Мудрость разрушения тела смертью
3535«Я, как Адам, был сначала в заточении у печали,
наполнились же теперь потомками моей души восток и запад.
Я был нищим в этом доме, похожем на колодец,
а стал царем, дворец подобает царю!
Дворцы — для царей пристанище,
а для умерших [в качестве] дома и жилища достаточно могилы».
Пророкам тесен стал этот мир,
как цари, ушли они в беспространство.
Умершим этот мир показал блеск,
внешне он велик, но по сущности он узкогруд.
3540Если бы не был он тесен, то отчего этот вопль?
Почему согнулся вдвое всякий, кто в нем побольше прожил?
Во время сна, когда освободилась
от этого места душа, посмотри, как она обрадовалась!
Угнетатель от гнета природы освободился,
заключенный от мыслей о заключении воспрянул.
Эти земля и небо весьма широкие сузились во время ночевки.
Тело превратилось в оковы, просторные и [в то же время] очень тесные,
смех его — плач, а гордость его — целиком позор.
Уподобление этого мира, который внешне просторен, а по сути тесен, и уподобление сна, который есть избавление от этой тесноты
3545[Этот мир] как баня, которая натоплена:
тебе станет тесно, душа твоя съежится.
Хоть баня и широка, и длинна,
от ее жара стеснится и умалится твоя душа.
Пока не выйдешь наружу, не раскроется твое сердце;
так какая польза тебе от просторности дома?
Или же тесную обувь наденешь ты, о заблудший,
по широкой пустыне пойдешь:
та ширь пустыни стала тесна,
стали тебе тюрьмой та равнина и степь.
3550Всякий, кто увидит тебя издалека, скажет:
«Он на этой равнине как свежий тюльпан расцвел!»
Он не знает, что ты, как угнетатели,
наружностью — в цветнике, а душа горестно вопит.
Сон твой — снятие той обуви,
когда на время душа свободна от тела.
Для святых (аулийа) сон — царство, о такой-то,
как для тех друзей пещеры в этом мире.
ТРЕТИЙ ДАФТАР 221
Сон они видят, но там — сна нет,
в небытие они входят, а дверей [туда] — нет.
3555«Дом тесный, а внутри душа скрючилась;
разрушил Он его, чтобы построить царский дворец.
Я скорчился, как плод в лоне,
я стал девятимесячным, это переселение стало важным делом [для меня].
Если не будет родовых мук у моей матери,
я в этой тюрьме — посреди огня.
Мать-природа моя из-за своих смертельных мук
дает дорогу [мне наружу], чтобы высвободился ягненок из овцы,
Чтобы пасся этот ягненок на зеленой равнине;
смотри же, раскрой лоно, ибо стал этот ягненок огромен» 4.
3560Родовые муки, хоть и бывают страданием для беременной,
для плода же бывают разрушением тюрьмы.
Беременная плачет от родов, мол: «Где прибежище?» —
а тот плод смеется: «Пришло избавление!»
Всякие матери, находящиеся под небосводом —
из неодушевленных предметов, из скота, из растений, —
Каждая из них о страдании другой не ведает,
кроме тех людей, которые бодрствуют и совершенны.
То, что знает безбородый 5 о домах людей,
густобородый разве знает о собственном доме?
3565Того, что владыка сердца знает о твоем состоянии,
ты о своем состоянии не знаешь, о дядюшка.
4 Слова Билала, обращенные к жене.
5 Слуга-евнух.
Разъяснение того, что все,
|
|
Беспечность была от тела; когда тело станет духом,
увидит оно тайны совершенно неизбежно.
Когда земля будет убрана из атмосферы небес,
не будет ни дня, ни ночи ни мне, ни тебе.
Повсюду, где есть тень и ночь или тенистое место,
оно принадлежит земле, а не небесам и луне.
Дым постоянно тоже от дров бывает,
не от огней сияющих бывает.
3570Воображение впадает в погрешности и ошибки,
разум же бывает только в точностях.
Всякие тяжесть и недомогание — от тела,
душа же от легкости вся летает.
Красное лицо бывает от полнокровия,
желтое лицо бывает от движения желчи;
Белым лицо бывает от силы слизи,
случается, лицо бывает черным от черной желчи.
