Современное понятие психодиагностики. предмет и задачи.
СОВРЕМЕННОЕ ПОНЯТИЕ ПСИХОДИАГНОСТИКИ. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ.
Психодиагностика — это отрасль психологической науки, а также сфера психологической практики, которая связана с разработкой и использованием методов распознавания психологических особенностей человека, его деятельности и взаимодействия с другими людьми.
В психологии диагностируется не болезнь, а психологическая индивидуальность или её отдельные характеристики.
Как экспериментально-психологическая наука психодиагностика своим предметом имеет индивидуальную вариативность психологических переменных. В этом психодиагностика сходна с дифференциальной психологией. В дифференциальной психологии ставится задача поиска общепсихологических закономерностей индивидуально обусловленной вариативности психологических параметров. Для решения этой задачи необходимо надежное, точное выявление таких параметров, что и обеспечивается психодиагностическими процедурами. В психодиагностическом эксперименте единственной переменной является психологическая характеристика индивидуальности.
Необходимо отметить следующие отличительные особенности психодиагностики:
- во-первых, она аккумулирует в себе практически всё психологическое
- Психодиагностика является универсальным научным инструментом, используется во всех прикладных отраслях психологии и непосредственно на практике. Как в медицине без психодиагностики невозможна терапия, так и в психологии психодиагностика явно или неявно и предшествует, и сопровождает, и завершает любое взаимодействие психологической науки с практикой: в педагогике, при консультировании, отборе, тренинге и т.д.;
- в-третьих, психодиагностика имеет двустороннюю связь с прикладными проблемами, так как исторически её возникновение было обусловлено не потребностями психологической науки, а внешними проблемами или запросами практики.
Главная цель современной психодиагностики — постановка диагноза, обеспечивающего решение практических задач: помощь в психическом и личностном развитии человека, создание условий для проведения прицельной коррекционно-развивающей работы, выработка рекомендаций, проведение психотерапевтических мероприятий. На реализацию этой цели направлено и конструирование психодиагностических методик.
Основные области применения методов психодиагностики в современной науке
СВЯЗЬ С ПРЕДШЕСТВУЮЩИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ
Психодиагностика как психологическая дисциплина служит соеди-
нительным звеном между общепсихологическими исследованиями и
практикой.
Теоретические основы психодиагностики задаются соответствующи-
ми областями психологической науки: общая психология, дифференци-
альная психология, психология личности, психология развития и возрас-
тная психология, социальная психология, педагогическая психология, пси-
хология труда, клиническая психология и психофизиология. Методические
средства психодиагностики основаны на следующих дисциплинах: экспе-
риментальная психология, общий психологический практикум, математи-
ческие методы в психологии.
СВЯЗЬ С ПОСЛЕДУЮЩИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ:
Направления теоретической и методической работы в области психо-
диагностики определяются, главным образом, запросами психологической
практики. В соответствии с этими запросами формируются специфические
комплексы средств, соотносимые со сферами практической и исследова-
тельской работы (образование, медицина, кадровый отбор и т.д.). Психо-
диагностические методики находят свое применение во всех практически
ориентированных психологических дисциплинах.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРИГОДНОСТИ ТЕСТА. ВАЛИДНОСТЬ И НАДЁЖНОСТЬ ТЕСТА
К числу основных критериев оценки психодиагностических методик
относят надежность, валидность и репрезентативность.
Надежность
Характеристика методики, отражающая точность психодиагностиче-
ских измерений и устойчивость результатов теста к действию посторонних
случайных факторов. Надежность говорит о воспроизводимости результа-
тов теста при повторных исследованиях на одних и тех же испытуемых.
Таким образом, можно сказать, что надежность методики позволяет судить
о том, насколько внушают доверие полученные результаты.
Результаты психологического исследования обычно подвержены
влиянию большого количества неучитываемых факторов (эмоциональное
состояние и утомление, если они не входят в круг исследуемых характери-
стик; физические факторы: освещенность, температура и другие особенно-
сти помещения, где проводится исследование; уровень мотивированности
испытуемых на обследование; влияние личности экспериментатора). Лю-
бое изменение ситуации исследования усиливает влияние одних и ослаб-
ляет воздействие других факторов на результат теста.
