Человек в системе социальных коммуникаций

Свою подлинную сущность, реальность человек получает лишь в обществе, которое задает шкалу единых культурных ценностей и определяет степень уникальности каждой отдельной личности.

Человек в системе социальных коммуникаций может быть рассмотрен в 3 основных аспектах:

1. Генетическом. Факторы связаны с процессом социализации личности.

2. Функциональном. Факторы описывают формы жизнедеятельности человека.

3. Телеологическом. Факторы – исходные ценностные ориентации, определяющие смысл и цели существования человека.

Социализация – это процесс постепенного приобщения человека к определенной социальной среде, овладение им необходимыми навыками и знаниями.

Семья в миниатюре воспроизводит все общественные связи.

Основные функциональные модусы человеческого бытия в обществе – это деятельность и коммуникация.

Деятельность – способность человека к активному целенаправленному преобразованию объективной деятельности и самого себя.

Коммуникация – это процесс обмена информацией, предполагающей активную взаимосвязь двух и более субъектов взаимодействия.

Коммуникация может быть рассмотрена как особый вид деятельности, а деятельность немыслима без коммуникативных процессов.

Ядро деятельности – труд.

Феномен массового человека

· Унифицированность;

· стандартизированность мышления, существования;

· принципиальная анонимность.

Объединение в массу порождает почти семейное родство, где одиночество «Я» продолжается благодаря его полной анонимности.

А. Шопенгауэр сравнивал людей в массе с мерзнущими дикобразами, которые не могут согреться.

Антропологический кризис переживаемый сегодня свидетельствует о девальвации гуманистического потенциала современной посткультуры, кризис акцентирует поиск новых более стратегий культурного развития.



№ 30. Концепция человека в истории классической и современной философии

Философский подход к человеку предполагает выявление его сущности, конкретно-исторической детерминации форм его активности, раскрытие различных исторически существовавших форм его бытия. Философия выявляет место человека в мире и его отношение к миру.

В античной философии он рассматривался преимущественно как микрокосм, в своих человеческих проявлениях подчиненный высшему началу – судьбе.

В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как существо, в котором изначально неразрывно и противоречиво связаны два начала: душа и тело, а также человек и Бог. Например, Августин представлял душу как независимую от тела и именно ее отождествлял с человеком

Философия Нового времени видела в человеке, прежде всего его духовную сущность. Заслугой этого времени было признание автономии человеческого разума в деле познания собственной сущности.

Философия 19 - начала 20 в. гипертрофировала духовное начало в человеке, сводя в одних случаях его сущность к рациональному началу, а в других – к иррациональному.

Со временем человек становится в центр философского знания, от которого идут нити, связывающие его через общество со всей необъятной Вселенной.

Проблема человека решалась по-разному различными философскими школами и направлениями, среди которых можно выделить основные:

1.объективно-идеалистическое понимание сущности человека;

2.субъективно-идеалистическое;

3.метафизически-идеалистическое;

4.диалектико-материалистическое;

5.иррациональное.

Объективистские концепции рассматривают человека как существо, находящееся в существенной зависимости от объективных сфер и принципов космоса, природы, общества, исторической необходимости, мирового разума – или Бога.

Субъективистские концепции рассматривают человека как существо, полностью или в основном автономное и свободное от объективных сфер природы, и поэтому бытие мира и человека познается из самого человека, из субъективного «Я», через глубинные сферы внутренней индивидуальной жизни человека.

Специфика философского подхода состоит в том, что в философии человек рассматривается как целостность.

№ 31. Аксиологические параметры бытия человека в мире. Экзистенциальный опыт личности

Аксиология – учение о ценностях.

Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного. Ценностные ориентации, эта главная ось сознания обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов. Развитые ценностные ориентации – признак зрелости личности, показатель меры ее социальности.

Исследование, изучение ценностных ориентаций – это забота социальной философии, социальной психологии, социальной педагогики.