Поистине, творец последствий — Он,
но ничего, кроме [вторичной] причины, не видят приверженцы кожуры.
3575Сердцевине, что из кожуры не изгнана,
ничего не поделать с [потребностью во] врачах и с недомоганием.
Когда во второй раз человек родится,
ноги свои он на макушку [вторичных] причин поставит.
Первопричина не будет его религией,
частичная причина не будет ему враждебна.
Взлетит он, как солнце, на небосвод
с невестой искренности, а облик [материальный] — как шатер.
Нет, даже вне небосвода и небесных сфер,
вне пространства он будет, как духи и разум.
3580Наши же разумы — его тени,
падают, как тени, к его ногам.
Муджтахид всякий раз, когда будет точное указание,
в этом случае не помыслит о проведении аналогии.
Если не найдет он точное указание в каком-то случае,
по аналогии тогда приведет пример.
Знай достоверно, что точное указание есть внушение Святого Духа,
а та аналогия разделяющего разума — ниже его.
Разум от души обрел способность к постижению и блеск;
как же дух окажется у него под присмотром?
3585Но душа оказывает на разум влияние,
из-за того влияния разум предпринимает что-нибудь.
Если, как Нуху, тебе дух внушил заверение в правдивости,
то где море и корабль, где потоп Нуха?
Разум влияние считает духом, однако
свет Солнца от диска Солнца весьма далек.
Из-за этого единственной круглой лепешкой так осчастливлен был путник,
что светом ее был подброшен к [солнечному] диску,
Потому что тот свет, который в низине,
непостоянен днем и ночью, он закатывается 1.
3590Тот же, кто на диске [Солнца] пребывает и живет,
погружен в тот свет он постоянно.
Ни облако не грабит его в пути, ни закат,
спасся он от разлуки, бьющей в грудь.
Такой человек родом с небес,
или же он был заменен, если был из праха,
Потому что у земного нет мочи для того,
чтобы падали на него Его лучи вечно.
Если будет падать на землю постоянно сияние солнца,
то так ее сожжет, что не останется от нее и следа.
3595Постоянно в воде находятся дела рыбы;
змее с нею разве по пути?
Однако в горах находятся змеи, полные искусств,
в этом море они делают рыбьи дела.
Хитрость их если людей и сводит с ума,
но также и их тоску по морю обнаруживает.
А в этом море рыбы, полные искусств,
змею колдовством превращают в рыбу;
[Это] рыбы глубин моря [Божественного] Величия,
море их обучило дозволенному колдовству.
3600Следовательно, от их мощи невозможное вершилось,
дурное знамение туда ушло, стало добрым предзнаменованием.
До [Дня] воскрешения если я буду говорить эти слова,
то сто Воскрешений пройду, а они не кончатся.
1 Аллюзия на коранический рассказ об Ибрахиме и его поклонении звезде, луне и солнцу. См. примеч. к б. 298 второго дафтара.
|
|
Для утомленных это — повторение,
для меня же — повторяющейся жизни проживание.
[Пламя] свечи из-за повторяющихся искр вознесется вверх,
земля из-за повторяющегося сияния превратится в золото.
Если тысячи ищут [этого], а один утомлен,
посланническую миссию прерывает посланник.
3605Эти посланники сущности, вещающей о тайнах,
требуют слушателей, чей нрав, как у Исрафила 1.
Гордостью и высокомерием они обладают, как цари,
покорности они требуют от людей этого мира.
Пока ты не исполнишь долг учтивости по отношению к ним,
от их посланничества как вкусишь плод?
Разве доставят они ту посылку тебе,
пока ты не будешь перед ними согбенным вдвое?
Любая учтивость разве ими будет одобрена?
Ведь пришли они из высоких палат!
3610Не нищие они, которые из-за любой услуги тебе будут, о притворщик, благодарны!
Но и тем, у кого нет рвения, о сущность,
[все же] милостыню султана разбрасывай, не отнимай!
Коня своего, о Посланник небес,
не глядя на утомленных, пускай вскачь!
Счастлив тот тюрок, который отложит вражду,
и конь его в ров с огнем скакнет.