Общий разброс (дисперсия) результатов тестового обследования
можно, таким образом, представить как результат влияния двух групп
причин: изменчивости, присущей самому измеряемому свойству, и факто-
ров нестабильности измерительной процедуры.
В самом широком смысле надежность теста – это характеристика то-
го, в какой степени выявленные у испытуемых различия по тестовым ре-
зультатам являются отражением действительных различий в измеряемых
свойствах и в какой мере они могут быть приписаны случайным ошибкам.
В более узком смысле, связанном с непосредственными методами оп-
ределения характеристик надежности, под этой группой показателей по-
нимают степень согласованности результатов теста, получаемых при пер-
вичном и повторном его применении, по отношению к тем же испытуемым
в различные моменты времени, с использованием разных (но сопостави-
мых по характеру) наборов тестовых заданий или при других измерениях
условий обследования.
На практике используют три основных метода оценки надежности тес-
тов: повторное тестирование, параллельное тестирование и расщепление.
1.Повторное тестирование
2. Параллельное тестирование
3. Расщепление
Валидность
Валидность теста показывает в какой мере он измеряет то качество, для
оценки которого он предназначен.
Проверка валидности методики называется валидизацией -
психометрическое исследование, направленное на определение валидности
теста или другого измерительного инструмента. Кроссвалидизация – про-
цедура дополнительной проверки валидности теста или результатов иссле-
дования посредством применения теста на новой выборке или проведения
исследования с другими группами испытуемых, а также с применением
других методов регистрации зависимых переменных.
Основным элементом практически всех этих методов является так
называемый «критерий». Критерий валидности – это независимый от тес-
та, внешний по отношению к тесту источник информации об измеряемом
психическом свойстве.
В качестве критерия валидности, используемых при валидизации тес-
та, на практике обычно используют: объективные социально-
демографические и биографические данные (стаж, образование, профес-
сия, прием и увольнение с работы) и т.д.
Особой разновидностью валидности является достоверность.
Речь идет о сознательных или бессознательных искажениях, которые
вносит в тестовые результаты сам испытуемый, руководясь в ходе теста
особой мотивацией, отличающийся от той, которая присуща ему в реаль-
ном поведении. Способность теста защищать информацию от мотивацион-
ных искажений и есть достоверность теста.
Бланковые тесты
Предметные тесты
Аппаратурные тесты
Компьютерные тесты
Индивидуальные тесты
Групповые тесты
Тест Дж. Равенна
Предназаначен для исследования уровня развития невербального интеллекта.
Методика, предназначенная для взрослых людей, существует в двух вариантах:
Стандартные Прогрессивные матрицы — содержит 5 серий по 12 матриц (60матриц). Предназначен для испытуемых от 16 до 65 лет.
Продвинутые прогрессивные матрицы содержат две серии: серия I — 12 заданий, серия II — 36 заданий. Данный вариант методики более точно оценивает интеллектуальные способности испытуемых, попадающие в верхние 25 % популяции, и позволяет измерить скорость интеллектуальной работы.
Детский вариант — Цветные прогрессивные матрицы — методики содержит 3 серии по 12 матриц (36 матриц). Предназначен для испытуемых от 5 до 11 лет (цветные матрицы), от 5 до 14 лет и старше 65 лет (черно-белые матрицы).
В классическом варианте является тестом достижений.
Форма проведения — групповая и индивидуальная.
Тест социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена
Методика предназначена для диагностики уровня и структуры социального интеллекта.
Тест, состоящий из 4 субтестов: трех невербальных и одного вербального. В результате обработки ответов испытуемого возможно получение первичных и стандартизованных оценок как социального интеллекта в целом, так и его компонентов: антиципации, невербальной чувствительности, вербальной чувствительности, динамического анализа поведения.