Типы систем ценностей:

Смысложизненная Объединяет ценности человеческой жизни, определяет цели бытия человеческой сущности, ценности свободы, правды, красоты, т.е. общечеловеческие ценности
Витальная Это ценности сохранения и поддержания повседневной жизни, здоровья, безопасности, комфорта
Интеракционистская Это ценности и суждения важные в межличностном и групповом общении: хорошие отношения, спокойная совесть, власть, взаимопомощь
Сциализационная Ценности, которые определяют процесс формирования личности: социально одобряемые и наоборот. Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

Экзистенциализм – это философское течение, рассматривающее человеческое существование как нечто уникальное, единичное. Подлинное существование постигается в пограничных ситуациях.

Пограничные ситуации – это наиболее опасные моменты человеческого существования, когда возникают состояния страха, заботы, вины, выбора, ожидания смерти. В такие моменты раскрывается человеку подлинный смысл его бытия(Хайдеггер, Ясперс, Марсель, Сартр, Мерло-Понти, Камю, Симона-де-Бовуар).

№ 32. Сознание человека как предмет философской рефлексии. Сознание человека и психика животных

Сознание – это сложная многоуровневая система, включающая в себя природно-психические, индивидуально-личностные социокультурные проекции.

Философское понятие сознания является интегрирующим понятием для анализа взаимоотношений человека с действительностью, творческой способности социального субъекта отображать и познавать объективный и субъективный мир в форме идеальных образов.

Сознание – это особая форма отражения, регуляции и управления отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и своим способам общения. Сознание не только отражает мир, но и творит его. Сознание – это единство субъективного и объективного, единство того, что зависит от субъекта, от состояния его нервной системы, индивидуального опыта, условий жизни и того, что не зависит от него, а обусловлено окружающей действительностью, отражает ее.

Основные черты философского понятия сознания:

1.выделение онтологического статуса сознания;

2.характеристика его в гносеологическом аспекте (сознание есть отражение окружающей действительности);

3.сознание есть идеальное (существует в виде идеальных образов);

4.сознание есть не только отражение действительности, но и отношение к ней, осмысление действительности;

5.сознание означает высший уровень психической активности человека, оно придает деятельности человека целенаправленный характер;

6.сознание предполагает развитие самосознания человека;

7.сознание характеризуется многоуровневой структурой, включающей индивидуальное и общественное сознание, сознательное и бессознательное, чувственное и рациональное.

Уровни сознания:

· чувственно-эмоциональный.Это непосредственное отражение внешней действительности: ощущение, восприятия, представления, эмоции, чувства, различного рода аффекты: страх, ярость. абстрактно-дискурсивный. Это интеллектуальная обработка чувственных данных: понятия, суждения, умозаключения, ценности. вера. интуитивно-волевой. Это самосознание: воля и интуиция. сознательный и бессознательный.

Проблема происхождения сознания может быть рассмотрена в двух аспектах:

1.в контексте общеприродной эволюции

2.в процессе индивидуального развития человека (онтогенез).

Функции сознания:Мировоззренческая; Познавательная; Творческая; Регулятивно-управленческая; Оценочная; Координирующая. Структура сознания:Знание; Память; Эмоции; Воля; Самосознание. Сознание представляет собой ядро человеческой психики.

Формирование и развитие сознания в процессе эволюции происходило через человеческий труд и язык. Именно на базе труда и складывается постепенно абстрактное, понятийное мышление. Прежде всего, труд предполагает способность целеполагания, мысленного моделирования будущего, выработку плана действий, ведущих к цели, и определение средств достижения этой цели.

