Критерии оценки эффективности PR – кампании.

Согласно классической теории коммуникации Гарольда Лассуэла, схема акта коммуникации выглядит так: КТО — сообщает ЧТО — по какому КАНАЛУ — КОМУ — с каким ЭФФЕКТОМ. Для любой из составляющей PR – кампании могут быть разработаны критерии, по которым можно изменить результат PR – действий, но лишь измерение эффектов дает полное действительное представление об эффективности PR. Таким образом, анализ совокупности всех элементов акта коммуникации позволяет провести комплексную оценку эффективности PR.[6]

Структурный элемент Примеры критериев
Кто
  • выбор спикеров
  • цитаты ньюсмейкеров
  • развитие индивидуальности ньюсмейкера
Что
  • тон публикации (позитивная/негативная /нейтральная) частота присутствия «дружественных» ключевых посланий
  • характер информационных поводов
Канал
  • упоминаемость в СМИ
  • характер публикации (аналитическая /фактологическая статья, интервью, рейтинг и пр.)
  • расширение числа каналов
  • создание дополнительных каналов коммуникации (например, учреждение профессиональных ассоциаций, конкурсов и пр.)
Кому
  • расширение целевых аудиторий
  • характер воздействия на целевые аудитории-•число участников мероприятия (к примеру, журналистов, пришедших на пресс-конференцию)
Эффект
  • развитие образа компании
  • динамика посланий и др.

В таблице приведены основные критерии, по которым можно судить эффективность PR- кампании. А наиболее значимым является критерий «упоминаемость в СМИ». При этом следует помнить о том, что критерий имеет и качественное, и количественное измерение, т.е. кроме увеличения количества упоминаний, необходимо заботиться и об их качестве.

Теория коммуникации Гарольда Лассуэла стала и моделью, отражающей структуру PR – процесса, и, собственно, моделью исследования этого процесса, его отдельных элементов, его структуры.

Также Лассуэлом были выделены Разделы исследования коммуникации:

· Анализ управления процессами массовой коммуникации (факторы, открывающие и направляющие акт коммуникации);

· Анализ содержания передаваемых сообщений и статистический анализ упоминаний в СМИ;

· Анализ средств и каналов, через которые передаются сообщения (анализ работы массмедиа). Например, глухому передавать сообщения по телефону не целесообразно, так же как и слепому через компьютерную связь;

· Анализ аудитории (к решению данной задачи привлекаются социологи);

· Анализ «эффекта»

Виды методов оценки PR.

Не смотря на то, что PR- деятельность существует достаточно долгий срок, единой классификации методов оценки эффективности PR- деятельности в настоящее время нет. Но в нескольких методах специалисты в области PR сходятся.

Итак, методы оценки эффективности PR- деятельности:

1) замер числа контактов с материалом, размещенным в СМИ;

2) замеры перемен в уровнях осведомленности о товаре, понимании сущности товара и отношении к нему;

3) замеры воздействия на уровни продаж и прибыли;[7]

Так же один из методов оценки эффективности PR – кампании предложил известный маркетолог Г.Л. Тульчинский. Он советует оценить эффективность при помощи соотношения результата PR – кампании к затратам на PR – кампанию.

Выбор метода оценки PR - деятельности зависит от того, в какой PR – области этот метод будет использоваться - внутрикорпоративный PR или внешний PR.

Если мы говорим о внешнем PR, то следует применять такие методы как:

· Различные виды СМИ,

· PR - акции.

Если речь идет о внутрикорпоративном PR, то организации необходимо использовать инструменты, ориентированные на сотрудников компании - корпоративные или специальные мероприятия, внутренние СМИ, например.

К специальным мероприятиям относят планёрки, тренинги, встречи с руководством, семинары.

К корпоративным мероприятиям относят вечеринки, проведение праздников.

А внутренние СМИ – это газеты, радио, доски объявлений, интранет.

Формула эффективности PR – кампании.

E = l * i

E = Эффективность PR

l = уровень руководства, на котором принимаются решения, относительно PR

i = заинтересованность и время, затрачиваемые представителями данного уровня.

Эффективность коммуникации.

E = q * v

E = Эффективность коммуникации

q = Качество целевой аудитории

v = Ценность сообщения

Охват СМИ.

Охват СМИ = количество контактов со СМИ * Степень их успешности

Объем реально опубликованного материала приближается к объему статьи в оригинале, умноженному на степень редакторских сокращений.

Информативность

I = M * V

I = Информативность

M = распространенность данного СМИ, его тираж, аудитория и популярность

V = объем ПИАР информации о компании в данном СМИ.


Наши рекомендации