Является тестом скорости.
Предназначен для исследования взрослых людей.
Диагностика эмоционального интеллекта
Опросник предложен Н. Холлом. Опросник состоит из 30 утверждений, степень согласия с которыми испытуемый оценивает по 6-балльной шкале (от «полностью согласен» до «полностью не согласен»).
Эмоциональный интеллект понимается как способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений.
В результате обработки получаются оценки как интегративного уровня эмоционального интеллекта, так и уровней составляющих его качеств: а именно эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, саммотивация, эмпатия, распознавание эмоций других людей.
Методика «Рисунок семьи» (КРС)
Автор: Р. Бернс и С. Кауфман.
Данная методика даёт богатую информацию о семейной ситуации так, как её субъективно переживает сам ребёнок. Тест помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребёнка, обнаружить, как он воспринимает других членов семьи и своё место среди них.
Процедура исследования: ребёнку предлагается нарисовать собственную семью, так чтобы её члены (члены семьи) были чем-то заняты. Во время рисования записываются все спонтанные высказывания ребёнка, прослеживается мимика, жесты, а также фиксируется последовательность рисования. После того как рисунок закончен, с ребёнком проводится беседа по следующей схеме:
1. Кто нарисован на рисунке? Что делает каждый член семьи?
2. Где работают и учатся члены семьи?
3. Как в семье распределяются домашние обязанности?
4. Каковы твои (ребёнка) взаимоотношения с отдельными членами семьи?
Существует определённая система оценки (по баллам), для последующей количественной обработки. Она предложена в книге Лидерса «Психологическое исследование семьи». Выделяют такие показатели, как:
1. Благоприятная семейная ситуация;
2. Тревожность;
3. Конфликтность в семье;
4. Чувство неполноценности в семейной ситуации;
5. Враждебность в семейной ситуации.
Для качественной интерпретации оценивается структура рисунка: сравниваются состав реальной и нарисованной семьи, расположение членов семьи и их взаимодействие.
Анализируются особенности рисунка отдельных членов семьи, прорисовка деталей, схема тела.
Важно обращать внимание, если ребёнок рисует не всех членов семьи; учитывается близость между объектами, преграды (например, если лист делится на несколько частей). Расположение себя на нижней части листа показывает чувство неполноценности в семейной ситуации. Если на рисунке преобладают вещи, а не люди – это указывает на эмоциональную фрустрированность ребёнка.
Методика «Семья животных»
Является вариантом методики «Рисунок семьи» - используется для более младших детей. Широко применяется зарубежом. Главное отличие от первоначальной методики – ребёнок рисует семью животных – тех, кого он выберет. Принципы интерпретации сходны с методикой КРС.
Ещё один вариант – «Ссорящиеся животные».
Методика «Межличностные отношения ребёнка» Рене – Жиля
Является визуально-вербальной проективной методикой, состоящей из рисунков и текстовых задач. Изображение на картинках схематично. Например, изображена семья, расположившаяся вокруг стола или на прогулке за городом. Ребёнку предлагается указать рядом с кем он находится или идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место.
Показатели:
I. Переменные, характеризующие конкретно – личностные отношения ребёнка с другими людьми:
1) Отношение к матери;
2) Отношение к отцу;
3) Отношение к матери и отцу в целом как к родителям;
4) Отношение к братьям и сёстрам;
5) Отношение к бабушке и дедушке;
6) Отношение к другу, подруге;
7) Отношение к учителю (воспитателю).
II. Переменные, характеризующие самого ребёнка и проявляющиеся в его межличностных отношениях:
1. Степень любознательности;
2. Степень стремления к общению с детьми в больших группах;
3. Степень стремления к доминированию и лидерству;
4. Конфликтность, агрессивность;
5. Социальная адекватность поведения – реакция на фрустрацию;
6. Степень отгороженности от других, стремление к уединению.