Существуют три парадигмы в исследовании сознания: субстанциональная. Исходит из признания самодостаточности сознания, соотнося индивидуальное сознание и духовный мир человека с субстанциальной духовностью мироздания. В Новое время субстанциональная традиция нашла выражение в интерпретации мышления Декарта, трансцендентализме Канта, идеализме Гегеля, в постклассической философии в структурализме Фуко, концепции сознания Ильенкова и др. Сознание (разум) – основа, которая обеспечивает мировой порядок и гармонию. Человеческое сознание – отдельное проявление мирового разума. функциональная (атрибутивная). Гоббсс, Локк, Гельвеций, Дидро. Сознание – это отражение реально существующих объектов и связи действительности. Идеальное сознание определяется формами материального бытия. Рассматривает сознание человека как свойство высокоорганизованной материи – человеческого мозга отражать действительность в форме идеальных образов. Идеальное – результат обобщения чувственных данных. Сознание – функция материальных систем. Сознание – результат функционирования мозга и нервной системы. эксистенционально-феноменологическая.Гуссерль, Щелер, Хайдеггер, Сартр. Акцентирует внимание на безусловную веру в человека существование независимо от его сознания предметов внешнего мира. Главная характеристика индивидуального сознания – это интенциональность, направленность и стремление сознания на предмет. Интенциональность предполагает способность сознания быть сознанием о чем-либо, его нацеленность во сне при одновременном внесении личностных смыслов в действительность. Феноменология наделяет сознание конструктирующим статусом. Сознание понимается уже не как отражение, а как осмысление действительности, тем самым преодолевается созерцательность классических моделей сознания. В феноменологии именно сознание формирует внутренний мир бытия человека. Подлинное бытие сознания – это поток мыслей, чувств, эмоций, ассоциаций, это единство внутреннего и внешнего.

Краткие выводы: каждая из этих концепций делает акцент на определенную сущностную характеристику сознания, которую необходимо учитывать для построения целостной модели сознания.

Субстанциолизм подчеркивает идеальную природу сознания. Функционализм подчеркивает зависимость сознания от мозга, чувственного опыта, предметной действительности. Феноменологическая интерпретация обращает внимание на значимость самосознания.

Наряду с перечисленными можно выделить другие традиции: Психоаналитическая традиция. Рассматривает сознание в отношении с бессознательным. Классический психоанализ нашел свое отражение в работах Фрейда. В рамках классического психоанализа проблему сознания рассматривают Адлер, К. Юнг, Э. Фромм. Культурноисторическая традиция.Согласноей, человек – это общественное существо,как по происхождению, так и по сущности. Сущность человека не является некой постоянной величиной, а изменяется в процессе общественно-исторического развития. Развивалась в рамках марксистской концепции практической природы сознания. В ней сознание человека наделяется способностью не только отражать мир, но и творить его. Социокультурная традиция.Наделяет сознание такими характеристиками как идеальность, предметность, проективность, выделяя в качестве основных функций регулятивную, познавательную, аксиологическую, прогностическую, функции целеполагания, самосознания.

В психологии интеллект определяется как относительно устойчивая структура умственных способностей индивида, ориентированная на решение когнитивных (познавательных) задач и его адаптацию к жизненным условиям. Интеллектуальная интуиция – это совокупность функциональных возможностей кибернетических систем решать задачи, ранее требовавшие обязательного участия человека.

Речь идет о перспективах моделирования отдельных интеллектуальных действий человека, организации диалога между машиной и человеком, о возможности самовоспроизводства кибернетических систем. Несмотря на серьезные успехи в области разработки искусственного интеллекта, вопрос остается открытым. Одни высказывают оптимистические взгляды, говорят о наступлении эпохи «социокультурного диалога человека и компьютера». Противники утверждаю, что сознание – явление человеческое, и никакой эры очеловечивающей искусственный интеллект ожидать не приходится. Сознание человека всегда индивидуально, оно связано с осознанием человеком своего бытия, своей уникальности. Однако постановка самой проблемы важна для человека, так как фиксирует степень его духовной зрелости. Отличия сознания человека от психики животных:человеку свойственно абстрактное, понятийное мышление, отсутствующее у животных; человек пользуется языком, второй сигнальной системой, которой нет у животных; человек способен не только отражать мир в своем сознании, но и целенаправленно его преобразовывать. Сознанию человека свойственна творчески-конструкторская функция.

№ 33. Сознание и отражение. Отражение как всеобщее свойство материи. Эволюция форм отражения

Природным основанием сознания является свойство отражения, представленное в различных формах на уровне живой и неживой материи.

Отражение – это способность вещей фиксировать внешние воздействия и реагировать на них.

Отражение в неживой природе – простейшие элементарные отражения (пример: зеркало).