Разгорячит он так коня,
что тот готов [помчаться] к зениту небес.
3615Глаза на соперников и ревность закроет,
как огонь, сухое и влажное он сожжет.
Если раскаяние его в чем-то упрекнет,
то огнем он сперва раскаяние подожжет.
Раскаяние и само не вырастет из небытия,
когда увидит жар обладателя первенства.
1 Исрафил — ангел, который зовом трубы разбудит мертвых в День суда.
того человека, который бывает врагом того, кого остерегаться невозможно, и невозможно [от него] убежать,
и невозможно [ему] противостоять
Лошадь узнает голос и запах льва,
хоть она и животное, кроме редких случаев.
Ведь своего врага каждое животное
само распознает по признакам и следам.
3620Днем летучая мышка не смеет взлететь,
ночью она выходит наружу, как воры, и пасется.
Более всех обделена была летучая мышь,
ведь она была врагом солнца явного.
Не может она на поле битвы от него получить удар
и при помощи проклятия не может от него отречься.
Солнце, когда поворачивается затылком,
причиняя огорчение и гнев летучей мыши,
Это бывает его (солнца) крайней милостью и совершенством,
а иначе разве летучая мышь смогла бы ему помешать?
3625Если ты выбираешь врага, то выбирай по своей мерке,
чтобы можно было тебе его пленить.
Капля с океаном если будет враждовать,
то она — глупец, будет рвать собственную бороду!
Ее ухищрения не простираются далее [собственных] усов,
обруч обители луны как же она разорвет?
Врагу солнца это было упреком,
о враг Солнца солнца.
О враг Солнца, от блеска которого дрожали солнце и его звезды.
3630Ты — не Ему враг, а противник себе;
что за печаль огню, если ты превратился в дрова?
Удивительно, если из-за того, что спалит тебя, он уменьшится или из-за твоей боли при сгорании он опечалится.
Милость его — не милость человека,
ведь характером милости человека бывает печаль.
Милость тварей бывает скорбной,
а милость Истинного от печали и скорби чиста.
О милости Бесподобного знай, что она такова, о отец:
в воображение не вмещается от нее только ее следы.
|
|
3635Явны следы и плоды Его милости,
однако кто, кроме Него, знает ее суть?
Сути никакого из атрибутов совершенства
никто не знает, кроме как по [их] следам и примерам.
Ребенок не знает сути лишения девственности,
кроме того, что ты говоришь: «Оно как сласти для тебя».
Разве суть вкуса соития [с женщиной]
бывает подобна сути сластей, о властелин?
Но сравнил по причине приятности
для тебя тот мудрец, потому что ты похож на ребенка,
3640Чтобы познал ребенок это на примере,
раз не знает сути или сущности обстоятельств.
Следовательно, если ты скажешь: «Я знаю», — это недалеко [от правды],
а если [скажешь]: «Не знаю», — то это [тоже] не ложь и не насилие.
Если кто-то скажет: «Ты знаешь Нуха,
того посланника Истинного и свет духа?» —
То если ты скажешь: «Как не знать? Ведь эта луна знаменитее, чем солнце и месяц!
Малые дети в начальных школах и те имамы все в михрабах
3645Имя его читают в Коране ясно,
предание о нем рассказывают из прошлого красноречиво», —
То скажи правду, ты [ведь] его знаешь по описанию,
хотя суть Нуха [тебе] не раскрылась.
А если ты скажешь: «Откуда мне знать Нуха?
Подобный ему знает его, о юноша!
Я хромой муравей, откуда мне знать слона?
Разве мошка знает Исрафила?» —
Эти слова также правдивы, оттого
что по сути ты его не знаешь, о такой-то!
3650Бессилие постигнуть суть [своего] дяди –
состояние простых людей, не называй [его] всеобщим,
Ибо сути и тайны тайн этого
перед глазами совершенных явственны.
В существующем, чем тайны Истинного и Его сущность,
разве есть что-либо более далекое от понимания и прозрения?
Поскольку это не секрет для доверенных друзей,
что это за сущность и атрибут, которые остаются сокрытыми?
ТРЕТИЙ ДАФТАР 227
Разум приверженца диспутов говорит: «Это далеко [от правды], это яма,
без истолкования не слушай о том, что невозможно!»
