Тема 1. Предмет онтологии и ее место в системе философского знания
(2 ч.)
Задача: понять философский смысл проблемы бытия и определить место онтологии в системе философского знания.
Шаг 1. Для того чтобы понять бытие в качестве теоретической проблемы, необходимо, прежде всего, уяснить, какое значение абстракция бытия имеет для жизни человека. Говоря по-другому, необходимо выяснить ее экзистенциальный и практический смысл. Для этого откройте гл.3 учебника под редакцией В.П.Кохановского и прочтите из нее первую часть – «Жизненные корни философский смысл проблемы бытия: античность» (C.125-127). Обратите внимание на связь проблемы бытия с утратой традиционных (мифологических) верований и мотивом преодоления хаоса и обоснования нового – рационального порядка. Подумайте над вопросом, какое значение имеет оппозиция порядка и хаоса для существования человека. Более полный ответ на эти вопросы вы найдете во «Введении в философию» М.К.Мамардашвили (С. 15-24). Обратите внимание на то, как автор определяет сущность человека, и дайте свою интерпретацию следующему положению: «Человек есть искусственное существо, рождаемое не природой, а само-рождаемое через культурно изобретенные устройства» (С.19). Как бы вы определили роль философии в этом самопорождении и самосозидании человека? Объясните смысл утверждения «то, что имеется в виду под бытием в философии, есть самобытие» (С.31).
Шаг 2. Выявляя связь абстракции бытия с существованием человека, вы столкнулись с термином трансценденция. Определите значение этого термина? Для этого прочтите следующую лекцию из «Введения в философию» М.К.Мамардашвили, которая называется «Трансценденция и бытие» (С.24-28). Обратите внимание на такие положения: «человека без трансцендирования нет» (С.27) и «бытие – это то, чего нет без трансцендирования» (С.28). Объясните их смысл.
Следующий вопрос, на который необходимо ответить: как в акте трансцендирования соотносятся мышление и бытие? Наконец, что означает классический принцип тождества бытия и мышления?
Шаг 3. Связав мышление и бытие, мы подошли к постановке «основного вопроса философии». В самом деле, какой вопрос является для мыслящего (трансцендирующего) человека самым важным или основным? На этот счет философы давали различные ответы, в чем вам и предстоит убедиться. Прочтите §2 Введения в учебнике В.Д. Губина (С.10-11), а затем стр. 21-40 из «Введения в философию» М.К.Мамардашвили. В чем, на ваш взгляд, заключается единство сформулированных там вопросов: «почему есть благо, любовь, красота, совесть?», «почему есть порядок, а не хаос?», «почему есть нечто, а ни ничто, многое, а не одно?». Что удивительного в этих вопросах и почему они могут претендовать на статус основных? Как они связаны с природой человека? Каким образом их можно свести к вопросу о соотношении бытия и мышления и в чем состоит сам этот вопрос?
Шаг 4. Теперь необходимо ответить на титульные вопросы темы: что такое бытие и каково место онтологии (метафизики) в системе философского знания? Ответ на первый вопрос вы найдете в гл.4, §1,3 учебника В.Д.Губина (С.129-133, 137-140). Что касается второго вопроса, то для начала следует разобраться со значением самого термина «метафизика». Откройте гл.6 учебника М.Гурины, которая называется «Что такое метафизика?» (С.180-199 или до конца главы) и проследите судьбу этого термина в истории западной философии. Прежде всего, нас интересует аристотелевское понятие метафизики («первой философии»). Подумайте, в каких точках пересекаются метафизика и теология и каковы причины нападок на метафизику со стороны позитивистски ориентированного мышления?
В завершение этого вопроса ознакомьтесь с содержанием лекции М.К.Мамардашвили «Неизбежность метафизики» («Введение в философию». С.109-115). Еще раз ответьте на вопрос, что такое онтология, эпистемология и метафизика. Какое суждение является онтологическим? Почему онтология является «ядром философии»? Подумайте, какой облик может приобрести культура, если из нее исчезнет живое дело философии – мысль о бытии? В завершение вопроса, найдите на стр.125 следующую цитату: «Попробуйте без философии, то есть не сказав ни слова об онтологии, о сугубо теоретических вещах <...>, создать портрет ХХ века. Не получится. Проявится лишь схема преступления». Хорошенько подумайте над этим.
_______________________
Вопросы для размышления:
1. Какой смысл имеет гамлетовский вопрос «быть или не быть?» (ранее сформулированный Парменидом)? Есть ли у человека выбор в решении этого вопроса? И что это за выбор?
2. Для чего человеку необходимы мужество или решимость быть, если он, казалось бы, и так уже существует? В чем может заключаться и в чем проявляется его тяга к бытию?
3. Как эта тяга связана с природой человека? В каком смысле онтология (метафизика) есть человеческое дело? Почему она вновь актуальна сегодня? Согласны ли вы с утверждением, что онтология – свежий воздух философии?