Разум - составляющая сущности человека или другого существа, отвечающая за возможность осмысленной деятельности.

Вера — иррациональное чувство, внутренняя уверенность в чём-либо, часто — без опоры на факты или логику.

· Как они соотносятся в приведенных высказываниях?

ответ:

Осмысленность конечному человеческому существованию, насытить «жажду бессмертия», надежду на которое питает в глубине души каждый.

· Как в них отражена философско-теологическая позиция авторов?

ответ:

В решении вопроса соотношения веры и разума .

· Почему проблема соотношения разума и веры оказалась актуальной в эпоху Средневековья?

ответ:

Церковь не могла позволить себе полностью отбросить разум.

2. А. Августин считал, что человеческая история есть борьба двух враждующих царств – царства земного и царства Божьего: «Два Града, - пишет он, - созданы двумя родами любви: земной – любовью к себе и небесной – любовью к Богу, доведенной до презрения к себе. Первый град полагает славу свою в самом себе, последний – в Господе». История имеет свое начало, свой смысл и свое завершение – распространение христианства и победа его во всемирном масштабе.

· К какой области философского знания относятся эти рассуждения?

Ответ: Теоцентризм

· Каким по своей сути является это учение об обществе?

Ответ: Счастье в познании человеком бога и в уяснении своей полнейшей зависимости от него.

· В чем его значение?

Ответ: Стремление к счастью

3. Научный метод опирается на опыт, в мистике «истина открывается» в состоянии экстаза. Каковы особенности схоластики как метода философствования?

Ответ: Схоластика характеризуется соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам.

4. Виндельбанд называет философскую позицию А. Августина «метафизикой внутреннего опыта», а его самого – «виртуозом» описания душевных состояний человека.

· Прокомментируйте эту оценку.

Ответ: Вся Августиновский метафизика основывается на существовании внутреннего опыта.Ибо если человеку присуще общее понимание Божественного существа, то она может приобрести это только по аналогии с человеческим самопознанием, а эта аналогия приводит разделение

· Ответьте на вопрос, в чем отличие подходов к человеку у Августина и Сократа?

Ответ: В том ,что сократ считал ,что зло идет от незнания ,а по мнению Августина все решает Бог.

· Как антропология Августина связана с христианством?

Ответ: Антроподицея в христианстве неразрывно связана с теодицеей, но Бог не нуждается в человеческом оправдании - это человек нуждается в оправдании и перед Богом, и перед самим собой.

5. Прокомментируйте высказывание, к которому часто прибегал Ф. Аквинский: «Философия есть служанка богословия».

Ответ: В средневековье философия играла роль служанки религии, так как занималась не свободным поиском истины, а толкованием и обоснованием христианского вероучения.

6. Прочтите высказывание: "Когда я отрицаю существование чувственных вещей вне ума, я имею в виду не свой ум, в частности, а все умы. Ясно, что эти вещи имеют существование, внешнее по отношению к моей душе, раз я нахожу их в опыте независимыми от неё. Поэтому, есть какая-то другая душа, в которой они существуют в промежутках между моментами моего восприятия их".

Кому принадлежит данный отрывок? Объясните философскую позицию автора.

ответ:

Беркли

2. Идеализм.Ничего не сушествует для нас ,пока мы об этом не думаем.Первичность мысли и предмета.

7. Сравните следующие высказывания. Принадлежат ли они одному философскому направлению?

а) "Бог заключает в себе всё, в том смысле, что всё в нём: он является развитием всего в том, что сам он — во всём".

б) "Вселенная есть целиком центр или, что центр Вселенной повсюду и что окружность не имеется ни в какой части, поскольку она отличается от центра, или же что окружность повсюду, но центр нигде не находится, поскольку он от неё отличен… не напрасно сказано, что Зевс наполняет все вещи, обитает во всех частях Вселенной, является центром того, что обладает бытием".

Ответ: нет

8. Определите, в чем состоит принцип "ученого незнания", изложенный ниже.

"Разум так же близок к истине, как многоугольник к кругу; ибо, чем больше число углов вписанного многоугольника, тем более он приблизится к кругу, но никогда не станет равным кругу даже в том случае, когда углы будут умножены до бесконечности, если только он не станет тождественным кругу".

"Итак, сущность вещей, которая есть истина бытия, недостижима в своей чистоте. Все философы искали эту истину, но никто ее не нашел, какая она есть, и, чем глубже будет наша ученость в этом незнании, тем ближе мы подойдем к самой истине".

а) Кто был автором данного принципа?

Ответ: Кузанский Н.

б) Достижима ли истина в соответствии с принципом "ученого незнания"?

Ответ: нет

в) О каком виде истины идет речь в данном отрывке?

Наши рекомендации