3655Полюс (кутб) говорит: «Для тебя, о слабак,
все, что выше твоего состояния — невозможно!
События, что ныне тебе открылись,
разве поначалу также не казались невозможными?
Когда освободило тебя от десяти тюрем великодушие,
пустыню не делай для себя тюрьмой притеснения».
|
|
из-за [разного] отношения и разницы
в направлении[, с которого на нее смотрят]
Отрицание этой одной и той же вещи и утверждение ее допустимы,
поскольку направление различно и отношений — два.
[Слова] «не ты бросил, когда бросил» 1 — из-за отношения,
они есть отрицание и утверждение, оба подтверждены.
3660Это ты бросил, потому что оно было в твоей руке;
ты не бросил, потому что мощь Истинного проявилась.
Дням рожденных от Адама бывает предел;
горстке праха разве разбить [целое] войско?
«Горсть — это твоя горсть, а бросание — от Нас!»
Из-за этих двух отношений отрицание и утверждение допустимы.
Знают пророков их противники,
подобно тому, как не ошибаются они в своих детях 2.
Как своих детей, знают их
отвергающие [их] по сотне признаков и сотне указаний.
3665Однако из-за ревности и зависти скрывают они [это],
себя привязывают к [словам]: «Не знаю!»
Так как же сказал [Господь] «знают», если в другом месте сказал Он: «Не знает их никто, кроме Меня, так что оставь,
Воистину они под моими шатрами сокрыты!» 3
Кроме Бога никто их не знает по опыту.
Ты так же, [учитывая] отношение, воспринимай то, что тут раскрыто,
ведь ты знаешь и не знаешь Нуха.
1 Коран, 8: 17 (17).
2 Аллюзия на айат: «Те, которым Мы даровали писание, знают его так, как знают своих сынов, но ведь часть из них скрывают истину, хотя и знают» [Коран, 2: 141 (146)].
3Перефразирование известного хадиса: «Мои святые — под куполами, никто не знает их, кроме Меня» (ىﺮﻴﻏ ﻢﻬﻓﺮﻌﻳ ﻻ ﻰﺑﺎﺒﻗ ﺖﺤﺗ ﻰﺋﺎﻴﻟوا).
|
|
и пребывании (бакā) дервиша
Сказал говорящий: «В мире дервиша не существует,
а если бы существовал дервиш, то тот дервиш не существует».
3670Существует он из-за пребывания его существа,
но стали несуществующими его атрибуты в атрибутах Его.
Когда язычок пламени свечи пред солнцем исчез, он считается существующим.
Существует его существо, так как если ты положишь [на него] вату, она сгорит от этих искр.
Не существует оно, [так как] света не дает тебе,
солнце его сделает исчезнувшим (фанā).
В двести манов меда одну унцию уксуса если ты положишь и она в нем растворится,
3675Станет несуществующим вкус уксуса, когда ты попробуешь,
но стало на унцию больше, когда ты поднимешь.
Перед львом лань лишилась чувств,
существование его на ее существовании стало покрывалом.
Эта аллегория ущербных о деяниях Господа есть кипение любви, а не оставление учтивости.
Пульс влюбленного без учтивости подскакивает,
себя на чашу весов Царя кладет.
Менее учтивого, чем он, нет никого в мире,
более учтивого, чем он, нет никого втайне.
3680Через [различное] отношение считай находящимися в соответствии,
о избранный,
эти две противоположности — учтивость и неучтивость.
Неучтив он, если ты смотришь на внешнее,
ибо его претензия на любовь есть соперничество.
Если же посмотришь на внутреннее, то где претензия?
И он, и претензия перед тем султаном исчезли.
«Умер Зайд», если Зайд был деятелем (субъектом);
но он не деятель, он был праздным.
Он из-за термина грамматического был деятелем,
но в противном случает он — тот, над кем производится действие
(т. е. глагольное дополнение), а смерть его — убивающая.
3685Какой там деятель, ведь он так подчинен!
Все присущее деятелю от него далеко.
Повесть о поверенном Садр-и джахана 1, который был оклеветан и из Бухары бежал из-за страха за свою жизнь,
|
|