ТЕСТ ВЕКСЛЕРА
Тест Векслера (другие названия: шкала Векслера, тест интеллекта Векслера, WAIS, WISC) является одним из самых популярных тестов исследования интеллекта на западе (особенно в англоязычных странах). В нашей стране тест также широко известен, но популярность его не так велика, ввиду сложности адапатации тестов интеллекта на другие языки и довольно высокие требования к квалификации психодиагноста.
Тест включает 11 субтестов, составляющих вербальную и невербальную шкалы:
Вербальные субтесты:
1. Субтест общей осведомленности. Исследует запас относительно простых сведений и знаний. Предлагается 29 вопросов, оценка - 1 балл за правильное решение каждого вопроса.
2. Субтест общей понятливости. Оценивает полноту понимания смысла выражений, способность к суждению, понимание общественных норм. Испытуемый должен дать ответ о своих предполагаемых действиях в описанной ситуации. Предлагается 14 вопросов, оценка в зависимости от точности ответа - 0, 1 или 2 балла.
3. Арифметический субтест. Оценивает концентрацию внимания, легкость оперирования числовым материалом. Испытуемый должен устно решить серию арифметических задач. Дается оценка не только точности ответа, но и затраченного на решение времени.
4. Субтест установления сходства. Оценивает способность к формированию понятий, классификации, упорядочиванию, абстрагированию, сравнению. Испытуемый должен установить и охарактеризовать общность между парой понятий. Оценка варьирует от 0 до 2 баллов, в зависимости от достигнутого уровня обобщения: конкретного, функционального, концептуального. В субтесте предлагается 13 пар понятий.
5. Субтест повторения цифровых рядов. Направлен на исследование оперативной памяти и внимания, состоит из двух частей: запоминания и повторения чисел в прямом и обратном порядке.
6. Словарный субтест. Направлен на изучение вербального опыта (понимания и умения определить содержание слов). Предлагается объяснить значение ряда слов. Всего в задании 42 слова: первые 10 - весьма распространенные, повседневного употребления; следующие 20 – средней сложности; третью группу составляют 12 слов высокой степени сложности. Оценка - от 0 до 2 баллов.
Невербальные субтесты:
7. Субтест шифровки цифр. Изучает степень усвоения зрительно-двигательных навыков. Задача состоит в том, чтобы написать под каждой цифрой в клеточке соответствующий ей символ (набор символов предлагается). Время выполнения лимитировано. Оценка соответствует количеству правильно зашифрованных цифр.
8. Субтест нахождения недостающих деталей. Изучает особенности зрительного восприятия, наблюдательность, способность отличить существенные детали. Испытуемому предъявляют 21 изображение, в каждом из которых необходимо отыскать какую-либо недостающую деталь или какое-то несоответствие. Правильный ответ оценивается одним баллом. Время выполнения - 20 секунд.
9. Субтест кубиков Коса. Направлен на изучение сенсомоторной координации, способности синтеза целого из частей. Испытуемому предлагают последовательно воспроизвести десять образцов рисунков из разноцветных деревянных кубиков. Время ограничивается по каждому заданию. Оценка зависит как от точности, так и от времени исполнения задания.
10. Субтест последовательности картинок. Исследует способность к организации фрагментов в логическое целое, к пониманию ситуации и предвосхищению событий. В задании предлагается восемь серий картинок. В каждой серии картинки объединены сюжетом, в соответствии с которым испытуемый должен расположить их в определенной последовательности. Оценка зависит от правильности и времени решения.
11. Субтест составления фигур. Направлен на изучение способности синтеза целого из частей. Испытуемому предлагают в определенной последовательности детали четырех фигур («человек», «профиль», «рука», «слон») без указания на то, что из этих деталей должно быть составлено. В оценке учитывается время и правильность решения.
В настоящее время используются 3 варианта теста Д.Векслера:
тест WAIS (Wechsler Adult Intelligence Scale), предназначенный для тестирования взрослых (от 16 до 64 лет);
тест WISC (Wechsler Intelligence Scale for Children) - для тестирования детей и подростков (от 6,5 до 16,5 лет);
тест WPPSI (Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence) для детей от 4 до 6,5 лет.
