагает, что последние являются неотъемлемой существенной частью мира. Беркли, Фихте, Юм

Вопросы для самопроверки.

• Какой смысл вкладывал Дж. Локк в понятие «чистая доска».

Наши рекомендации