Основные методы проективной диагностики и области её применения

Проективные психодиагностические методики

Сущность и назначение тематического апперцептивного теста (ТАТ)

Г. Мюррея. Получение информации о личности, ее ведущих потребностях

и мотивах, особенностях эмоциональной сферы, направленности личности,

внутриличностных и межличностных конфликтах, способах их разрешения

и другая информация.

Варианты и модификации ТАТ. Детский апперцептивный тест (САТ)

Л. Беллак и С. Беллак. Техника апперцепции пожилых Л. Беллак и С. Бел-

лак. Геронтологический апперцептивный тест (GAT) Р.Л. Уолк и Р.Д. Уолк.

Мотивационный тест Х. Хекхаузена.

Рисованный апперцептивный тест (РАТ) Л.Н. Собчик.

Детский апперцептивный тест (САТ) Л. Беллак и С. Беллак. Сущность

и назначение САТ. Исследование восприятия ребенком окружающего мира

и своего места в нем, отношения к родителям, проблем конкуренции и

взаимоотношений с братьями и сестрами, детских страхов, адаптационные

возможности, особенности мотивационной сферы и защитных механизмов,

содержание потребностей, бессознательных переживаний и конфликтов,

наличия психических нарушений.

Регуляционная психология М. Люшера. Значение цветов и их сочета-

ний. Механизмы воздействия цвета. Интерпретация цветов по М. Люшеру

и Л.Н. Собчик. Методика «Выбор цвета» М.Люшера для оценки психо-

эмоционального состояния и уровня нервно-психической устойчивости;

для выявления актуальных внутри- и межличностных конфликтов, их ис-

точников, подавляемых и/или неудовлетворенных потребностей, особен-

ностей восприятия и понимания жизненной ситуации. Полный набор тес-

та Люшера (73 цвета), рабочий (23 цвета) и краткий (8 цветов).

«Цветовое зеркало» Г. Фрилинга для выявления восьми типов лично-

сти по К.Г.Юнгу, психологических и соматических проблем человека.

Цветовая диагностика эмоций.

Тест восьми влечений Л. Сонди и его модификация метод портретных

выборов Л.Н. Собчик. Теория судьбоанализа Л. Сонди. Восемь факторов

влечений и их реализация в жизни. Биполярная природа каждого фактора,

его проявление в раннем детстве, соответствующий ему набор характеро-

логических черт, выбор профессий, тип духовной жизни, болезненные рас-

стройства.

Тест Г. Роршаха для клинического исследования личности. Диагно-

стика общей направленности личности, степени реалистичности воспри-

ятия действительности, эмоционального отношения к окружающему миру,

тенденции к беспокойству, тревожности, тормозящей или стимулирующей

активность человека.

Метод пиктограмм в патопсихологическом исследовании мышления –

исследование когнитивных процессов (мышления и памяти) и аффективно-

личностной сферы.

Ассоциативный метод как основа методик завершения рассказа, исто-

рии или предложения. Методики завершения рассказа или истории.

Методика «Незаконченные предложения» Дж.М. Сакса и С. Леви для

выявления проблемных, конфликтных внутри- и межличностных отноше-

ний, индивидуальной системы представлений о различных сферах отно-

шений.

Методика мотивационной индукции Ж. Нюттена для диагностики раз-

ных видов мотивации.

Тест эгоцентрических ассоциаций Т. Шустровой для выявления сте-

пени центрации на себе или других.

Фрустрационный тест С. Розенцвейга для выявления эмоциональных

стереотипов реагирования в стрессовых ситуациях, оценки стрессоустой-

чивости и прогноза поведения человека в ситуациях межличностного

взаимодействия. Навыки конструктивного поведения в стрессовых ситуа-

циях. Экстропунитивные, интропунитивные и импунитивные реакции.

Взрослый и детский вариант теста.

Методики, созданные на основе теста С. Розенцвейга.

Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания

В.С. Мухиной и К.А. Хвостова для диагностики типов поведения в ситуа-

ции фрустрации в возрасте 9-18 лет.

Сказочный проективный тест К. Колакоглоу для оценки личностной

динамики ребенка, личностных черт в их взаимосвязи (26 личностных пе-

ременных) детей 7-12 лет.

Тест животных Заззо и его модификация проективное интервью

«Волшебный мир» для определения основных тенденций и ценностей ре-

бенка 5-12 лет.

«Тест двенадцати животных» Б.К. Пашнева для оценки разграничений

психических состояний в норме и патологии, половых и индивидуально-

типических различий.