В России адаптированы первые два варианта теста.
Первая адаптация WAIS была проведена в Психоневрологическом научно-исследовательском институте им. В.М.Бехтерева (1956 г.) в Ленинграде. Последняя по времени адаптация теста WAIS произведена психологами Санкт-Петербургского государственного университета (1991 г.).
Тест WISC адаптирован А.Ю.Панасюком (1973 г.) и издан Институтом гигиены детей и подростков Минздрава СССР. В варианте А.Ю.Панасюка заменены задания, не соответствующие условиям нашей страны. Изменения коснулись, в первую очередь, вербальной части - субтестов "Понятливость", "Осведомленность", "Словарный" и, в меньшей мере, субтеста "Сходство". Тест был проверен на надежность сопоставлением результатов группы здоровых детей и группы олигофренов (стадия дебильности).
В 1992 году Ю.Филимоненко и В.Тимофеев выпустили "Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д.Векслера". Авторы, исправив некоторые погрешности описания Панасюка, предприняли попытку унифицировать работу экспериментатора с WAIS и WISC. Методика выпущена Государственным предприятием "ИМАТОН" (г.Санкт - Петербург). Тест Д.Векслера для взрослых WAIS также выпускается предприятием "ИМАТОН" и поступает в розничную и оптовую продажу.
Другую русскоязычную адаптацию теста WISC предприняли под руководством Ю.З.Гильбуха сотрудники отдела психодиагностики НИИ психологии Украины (г.Киев) в 1992 году. Руководство "Измерение интеллекта детей" под ред. Гильбуха и прилагаемый к нему тест WISC производится и распространяется научно-практическим центром "Психодиагностика и дифференцированное обучение" (г.Киев).
21. Вопросники Г. Айзенка
Ганс Юрген Айзенк (нем. Hans Eysenck; 4 марта 1916, Берлин — 4 сентября 1997) — британский учёный-психолог, один из лидеров биологического направления в психологии, создатель факторной теории личности, автор популярного теста интеллекта. Айзенк переосмыслил термины экстраверт и интроверт, введенные К. Г. Юнгом — изначально они имели иное содержание.
В работе «Биологические основы индивидуальности» («The Biological Basis of Personality», Spriengfield, 1967) Айзенк предложил уже следующую интерпретацию этих двух личностных факторов: высокая степень интроверсии соответствует снижению порога активации ретикулярной формации, поэтому интроверты испытывают более высокое возбуждение в ответ на экстероцептивные раздражители, а высокая степень нейротизма соответствует снижению порога активации лимбической системы, поэтому у них повышена эмоциональная реактивность в ответ на события во внутренней среде организма, в частности, на колебания потребностей. В результате дальнейших исследований с применением факторного анализа Айзенк сформулировал «трёхфакторную теорию личности».
Эта теория опирается на определение черты личности как способа поведения в определенных жизненных областях: на низшем уровне анализа рассматриваются изолированные акты в специфических ситуациях (например, проявляющаяся в настоящий момент манера вступать в разговор с незнакомым человеком); на втором уровне — часто повторяющееся, привычное поведение в содержательно похожих жизненных ситуациях, это — обычные реакции, диагностируемые как поверхностные черты; на третьем уровне анализа обнаруживается, что повторяющиеся формы поведения могут объединяться в некоторые содержательно однозначно определяемые комплексы, факторы первого порядка (обыкновение бывать в компании, тенденция активно вступать в разговор и пр. дают основания постулировать наличие такой черты как общительность); наконец, на четвёртом уровне анализа содержательно определенные комплексы сами объединяются в факторы второго порядка, или типы, не имеющие явного поведенческого выражения (общительность коррелирует с физической активностью, отзывчивостью, пластичностью и пр.,), но основанных на биологических характеристиках. На уровне факторов второго порядка Айзенк выделил три личностных измерения: психотизм (P), экстраверсию (E) и нейротизм (N), которые рассматривает как генетически обусловленные активностью ЦНС, что свидетельствует о их статусе черт темперамента.