Отражение в живой природе:

· раздражимость – ответная реакция организма на воздействие окружающей среды

· чувствительность – способность организма иметь ощущения

· психическое отражение – это комплекс усложненных рефлексов, закрепленных в ассоциативной памяти – наличие у животных навыков практического интеллекта и ассоциативного мышления.

· социальное отражение – отличие сознания человека от психики животных, абстрактно-логическое мышление, целеполагание, самосознание, язык как вторая сигнальная система, как система знаков несущих мысль.

Конкретно-символическое восприятие мира связано с возникновением языка, с отражением мира в абстактно-символической форме. Формирование рационально-теоретического относится к 8-5 вв. до н. э. В этот период конкретизируется логико-понятийное мышление.

№ 34. Социальная природа сознания. Структура общественного сознания. Основные формы общественного сознания и их взаимосвязь. Диалектика индивидуального и общественного сознания

Общественное сознание – это 1) философская категория для обозначения фундаментального свойства социального субъекта отражать социальную и природную действительность при определяющем воздействии общественного бытия; 2) это вся совокупность взглядов, идей, теорий, настроений, чувств, представлений данной эпохи, в которых отражается социальная действительность.

Структура общественного сознания:

Чтобы правильно раскрыть сущность общественного сознания, необходимо исследовать его в различных аспектах:

Ø в гносеологическом. Гносеологический аспект предполагает выяснение того, как совершается познание. Общественное сознание при этом выступает в виде форм познания, различающихся по предмету отражения и по способу отражения.

Ø в социологическом. Социологический аспект – это анализ общественного сознания с точки зрения той роли, какую оно играет в жизни общества, какой социальной группе принадлежит, какую эпоху характеризует.

Ø в конкретно-историческом. Конкретно-исторический подход ориентирует исследователя на изучение сознания определенного общества, исследование его движения в реальном историческом времени.

Структура общественного сознания:

Гносеологический аспект Формы отражения Социологический аспект
Уровни отражения Политическое Правовое Виды отражения
Обыденное сознание Философское Религиозное Научное Общественная психология
Теоретическое сознание Этическое Эстетическое Идеология

Уровни отражения:

Ø обыденное (эмпирическое, повседневное) сознание – это:

1.эмпирические знания;

2.осмысленный многовековой опыт трудовой деятельности людей;

3.моральные нормы, которые складываются в повседневной жизни людей и их труде.

Оно включает в себя представления, мысли, побуждения, непосредственно отражающие в сознании людей условия их жизни. Сюда же входит народное художественное творчество.

Общественная психология – это совокупность чувств, настроений, эмоций, особых черт характера, возникающих у людей на основе общих условий их существования.

Элементы общественной психологии:

· Психический склад социальной группы, который проявляется через социальный характер.

· Социальный характер – это совокупность устойчивых психических свойств определенной социальной общности людей.

Идеология – это система идей, теорий, взглядов, в которых отражаются общественные отношения и коренные интересы определенных социальных групп. В идеологии обязательно имеется основная, центральная идея, приводящая в систему все другие.

Индивидуальное сознание – это сознание отдельного человека, в котором свободно сочетаются черты, общие для сознания данной эпохи, черты особенные связанные с социальной принадлежностью личности, черты личности, обусловленные воспитанием и обстоятельствами жизни.

№ 35. Познавательная деятельность как объект философского анализа. Проблема субъекта и объекта в теории познания

Познание – это творческая деятельность субъекта, направленная на получение знаний о мире, их постоянное совершенствование.

Познавательная деятельность – это процесс отражения действительности. Это не механическое, зеркальное отражение, а осознанный, противоречивый процесс творческого, активного отражения реальной действительности в ходе общественной практики.

Специфика познавательного отношения человека к миру состоит в том, что в результате этого отношения объекты действительности пере водятся в идеально-знаковую форму, распредмечиваются и приобретают статус знания.

Знания – это социальная форма и продукт отражения человеком действительности в познавательных действиях.

Философское знание отличается максимальной общностью, высшейстепенью абстрактности, системностью, логикой, методологической и мировоззренческой значимостью.

Уровни организации знания:

· Знания как информация об объективном мире природы и общества.