Методика «Напиши рассказ» В.Е. Ланового.

Психодиагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» и MARI-test

Дж. Келлог для исследования состояния испытуемого в данный период его

жизни в соответствии с 13 архетипическими стадиями цикла развития,

роста и трансформации личности.

Тема 2. Графические методы в диагностике развития, личности и

системы отношений детей

Общие особенности развития рисунков в детском возрасте. Этапы

нормативного развития детских рисунков. Основные анализируемые пока-

затели детей разного возраста.

Использование детских рисунков для диагностики уровня умственно-

го развития детей. Применение графических методов для исследования

личностных особенностей, социально-психологического положения ребен-

ка в группе и в семье. Особенности изобразительной деятельности детей с

особенностями развития, соматически и психически больных.

Практические задачи, требующие использования рисуночных мето-

дов. Преимущества использования этих методов в работе с детьми. Основ-

ные требования к применению рисуночных методов.

Тема 3. Графические проективные методики

Проективная методика «Рисунок семьи» для исследования пережива-

ний и восприятия ребенком своего места в семье, отношение к семье в це-

лом и отдельным ее членам; диагностика наличия конфликтных, дисгар-

моничных семейных отношений в восприятии ребенка.

Проективная методика «Рисунок несуществующего животного»

М.З. Дукаревич. Выражение личностных свойств, особенностей, проблем и

жизненных ситуаций при рисовании несуществующего животного и

структурированном рассказе о нем.

Методика «Дом. Дерево. Человек» Дж. Бука для исследования неосоз-

наваемых представлений человека о себе и своем характере, о его истин-

ной оценке событий, происходящих в жизни, о его эмоциональной сфере и

потребностях.

Тест Дерева К. Коха для диагностики свойств личности, характера и

способностей, уровня психического развития детей, а также органических

поражениях нервной системы.

Графический тест «Звезды и волны» для выявления уровня развития

детей, подростков и взрослых.

Рисуночный тест Р. Силвер для оценки пространственного мышления,

творческих способностей, эмоционального состояния, отношения к себе и

другим, склонности к депрессии, агрессии, суициду; для диагностики за-

держки психического развития.

Методика «Чужие рисунки» Г.Е. Романовой для диагностики значи-

мых переживаний личности, ее мотивационно-потребностной сферы, пси-

хологическом возрасте и поле, конфликтов и зон комфорта.

Методика рисуночных метафор «Жизненный путь» И.Л. Соломина

для выявления эмоционального состояния человека, особенностей темпе-

рамента и характера, представлений о своей жизни и отношения к ней, оп-

ределения личностных проблем и путей их решения.

Рисуночная методика «Три дерева».

Диагностика личностных особенностей в Рисуночном тесте Э. Вар-

тегга.

«Фейс-тест» – рисунок лица человека и другие графические методики.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ (КЕЛЛЕРМАНА – ПЛУТЧИКА).

C целью исследования особенностей психологической защиты взрослых использовался "Тест-опросник механизмов психологической защиты ", разработанный Р. Плутчиком совместно с Г. Келлерманом и Х.Р. Контом и адаптированный в диссертационном исследовании Л.Р. Гребенникова. Описание методики нашло свое отражение как в зарубежной литературе, так и в отечественной.

Методика LSI предназначена для оценки степени использования индивидом восьми механизмов психологической защиты, признанных в структурной теории Р. Плутчика основными. Это механизмы отрицание, проекция, регрессия, замещение, вытеснение, интеллектуализация, формирование реакции, компенсация. Некоторые из защитных механизмов выделяются как однозначные, другие представляют собой кластеры из нескольких вариантов защитных стратегий, близких по психологическому содержанию.

Механизмы психологической защиты определяются в исследовании как автоматизированные способы последовательного искажения когнитивной и аффективной составляющих образа стимульной ситуации.

Методика представляет собой опросник, который состоит из 97 утверждений, предполагающих две градации ответа: "верно" или "не верно".

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

- Со мной ладить очень легко.

- Я сплю больше, чем большинство людей, которых я знаю.

- В моей жизни всегда был человек, на которого мне хотелось быть похожим.

И т.д.

В интерпретацию шкал включены такие характеристики, как особенности защитного поведения в норме, соответствующие акцентуации характера, возможные девиации поведения, диагностические концепции, типы ролей в группе. Для нашего исследования представляют интерес лишь внешние поведенческие проявления каждого МПЗ.

Оценка степени использования механизмов психологической защиты проводится по следующим шкалам, каждая из которых включает от 10 до 14 вопросов:

1. Отрицание – механизм, посредством которого отрицаются некоторый причиняющий страдания опыт, некоторые импульсы или стороны себя. Информация, противоречащая установкам, не принимается.

