Как Дакуки вышел вперед в качестве имама

Этим речам нет конца, скорей беги!

Вот пришло [время] намаза, Дакуки, пройди вперед!

2085О единственный, проведи же утреннюю молитву,

дабы украсилось тобой время!

О имам ясноглазый, в молитве

нужен предводитель со зрячими глазами.

В шариате не одобряется, о повелитель,

выдвигать вперед на место имама слепого.

Хоть бы он и был хафизом, смышленым и факихом 73,

все же зрячий лучше, даже если он глуп.

Слепой не воздержится от нечистоты,

глаза бывают основой воздержания и предосторожности.

2090Он же, проходя, не видит нечистоты;

да не будут глаза слепы ни у одного верующего!

Слепой внешне — во внешней скверне,

слепой же внутри — в сквернах тайных.

Эта внешняя скверна смывается водой,

а та внутренняя скверна увеличивается.

Кроме как слезами глаз нельзя ее ничем отмыть,

если скверны внутренние стали очевидны.

Если скверным назвал неверного Господь,

то эта скверна у него не снаружи.

2095Внешне неверный не замаран ею,

эта скверна — на нравственности и вере.

Это [внешняя] скверна, запах от нее на двадцать шагов,

а та [внутренняя] скверна, запах от нее — от Рея до Сирии!

Запах ее даже до небес доходит,

ударяет в нос Солнцу и Ризвану 74.

То, что я говорю, — по мере твоего понимания;

умер я от тоски по правильному пониманию!

Понимание — вода, а существо тела — кувшин;

если кувшин разбился, вода из него выльется.

2100У этого кувшина есть пять отверстий глубоких 75,

не останется в нем ни воды, ни снега.

Приказ «Потупляйте ваши очи!» 76

ты тоже слышал, что же не ставил правильно копыта?

Через рот твой речь похищает понимание,

Как Дакуки вышел вперед в качестве имама - student2.ru уши, словно песок, твое понимание впитывают.

73 Факих — знаток мусульманской юриспруденции (фикх), законовед.

74 Ризван (Ридван) — предводитель ангелов, охраняющих врата рая.

75 Кувшин с пятью отверстиями (или трубками) — часто встречающаяся у Руми метафора, обозначающая тело человека и пять его телесных чувств.

76 «Скажи верующим, пускай они потупляют свои очи…» [Коран, 24: 30 (30)].

Также и другие твои отверстия

выводят из тебя сокровенную воду понимания.

Если ты из моря выльешь воду,

не возместив ее, то море превратится в пустыню.

2105Поздно уже, если же нет, то расскажу я обстоятельства введения возмещений и замен.

Эти замещения и замены к морю откуда являются после трат?

Сто тысяч живых существ из него вкушают,

облака также снаружи из него похищают.

И вновь море притягивает возмещение этому,

откуда? Знают [это] обладатели правильного пути.

Начали мы много рассказов в спешке,

остались они без заключений в этой книге.

2110О Сияние Истины, Хусам ад-дин благородный,

подобного тебе царя не породили ни небо, ни [четыре] элемента.

Ты редко входил в сердце и душу,

о ты, чьего прихода сердце и душа устыдятся!

Сколько я ни восхвалял людей былых времен,

целью моей в их [восхвалении] был ты, по необходимости.

Свой дом молитва узнает,

ты же возноси хвалу на имя любого, кого захочешь.

Ради утаивания восхваления от неуместного [человека]

Истинный установил такие рассказы и притчи.

2115Хоть это восхваление и стыдится (т. е. недостойно) тебя,

но ведь принимает Господь усердие малоимущего.

Истинный примет даже осколок, извинит его,

ведь из двух глаз слепого хватит и двух капель [слез].

Птицы и рыбы знают такую аллегорию,

которой восхвалил я кратко обладателя доброго имени,

Дабы поменьше его обдували вздохи завистников,

дабы они поменьше впивались зубами в выдумки о нем.

И откуда же возьмет завистник выдумки о нем?

Разве заснет попугай в жилище мыши?

2120Та выдумка о нем происходит из-за обмана,

это волосок его [= завистника] брови, а не полумесяц 77!

Хвалу я тебе произнесу за пределами пяти [чувств] и семи [небес],

запиши же нынче: Дакуки прошел вперед.

Как Дакуки прошел вперед предстоять [на молитве] у тех людей

Как Дакуки вышел вперед в качестве имама - student2.ru В поздравлениях и приветствиях праведникам замешана хвала всем пророкам.

77 См. рассказ «О том, как некий муж воображаемое принял за молодой месяц во времена [халифа] ‘Умара

(да будет доволен им Аллах!)» из второго дафтара (б. 112—119).

Восхваления все перемешались,

кувшины вылились в один таз,

Потому Восхваляемый лишь один, не больше,

а все религии поэтому лишь одна религия.

2125Знай, что каждое восхваление отправляется к свету Истинного,

а формами и людьми оно взято взаймы.

Разве возносят хвалы кому-либо кроме достойного?

