Мухаммад аль-амин аш-шанкыти
Мухаммад аль-Амин аш-Шанкыти
КОРАНИЧЕСКИЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ АТРИБУТОВ АЛЛАХА
Кувейт | Свет Ислама | 2011
ББК 86.38
УДК 28-144
Аш-Шанкыти, Мухаммад аль-Амин
Коранический метод познания атрибутов Аллаха.(Манхадж дирасат аль-асмаа ва ас-сифат) /Пер. с арабского – Умм Иклиль (Екатерина) Сорокоумова. Кувейт, Издательский дом «Свет Ислама», 2011 – 96 c.
Эта книга предназначена для каждого мусульманина, и каждого изучающего исламское убеждение приверженцев Сунны, особенно в том, что касается признания Имён и Атрибутов Всевышнего Аллаха, которые Он Сам утвердил, признании их без уподобления творениям и истолкования, без отрицания и отвержения, в соответствии с коранической методикой, которая отличается от философской. Несмотря на небольшой объём, эта книга содержит правильную программу в этой крайне важной области, в ней приводятся разъясняющие примеры и множество доказательств и свидетельств.
Без изучения и заучивания этой книги искателю исламского знания просто не обойтись. Её должны преподавать в каждом исламском учебном заведении. Каждый имам мечети и преподаватели научных кружков должны читать её своим ученикам и советовать им её для исправления представления об Аллахе, Творце людей, Господе миров.
ББК 86.38 УДК 28-144 |
© СВЕТ ИСЛАМА, 2011
ОБ АВТОРЕ
Мухаммад аль-Амин ибн Мухаммад аль-Мухтар аш-Шанкыти, да помилует его Аллах, — автор труда «Адва аль-байан», учёный, толкователь Корана, поэт, литератор, умеренный в пользовании мирскими благами и благочестивый человек. Родился в области Шанкыт в Мавритании в 1905г.
Рос сиротой, лишившись отца в раннем детстве. Воспитывался в доме родственников со стороны матери, которых отличала любовь к знанию. Выучил Коран наизусть в десятилетнем возрасте под руководством своего дяди со стороны матери, которого звали Абдуллах. Изучил коранический шрифт, правила чтения Корана (таджвид) и несколько способов его чтения под руководством сына своего дяди со стороны матери, по имени Мухаммад ибн Ахмад, с иснадом до Пророка . В то время ему было шестнадцать лет.
Литературе и наукам, связанным с арабским языком, его обучала жена его дяди со стороны матери. Если говорить о других разделах знания, то он изучил фикх маликитского толка — наиболее распространённый на его родине — под руководством шейха Мухаммада ибн Салиха. С ним он изучал «Альфийу» Ибн Малика. Другие науки он изучал под руководством нескольких шейхов, причём все они были дженкийцами по происхождению, то есть принадлежали к тому же племени, что и аш-Шанкыти. Представители этого племени были известны своей любовью к разным наукам так, что в народе даже говорили: «Знание — это Дженки».
Аш-Шанкыти, да помилует его Аллах, был столь усерден в приобретении знаний, что женился достаточно поздно. Он был яркой личностью, его отличала тонкость восприятия, свойственная поэтам, он замечательно писал, и слог его был лёгким и богатым. Несмотря на это, он редко сочинял стихи.
Деятельность шейха и его усилия по распространению ислама до приезда в Саудовскую Аравию
Подобно другим учёным, шейх, да помилует его Аллах, давал уроки и фетвы. Приобрёл известность, благодаря глубокому знанию судопроизводства, которым долгое время занимался. Люди приезжали к нему из отдалённых мест.
Нрав шейха
Его нрав, щедрость, целомудрие, храбрость, равнодушие к мирским благам были поистине уникальными. Один из учеников шейха Атыййа Мухаммад Салем сказал: «Этот мир для него ничего не значил, он не придавал ему никакого значения. За всё время пребывания в Саудовской Аравии он ни разу не потребовал никакого даяния, жалованья или повышения своей степени и не стремился получить какое-либо вознаграждение за свои труды. Да и то, что давали ему без всяких просьб с его стороны, он принимал не для того чтобы оставить себе, а для того чтобы раздать. Он часто забывал о себе и прощал обиды, и когда его спрашивали о причинах, он обычно отвечал словами поэта:
«Не тот господин для своих соплеменников,
Кто не знает о чём-то действительно,
Но тот господин для своих соплеменников,
Кто забывает[1] умышленно…»
Труды
Шейх писал труды с юных лет. Ещё на родине, не достигнув совершеннолетия, он написал книгу о родословных арабов в стихотворной форме.
Он также изложил некоторые аспекты маликитского фикха в стихотворной форме, сочинил «Альфийу» в логике, изложил шариатские нормы, касающиеся наследства, также в стихотворной форме. Эти четыре произведения до сих пор не опубликованы.