Особенности защитного поведения: эгоцентризм, внушаемость и самовнушаемость, общительность, стремление быть в центре внимания, оптимизм, непринужденность, дружелюбие, умение внушить доверие, уверенная манера держаться, жажда признания, самонадеянность, жалость к себе, обходительность, готовность услужить, аффективная манера поведения, пафос, легкая переносимость критики и отсутствие самокритичности.

2. Вытеснение – механизм, посредством которого неприятные эмоции блокируются посредством забывания реального стимула и всех объектов и обстоятельств, связанных с ним.

Особенности защитного поведения: бессознательное избегание ситуаций, которые могут стать проблемными и вызвать страх, неспособность отстоять свою позицию в споре, соглашательство, покорность, робость, забывчивость, боязнь новых знакомств, выраженные тенденции к избеганию и подчинению подвергаются рационализации, а тревожность - гиперкомпенсации в виде неестественно спокойного, медлительного поведения, нарочитой невозмутимости и т.п.

3. Регрессия – избегание субъектом тревоги путем возвращения к онтогенетически более незрелым формам поведения и удовлетворения потребностей.

Особенности защитного поведения: слабохарактерность, податливость чужому влиянию, неумение доводить дело до конца, легкая смена настроения, плаксивость, в эмоционально напряженной ситуации повышенная сонливость и неумеренный аппетит, манипулирование мелкими предметами, непроизвольные движения, специфическая "детская" мимика и речь, склонность к мистике и суевериям, обостренная ностальгия, непереносимость одиночества, потребность в стимуляции, контроле, подбадривании, утешении, поиск новых впечатлений, умение легко устанавливать поверхностные контакты.

4. Компенсация - попытка исправления или замены объекта, вызывающего чувство неполноценности, нехватки, утраты.

Особенности защитного поведения: поведение, обусловленное установкой на серьезную и методическую работу над собой, нахождение и исправление своих недостатков, преодоление трудностей, достижение высоких результатов в деятельности; серьезные занятия спортом, коллекционирование, стремление к оригинальности, склонность к воспоминаниям, литературное и другое творчество.

5. Проекция – механизм приписывания окружающим различных негативных качеств, мыслей, чувств, что формирует рациональную основу для непринятия других и принятия на этом фоне себя.

Особенности защитного поведения: гордость, самолюбие, эгоизм, злопамятность, мстительность, обидчивость, уязвимость, обостренное чувство несправедливости, заносчивость, честолюбие, подозрительность, ревнивость, враждебность, упрямство, несговорчивость, нетерпимость к возражениям, тенденция к уличению окружающих, поиск недостатков, замкнутость, требовательность к себе и к другим, стремление достичь высоких показателей в любом виде деятельности.

6. Замещение - механизм снятия напряжения путем переноса агрессии с более сильного или значимого субъекта на более слабый и доступный объект или на самого себя.

Особенности защитного поведения: требовательность к окружающим, скандальность, раздражительность, вспыльчивость, реакции протеста в ответ на критику, отсутствие чувства вины, просмотр соревнований или занятия боевыми видами спорта, предпочтение литературы и фильмов со сценами насилия, приверженность к деятельности, связанной с риском; тенденция к доминированию; склонность к занятиям физическим трудом.

7. Интеллектуализация – механизм подмены чувственной основы логическими резонами, предполагает произвольную схематизацию и истолкование событий с целью сформировать чувство субъективного контроля над ситуацией.

Особенности защитного поведения: старательность, ответственность, добросовестность, самоконтроль, склонность к анализу и самоанализу, основательность, осознанность обязательств, дисциплинированность, любовь к порядку, предусмотрительность, индивидуализм.

8. Формирование реакции - механизм трансформации импульсов и чувств, которые субъект по тем или иным причинам расценивает как неприемлемые, в их противоположности.

Особенности защитного поведения: неприятие всего "неприличного", например, связанного с человеческим телом, физиологией и отношениями полов; подчеркнутое стремление соответствовать общепринятым стандартам поведения, аккуратность, озабоченность "приличным" внешним видом, вежливость, любезность, респектабельность, бескорыстие, общительность, как правило, приподнятое настроение, воздержанность, морализаторство, желание быть примером для окружающих.

В качестве показателей психологической защиты взрослых в исследовании фигурируют количественный показатель выраженности каждого МПЗ и показатели интенсивности системы психологической защиты в целом.

Наши рекомендации