EPI-взрослый вариант - 56 вопросов (формы А и В- 2 шкалы: экстра - интроверсия — нейротизм)
EPI-детский вариант - 60 вопросов (2 аналогичные шкалы) с рекомендациями по коррекционной работе
EPQ-101 вопрос (3 шкалы: экстра-интроверсия — нейротизм — психотизм).
EPP-S-200 вопросов:3 фактора и 10 первичных шкал: экстра-интроверсия (общительность, активность, напористость) — нейротизм (тревожность, неполноценность, подавленность) — психотизм (склонность к риску, импульсивность, безответственность), шкала лжи.
Во всех опросниках: варианты ответов испытуемого "да", "нет"; имеется контрольная шкала, выявляющая тенденцию давать социально желательные ответы.
ОПРОСНИК КЕТТЕЛА (ФОРМА С)
Введение.
Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан по руководством Р.Б. Кеттела и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений.
Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Данное их качество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кеттелом. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты.
Поверхностные черты—исходные черты.Поверхностная черта представляет собой совокупность поведенческих характеристик, которые при наблюдении выступают в «неразрывном» единстве. Например, наблюдаемые проявления неспособности сосредоточиться, нерешительности и беспокойства могут быть тесно связаны друг с другом и составлять поверхностную черту невротизма. Здесь невротизм подтверждается набором взаимосвязанных видимых элементов, а не какого-то одного из них. Поскольку поверхностные черты не имеют единой основы и временного постоянства, Кеттел не считает их значимыми для объяснения поведения.
Исходные черты,напротив, представляют собой основополагающие структуры, которые, как считает Кеттел, образуют блоки самого здания личности. Эти некие объединенные величины или факторы, определяющие, в конечном счете, то постоянство, которое наблюдается в поведении человека. Исходные черты существуют на «более глубоком» уровне личности и определяют различные формы поведения на протяжении длительного периода времени.
Проведя обширную исследовательскую работу с использованием факторного анализа, Кеттел (Cattell, 1979) пришел к выводу о том, что основополагающая структура личности образована примерно шестнадцатью исходными чертами (табл. 6-3). Эти факторы черт личности, вероятно, более известны в связи со шкалой, которая теперь используется для их измерения: опросник Кеттела «Шестнадцать личностных факторов» (Sixteen Personality Factor Questionnaire, 16 PF). Данная шкала самооценки и несколько других, также разработанных Кеттелом, оказались чрезвычайно полезными и популярными как в прикладных, так и в теоретических исследованиях. Ниже будет представлено обсуждение исходных черт, оцениваемых с помощью опросника «16 PF».
Таблица 6-3. Основные исходные черты, выявляемые с помощью опросника Кеттела «Шестнадцать личностных факторов» (16 PF)
Обозначение фактора | Название фактора по Кеттелу | Качество, соответствующее высокой оценке по фактору | Качество, соответствующее низкой оценке по фактору |
A | Отзывчивость—отчужденность | Добродушный, предприимчивый, сердечный | Циничный, жестокий, безразличный |
B | Интеллект | Сообразительный, абстрактно мыслящий | Глупый, конкретно мыслящий |
C | Эмоциональная устойчивость— эмоциональная неустойчивость | Зрелый, реалистичный, спокойный | Неустойчивый, нереалистичный, неконтролируемый |
E | Доминантность—подчиненность | Уверенный, конкурирующий, упрямый | Застенчивый, скромный, покорный |
F | Рассудительность—беспечность | Серьезный, молчаливый | Беззаботный, полный энтузиазма |
G | Сознательность—безответственность | Ответственный, моралистический, стоический | Пренебрегающий правилами, нерадивый, непостоянный |
H | Смелость—робость | Предприимчивый, раскованный | Неуверенный, замкнутый |
I | Жесткость—мягкость | Опирающийся на свои силы, независимый | Цепляющийся за других, зависимый |
L | Доверчивость—подозрительность | Принимающий условия | Упорный на грани глупости |
M | Мечтательность—практичность | Творческий, артистичный | Консервативный, приземленный |
N | Дипломатичность—прямолинейность | Социально опытный, сообразительный | Социально неуклюжий, непретенциозный |
O | Склонность к опасениям— спокойствие | Беспокойный, озабоченный | Спокойный, самодовольный |
Q1 | Радикализм—консерватизм | Вольнодумно либеральный | Уважающий традиционные идеи |
Q2 | Самодостаточность—конформизм | Предпочитающий собственные решения | Беспрекословно следующий за другими |
Q3 | Недисциплинированность—контролируемость | Следующий собственным побуждениям | Пунктуальный |
Q4 | Расслабленность—напряженность | Сдержанный, спокойный | Переутомленный, возбужденный |
(Источник: адаптировано из Cattell, 1965.)