Но они (возносящие хвалу) во мнениях блуждают.

Как свет, который осветил какую-то ограду;

ограда для этого света — как посредник.

Поневоле, когда отбросила она тень на источник [света],

заблудший потерял Луну, прервал восхваление.

Или же в каком-нибудь колодце показалось отражение Луны,

и он обратился к колодцу и стал его восхвалять.

2130Поистине он — восхваляющий Луну,

хотя его невежество и обратилось лицом к отражению ее.

Восхваление его — для Луны, а не для отражения,

но стало оно неверием, если в деле допущена ошибка,

Так что из-за несчастья заблудился этот храбрец,

Луна была наверху, а он думал — внизу.

Из-за этих идолов люди теряются,

о страсти, которой предались они, [потом] сожалеют,

Потому что предались они страсти к выдумке,

а от истины оказались еще более далеки.

2135Твоя склонность к выдумке подобна крылу,

чтобы, окрыленная ею, она воспарила к Истине.

Когда предался ты какой-нибудь страсти, твое крыло осыпалось,

ты охромел, а та выдумка от тебя улизнула.

Храни же крылья и страстям не предавайся,

чтобы крылья твоей склонности отнесли тебя к раю.

Люди полагают, что наслаждаются весельем,

[на самом деле] они ради какой-то выдумки обрывают свои крылья.

Задолжал я разъяснение этой мысли.

Дай же мне отсрочку, я — несостоятельный должник, о том я промолчал.

Как [те] люди последовали за Дакуки

2140Вышел вперед Дакуки для намаза,

[те] люди уподобились атласу, а он узорной кайме.

Последовали эти цари чередой вслед за славным предводителем.

Когда приблизились они к такбиру 78,

Как Дакуки вышел вперед в качестве имама - student2.ru как жертва, покинули этот мир.

78 Произнесение молитвенной формулы «Аллах велик!» (ﺮﺒآا ﷲا), которая несколько раз повторяется во время призыва к молитве (азан), а также при закалывании скота.

Смысл такбира таков, о имам,

что, мол: «О Господи, перед Тобой мы в жертву превратились!»

Во время забоя жертвы ты произносишь «Аллах велик!»,

так же и во время забоя плотской души, подлежащей убиению.

2145Тело — как Исма‘ил, а душа — как Халил (Ибрахим) 79,

душа произнесла такбир над телом благородным.

Тело было убито страстями и алчностью,

но словами «Во имя Бога» оно было заколото для жертвоприношения во время намаза.

Как в День воскресения, перед Истинным выстроились они рядами,

занялись подсчетом и [вознесением] сокровенных молитв,

Стоя перед Богом, проливая слезы,

подобно встающим прямо во время Страшного суда.

Истинный говорит: «Что ты Мне принес за время этой отсрочки, что Я тебе дал?

2150Жизнь свою на чем ты завершил,

пропитание свое и силу на что загубил?

Жемчужину глаз где ты износил,

пять чувств через что процедил?

Глаза, разум, уши и жемчужины небесного Престола ты потратил, что же ты приобрел у ковра [земли]?

Дал Я тебе руки и ноги, как лопату и мотыгу;

Я их подарил [тебе], когда бы они появились сами по себе?»

Таких вот призывов, причиняющих боль,

сто тысяч приходит от [Божественного] присутствия.

2155Во время стояния [на молитве] Он эти речи обращает [к молящемуся],

и от стыда сгибается тот в поясном поклоне.

Не осталось сил стоять прямо из-за стыда,

в поясном поклоне от смущения произнес он тасбих 80.

И снова приходит приказ: «Подними голову

из поясного поклона, ответ Истинному перечисли».

Поднимает голову из поясного поклона тот смущенный,

и снова падает ниц тот неискусный.

И снова приходит ему приказ: «Подними голову из земного поклона и извести о сделанном!»

2160Снова поднимает он голову, смущенный,

и снова падает ниц, как змея.

И снова ему говорит: «Подними голову и говори,

и взыщу Я с тебя волосок за волоском!»

Но силы стоять на ногах у него нет,

Как Дакуки вышел вперед в качестве имама - student2.ru ибо обращение, внушающее страх, поразило его душу.

79 Ибрахим (библ. Авраам) — пророк, Исма‘ил — его старший сын. Рассказ о том, как Ибрахим был готов принести в жертву Богу своего сына, приводится в Коране в суре «Стоящие в ряд» [Коран, 37:

99 (101)—107 (107)].

80 Тасбих — произнесение формулы «Пречист Аллах!» (ﷲانﺎﺤﺒﺳ).

Тогда садится он, садится от того тяжелого груза,

а [Божественное] присутствие говорит: «Говори с разъяснениями!

Дал Я тебе богатство, скажи, какова была твоя благодарность?

Дал Я тебе капитал, покажи же проценты!»

2165Он поворачивает лицо к правой руке с приветствием,

обращенным к душам пророков и тех великодушных,

Мол: «О цари заступничества! Сей мерзкий крепко увяз в грязи и ногами, и ковриком!»

Наши рекомендации