Во время жизни в Саудовской Аравии, шейх, да помилует его Аллах, написал следующие труды: «Ман‘ аль-маджаз фи аль-муназзаль ли-т-та‘аббуд ва аль-и‘джаз», «Даф ихам аль-идтыраб ан айй аль-китаб», «Музаккарат аль-усуль ‘аля раудат ан-назыр», «Адаб аль-бахс ва аль-муназара», «Адва аль-байан ли тафсир аль-Куран би-ль-Куран». Помимо написания трудов, шейх читал лекции.
Би-ль-Куран»
Книга состоит из семи частей и включает тафсир Корана до слов Всевышнего: ﭽﭿ ﮀ ﮁﮂ ﮃ ﮄ ﮅ ﮆ ﮇ ﮈ ﮉﭼ «Они являются партией Аллаха. Воистину, партия Аллаха — это преуспевшие».[2] Шейх скончался, не успев завершить тафсир. Это сделал после его кончины его ученик шейх Атыййа Мухаммад Салем, да помилует его Аллах.[3]
Особенности преподавания
Когда шейх говорил, казалось, что он смотрит в книгу или читает написанное с листа. Мне известно, что шейх Ибн Баз, да помилует его Аллах, даже сказал однажды: «И вы утверждаете, что он не читает из книги?!»
Он сказал: «Известно, что когда он начинал, казалось, что он собирается тебя ударить — столь эмоциональной была его речь. Однажды шейх Мухаммад ибн Ибрахим, да помилует его Аллах, сказал ему в шутку: “О шейх! Если ты пришёл, чтобы учить нас, дай нам гарантии, что не станешь бить нас!” Шейх аш-Шанкыти сказал в ответ: “Я знаю, что вместе с этой эмоциональностью к тебе приходят знания”».
Шейх вёл уроки в мечети и люди приходили к нему. И когда находился повод, он начинал говорить, и казалось, что он не просто говорит, а преподаёт.
Шейх Ибн Баз, да помилует его Аллах, углублённо изучал под его руководством арабский язык в его доме по определённым дням, и на уроках присутствовали шейх Атыййа Салем и другие.
Порицание
Когда при короле Фейсале, да помилует его Аллах, в Эр-Рияд приехал марокканский король и попросил шейха совершить ‘умру вместе с ним, шейх сказал: «Я присягал королю и ни с кем никуда не отправлюсь без его разрешения. Поговори с ним, и если он разрешит, мы отправимся вместе с тобой, а если запретит, мы не станем сопровождать тебя». И марокканский правитель обратился к королю Фейсалу с соответствующей просьбой, и тот дал своё разрешение. Когда он прибыл в Мекку, пришли фотографы и шейх разгневался на них, и король Фейсал, да помилует его Аллах, запретил им делать снимки.
Собрания шейха
Шейх очень не любил, когда на его собраниях о ком-то плохо отзывались — он сильно гневался в подобных случаях, потому что воспринимал это как личное оскорбление. Если подобные слова произносил человек почтенного возраста и к тому же уважаемый, шейх говорил ему: «Не отдавай другим свои благие дела». А в противном случае шейх отчитывал говорившего. На его собраниях никто не мог сказать о другом что-нибудь плохое.
Король Фейсал дважды посещал лекции шейха. Принц ‘Абду-ль-Мухсин также однажды присутствовал на лекции шейха. Когда прибыл король, ему принесли кресло, но он попросил принести себе такой же стул на каком сидел шейх.
Толкование снов
Шейх был известен тем, что толковал сны и его толкования сбывались. Примеров можно привести множество, но, к сожалению здесь не место для этого.
Кончина шейха
Шейх скончался утром в четверг 17 числа месяца зу-ль-хиджжа 1393 года от хиджры, в Мекке, по возвращении из хаджа. Погребён на кладбище аль-Му‘алля в Рай‘ аль-худжун в Мекке. Да помилует его Аллах и да соединит Он нас с ним в обители Его милости в день Воскресения!
ВВЕДЕНИЕ
Поистине, познание Всевышнего Аллаха, знание Его Прекрасных Имён и Высочайших Атрибутов — предел человеческих исканий. Это лучшая из наук, самая благородная и величественная из них. Это цель, к которой должны стремиться люди и в достижении которой они должны стараться опередить друг друга. Здравые сердца жаждут этого знания, ибо оно делает жизнь раба Всевышнего по-настоящему благородной и благодатной.
Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах, сказал: «Поистине, жизнь человека — это жизнь его сердца и духа. Не будет его сердцу жизни без знания Создателя, без любви к Нему и поклонения Ему Одному, без смирения перед Ним, без умиротворения, которое приносит поминание Его, без радости, которую приносит близость к Нему. Кто потерял эту жизнь, тот потерял всякое благо. Эту жизнь не купить за все сокровища мира этого. Всему потерянному можно найти замену. Но если человек потерял Аллаха, ему ничто не заменит Его».[4]
Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах, также сказал: «Как же так? Время идёт, жизнь проходит, а сердце укрыто, закутано, и не ощущает и благоухания этого.[5] Человек покидает этот мир, а на самом деле он будто и не входил в него, потому что не вкусил лучшее из того, что есть в нём, но жил жизнью скотов и покинул мир этот разорившимся… Жизнь его была никчёмной и бесполезной, смерть — мучительной, а загробный мир не принёс ему ничего, кроме горечи и сокрушения».[6]
Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах, сказал о знании Имён Аллаха и Его Высочайших Атрибутов: «…знание значений Прекрасных Имён и внушение их сердцам, дабы они оказали на них благотворное влияние и наполнили их самым величественным из всех знаний. Например, Имена, указывающие на величие, могущество, славу, наполняют сердца возвеличиванием Аллаха. Имена, указывающие на красоту, благодеяние, милосердие, великодушие и щедрость, наполняют сердца любовью к Аллаху, стремлением к Нему, восхвалением Его и смирением перед Ним. Имена, указывающие на всеобъемлющее знание, осведомлённость и неусыпное наблюдение заставляют человека помнить об Аллахе и думать о Нём в деятельности и в покое, и оберегать себя от скверных мыслей и предосудительных желаний. Имена, указывающие на самодостаточность и доброту, заставляют сердце остро ощущать потребность в Аллахе и невозможность обойтись без Него, побуждают человека думать о Нём и устремляться к Нему всегда и везде. Эти знания сердца обретают благодаря тому, что их обладатели изучают Имена Аллаха и Его Атрибуты, и поклоняются Аллаху посредством этого изучения. И невозможно обрести в этом мире ничего лучшего и более прекрасного и совершенного, чем эти знания, и это лучшее из того, что дарует Всевышний Аллах Своему рабу. И это дух единобожия и содержание его. И кому Аллах открывает эту дверь, перед тем открываются врата чистого единобожия и полноценной веры».[7]
Знание Имён и Атрибутов Аллаха — знание благодатное, приносящее много пользы. Ниже приводятся лишь некоторые блага, которые приносит человеку это знание.
1. Это знание — самое благородное, самое возвышенное из всех.
2. Следствием познания Аллаха становится любовь к Нему и возвеличивание Его.
3. Всевышний Аллах любит Свои Имена и Атрибуты, и любит, когда они оказывают влияние на Его творения.
4. Всевышний Аллах сотворил всё сущее из ничего, и оно стало существовать после небытия, и Он подчинил людям то, что в небесах и на земле, чтобы они познавали Его и поклонялись Ему.
5. Первый из шести столпов веры — вера в Аллаха, Его Имена и Атрибуты.
6. Познание Всевышнего Аллаха — основа всех наук.
7. Познание Аллаха, знание Его Имён и Атрибутов — прибыльная торговля.[8]
8. Знание Имён и Атрибутов Всевышнего Аллаха помогает верующему избегать ошибок.
Приобретение этого знания должно быть величайшей заботой раба Всевышнего и его высочайшей целью. Знание тем благороднее и величественнее, чем благороднее и величественнее его объект. Поэтому нет науки лучшей и более благородной, чем познание Всевышнего Аллаха посредством изучения Его Прекрасных Имён и Высочайших Атрибутов, которые упоминаются в коранических аятах и хадисах Посланника Аллаха . Великий воспитатель и учёный Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах, сказал: «Если в сердце человека теплится искра жизни или любви к Всевышнему Господу, стремление к Его Благородному Лику и желание встречи с Ним, то изучение этой области и просвещённость в ней — его величайшая цель, предел его желаний и благородных устремлений. Здравые сердца и успокоившиеся души — нет для них ничего более вожделенного, нежели это познание, и ничто не радует их так, как приобретение достоверного знания в этой области».[9]
Господин первых и последних – Посланник Аллаха - обрадовал благой вестью о Рае тех, кто сочтёт девяносто девять Имён Аллаха. И везде и всегда учёные, обладатели знания, искренние верующие и праведники, стремились опередить друг друга в их «сочтении», в надежде, что Высочайший Господь дарует им высокие степени в Раю.
К сожалению, большинству сегодняшних мусульман не до этого. Они об этом даже не помышляют. Ещё один прискорбный факт: сегодня многие мусульмане во всех уголках земли поклоняются Аллаху, приписывая Ему имена, которых нет ни в Коране, ни в Сунне.
Но ещё большая беда — проникновение философии в эту благороднейшую область знания, произвольное толкование Атрибутов Всевышнего и изобретение значений, которые не согласуются с величием Всевышнего и не приличествуют Ему. Это толкование есть искажение, но для того, чтобы люди не восставали против него и не отвергали его, этому искажению придумали усыпляющее внимание название. Так появился термин “тавиль”.
Они, да возвратит их Аллах на верный путь, не пожелали ограничиться утверждением тех Имён и Атрибутов, которые утвердил Сам Всевышний и Его Посланник . А ведь никто не знает об Аллахе больше, чем Он Сам, а после Него — Его Посланник , которому Он внушил в Откровении Свой Коран.