Существует 4 формы опросника: А и В (187 вопросов) и С и Д (105 вопросов). В России чаще всего используют формы А и С. Наибольшее распространение опросник получил в медицинской психологии при диагностике профессионально важных качеств, в спорте и научных исследованиях.
Опросник Кеттела включает в себя все виды испытаний - и оценку, и решение теста, и отношение к какому-либо явлению.
Перед началом опроса испытуемому дают специальный бланк, на котором он должен делать определенные пометки, по мере прочтения. Предварительно дается соответствующая инструкция, содержащая информацию о том, что должен делать испытуемый. Контрольное время испытания 25-30 минут. В процессе ответов на вопросы экспериментатор контролирует время работы испытуемого и, если испытуемый отвечает медленно, предупреждает его об этом. Испытание проводится индивидуально в спокойной, деловой обстановке.
Предлагаемый опросник состоит из 105 вопросов (форма С) на каждой из которых предлагается три варианта ответов (a, b, c). Испытуемый выбирает и фиксирует его в бланке ответов. В процессе работы испытуемый должен придерживаться следующих правил: не терять времени на обдумывание, а давать пришедший в голову ответ; не давать неопределенных ответов; не пропускать вопросов; быть искренним.
Вопросы группируются по содержанию вокруг определенных черт, выходящих в конечном итоге к тем или иным факторам.
Обработка результатов ведется по специальному ключу, где даны номера вопросов и количество баллов, которые получают ответ a, b, c в каждом вопросе. В тех клеточках, где проставлена буква, обозначающая фактор, количество баллов равно нулю. Таким образом, за каждый ответ испытуемый может получить 2, 1 или 0 баллов. Количество баллов по каждому фактору суммируется и заносится в бланк ответов (в правый столбик), экспериментатор получает профиль личности по 16-ти факторам в сырых оценках. Эти оценки переводятся в стандартные (стены) по таблице 3. Затем экспериментатор определяет какое развитие получил каждый фактор: низкая, средняя, высокая, выписывает черты, характеризующие степень их развития и анализирует результаты. Если какая - либо из черт вызывает сомнение, лучше ее не включать в характеристику.
Чтобы результаты были надежными, следует подтвердить их с помощью других методик или с помощью другой формы этого же теста.
Результаты применения данной методики позволяют определить психологическое своеобразие основных подструктур темперамента и характера. Причем каждый фактор содержит не только качественную и количественную оценку внутренней природы человека, но и включает в себя ее характеристику со стороны межличностных отношений. Кроем того, отдельные факторы можно объединить в блоки по трем направлениям:
- Интеллектуальный блок : факторы: В- общий уровень интеллекта; М- уровень развития воображения; Q 1- восприимчивость к новому радикализму.
- Эмоционально-волевой блок : факторы: С- эмоциональная устойчивость; О -степень тревожности; Q 3 -наличие внутренних напряжений; Q 4 -уровень развития самоконтроля; G- степень социальной нормированности и организованности.
- Коммуникативный блок : факторы: А- открытость, замкнутость; Н -смелость; L -отношение к людям; Е -степень доминирования - подчиненности; Q 2 -зависимость от группы; N -динамичность.
