Как принесший обет бедняк был вынужден сорвать груши с дерева и как постиг его нагоняй от Истинного без промедления
Пять дней тот ветер ни одной груши не срывал;
из-за огня голода терпение от него (аскета) сбежало.
На одной ветке несколько груш он увидел,
но вновь стерпел и удержался.
Поднялся ветер, наклонил концы веток
и естеству в [стремлении] их съесть помог победить.
1675Голод, слабость, сила влечения и Непреложный приговор сделали аскета его обету неверным.
Когда плоды с грушевого дерева были сорваны,
оказался он в своем обете и договоре слаб.
В тот же миг нагоняй от Истинного постиг [его],
закрыл ему глаза и потянул его за ухо.
Как того шайха обвинили вместе с ворами и отрубили ему руку
Двадцать воров там было, а то и больше,
они делили свое наворованное.
Начальника стражи доносчик известил [о них],
и люди начальника стражи напали скоро,
1680И прямо на том месте левые ноги и правые руки всем отрезали; поднялся гвалт.
Рука отшельника тоже была отрезана по ошибке,
хотел [стражник] также и ногу ему отрубить,
Но в тот миг прибыл всадник весьма знатный,
закричал на стражника: «Эй, собака, посмотри!
Это же такой-то шайх, из заменяющих (абдал) он у Господа,
руку ему ты зачем отделил [от тела]?»
Тот стражник разорвал [на себе] одежды и стремительно пошел,
начальника стражи известил поспешно.
1685Начальник стражи пришел босой, извиняясь:
«Я не знал, Господь мне свидетель!
Прости же меня за это мерзкое дело,
о щедрый, предводитель обитателей рая!»
Сказал [отшельник]: «Я знаю причину [удара] этого жала,
я знаю свой грех.
Я нарушил святость Его договора,
и поэтому мою правую руку похитил Его суд.
Я нарушил договор, зная, что это плохо,
так что постигла эта злосчастная смелость [мою] руку.
1690И рука моя, и нога, и мозг, и кожа
да будут, о начальник, жертвой веления Друга!
Это была часть меня, я сделал ее для тебя дозволенной,
ты же не знал, это не твоя вина.
Тот же, Кто знал, Он — отдающий приказы;
разве есть оружие, чтобы сражаться с Господом?»
О, как много птиц взлетели в поисках зерна,
глотка (т.е. жадность) которых перерезала их же глотку!
О, как много птиц из-за желудка и колик на краю крыши заключены в клетки!
1695О, как много рыб в воде труднодостижимой
из-за жадности [их] горла попались на крючок!
О, как много целомудренных женщин было за завесой,
которые из-за злосчастия женского естества и глотки были опозорены!
О, как много судей ученых и добронравных из-за глотки и взяток были посрамлены!
Даже Харуту и Маруту это вино
для вознесения на небосвод стало [преградой], как плотина в воде 29.
Ба Йазид по этому поводу проявил осмотрительность:
увидев в себе лень во время намаза,
1700О причине [ее] поразмыслил тот обладатель разума и увидел причину в том, что выпил много воды.
Сказал: «Целый год не буду пить воды», —
так и сделал, и Господь дал ему силы.
Это небольшое его усердие было ради веры,
и стал он Султаном и Полюсом познавших (‘āриф).
Когда была отрезана из-за глотки рука
у мужа-аскета, он закрыл двери жалобы.
Шайх Акта‘ 30 вслед за тем прозвали его люди,
сделала знаменитым его через эти несчастья глотка.
Чудеса шайха Акта‘, и как он плел корзину двумя руками
1705В шалаше один посетитель его нашел,
когда он обеими руками корзину плел.
Сказал ему [аскет]: «О враг своей души,
ты пришел в мой шалаш, засунул [вовнутрь] голову.
Зачем ты это сделал второпях, наперегонки?»
Ответил: «От избытка любви и желания!»
Тогда улыбнулся и сказал [шайх]: «Теперь войди,
но держи это втайне, о повелитель!
Пока не умру я, не рассказывай об этом никому:
ни близкому, ни возлюбленной, ни подлецу».
1710После чего другие люди через световое окошко прознали про его плетение [корзин].
Сказал он: «Свое веление Ты знаешь, о Творец;
я скрываю, а Ты сделал явным».
29 См. примеч. к б. 3321 первого дафтара.
30 Акта‘ (ﻊﻄﻗا) — араб. «тот, у кого отрезана рука».
Пришло к нему Божье наитие: «Были некоторые,
в этой печали тебя отрицавшие,
Что, мол, может он был лицемером на Пути,
раз Господь опозорил его перед толпой.
Я не хочу, чтобы это стадо стало неверующим,
в заблуждении последовало за подозрениями.
1715Эту чудо (карāмат) сделали Мы явным —
то, что даем тебе руку во время работы,
Чтобы эти несчастные подозревающие не стали бы отвержены небесами.
Я тебе и без такого чуда прежде давал утешение от Самого Себя.
Это же чудо Я дал для них
и эту лампу для того на тебя возложил.
Ты же миновал то, чтобы смерти тела бояться или отсечения частей тела.
1720Фантазия отсечения головы и ног ушла от тебя;
для отражения фантазий был дан тебе щит, хороший и толстый.
Причина смелости волшебников Фир‘ауна в отношении отсечения рук и ног
Разве волшебникам не Фир‘аун проклятый угрожал казнью на земле?
