Большинство же признаются в том, что разочарованы, переживают нерешительность, страх, чувствуют скуку и растерянность.
Студенческие годы пролетают, и внезапно ты просыпаешься в формальном статусе взрослого человека. С этого момента жизнь начинает тебя вытаскивать из инфантильных грёз и заставляет взрослеть, шаг за шагом убивая ложные «я» и уничтожая фантазии. Процесс идёт довольно быстро, и к 24 годам часть личности умирает.
Собственно, еще кризис четверти жизни — это смерть ложного «я».
Многие из тех, кто принадлежит к более зрелому возрасту, в том числе и родители 20-летних, в оценках ситуации критичны и даже ироничны, – говорит психолог Сергей Степанов. – Переживания юных взрослым или родителям, кажутся капризами избалованных детей. Для поколения родителей наличие прилично оплачиваемой работы, скромный, но постепенно растущий достаток служат свидетельством того, что жизнь удалась.
Да, этот переломный момент очень тяжело пережить. Это действительно кризис, поэтому нет ничего удивительного в депрессиях, и в ощущении, что ты полное ничтожество.
«ТИХИЙ» КРИЗИС
В молодых душах кипят внутренние конфликты. «И самый глубокий из них связан с первой сборкой самого себя, с поиском своей идентичности, которая вступает в конфликт с реальностью, с тем, что предлагает молодым социум.
27-летнему Юрию понадобилось несколько лет, чтобы найти «уникальный ключ» к взрослой жизни: «Мне было нелегко осознать, что советы отца и забота матери не сделают меня счастливым. Я сам должен отвечать за то, что со мной происходит, за свои разочарования, успехи и неудачи».Олег пытался приспособиться к образу жизни, который навязывали ему родные, окончив мединститут, он пришел работать в семейную фирму.
-«Днем я просиживал штаны в отцовском офисе и откровенно скучал, – вспоминает он. – Моя настоящая жизнь начиналась вечером, когда мы с друзьями шли в клуб, слушали музыку, обсуждали новые диски». Через полтора года «двойной жизни» Александр ушел «от отца» в крупную звукозаписывающую компанию. «Изнутри музыкальная индустрия выглядит не так здорово, – говорит он, – но здесь я чувствую себя гораздо комфортнее».
Ольга, 26 лет, автор-исполнитель
-«После института я работала бухгалтером в крупной компании. Зарплата, перспективы – но я ненавидела эту работу и в какой-то момент не выдержала, уволилась. Пока сижу дома, сочиняю песни. Ведь я об этом мечтала – жить музыкой! Но вот на что жить? Мама твердит, чтобы я взялась за ум. Но что мне выбрать: идти работать или продолжать петь? То же и в личной жизни – мы с моим парнем встречаемся уже восемь лет, но я не могу решиться начать жить вместе».
Фарид, 29 лет, госслужащий
-«Я только что расстался со своей девушкой и вернулся к родителям. Тут никакого хозяйства, покупок, обязательств и прочей «взрослой жизни»! Друзья женятся, заводят детей, а мне совсем не хочется. Я завидую тем, кому сейчас 18-20 лет. Для меня это было прекрасное время – такое свободное... Спокойно я чувствую себя только в компании более взрослых людей – их общество напоминает мне о том, что я все еще молод» придурок.
Елена, 25 лет, продавец
-«У меня все прекрасно: работа в целом устраивает, машину помогли купить родители, небольшая квартира – от бабушки. Но я живу в тревоге. До сих пор жизнь была распланирована на несколько лет вперед: закончить институт, съехать от родителей, найти работу. И вдруг все этапы закончились. А что дальше? Я понимаю, есть много возможностей: можно бросить работу, автостопом проехать по Европе, научиться прыгать с парашютом, поступить на философский. В принципе, возможно все. Но я не знаю, чего хочу, а ведь еще несколько лет – и будет поздно»
«Кризис четверти жизни» помогает понять, что пришло время самим решать собственные проблемы», – уверена Александра Роббинс, автор мирового бестселлера «Преодоление кризиса «четверти жизни.
-«25-летний был очень полезен для меня. Думаю, я смогу избежать кризиса среднего возраста, поскольку к 30 годам сумела разобраться с главными вопросами собственной идентичности. В отличие от наших родителей и дедов мы имеем возможность разгадать свои истинные желания до того, как вступить в брак или начать карьеру.
Я считаю, что молодые люди мучительно переживают это время, потому что они считают себя одинокими в своих чувствах и объясняют их личными особенностями. Это ошибка. Они не говорят об этом ни с ровесниками, которые испытывают те же эмоции, ни с теми, кому за тридцать. И наконец, многие считают, что «ничего уже не изменишь». Но начать сначала никогда не поздно!
Идти по дороге, которая тебя не устраивает, только потому, что однажды тебе взбрело в голову на нее ступить, куда труднее, чем сойти с нее и выбрать другую – ту, которая приведет тебя, пусть и не сразу, туда, куда тебе действительно хочется попасть».
«Не нужно бояться возрастного кризиса, в нем заложены культура развития и мудрость жизни, – уверен Юрий Фролов. – Важно научиться слушать свой кризис, изучать его, ведь именно он заставляет нас искать контакт с самим собой, позволяет обрести психологическую целостность, начать воспринимать себя реалистично и в результате разрешить многие внутренние конфликты при позитивном выходе из него».