До некоторой степени эти факторы соответствуют факторам экстраверсии -интраверсии и нейтротизма по Айзенку, а так же могут быть интерпретированы с точки зрения общей направленности личности: на задачу, на себя, на других. В связи с этим, данную методику можно применять в сочетании с исследованием темпераментных особенностей личности по Айзенку (57 вопросов) и методикой Смекала и Кучера, адаптированной Пейсаховым, на выявление общей направленности личности.
Инструкция
Пятифакторный тест-опросник состоит из 75 парных, противоположных по своему значению высказываний, с помощью которых можно выявить свойства личности, проявляющиеся в тех или иных житейских ситуациях. Между парными высказываниями размещена оценочная шкала (-2; -1; 0; 1; 2). В опроснике нет утверждений правильных или неправильных, также как нет хороших или плохих черт личности. Степень выраженности каждого из 75 парных высказываний определяется с помощью приведенной выше оценочной шкалы.
Прочтите первое парное высказывание и определите, какое из двух альтернативных высказываний вам больше всего подходит. Если подходит высказывание, записанное слева от оценочной шкалы, то используйте для оценки этого высказывания значение «-2» или «-1». Если вам подходит правое высказывание, то оно оценивается значениями «2» или «1». Значения «-2» или «2» выбираются в том случае, если оцениваемое высказывание выражено сильно. Если это высказывание выражено слабо (слабее), то выбирается значение «-1» или «1». В том случае, когда ни одна из альтернатив вам не подходит, а подходит нечто среднее между ними, то выбирается значение «0».
Выбранное значение по первому высказыванию записывается в бланк ответов в левую ячейку по номером 1. Таким образом, выбираются значения для всех последующих высказываний-альтернатив с записью в левые ячейки, соответствующие порядковым номерам высказываний.
Опросник
1. Мне нравиться заниматься физкультурой | -2 | -1 | Я не люблю физические нагрузки | |||
2. Люди считают меня отзывчивым и доброжелательным человеком | -2 | -1 | Некоторые люди считают меня холодным и черствым | |||
3. Я во всем ценю чистоту и порядок | -2 | -1 | Иногда я позволяю себе быть неряшливым |
Ниже перечислены характерологические признаки, которые могут быть определены у испытуемого с помощью первичных факторов «Большой пятерки».
Экстраверсия – интроверсия
1.1. Активность - пассивность
1.2. Доминирование - подчиненность
1.3. Общительность - замкнутость
1.4. Поиск впечатлений - избегание впечатлений,
1.5. Проявление - избегание чувства вины
Текст методики МИС
Мои слова довольно редко расходятся с делом.
Случайному человеку я скорее всего покажусь человеком приятным.
К чужим проблемам я всегда отношусь с тем же пониманием, что и к своим.
У меня нередко возникает чувство, что то, о чем я с собой мысленно разговариваю,— мне неприятно.
И т.д.
Типы отношения к окружающим
I. Авторитарный
II. Эгоистичный
III. Агрессивный
IV. Подозрительный
V. Подчиняемый
VI. Зависимый
VII. Дружелюбный
VIII. Альтруистический
ТЕКСТ ОПРОСНИКА
Поставьте знак "+" против тех определений, которые соответствуют Вашему представлению о себе (если нет полной уверенности, знак "+" не ставьте).
1. Другие думают о нем благосклонно
2. Производит впечатление на окружающих
I. 3. Умеет распоряжаться, приказывать
4. Умеет настоять на своем
5. Обладает чувством собственного достоинства
6. Независимый
II. 7. Способен сам позаботиться о себе
8. Может проявить безразличие
9. Способен быть суровым
10. Строгий, но справедливый
III. 11. Может быть искренним
И т.д.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ (КЕЛЛЕРМАНА – ПЛУТЧИКА).
C целью исследования особенностей психологической защиты взрослых использовался "Тест-опросник механизмов психологической защиты ", разработанный Р. Плутчи