Мол: «Отсеку вам руки и ноги накрест,
затем повешу, не прощу вас!» 31
Он считал, что они все в тех же
фантазиях, ужасе, искушениях и подозрениях пребывают,
Так что будут у них трепет, ужас и страх
из-за внушенных плотской душой фантазий и угроз.
1725Не знал он, что они освободились
и уселись возле окошка света сердца 32.
Свою тень они [научились] отличать от самих себя,
они ловки, расторопны, красивы и прославлены.
Ступка небосвода если сто раз их истолчет в обители глины,
Раз они корень ее состава увидели,
то ответвлений фантазии они не боялись.
Этот мир — сон, не стой в сомнении,
если будет потеряна во сне рука, это не страшно.
1730Если во сне тебе отрежут голову ножницы,
то и голова твоя на месте, и жизнь твоя продолжительна.
31 Отсылка к айату (Фир‘аун угрожает волшебникам после того, как Муса явил чудо с посохом и волшеб-
ники уверовали в Бога): «Я отрублю вам руки и ноги накрест, потом распну вас всех!» [Коран, 7:
121 (124)].
32 Аллюзия на Коран, 7: 122 (125)—123 (126).
Если увидишь во сне себя разрубленным пополам,
то телом здоров ты, когда встанешь [ото сна], нет недуга.
Вывод: во сне ущерб [твоему] телу
не страшен, и не [страшно] быть разрубленным на двести кусков.
Об этом мире, который внешне прочен,
сказал Пророк, что он — сновидение спящего 33.
Подражая, ты с этим согласился,
а Идущие по пути это видели въяве, без Пророка.
1735Ты спишь днем, не говори, что это не сон;
тень — это производное, и ничто, кроме лунного света, не является
[ее] корнем.
Свои сон и бодрствование считай тем, о помощник,
как если спящий видит [во сне], что уснул.
Он подумал: «Сейчас я заснул», —
не ведая о том, что он — во втором сне.
Горшечник, разбив горшок,
если захочет, сам же его снова сделает крепким.
Слепой на каждом шагу боится ямы,
с сотней страхов он идет по дороге.
1740Зрячий же увидел ширину дороги,
так что он знает, [где] выбоины и ямы.
Ноги и колени его не дрожат каждый миг,
разве хмурится его лицо от любой печали?
«Поднимись, о Фир‘аун, ибо мы не те,
кто остановится из-за любого крика или гула.
Разорви наше рубище, есть Тот, кто его сошьет,
а если нет, то чем мы обнаженнее, тем нам лучше.
Без одежд мы эту красавицу в объятья радостно заключим, о враг никчемный!
1745Приятней обнажения от тела и телесного темперамента
нет [ничего], о Фир‘аун, лишенный Божьего наития и ошеломленный!»
Жалоба лошака верблюду:
«Я много падаю ничком, а ты не падаешь, разве что изредка»
Сказал лошак верблюду: «О приятный товарищ!
На подъеме и спуске и на ровной дороге
Ты не падаешь на голову, идешь хорошо,
я же падаю на голову, как заблудший.
Я падаю ничком каждый миг,
на сухом ли, на мокром ли месте.
33 Отсылка к хадису, передаваемому со слов Джабира: «Сказал он: Был я с Пророком, когда пришел к нему человек с белым лицом и сказал:„О Посланник Аллаха, что есть этот мир?“ Сказал [Пророк] (мир ему!): „Сновидение спящего“» (ﻢﺋﺎﻨﻟا ﻢﻠﺣ مﻼﺴﻟا ﻪﻴﻠﻋ لﺎﻗ ﺎﻴﻧﺪﻟا ﺎﻣ لﺎﻘﻓ ﻪﺟﻮﻟا ﺾﻴﺑا ﻞﺟر ﻩﺎﺗا اذا (ص) ﻰﺒﻨﻟا ﻊﻣ ﺖﻨآ لﺎﻗ) [Ша- хиди. Т. 7. С. 270].
Скажи, отчего так,
чтобы знал я, как надо жить!»
1750Сказал [верблюд]: «Глаза мои видят лучше твоих и, кроме того, еще смотрят сверху.
Когда я взойду на вершину высокой горы,
конец горной тропы я осмотрю внимательно;
Тогда все низины и возвышения пути глазам моим показывает Аллах.
Каждый шаг я совершаю, руководствуясь зрением,
от опрокидывания и падений спасаюсь.
Ты же видишь перед собой один-два-три шага,
видишь зерно, но не видишь страданий от силка».
1755Равны для вас слепой и зрячий 34
в остановке, в спуске, в пути.
Когда плоду в утробе Истинный дает душу,
притяжение частей в его темперамент Он закладывает;
Из пищи он притягивает части,
основу и уток своего тела свивая.
До сорока лет к притяжению частей
Истинный делает его жадным во время роста.
Притягивать части Он дух обучил,
как не знать о притяжении частей Царю Единственному?
1760Собирателем этих частиц было солнце [Духа];
Оно знает, как без пищи твои части притянуть.
В тот миг, когда просыпаешься ты ото сна,
Он ушедшие сознание и чувства зовет спешно,
Чтобы ты знал, что они не отлучались от Него,
что вернутся, когда Он велит: «Возвратись!»
Как с позволения Аллаха собрались части осла ‘Узайра35 (мир ему!)