· Знания о внутреннем, духовном мире человека, самопознание.

· Знания о целях и теоретических программах преобразования природного и социокультурного мира.

Существует две классификации форм познания:

1. В рамках первой различают:

a. духовно-практическую форму познавательной деятельности (обыденное познание или здравый смысл)

b. духовно-теоритическую форму познавательной деятельности (духовное производство).

2. Вторая классификация:

a. мифологическое;

b. религиозное;

c. образно-художественное;

d. философское;

e. научное.

Познавательная деятельность неразрывно связана со знанием, волей, памятью, эмоциям. Она включает убеждения, веру, ошибки, сомнения.

Главное в познавательной деятельности – адекватное воспроизведение субъектом основных характеристик действительности.

Специальные области философии, изучающие процесс познания:

Эпистемология – философская дисциплина, в которой изучается знание как таковое, его строение, структура, развитие.

Гносеология – теория познания (gnosis – знание).

Гносеология выявляет общие и необходимые закономерности в познавательной деятельности.

Процесс познания предполагает наличие двух сторон:

¨ познающего человека – субъект познания;

¨ познавательного предмета – объект познания.

Основные интерпретации субъекта и объекта познания:

ü Наивно реалистическая теория познания (Ламетри, Гольбах, Дидро, Фейербах). Субъект познания трактуется как биологический индивид, познавательные способности которого являются результатом естественной эволюции природы.

ü Программа идеалистического эмпиризма.(Юм, Беркли, Авенариус).Субъект познания рассматривается как совокупность познавательных способностей, в основе которых лежат формы чувственного опыта (ощущения, восприятия.представления).

ü Программа трансцендщентальной гносеологии. Впервые разработанаКантом в 18 веке. Субъект понимается Кантом как чистое доопытное сознание. В структуре субъекта выделяются априорные (предшествующие познанию) формы познавательной деятельности.

ü Социокультурная программа.Гегель, марксизм. Субъект познания трактуется как социально исторический субъект, как результат социально-исторического опыта людей, накопленного в процессе познавательной деятельности.

ü Программы постклассической гносеологии:

Ø экзистенциально-феноменологическая

§ биопсихиологическая;

§ аналитическая;

§ герменевтическая.

Каждая программа по-своему интерпретирует природу и сущность познавательного отношения к миру.

Особенности постклассической гносеологии:

ü отказ от принципа SO оппозиции;

ü акцент на анализе вопросов субъектности;

ü переосмысление проблемы истины в познании, замена ее концептуальными когерентными (согласованными) программами;

ü исследование прагматических функции языка и речи.

№ 36. Структура познавательного процесса. Роль практики в процессе познания. Проблема истины в современной философии

Механизм познания имеет два уровня:

1. Чувственный. Характерно наличие непосредственной связи с реальной действительностью, фрагментарность, конкретность. Оснвные формы чувственной ступени познания:

a.ощущения;

b.восприятия;

c.представления.

2. Рациональный. Рациональное познание – это активный процесс обобщенного, абстрактного и опосредованного отражения действительности. Основные формы рациональной ступени познания:

a.понятия,

b.суждения,

c.умозаключкения.

Понятие – это мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках.

Суждение – это такая форма мысли, в которой через связь понятий утверждается либо отрицается что-либо.

Умозаключение – это логический вывод, связывающий два или несколько суждений.

Интуиция – это сплав мысли и чувства, это единство чувственного и рационального, это способность постижения истины путем прямого усмотрения, без обоснования с помощью доказательств, это своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании бессознательно, предельно ясно осознается итог мысли – истина.

Между чувственным и рациональным познанием существует неразрывная связь. Различный ученые по-разному оценивают чувственную и рациональную ступень познания.

Представители сенсуализма (сенсус-чувство) на первое место ставят чувственную сторону познания – Гельвеций, 18 век.

Рационалисты на первое место ставят «рацио» – разум (Декарт, Лейбниц).

Представители эмпиризма на первое место ставят опыт (Мах, Юм).

В. И. Ленин: «Познание есть процесс от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике».

Наши рекомендации