Всевышний Аллах сказал: ﭽﭣ ﭤ ﭥ ﭦ ﭧ ﭨ ﭼ
“А чьи слова правдивее слов Аллаха?”.[10]
И Он сказал: ﭽﭟ ﭠ ﭡ ﭢ ﭣ ﭤﭼ “Чей рассказ правдивее рассказа Аллаха?”.[11]
А о Своём Пророке Всевышний Аллах сказал:
ﭽ ﭜ ﭝ ﭞ ﭟﭼ “И он не говорит по пристрастию”.[12]
Всевышний также сказал:
ﭽﭰ ﭱ ﭲ ﭳ ﭴ ﭵ ﭶ ﭷ ﭸ ﭹﭼ “Аллах превыше того, что они приписывают Ему. Не делают этого только избранные (или искренние) рабы Аллаха”.[13] Как мы видим, Всевышний Аллах объявил о Своей непричастности к описаниям, которые дают ему все, кроме Его посланников и их последователей. А в другом аяте Всевышний сказал:
ﭽ ﯺ ﯻ ﯼ ﯽ ﯾ ﯿ ﰀ ﰁ ﰂ ﰃ ﰄ ﰅ ﰆ ﰇ ﰈ ﰉ ﭼ
“Твой Господь, Господь могущества, пречист и далек от того, что они приписывают Ему. Мир посланникам! Хвала Аллаху, Господу миров!”.[14] В этом аяте Всевышний Аллах также объявил о том, что Он не имеет отношения к тому, что Ему приписывают, и поприветствовал миром посланников, поскольку те описания, которые давали Ему они, были свободны от любых недостатков, противоречащих полноте восхваления Его».[15]
«Посланники дали Всевышнему описания, свидетельствующие о Его совершенстве, и засвидетельствовали отсутствие у Него любых недостатков и изъянов, противоречащих совершенству. Они также засвидетельствовали Его неповторимость и отсутствие у творений присущих Ему Атрибутов, указывающих на совершенство. Они принесли нам подробное утверждение и обобщённое отрицание. И кто отрицает какие-то из Атрибутов, утверждённых Самим Всевышним, тот совершает та‘тыль. Кто уподобляет Атрибуты Аллаха атрибутам творений, тот совершает тамсиль. Отрицающий Атрибуты Всевышнего (му‘аттыль) поклоняется несуществующему, а уподобляющий Атрибуты Аллаха атрибутам творений (мумассиль) поклоняется идолу. А Всевышний Аллах сказал:
ﭽ ﭡ ﭢ ﭣﭤ ﭥﭦ ﭧ ﭨﭼ “Нет ничего подобного Ему”[16]—это ответ уподобляющим, и“И Он — Слышащий, Видящий” —это ответ отрицающим Атрибуты».[17]
Подход пророков — это подход Корана: утверждение того, что утвердил Аллах, без попыток представить это, без отрицания, без уподобления, без искажений.
Вашему вниманию предлагается коранический подход к этой благородной области знаний, ибо ничто не разъясняет Слова Аллаха лучше Его же Слов. Оставьте же путь философов и догматиков, которые закрыли сердца людей от Атрибутов Аллаха и Его Имён толстым покрывалом своей логики и аналогий, и стали отрицать то, что утвердил Аллах, и утверждать то, что Он отрицает. Мы говорим им: ﭽ ﯤ ﯥ ﯦ ﯧ ﯨﯩ ﭼ «Скажи вы лучше знаете или Аллах?».
Салим Абу ‘Умар аль-Газзи
О.А.Э
20.04.1431 г.х.
Появление хариджитов
Первым разногласием в мусульманской общине, затронувшим основы религии, была смута хариджитов. Они стали утверждать, что совершающий тяжкие грехи становится неверующим. Это утверждение они взяли не из религий прошлого и не из известных теорий какой-нибудь религии, противоречащей исламу. Поводом для появления этого чуждого исламу догмата, стало очернение Сунны, — они не считали сподвижников достойными передатчиками хадисов Посланника Аллаха и принесённого им послания, — а также отсутствие правильного понимания Книги Всевышнего Аллаха.
Если бы первые хариджиты внимательно изучили Коран, они бы обнаружили там ясные доказательства того, что люди, совершающие тяжкие грехи, не становятся от этого неверующими. Ведь Всевышний Аллах сказал в Своей Книге:
ﭽ ﭛ ﭜ ﭝ ﭞ ﭟ ﭠ ﭡ ﭢﭣﭼ «Прелюбодейку и прелюбодея — каждого из них высеките сто раз»[19]. Если бы прелюбодеяние делало человека неверующим, то наказанием за него была бы смертная казнь, поскольку Посланник Аллаха сказал: «Кто изменил свою веру, казните его». Всевышний Аллах сказал о преднамеренном убийстве: ﭽ ﮙ ﮚ ﮛ ﮜ ﮝ ﮞﭼ «Если же убийца прощен своим братом»[20]. Как мы видим, дозволено простить убийцу и, к тому же, убийца назван братом пострадавшей стороны. То есть у убийцы, несмотря на его грех, остаются такие же права в отношении верующих, как и до преступления. И Всевышний Аллах сказал:
ﭽ ﭟ ﭠ ﭡ ﭢ ﭼ «Вору и воровке отсекайте руки»[21]. Заметьте: Всевышний не повелел казнить его как вероотступника. И подобных примеров много.
Чрезмерная строгость и суровость, присущая хариджитам, не сдерживается верным руководством Всевышнего Аллаха и Его Шариата, который был ниспослан для того чтобы удержать душу от её пагубных наклонностей, а человеческая душа склонна к строгости и суровости. Всевышний Аллах сказал о человеке, как о виде: ﭽ ﯫ ﯬﯭ ﯮ ﯯ ﯰ ﯱ ﯲﭼ «А человек взялся нести её (ответственность). Воистину, он является несправедливым и невежественным»[22]. Если человек отходит от верного руководства Божественного послания, он уклоняется от прямого пути в сторону чрезмерной строгости и крайностей, поддаваясь природной склонности к этому.
Появление шиитов
Позже появились шииты. Их можно разделить на три категории. К первой категории относятся шииты, которые чрезмерно превозносили ‘Али , но не ругали Абу Бакра и ‘Умара . Ко второй относились те, которые превозносили ‘Али и при этом ругали сподвижников. Представителей этих двух категорий можно назвать людьми, следующими своим страстям. Позже появились шииты, обожествляющие ‘Али . Они не имеют никакого отношения к Корану и Сунне, а также вообще к исламу и правам семьи Посланника Аллаха .
Нововведения, противоречащие Сунне, делятся на две категории.
К первой категории относятся нововведения, которые не были привнесены в ислам извне, а появились в рамках самой религии, точнее, ее искаженного - «личного толкования» определенными людьми и группами, уже в последующем. Такие нововведения являются заблуждением и отходом от прямого следования Корану, а также от руководства Посланника и его сподвижников. Это нововведения хариджитов и большинства му‘тазилитов и так далее.
Но существует и вторая категория нововведений. Убеждения приверженцев этих нововведений не основаны на Коране и Сунне и не имеют никакого отношения к исламу. Они появились не путём искажения ислама, а пришли извне. Несмотря на то, что их приверженцы пытаются придать своим убеждениям исламскую окраску и привязать их хоть как-то к исламской религии, используя для этого, например, Коран. В действительности же эти убеждения почерпнуты не из ислама и из его источников.
Теперь, когда мы выяснили, что нововведения бывают разные. Перейдём к постановлению ислама о каждой из двух названных категорий нововведений.
В качестве примера нововведений, появившихся не путём искажения ислама, а пришедших извне, можно привести нововведения некоторых шиитов, обожествляющих ‘Али . Об этих нововведениях нельзя сказать, что их приверженцы просто неправильно поняли или неверно истолковали исламские источники. Эти люди не мусульмане и не имеют отношения к исламу. Свои убеждения они почерпнули из распространённых на территории Индии и Ирана философских теорий, одним из положений которых является реинкарнация.
Ещё один пример таких нововведений — отрицание Атрибутов Всевышнего. Истинную суть этого нововведения способны разглядеть немногие, даже из числа тех, кто стремится следовать Сунне и придерживаться истины.
Это нововведение не имеет никакого обоснования ни в Книге Аллаха, ни в Сунне Его Пророка . Более того, даже разум отвергает это нововведение. Это теория, взятая предводителями сторонников этих взглядов из греческой философии, точнее из философской теории Аристотеля, который избрал для себя тот же метод, что и аль-Джахм и аль-Джа‘д, а после них — Абу Хузайль аль-‘Алляф, Ибрахим ибн Саййар ан-Назам и другие предводители джахмитов и му‘тазилитов.
Поэтому шейхуль-ислам Ибн Таймийя, да помилует его Аллах, сказал в книге «Дар та‘аруд аль-‘акль ва ан-накль»: «Если говорить об остальных нововведениях, которые появились среди людей кыбли, то их приверженцы приводят в качестве доказательства, неправильно истолкованные ими аяты и хадисы. Но только не нововведение джахмитов. Поэтому некоторые ранние учёные из числа наших праведных предшественников, например, Ибн аль-Мубарак, исключали джахмитов из числа людей кыбли».
Это, однако, не означает, что Ибн аль-Мубарак исключал из числа людей кыбли каждого, кто в чём-то согласен с джахмитами. Просто ему было известно, что это нововведение пришло к мусульманам из языческого верования, основной чертой которого было неверие в Господство (рубубиййа) и всё, что с ним связано, не говоря уже о Божественности (улюхиййа).
Философы-догматики не отрицали Атрибуты открыто и не заявляли о том, что являются последователями греческих философов. Но потом появились люди, открыто отрицающие Атрибуты Аллаха — Ибн Сина и Абу Наср аль-Фараби. Эти люди появились в 4 веке от хиджры, и среди них был Абу аль-Валид ибн Рушд, который, как считали, понимал религию, и чьё имя связывали с Шариатом. Этот человек избрал для себя путь философии. После появления людей с такими убеждениями, мусульманские учёные сказали, что отрицать Атрибуты Господа таким образом — значит следовать путём Аристотеля, который описал в своих сочинениях. Таким образом, этот мазхаб, - чуждый исламу - пришёл извне, а потому отношение к нему должно быть таким же, как и к любой лжи и клевете.
КОРАНИЧЕСКИЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ
АТРИБУТОВ АЛЛАХА
WWW.SVET-ISLAMA.COM
[1]
[1] То есть забывает о нанесённых ему обидах, демонстрирует благородство натуры и проявляет великодушие и снисходительность.
[2]
[2] Сура 60 «Испытуемая», аят 22.
[3]
[3] Биография шейха Мухаммада аль-Амина аш-Шанкыти, да смилуется над ним Всевышний Аллах, приведена из его книги Тафсир (стр. 2167, 1-ое издание, Дар аль-Кутуб аль-Илмиййа, Бейрут, 2003г.)
[4]
[4] Ибн аль-Каййим, «Аль-джаваб аль-кафи» (стр. 132).
[5]
[5] То есть не ощущал благоухания любви Создателя, через Его имена, качества и атрибуты, и сладость поклонения к Нему на этом основании.
[6]
[6] Ибн аль-Каййим, «Тарик аль-хиджратейн» (стр. 385).
[7]
[7] Ибн аль-Каййим, «Тарик аль-хиджратейн» (стр. 393).
[8]
[8] Прибыльная торговля, потому что, сколько раб будет поминать Аллаха посредством Его Имен и Атрибутов, приумножится его вознаграждение за это в столько раз, сколько будет известно только Ему.
[9]
[9] Ибн аль-Каййим, «Ас-саваик аль-мурсаля» (том. 1, стр. 161).
[10]
[10] Сура 4 «Женщины», аят 122.
[11]
[11] Сура 4 «Женщины», аят 87.
[12]
[12] Сура 53 «Звезда», аят 3.
[13]
[13] Сура 37 «Выстроившиеся в ряды», аяты 159–160.
[14]
[14] Сура 37 «Выстроившиеся в ряды», аяты 180-182.
[15]
[15] Ибн аль-Каййим, «Джаля аль-афхам» (стр. 155–170).
[16]
[16] Сура 42 «Совет», аят 11.
[17]
[17] Ибн Таймийя, «Аль-джаваб ас-сахих» (том. 5, стр. 149).
[18]
[18] Сура 49 «Комнаты», аят 14.
[19]
[19] Сура 24 «Свет», аят 2.
[20]
[20] Сура 2 «Корова», аят 178.
[21]
[21] Сура 5 «Трапеза», аят 38.
[22]
[22] Сура 33 «Союзники», аят 72.
[23]
[23] Сура 6 «Скот», аят 103.
[24]
[24] Сура 7 «Ограды», аят 143.
[25]
[25] Сура 16 «Пчелы», аят 74.
[26]
[26] Сура 52 «Гора», аят 35.
[27]
[27] Акциденция (лат. accidentia — случай, случайность) — философское понятие, обозначающее временное, преходящее, несущественное, изменчивое, случайное свойство вещи (в отличие от существенного, субстанциального), которое может быть элиминировано без изменения сущности вещи (несущественное свойство вещи). Впервые понятие акциденции употреблено Аристотелем. См. Философский словарь стр. 10. Под ред. И.Т. Фролова. - 4-ое изд.-М.: Политиздат, 1981.
[28]
[28] Или, иными словами, изменчивость и непостоянство, присущие сотворённому.
[29]
[29] Сура 3 «Семейство Имрана», аят 192.
[30]
[30] Сура 89 «Заря», аят 22.
[31]
[31] Сура 42 «Совет», аят 11.
[32]
[32] Сура 112 «Очищение Веры», аят 4.
[33]
[33] Сура 16 «Пчелы», аят 74.
[34]
[34] Сура 2 «Корова», аят 140.
[35]
[35] Сура 53 «Звезда», аяты 3-4.
[36]
[36] Сура 42 «Совет», аят 11.
[37]
[37] Сура 26 «Поэты», аят 97.
[38]
[38] Под «самостными» последователи калама подразумевают такие атрибуты, которые указывают непосредственно на Самого Аллаха, а не те, что относятся к Его сущности.
Наш брат Кулиев Э. перевел эти термины немного по-другому – «чувственные качества (сыфат нафсийя)», см. книгу доктора ‘Умара Сулеймана аль-Ашкара, «Вера в Аллаха» (ал-‘Акида фи-Ллах), Издательство «МИР» 2008, стр. 260.
[39]
[39] В переводе Кулиева, «адъективные качеств».
[40]
[40] В переводе Кулиева, «качества, описывающие действия».
[41]
[41] В переводе Кулиева, «качества, отрицающие недостатки».
[42]
[42] В переводе Кулиева, «собирательные качества».
[43]
[43] То есть имеющих отношение к тому, что вне Сущности.
[44]
[44] Эти атрибуты именуются ими также «наличествующими» (ас-сыфат ас-субутиййа) – Прим. Ред.
[45]
[45] Сура 2 «Корова», аят 20.
[46]
[46] На русский язык мы переводим слово «аль-кудра» по-разному: могущество, сила, способность. Употребляя в отношении Аллаха слово «Могущество», а в отношении творений, чаще всего, слово «сила» или «способность».
[47]
[47] Сура 5 «Трапеза», аят 34.
[48]
[48] Сура 58 «Препирающаяся», аят 1.
[49]
[49] Сура 42 «Совет», аят 11.
[50]
[50] Сура 76 «Человек», аят 2.
[51]
[51] Сура 19 «Мария», аят 38.
[52]
[52] Сура 2 «Корова», аят 255.
[53]
[53] Сура 40 «Прощающий», аят 65.
[54]
[54] Сура 25 «Различение», аят 58.
[55]
[55] Сура 21 «Пророки», аят 30.
[56]
[56] То есть Исе, мир ему.
[57]
[57] Сура 19 «Мария», аят 15.
[58]
[58] Сура 30 «Римляне», аят 19.
[59]
[59] Глаголы «желать» и «хотеть» являются вариантами перевода арабского глагола «арада» («изъявлять волю»).
[60]
[60] Сура 85 «Созвездия зодиака», аят 16.
[61]
[61] Сура 36 «Йа Син», аят 82.
[62]
[62] Сура 8 «Трофеи», аят 67.
[63]
[63] Сура 33 «Союзники», аят 13.
[64]
[64] Сура 61 «Ряды», аят 8.
[65]
[65] Сура 24 «Свет», аят 35.
[66]
[66] Сура 4 «Женщины», аят 166.
[67]
[67] Сура 7 «Ограды», аят 7.
[68]
[68] Сура 51 «Рассеивающие прах», аят 28.
[69]
[69] Сура 12 «Иосиф», аят 68.
[70]
[70] Сура 4 «Женщины», аят 164.
[71]
[71] Сура 9 «Покаяние», аят 6.
[72]
[72] Сура 12 «Иосиф», аят 54.
[73]
[73] Сура 36 «Йа Син», аят 65.
[74]
[74] Для обозначения этого атрибута последователи калама используют также выражение «аль-кыйам би нафсихи».
[75]
[75] Сура 57 «Железо», аят 3.
[76]
[76] Сура 12 «Иосиф», аят 95.
[77]
[77] В арабском тексте здесь употреблено слово «кадим», которое является однокоренным со словом «кыдам», — «изначальность» и образовано от того же глагола.
[78]
[78] Сура 36 «Йа Син», аят 39.
[79]
[79] Здесь также употребляется слово, которое является однокоренным со словом «кыдам» — «изначальность» и образовано от того же глагола. Это слово «акдам».
[80]
[80] Сура 26 «Поэты», аят 76.
[81]
[81] То есть Аллах сделал так, чтобы потомство Нуха, мир ему, выжило и осталось. Здесь употреблено слово «бакын», которое является однокоренным для слова «бака’» — «вечность». Образованы они от одного глагола — «бакыйа», который имеет значение «быть вечным, оставаться».
[82]
[82] Сура 37 «Выстроившиеся в ряды», аят 77.
[83]
[83] То есть награда Аллаха.
[84]
[84] Сура 16 «Пчелы», аят 96.
[85]
[85] Изначальность и вечность Аллаха выражена в Коране эпитетом «Первый и Последний». В хадисе говорится: «О Аллах, Ты – Первый, и нет ничего до Тебя, и Ты – Последний, и нет ничего после Тебя» – примечание редактора.
[86]
[86] Сура 36 «Йа Син», аят 39.
[87]
[87] Сура 12 «Иосиф», аят 95.
[88]
[88] Сура 26 «Поэты», аят 76.
[89]
[89] Аль-Албани назвал хадис слабым, в «Аль-джами’ ас-сагир» (4756) – Прим. Ред.
[90]
[90] Абу Дауд (466). Аль-Албани назвал хадис достоверным в «Сахих аби дауд» – Прим. Ред.
[91]
[91] Сура 57 «Железо», аят 3.
[92]
[92] Сура 77 «Посылаемые», аяты 16-17.
[93]
[93] Сура 2 «Корова», аят 163.
[94]
[94] Сура 13 «Гром», аят 4.
[95]
[95] Сура 14 «Авраам», аят 8.
[96]
[96] Сура 64 «Взаимное обделение», аят 6.
[97]
[97] Сура 4 «Женщины», аят 6.
[98]
[98] Сура 24 «Свет», аят 32.
[99]
[99] Они говорят: «Могущество (аль-кудра) и то, что Аллах является Могущим (Кадир) – разные атрибуты, хотя между ними есть неразрывная взаимосвязь: если есть могущество, то есть и качественный атрибут «Могущий». Последний именуется состоянием (аль-халь). Это состояние, которое нельзя определить ни как существующее, никак отсутствующее, неразрывно связано с Сущностью Аллаха».
[100]
[100] Сура 51 «Рассеивающие прах», аяты 57-58.
[101]
[101] Сура 34 «Сава», аят 39.
[102]
[102] Сура 62 «Собрание», аят 11.
[103]
[103] Сура 4 «Женщины», аят 8.
[104]
[104] Сура 4 «Женщины», аят 5.
[105]
[105] Сура 2 «Корова», аят 233.
[106]
[106] Сура 36 «Йа Син», аят 71.
[107]
[107] Сура 52 «Гора», аят 16.
[108]
[108] Сура 55 «Милостивый», аяты 1-4.
[109]
[109] Сура 96 «Сгусток крови», аяты 3-5.
[110]
[110] Сура 4 «Женщины», аят 113.
[111]
[111] Сура 62 «Собрание», аят 2.
[112]
[112] Сура 5 «Трапеза», аят 4.
[113]
[113] Сура 66 «Запрещение», аят 3.
[114]
[114] Сура 2 «Корова», аят 269.
[115]
[115] Сура 11 «Худ», аят 3.
[116]
[116] Сура 4 «Женщины», аят 20.
[117]
[117] Сура 4 «Женщины», аят 4.
[118]
[118] Сура 2 «Корова», аят 255.
[119]
[119] Сура 4 «Женщины», аят 34.
[120]
[120] Сура 13 «Гром», аят 9.
[121]
[121] Сура 26 «Поэты», аят 63.
[122]
[122] Сура 17 «Ночной перенос», аят 40.
[123]
[123] Сура 27 «Муравьи», аят 23.
[124]
[124] Сура 19 «Мария», аят 57.
[125]
[125] Сура 11 «Худ», аят 11.
[126]
[126] Сура 21 «Пророки», аят 63.
[127]
[127] Сура 62 «Собрание», аят 1.
[128]
[128] Сура 54 «Месяц», аят 55.
[129]
[129] Сура 21 «Пророки», аят 43.
[130]
[130] Сура 21 «Пророки», аят 50.
[131]
[131] Сура 18 «Пещера», аят 79.
[132]
[132] Сура 3 «Семейство Имрана», аят 26.
[133]
[133] Сура 59 «Сбор», аят 23.
[134]
[134] Сура 40 «Прощающий», аят 35.
[135]
[135] Сура 26 «Поэты», аят 130.
[136]
[136] Сура 39 «Толпы», аят 60.
[137]
[137] Сура 14 «Авраам», аят 15.
[138]
[138] Сура 2 «Корова», аят 220.
[139]
[139] Сура 38 «Сад», аят 9.
[140]
[140] Сура 12 «Иосиф», аят 51.
[141]
[141] Сура 38 «Сад», аят 23.
[142]
[142] Сура 63 «Лицемеры», аят 8.
[143]
[143] Сура 51 «Рассеивающие прах», аяты 57-58.
[144]
[144] Сура 22 «Паломничество», аят 40.
[145]
[145] Сура 11 «Худ», аят 52.
[146]
[146] Сура 30 «Римляне», аят 54.
[147]
[147] Сура 41 «Разъяснены», аят 51.
[148]
[148] Сура 16 «Пчелы», аят 7.
[149]
[149] Сура 9 «Покаяние», аят 128.
[150]
[150] Сура 22 «Паломничество», аят 59.
[151]
[151] Сура 2 «Корова», аят 235.
[152]
[152] Сура 2 «Корова», аят 263.
[153]
[153] Сура 37 «Выстроившиеся в ряды», аят 101.
[154]
[154] Сура 9 «Покаяние», аят 114.
[155]
[155] Сура 2 «Корова», аят 173.
[156]
[156] Сура 2 «Корова», аят 284.
[157]
[157] Сура 42 «Совет», аят 43.
[158]
[158] Сура 2 «Корова», аят 263.
[159]
[159] Сура 45 «Коленопреклоненные», аят 14.
[160]
[160] Сура 7 «Ограды», аят 54.
[161]
[161] Сура 10 «Иона», аяты 3-6.
[162]
[162] Сура 13 «Гром», аяты 2-4.
[163]
[163] Сура 20 «Та Ха», аяты 1-8.
[164]
[164] Сура 25 «Различение», аяты 58-59.
[165]
[165] Сура 32 «Земной поклон», аяты 3-9.
[166]
[166] Сура 57 «Железо», аяты 3-4.
[167]
[167] Сура 4 «Женщины», аят 59.
[168]
[168] Сура 10 «Иона», аят 39.
[169]
[169] Сура 7 «Ограды», аят 53.
[170]
[170] То есть человек имеет преимущественное право на покупку имущества соседа, если тот решит его продать.
[171]
[171] Абу Дауд; ат-Тирмизи; Ибн Маджа; Ахмад. Мунтака аль-ахбар. Хадис № 3452.
[172]
[172] Сура 42 «Совет», аят 11.
[173]
[173] То есть мы признаём, что наш разум не способен познать её, и то же относится к Атрибутам.
[174]
[174] Сура 2 «Корова», аят 196.
[175]
[175] Сура 20 «Та Ха», аят 110.
[176]
[176] Сура 2 «Корова», аят 58.
[177]
[177] Сура 2 «Корова», аят 59.
[178]
[178] Сура 7 «Ограды», аят 162.
[179]
[179] Сура 25 «Различение», аяты 58-59.
[180]
[180] Сура 35 «Творец», аят 14.
Мухаммад аль-Амин аш-Шанкыти